Кооперативное поведение фирм на отраслевом рынке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кооперативное поведение фирм на отраслевом рынке



Кооперативное поведение фирм на отраслевом рынке

Существует множество подходов, претендующих на объективное отражение природы фирмы. Обычно выделяют производственно-технологический, институциональный и стратегический подходы к исследованию природы фирмы. Стратегический подход к исследованию природы фирмы предполагает учет ее активного воздействия на рыночные отношения. Цели стратегий фирм могут быть самые разнообразные.

Считается, что стратегическое поведение свойственно только активным фирмам1, действующим преимущественно на несовершенных рынках. Поскольку в условиях свободной конкуренции число в отрасли столь велико фирма, а рыночная доля незначительна, поскольку отдельная фирма не способна воздействовать на его структуру, а, следовательно, и на поведение конкурентов. С появлением крупных, активных фирм, их влияние постепенно усиливается.

существуют модели, в которых учитывается тот факт, что лидер вначале назначает объем выпуска или цену, а затем последователи (фирмы - аутсайдеры) следуют в фарватере этих параметров. В результате появилась следующая классификационная таблица2 возможных некооперативных стратегий поведения фирм.


Таблица 6.1.

  Стратегическая переменная
Объем продаж Цена
Последователь-ность принятия решения Одновременно Модель Курно Модель Бертрана
Последовательно Модель Штаккельберга Модель Форхаймера

 


В качестве некооперативной модели поведения рассматривают так же деятельность компаний, содержащих естественно монопольное звено. Поэтому перед рассмотрением кооперативных моделей поведения, разбираются особенности рынка с естественной монополией.

Первый подход предполагает рассмотрение фирмы как некоего «черного ящика», внутри которого фирменный механизм перераспределения ресурсов фактически выводится за переделы экономического анализа. Одной из неявных попыток исследовать внутрифирменный механизм компании в рамках этого подхода стала изучение поведения монополии на отраслевом рынке. Здесь весь отраслевой рынок обеспечивается одним производителем, предложение которого покрывает спрос всего круга потребителей. Однако собственно внутрифирменный механизм перераспределения ресурсов производственно-технологический подход к природе фирмы не предполагает.

Институциональный подход исходит из того, что необходимо снять завесу таинственности с внутрифирменного механизма и что он должен стать объектом исследования. Исходная позиция состоит в том, что природа фирмы представляется как совокупность отношений, складывающихся между собственниками факторов производства и готовой продукции, а также между работниками и управляющими. Иногда эти отношения закрепляются формальными договорами3 или контрактами. Причем фирма представляет собой совокупность внутренних и внешних контрактов. Затраты на выполнение первых контрактов называются транзакционными издержками, вторые – издержками по контролю.

Институциональный подход к исследованию природы фирмы, с одной стороны, что следует исследовать внутрифирменный механизм перераспределения ресурсов, что это не тайна. С другой стороны, обратил внимание исследователей на то, что и рыночные, и внутрифирменные отношения – суть два момента товарной организации рынка, которые не существуют друг без друга. Однако, институционалисты отношения и внутри фирмы, и за ее пределами представляли как контрактные, с той разницей, что одни устанавливаются внутри фирмы, а другие – в условиях неопределенности в сфере транзакционных взаимоотношений. Позднее представители данного направления посредством использования вертикально интегрированных способов установления контроля над другими агентами рынка наметили путь к постепенному вкраплению и распространению в отраслевой рыночный механизм перераспределения ресурсов внутрифирменных властных отношения отдельных, агрессивно активных субъектов рынка, обладающих рыночной властью. Некоторые из них способны не только не желают подчиняться сложившемуся механизму отраслевого рынка, но и сами стремятся формировать их. Отраслевой рыночный механизм ощущает на себе ежеминутное стратегическое воздействие со стороны активных фирм. Поэтому, для активных фирм, видимо, в большей мере подходит стратегическая концепция фирмы.

Цель жизнедеятельности фирмы в рамках этой концепции реализуется в ее стратегии. Последняя, представляет собой сознательное, целе­направленное поведение фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Формируя те или иные стратегии, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурен­тов. Для активной фирмы, действующей на отраслевом рынке, небезразлично, какая технология преобладает у конкурентов, какие объемы выпуска они могут обеспечить, результатами каких исследований и разработок обладают конкуренты, какие кадрами высшей квалификации они располагают.

Стратегический подход к исследованию природы фирмы предполагает, что она становится активным участником формирования отраслевой, микроэконо­мической, а зачастую и макроэкономической, политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и коли­чество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчика­ми, рекламная компания, инновационная деятельность фирмы, исследования и разработки, инвестирование программ, курс котировок акций компании, - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, на базе которых компания реализует стоящие перед ней цели. Но их успешная реализация, всякий раз доказывает, что фирма сделала новый прорыв на отраслевой рынок.

