Тема 1. Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

КОД В.3.5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

 

Направление подготовки080100.62/38.03.01 «Экономика»

 

Профиль подготовки – «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр»

 

Форма обучения – Очная, заочная

 

Пермь


Рабочая программа дисциплины (РПД) «Экономическая безопасность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Экономика (квалификация «бакалавр»)», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

 

 

РПД рассмотрена на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики (протокол от 15.04.2015, № 5).

РПД принята на заседании Ученого совета НОУ ВПО «ЗУИЭП» (протокол от 16.04.2015, № 4).

РПД утверждена ректором (приказ от 24.04.2015, № 60-ОД).

 


Рабочая программа дисциплины «Экономическая безопасность»

 

Составитель:

 

ст.преподаватель А.К. Копытин

 

Рецензент:

к.э.н., заведующая кафедрой торгового дела

Пермского института (филиал) ФГБОУ

ВПО Российский экономический

университет им. Г.В. Плеханова Е.В. Лукашина

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины.......................................................................................................... 5

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы................................................. 5

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................................................................... 5

4. Структура и содержание дисциплины........................................................................................ 7

4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и на самостоятельную работу обучающихся...................................................................................................................... 7

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.................................................... 8

4.3. Содержание разделов дисциплины...................................................................................... 9

4.4. Содержание семинарских, практических занятий или лабораторных работ................ 10

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине............................................................................................................................................................ 15

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.................................. 24

7.1.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины........................................................................................................................................................ 24

7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины................................................................................................................. 27

7.3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.......................... 27

7.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем...................................................................................................................... 28

8. Описание материально-технической базы, необходимой для образовательного процесса по дисциплине............................................................................................................................................................ 28

 


1. Цели и задачи дисциплины

Цели изучения дисциплины «Экономическая безопасность» формирование у будущих бакалавров теоретических и практических навыков в области обеспечения экономической безопасности компании, при осуществлении предпринимательской деятельности, управлении персоналом и принятии управленческих решений.

Предметом изучения дисциплины является процесс сбора и анализа информации об угрозах предпринимательской деятельности с целью принятия обоснованных управленческих решений в финансовой и иных сферах деятельности, а также роль в указанном процессе службы экономической безопасности предприятия.

Задачи изучения дисциплины:

- дать студентам знания сущности экономической безопасности компании;

- сформировать углубленное представление об основных направлениях обеспечения экономической безопасности;

- познакомить студентов с организационными аспектами обеспечения экономической безопасности.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономическая безопасность» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана ОП ВО по направлению подготовки «Экономика» профилей «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Изучаемый курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономическая теория», «Корпоративные финансы», «Экономика организаций», «Бухгалтерский финансовый учёт и аудит» и др.

Знания, полученные при изучении курса «Экономическая безопасность», незаменимы в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, как на уровне принятия управленческих решений, так и в повседневной жизни каждого человека.

Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как «Налоги и налогообложение», «Финансовое право», «Налоговое право» и др.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО изучение дисциплины «Экономическая безопасность» направлено на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра по направлению «Экономика».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

· способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

 

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

 

В результате изучения дисциплины студент

Знать:

· закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

· основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

· теоретические основы выявления и анализа угроз экономической безопасности компании;

уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

· прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;

· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

· организовывать выполнение конкретного порученного этапа работы;

· организовывать работу малого коллектива, рабочей группы;

· анализировать угрозы экономической безопасности и принимать управленческие решения с учётом такого анализа;

владеть:

· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

· навыками аналитической работы и постановки задач службам предприятия при принятии управленческих решений при выявлении угроз экономической безопасности.


 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и на самостоятельную работу обучающихся

 

Форма обучения – очная 4 года, заочная 5 лет

Общая трудоемкость дисциплины составляет пять зачетных единиц, 180 часов.

