Государственное регулирование отраслевых рынков.Государственная конкурентная политика.Государственное антимонопольное регулирвоание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование отраслевых рынков.Государственная конкурентная политика.Государственное антимонопольное регулирвоание



Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен

На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль. Конкурентная политика: недискреционный и дискреционный подходы. Большинство экономистов полагает, что предоставленный самому себе рынок не в состоянии справиться с тенденцией к монополизации и поэтому со стороны государства требуется проведение конкурентной политики.

Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

Поясним введенные понятия.

Слияние есть объединение двух и более фирм в одну на основе их взаимного добровольного соглашения.

Поглощение есть приобретение одной фирмой другой без согласия приобретаемой фирмы.

Антиконкурентная практика есть действия, приводящие к существенному ограничению или уничтожению конкуренции на рынке.

Наиболее известными примерами антиконкурентной практики являются исключительное дилерство, отказ в поставке и связанные продажи.

Исключительное дилерство – практика заключения со сбытовыми предприятиями контрактов, оговаривающих, что эти предприятия будут торговать только продукцией данного производителя в ущерб другим конкурентам последнего.

Отказ в поставке – намеренный отказ в поставке продукции заказчикам с целью обеспечения исключительных торговых связей, соглашений о связанных продажах.

Связанные продажи – практика ограничения торговли, при которой поставщик требует, чтобы покупатель продукта (связывающее благо) купил еще один или несколько продуктов (связываемые блага) у того же продавца.

Конкурентная политика состоит, главным образом, в контроле над структурой рынка и поведением фирм на рынке, а также, иногда в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установления предельных цен в случае естественных монополий).

Есть два основных подхода к контролю над структурой рынка и поведением на рынке – недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании приемлемых стандартов рыночной структуры и поведения на рынке и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает:

а) установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20%) в целях ограничения и недопущения возникновения монополизма. Так, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединенной группы поставщиков сверх допустимого предела;

б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (типа картелей);

в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например, исключительного дилерства, отказа в поставке и т.д.;

Дискреционный подход носит более прагматический характер. Он допускает, что высокий уровень концентрации продавцов и определенные соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к ее снижению. Сущность этого подхода заключается в том, что каждый случай необходимо оценить с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, соглашения, ограничивающие торговлю и им подобные, расцениваются в зависимости от их возможных потерь и выгод. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

В США в основном применяется недискреционный подход; в Великобритании, напротив, используется дискреционный подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

Правовая основа конкурентной политики в России. Правовой основой конкурентной политики в России служит, прежде всего, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон был принят еще в 1991 г., в 1995 г. в него были внесены существенные поправки. Закон преследует две основные цели:

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В законе подробно обозначены виды монополистической деятельности. Среди них:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

К таковому, в частности, могут быть отнесены:

- изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при внесении в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно высоких (низких) цен.

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

В соответствии с Законом могут быть признаны недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения могут касаться:

установления (поддержания) цен (см вставку 6.2);

- раздела рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;

- ограничения доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.

 

В частности, органам власти и управления запрещается:

- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности (за исключением случаев, установленных

законодательством РФ);

- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона РФ в другой;

- давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров;

- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Нарушения условий справедливой конкуренции со стороны властей весьма типичны для России. В этом можно было убедиться и на частных примерах возводимых административных барьеров (см. глава, вставка 5.4). Более полную картину нарушений дает «Обзор российской экономики за 1999 год» Института экономики переходного периода (см. вставку 6.3).

Антимонопольные органы РФ состоят из федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Министерства по антимонопольной политике) и территориальных органов. К основным задачи федерального органа относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган вправе:

- давать хозяйствующим субъектам и органам власти обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

- принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства;

- обращаться в суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства;

- устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением акций в уставном капитале коммерческих орга-

 

низаций. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций.

О масштабах и динамике деятельности по монополизации товарных рынков, а также о противодействии ей МАП РФ можно судить по данным за период 1997-1999 гг. (см. вставку 6.4).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.015 с.)