Итак, большинство фирм, остающихся в традиционном положении на отраслевом рынке в качестве пассивного субъекта воздействия внешней среды, (прежде всего, сложившейся отраслевой структуры, концентрации продавцов и покупателей, дифференциации продукта, сложившихся нестратегических барьеров) ведут себя традиционно. Для таких фирм справедливым в поведении признается только возможность реагирования на изменения в технологии или установившиеся контрактные отношения, господствующих в отрасли. Для анализа природы пассивных фирм могут с разным успехом использоваться разные концепции природы фирмы.

Для активных субъектов рынка, способных оказывать воздействие на структуры отраслевого рынка, дифференциацию продукта, возводить барьеры для конкурентов, характерно стратегическое поведение на отраслевом рынке целесообразно опираться на стратегическую концепцию фирмы.

 

Х-неэффективность

 

 

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен

На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль. Конкурентная политика: недискреционный и дискреционный подходы. Большинство экономистов полагает, что предоставленный самому себе рынок не в состоянии справиться с тенденцией к монополизации и поэтому со стороны государства требуется проведение конкурентной политики.

Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

Поясним введенные понятия.

Слияние есть объединение двух и более фирм в одну на основе их взаимного добровольного соглашения.

Поглощение есть приобретение одной фирмой другой без согласия приобретаемой фирмы.

Антиконкурентная практика есть действия, приводящие к существенному ограничению или уничтожению конкуренции на рынке.

Наиболее известными примерами антиконкурентной практики являются исключительное дилерство, отказ в поставке и связанные продажи.

Исключительное дилерство – практика заключения со сбытовыми предприятиями контрактов, оговаривающих, что эти предприятия будут торговать только продукцией данного производителя в ущерб другим конкурентам последнего.

Отказ в поставке – намеренный отказ в поставке продукции заказчикам с целью обеспечения исключительных торговых связей, соглашений о связанных продажах.

Связанные продажи – практика ограничения торговли, при которой поставщик требует, чтобы покупатель продукта (связывающее благо) купил еще один или несколько продуктов (связываемые блага) у того же продавца.

Конкурентная политика состоит, главным образом, в контроле над структурой рынка и поведением фирм на рынке, а также, иногда в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установления предельных цен в случае естественных монополий).

Есть два основных подхода к контролю над структурой рынка и поведением на рынке – недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании приемлемых стандартов рыночной структуры и поведения на рынке и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает:

а) установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20%) в целях ограничения и недопущения возникновения монополизма. Так, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединенной группы поставщиков сверх допустимого предела;

б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (типа картелей);

в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например, исключительного дилерства, отказа в поставке и т.д.;

Дискреционный подход носит более прагматический характер. Он допускает, что высокий уровень концентрации продавцов и определенные соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к ее снижению. Сущность этого подхода заключается в том, что каждый случай необходимо оценить с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, соглашения, ограничивающие торговлю и им подобные, расцениваются в зависимости от их возможных потерь и выгод. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

В США в основном применяется недискреционный подход; в Великобритании, напротив, используется дискреционный подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

Правовая основа конкурентной политики в России. Правовой основой конкурентной политики в России служит, прежде всего, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон был принят еще в 1991 г., в 1995 г. в него были внесены существенные поправки. Закон преследует две основные цели:

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В законе подробно обозначены виды монополистической деятельности. Среди них:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

К таковому, в частности, могут быть отнесены:

- изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при внесении в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно высоких (низких) цен.

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

В соответствии с Законом могут быть признаны недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения могут касаться:

установления (поддержания) цен (см вставку 6.2);

- раздела рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;

- ограничения доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.

 

В частности, органам власти и управления запрещается:

- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности (за исключением случаев, установленных

законодательством РФ);

- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона РФ в другой;

- давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров;

- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Нарушения условий справедливой конкуренции со стороны властей весьма типичны для России. В этом можно было убедиться и на частных примерах возводимых административных барьеров (см. глава, вставка 5.4). Более полную картину нарушений дает «Обзор российской экономики за 1999 год» Института экономики переходного периода (см. вставку 6.3).

Антимонопольные органы РФ состоят из федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Министерства по антимонопольной политике) и территориальных органов. К основным задачи федерального органа относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган вправе:

- давать хозяйствующим субъектам и органам власти обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

- принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства;

- обращаться в суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства;

- устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением акций в уставном капитале коммерческих орга-

 

низаций. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций.

О масштабах и динамике деятельности по монополизации товарных рынков, а также о противодействии ей МАП РФ можно судить по данным за период 1997-1999 гг. (см. вставку 6.4).

 

Кооперативное поведение фирм на отраслевом рынке

Существует множество подходов, претендующих на объективное отражение природы фирмы. Обычно выделяют производственно-технологический, институциональный и стратегический подходы к исследованию природы фирмы. Стратегический подход к исследованию природы фирмы предполагает учет ее активного воздействия на рыночные отношения. Цели стратегий фирм могут быть самые разнообразные.