 

 

Вид учебной работы очная форма обучения заочная форма обучения
количество часов З.е. количество часов З.е.
Всего часов на дисциплину
Контактная (аудиторная работа) 2,00 0,44
- занятия лекционного типа, в т.ч. 0,83 0,17
лекции (лекции-презентации) 0,83    
семинарские и практические занятия, всего, в т.ч. 1,17 0,28
семинарские занятия 0,33    
практические занятия 0,83    
- занятия в интерактивной форме 0,06    
- консультации 0,06    
Самостоятельная работа 3,00 4,56
в т.ч.контактная работа (консультации) 0,03 0,06
проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной, научной и нормативной литературы) 0,58 0,89
подготовка к крулому столу 0,67 1,17
подготовка докладов-презентаций 0,83 1,22
разбор ситуаций, решение задач 0,89 1,22
Текущий контроль     контрольное задание  
Промежуточный контроль экзамен   зачет  

 

 


4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

Разделы и темы Общая трудоемкость занятия лекционного типа занятия семинарского типа Самостоятельная работа в т.ч.контпктная работа
  Очная форма обучения          
Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности  
Основные направления обеспечения экономической безопасности.  
Организационные аспекты обеспечения экономической безопасности фирмы.  
Экономические преступления и мошенничество  
Личная безопасность сотрудников и руководителей предприятия.  
Техническое и программное обеспечение экономической безопасности предприятия  
Корпоративные конфликты  
Криминальные сообщества, недобросовестная конкуренция и экономическая безопасность  
Правовые основы использования полиграфа
  Итого
  Заочная форма обучения          
Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности 0,5   18,5  
Основные направления обеспечения экономической безопасности. 0,5   19,5  
Организационные аспекты обеспечения экономической безопасности фирмы. 0,5   24,5  
Экономические преступления и мошенничество 1,5 18,5  
Личная безопасность сотрудников и руководителей предприятия. 0,5   15,5  
Техническое и программное обеспечение экономической безопасности предприятия 0,5   18,5  
Корпоративные конфликты 0,5   16,5  
Криминальные сообщества, недобросовестная конкуренция и экономическая безопасность 0,5 15,5  
Правовые основы использования полиграфа
  Итого

 

4.3. Содержание разделов дисциплины

 

Содержание семинарских, практических занятий или лабораторных работ

 

Семинарское занятие предполагает заслушивание докладов (презентаций), разбор ситуаций, а также тестирование студентов.

Задача 1

 

Предприятие, где Вы являетесь финансовым руководителем, собирается:

а) взять заём, подходящие условия, которого предлагают два коммерческих банка;

б) заключить договоры поставки с отсрочкой платежа для новых деловых партнёров, ранее с которыми не работали.(2 потенциальных партнёра);

в) вложить часть денежных средств в ценные бумаги (акции, либо облигации), другого предприятия (2 предприятия).

Вам необходимо принять решение (выбрать один вариант в каждом случае). На основании каких данных Вы будете принимать решение, какую информацию запросите у службы экономической безопасности Вашего предприятия в каждом из трёх вышеуказанных случаев?

 

Задача 2

 

Акции ОАО распределены следующим образом:

Ø 20% - генеральный директору предприятия,

Ø 20% - заместитель генерального директора,

Ø 35% - трудовой коллектив (из них 15% бывшие работники предприятия либо их наследники),

Ø 20% - компания, аффилированная генеральному директору,

Ø 5% - распылены на рынке (сторонние держатели акций).

А) Какой пакет акций, по вашему мнению, достаточен для осуществления «гринмейла»? Для обеспечения смены управления и захвата предприятия? Почему?

Б) Появилась информация о том, что ООО «Трейд» начало скупку акция у бывших работников предприятия, а также у трудового коллектива с целью «гринмейла» или захвата предприятия. Ваши действия как финансового руководителя ОАО. Что может предпринять общество?

В) Не смотря на предпринятые меры, ООО «Трейд» приобрело 15 % акций предприятия и акции распределились следующим образом:

20% - генеральный директор предприятия,

20% - заместитель генерального директора,

20% - компания, аффилированная генеральному директору,

30% - ООО «Трейд»,

10% - трудовой коллектив предприятия.

Каковы будут Ваши дальнейшие действия в этом случае?

 

Задача 3

 

Составьте анкету (максимум 15 пунктов) для заполнения кадровым работником предприятия при проведении собеседования с кандидатом на замещение вакантных должностей в Вашей компании. Анкета в дальнейшем будет передаваться в службу экономической безопасности для проверки кандидата.

 

Задача 4

После проведения внутреннего аудита в торговой компании, осуществляющей оптовую реализацию продуктов питания, аудиторами выявлено:

-за последние 3 месяца резкое возрастание просрочек платежей дебиторов по 2 торговым представителям;

-наличие недостачи на складе готовой продукции по одному из видов продукции;

-нарушение сплошной нумерации накладных и счетов фактур.

Что необходимо предпринять с целью, выявления злоупотреблений работников, установления лиц злоупотребивших своими должностными полномочиями и возмещения ущерба?

Задача 5

Вы – финансовый руководитель компании. В связи с обострением конкуренции на рынке, а также увеличением финансовых потерь Вам необходимо переработать и создать новую структуру службы экономической безопасности:

а) банка,

б) производственно-торговой компании.

Опишите структуру (в виде схемы), отразите связи подчинения в ней (кому подчиняется начальник СБ, сколько отделов, что входит в функции каждого отдела, кому подчиняется отдел).

 

Задача 6

 

В связи с открытием нескольких складов на периферии, которые будут вспомогательными по отношению к основному складу, товарооборот будет осуществляться следующим образом: товар от поставщиков поступает на основной склад, после чего развозится экспедиторами на вспомогательные склады, откуда отгружается дебиторам (как правило, самовывозом).

Какие меры безопасности регламенты безопасности и процедуры безопасности необходимы для предотвращения потерь (хищений)? Подробно опишите, в чём они заключаются.

 

1. Назначенный собственником финансовый менеджер фирмы неэффективно с позиции собственника управляет финансами.

Задание:

- охарактеризуйте оценочные показатели работы менеджера;

- сформулируйте мероприятия, позволяющие взять ситуацию под контроль;

- оцените их эффективность.

 

2. Охраной отмечены случаи воровства рабочими слесарного инструмента. Руководство цеха не подтверждает случаи хищения.

Задание:

- определить причины возникшей ситуации;

- сформулировать оценочные показатели диагностики ситуации;

- разработать мероприятия, исключающие возможность повторения

ситуации.

 

3. Работник получил травму, выполняя указание руководителя.

Задание:

- оценить ситуацию, назвав причины и виновных лиц;

- сформулировать мероприятия, исключающие возможность повторения ситуации.

 

4. Работник в грубой форме отреагировал на замечание руководителя в связи с опозданием на работу. Свидетелей не было.

Задание:

- оценить ситуацию, назвав причины;

- предложить тактику действий руководителя;

- сформулировать мероприятия, исключающие повторение подобных ситуаций.

 

5. Руководитель предложил работнику оплачивать его труд «в конверте».

Задание:

- оцените ситуацию, назвав причины и последствия;

- предложите тактику действий работника.

 

6. Охранник учинил обыск работницы на предмет возможного хищения ею материальных ценностей фирмы, чем вызвал ее бурную реакцию.

Задание:

- оцените ситуацию, дав правовую оценку действий сторон,

- назовите причины;

- сформулируйте мероприятия, исключающие повторение подобных ситуаций.

 

7. Вам как руководителю службы управления персоналом предложено директором разработать мероприятия, повышающие уровень производственной дисциплины на предприятии.

Задание:

- сформулируйте алгоритм Ваших действий;

- определите оценочные показатели;

- оцените условный социальный и экономический эффект Ваших мероприятий.

 

8. Вы как руководитель службы управления персоналом включены в состав комиссии по разработке программы экономической безопасности предприятия.

Задание:

- определите возможные кадровые риски;

- оцените вероятность этих рисков;

- разработайте мероприятия, снижающие вероятность кадровых рисков.