Считается, что стратегическое поведение свойственно только активным фирмам1, действующим преимущественно на несовершенных рынках. Поскольку в условиях свободной конкуренции число в отрасли столь велико фирма, а рыночная доля незначительна, поскольку отдельная фирма не способна воздействовать на его структуру, а, следовательно, и на поведение конкурентов. С появлением крупных, активных фирм, их влияние постепенно усиливается.

существуют модели, в которых учитывается тот факт, что лидер вначале назначает объем выпуска или цену, а затем последователи (фирмы - аутсайдеры) следуют в фарватере этих параметров. В результате появилась следующая классификационная таблица2 возможных некооперативных стратегий поведения фирм.


Таблица 6.1.

  Стратегическая переменная
Объем продаж Цена
Последователь-ность принятия решения Одновременно Модель Курно Модель Бертрана
Последовательно Модель Штаккельберга Модель Форхаймера

 


В качестве некооперативной модели поведения рассматривают так же деятельность компаний, содержащих естественно монопольное звено. Поэтому перед рассмотрением кооперативных моделей поведения, разбираются особенности рынка с естественной монополией.

Первый подход предполагает рассмотрение фирмы как некоего «черного ящика», внутри которого фирменный механизм перераспределения ресурсов фактически выводится за переделы экономического анализа. Одной из неявных попыток исследовать внутрифирменный механизм компании в рамках этого подхода стала изучение поведения монополии на отраслевом рынке. Здесь весь отраслевой рынок обеспечивается одним производителем, предложение которого покрывает спрос всего круга потребителей. Однако собственно внутрифирменный механизм перераспределения ресурсов производственно-технологический подход к природе фирмы не предполагает.

Институциональный подход исходит из того, что необходимо снять завесу таинственности с внутрифирменного механизма и что он должен стать объектом исследования. Исходная позиция состоит в том, что природа фирмы представляется как совокупность отношений, складывающихся между собственниками факторов производства и готовой продукции, а также между работниками и управляющими. Иногда эти отношения закрепляются формальными договорами3 или контрактами. Причем фирма представляет собой совокупность внутренних и внешних контрактов. Затраты на выполнение первых контрактов называются транзакционными издержками, вторые – издержками по контролю.

Институциональный подход к исследованию природы фирмы, с одной стороны, что следует исследовать внутрифирменный механизм перераспределения ресурсов, что это не тайна. С другой стороны, обратил внимание исследователей на то, что и рыночные, и внутрифирменные отношения – суть два момента товарной организации рынка, которые не существуют друг без друга. Однако, институционалисты отношения и внутри фирмы, и за ее пределами представляли как контрактные, с той разницей, что одни устанавливаются внутри фирмы, а другие – в условиях неопределенности в сфере транзакционных взаимоотношений. Позднее представители данного направления посредством использования вертикально интегрированных способов установления контроля над другими агентами рынка наметили путь к постепенному вкраплению и распространению в отраслевой рыночный механизм перераспределения ресурсов внутрифирменных властных отношения отдельных, агрессивно активных субъектов рынка, обладающих рыночной властью. Некоторые из них способны не только не желают подчиняться сложившемуся механизму отраслевого рынка, но и сами стремятся формировать их. Отраслевой рыночный механизм ощущает на себе ежеминутное стратегическое воздействие со стороны активных фирм. Поэтому, для активных фирм, видимо, в большей мере подходит стратегическая концепция фирмы.

Цель жизнедеятельности фирмы в рамках этой концепции реализуется в ее стратегии. Последняя, представляет собой сознательное, целе­направленное поведение фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Формируя те или иные стратегии, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурен­тов. Для активной фирмы, действующей на отраслевом рынке, небезразлично, какая технология преобладает у конкурентов, какие объемы выпуска они могут обеспечить, результатами каких исследований и разработок обладают конкуренты, какие кадрами высшей квалификации они располагают.

Стратегический подход к исследованию природы фирмы предполагает, что она становится активным участником формирования отраслевой, микроэконо­мической, а зачастую и макроэкономической, политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и коли­чество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчика­ми, рекламная компания, инновационная деятельность фирмы, исследования и разработки, инвестирование программ, курс котировок акций компании, - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, на базе которых компания реализует стоящие перед ней цели. Но их успешная реализация, всякий раз доказывает, что фирма сделала новый прорыв на отраслевой рынок.

Итак, большинство фирм, остающихся в традиционном положении на отраслевом рынке в качестве пассивного субъекта воздействия внешней среды, (прежде всего, сложившейся отраслевой структуры, концентрации продавцов и покупателей, дифференциации продукта, сложившихся нестратегических барьеров) ведут себя традиционно. Для таких фирм справедливым в поведении признается только возможность реагирования на изменения в технологии или установившиеся контрактные отношения, господствующих в отрасли. Для анализа природы пассивных фирм могут с разным успехом использоваться разные концепции природы фирмы.

Для активных субъектов рынка, способных оказывать воздействие на структуры отраслевого рынка, дифференциацию продукта, возводить барьеры для конкурентов, характерно стратегическое поведение на отраслевом рынке целесообразно опираться на стратегическую концепцию фирмы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.043 с.)