 

9. Рабочие-станочники устраиваются на работу на завод, проходят производственное обучение, получают квалификационный разряд и увольняются с предприятия в течение года.

Задание:

- оценить ситуацию, выявить причины и возможный ущерб;

- разработать мероприятия, обеспечивающие закрепление рабочих на предприятии.

 

10. Работник, допущенный к работе с конфиденциальной информацией, заявил о своем увольнении.

Задание:

- оценить ситуацию и возможный ущерб для фирмы;

- сформулировать мероприятия для нейтрализации ущерба.

 

11. Руководством фирмы утвержден перечень документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Задание:

- предложите организационные мероприятия, обеспечивающие безопасный оборот подобных документов.

 

12. Работник уличен в утрате документа, содержащего конфиденциальную информацию.

Задание:

- предложите методику оценки возможного ущерба;

- разработайте первоочередные мероприятия по факту утраты.

 

13. Руководство фирмы, реализуя стратегию развития, поставило перед Вами как руководителем кадровой службы задачу – минимизировать кадровые риски.

Задание:

- сформулировать кадровые риски;

- предложить показатели и методики, обеспечивающие возможность прогнозирования кадровых рисков.

 

14. Организация работает с информацией, составляющей государственную тайну, и информацией, являющейся коммерческой тайной.

Задание:

- дать сравнительную характеристику государственной и коммерческой тайны;

- предложить мероприятия по защите как государственной, так и коммерческой тайны.

 

15. Работник обратился в суд по поводу нарушения сотрудниками отдела кадров предприятия его права на защиту персональной информации (зафиксирована утечка сведений персонального характера).

Задание:

- оценить ситуацию, определить виновных и причины;

- разработать меры по предотвращению подобных ситуаций.

 

16. На предприятии широко используются информационные технологии. Для обеспечения информационной безопасности кадровой службе предложено разработать комплекс организационных мероприятий.

Задание:

- сформулировать концепцию;

- определить основные задачи;

- сформулировать первоочередные меры.

 

17. Для разработки программы экономической безопасности необходимо иметь по возможности полную информацию об угрозах, рисках, ущербе.

Задание:

- дайте определения угрозы, риска;

- охарактеризуйте основные методики оценки угроз и рисков;

- приведите методику оценки ущерба.

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Освоение учебного материала строится на основе сочетания лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов по рекомендуемой литературе.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий, интерактивных форм с применением наглядного сопровождения изложения материала на основе электронных презентаций.

Использование активных форм и принципов проблемного обучения с созданием и разбором проблемных задач и ситуаций, связанных с изучением экономической безопасности, направлено на развитие у студентов умения самостоятельно выявлять наиболее рациональные способы потребления фиксированной информации.

Использование технологий коллективного способа обучения базируется на активной работе студентов с учебной и учебно-методической литературой на основе коммуникаций, где главным звеном выступают сами учащиеся.

Проведение семинарских занятий предусматривает обсуждение дискуссионных вопросов теории экономической безопасности, разбор конкретных ситуаций; получение студентами самостоятельно информации на интернет-сайтах по заданию преподавателя, её обобщение, анализ и представление в виде докладов, рефератов, сообщений.

Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Самостоятельная работа по дисциплине «Экономическая безопасность» заключается в изучении законодательной базы, а также рекомендуемой литературы.

Значительных самостоятельных усилий потребует выполнение контрольного задания, предполагающего работу с литературой и практического (решение задач) применения теоретических материалов.

 

Виды самостоятельной работы студентов

№№ Темы Виды самостоятельной работы Рекомендуемые формы контроля самостоятельной работы студентов
Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности Конспектирование, участие в работе семинаров, решение тестовых заданий выборочная проверка во время аудиторных занятий, представление рефератов, тестирование
Основные направления обеспечения экономической безопасности. Конспектирование, участие в работе семинаров Выборочная проверка во время аудиторных занятий, обзор литературы, представление рефератов
Организационные аспекты обеспечения экономической безопасности фирмы. Конспектирование решение тестовых заданий Выборочная проверка во время аудиторных занятий, тестирование
Экономические преступления и мошенничество Конспектирование, участие в работе семинаров Выборочная проверка во время аудиторных занятий, представление рефератов
Личная безопасность сотрудников и руководителей предприятия. Конспектирование Выборочная проверка во время аудиторных занятий, обзор литературы
Техническое и программное обеспечение экономической безопасности предприятия Конспектирование, участие в работе семинаров решение тестовых заданий Выборочная проверка во время аудиторных занятий, представление рефератов, тестирование
Корпоративные конфликты Конспектирование, участие в работе семинаров, решение тестовых заданий Выборочная проверка во время аудиторных занятий, представление рефератов
Криминальные сообщества, недобросовестная конкуренция и экономическая безопасность Конспектирование, участие в работе семинаров решение тестовых заданий, задач Выборочная проверка во время аудиторных занятий, обзор литературы
Правовые основы использования полиграфа Конспектирование, участие в работе семинаров Выборочная проверка во время аудиторных занятий, обзор литературы

 

Задания для самоконтроля

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

Модуль 1

1.Сущность понятий «защита», «безопасность».

2.Характеристика экономической безопасности.

3.Политика безопасности и концепция безопасности как базовые понятия государства и бизнеса.

4.Структура и бюджет программы экономической безопасности предприятия.

5.Нормативное обеспечение экономической безопасности предприятия.

6.Институт тайн: общие понятия, виды тайн.

7.Коммерческая тайна: сущность, признаки.

Модуль 2

1.Кадровые риски: природа, виды.

2.Методы управления рисками.

3.Методы защиты материальных активов.

4.Методы защиты нематериальных активов.

5.Организация документооборота конфиденциальной информации.

6.Организация информационной безопасности предприятия.

7.Работа с персональной информацией.

Модуль 3

1.Характеристика и особенности отклоняющихся видов поведения персонала.

2.Правовая база управления поведением персонала.

3.Портрет нарушителя.

4.Характеристика групп риска.

5.Методы управления поведением персонала.

6.Организация взаимодействия служб безопасности и управления персоналом.

7.Кадровый аудит.

8.Социальный мониторинг безопасности организации.

 

Примерный перечень тем контрольных заданий/докладов-презентаций

 

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

  1. Понятие экономической безопасности.
  2. Характеристика направлений экономической безопасности.
  3. Показатели и критерии экономической безопасности (страны, организации).
  4. Правовая база экономической безопасности организации.
  5. Структура программы экономической безопасности организации.
  6. Характеристика института тайн.
  7. Особенности обеспечения коммерческой тайны на предприятии.
  8. Понятие, классификация, особенности кадровых рисков.
  9. Риски найма и продвижения персонала.
  10. Экономическая преступность в организации.
  11. Социально-экономическая характеристика противоправных финансово-хозяйственных операций.
  12. Обнаружение и нейтрализация мошеннических операций.
  13. Организация материальной ответственности персонала.
  14. Методы защиты нематериальных активов организации.
  15. Нормативное обеспечение информационной безопасности.
  16. Методы защиты информационных ресурсов в работе с персоналом.
  17. Документооборот конфиденциальной информации.
  18. Функции служб в обеспечении экономической безопасности организации.
  19. Оценка эффективности мер по обеспечению экономической безопасности организации.
  20. Безопасность межличностных коммуникаций.

 

Вопросы к экзамену (зачету)

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

  1. Понятие экономической безопасности фирмы.
  2. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности фирмы.
  3. Элементы экономической безопасности фирмы.
  4. Основные направления обеспечения экономической безопасности фирмы.
  5. Финансовая безопасность и безопасность кредитной политики.
  6. Безопасность договорных отношений,
  7. Информационная безопасность и защита коммерческой тайны.
  8. Обеспечение безопасности имущества. Понятие и цели обеспечения личной безопасности сотрудников.
  9. Кадровая безопасность как направление обеспечения экономической безопасности.
  10. Служба экономической безопасности и проверка контрагентов, кредиторов, заёмщиков: цели, содержание, источники информации.
  11. Злоупотребления и нарушения, подпадающие по мошенничество (хищение) Наиболее типичные способы хищения со стороны работников предприятия.
  12. Методы и технические средства - угрозы информационной безопасности предприятия.
  13. Понятие и виды корпоративных конфликтов.
  14. Понятие и порядок осуществления корпоративного шантажа (гринмэйла) и враждебных поглощений.
  15. Способы защиты от недружественных поглощений и корпоративного шантажа.
  16. Особенности корпоративных конфликтов предприятий малого и среднего бизнеса.
  17. Понятие "крыши" бизнеса. Наиболее криминальные отрасли экономики.
  18. Понятие недобросовестной конкуренции. Способы защиты прав предпринимателя.
  19. Полиграф ("детектор лжи"): использование в интересах коммерческой безопасности.

Промежуточный контроль: зачет (экзамен) осуществляется в устной форме (ответы на вопросы) или тестирование.

Примерные тесты по дисциплине «Экономическая безопасность»

Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.

Вариант 1

1. Безопасность – это:

1.1.Минимизация рисков

1.2.Защищенность от угроз

1.3.Компенсация ущерба.

2. Угроза – это:

2.1.Вероятность ущерба

2.2.Опасность

2.3.Совокупность неблагоприятных факторов.

3. Конфиденциальность – это:

3.1.Условие защиты коммерческой тайны

3.2.Форма проявления коммерческой тайны

3.3.Секретность информации.

4. Коммерческая тайна – это:

4.1.Информация, имеющая рыночную стоимость

4.2.Конфиденциальная информация коммерческой организации

4.3.Защищаемая ценная информация коммерческой организации.

5. Интеллектуальная собственность – это:

5.1.Нематериальные активы организации

5.2.Исключительное право лица на результаты интеллектуальной

деятельности

5.3.Патенты и авторские права.

6. Оптимальный размер затрат на охрану коммерческой тайны:

6.1. 5% к себестоимости продукции

6.2. 15%

6.3. 25%

7. Допустимые значения коэффициента абсолютной ликвидности:

7.1. 0.1-0.2

7.2. 0.2-0.5

7.3. 0.5-0.7

8. Степень риска оценивается с использованием методик:

8.1.SWOT -анализа

8.2.Шеррингтона

8.3.Лоренца.

9. Для собирания доказательств по факту нарушения хозяйственной деятельности используются приемы:

9.1.АХД

9.2.Ревизия

9.3.Экспертиза.

10. При интеллектуальном подлоге:

10.1.В подлинный документ вносятся изменения

10.2.В подлинном документе сведения не соответствуют фактическим

10.3.Документ заменяется новым.

11. Проверка персональной информации при найме на работу в открытые организации:

11.1.Проводится без согласия работника

11.2.Проводится с письменного согласия работника

11.3.Проводится по указанию органов МВД.

12. Треугольник мошенничества – это:

12.1.Характеристика субъектов мошенничества

12.2.Перечень признаков мошенничества

12.3.Оценка условий мошенничества.

13. Сговор в трудовых отношениях оценивается как:

13.1.Форма уголовно-наказуемых отношений

13.2.Форма девиантных отношений

13.3.Форма деликвентных отношений.

14. Право воздействовать на поведение других людей определяется как:

14.1.Ответственность

14.2.Власть

14.3.Полномочия.

15. Характер неформальных отношений в коллективе определяют:

15.1.Руководитель

15.2.Работники

15.3.Профсоюз.

16. Управление социальными инновациями направлено на:

16.1.Изменение оплаты труда

16.2.Изменение квалификации работников

16.3.Изменение отношений в коллективе.

17. Оптимальное значение коэффициента текучести:

17.1. 2%

17.2. 5%

17.3. 10%

18



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.03 с.)