Тема 5. Правовое регулирование конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Правовое регулирование конкуренции.



 

Переход к новой экономической системе в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Антимонопольное законодательство начало создаваться с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 году был принят закон «О естественных монополиях», в 1999 - закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Восьмого июля 2006 года Государственной Думой был принят закон «О защите конкуренции». В состав антимонопольного законодательства входит также закон «О рекламе».

Все эти законы приняты в развитие конституционных положений о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 Конституции устанавливает, что в России не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Закон «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами..

Субъектами конкуренции в соответствии с российским законодательством являются хозяйствующие субъекты и финансовые организации Хозяйствующий субъект – это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги (кредитная организация, страховщик, валютная или фондовая биржа и т. д.) К субъектам конкуренции относятся не только отдельные субъекты предпринимательской деятельности, но и группа лиц. Группа лиц – это совокупность физических или юридических лиц, которые в силу взаимозависимости или взаимовлияния рассматриваются как единый субъект рынка (см. ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции»). Перечня конкурентных действий в указанном законе нет. В данном случае правом на конкуренцию признается свобода экономической деятельности, право хозяйствующих субъектов на самостоятельные действия.

. Доминирующее положение – это монопольное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта: 1)доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее пятидесяти процентов, если доминирующее положение установлено антимонопольным органом. исходя из неизменной или незначительно меняющейся доли хозяйствующего субъекта относительно размера долей, принадлежащих конкурентам, доступности рынка для новых конкурентов и т. д.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет не более 35%.Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в России товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных российских рынках

Как уже упоминалось, в России запрещается монополистическая деятельность. Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

Виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Индивидуальная Монополистическая деятельность нескольких хозяйствующих субъектов (коллективная)
Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке Антиконкурентные соглашения и согласованные действия

 

Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта не является противоправным. Запрещается злоупотребление доминирующим положением, то есть сознательное осуществление таких действий (бездействия), которые направлены на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Злоупотребления доминирующим положением могут выражаться в:

- изъятии товаров из обращения, целью или результатом которого является создание дефицита на рынке либо повышение цен.

- навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (требование о передаче финансовых средств, имущества и имущественных прав, рабочей силы и т.д.). К данному виду злоупотреблений относятся и ограничительные условия договора (не приобретать определенный товар у конкурентов, пользоваться услугами только определенных организаций, не перепродавать товары и прочее.).

- создании условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими субъектами (дискриминационные условия).

- создании препятствий доступа на рынок или выходу с рынка другим хозяйствующим субъектам.

- нарушениях установленного нормативными актами порядка ценообразования. К таким нарушениям относится применение свободных цен на товары (услуги), цены на которые регулируются; непредставление в срок тарифов, нарушение сроков доведения тарифов до потребителей и т.д.

- установлении, поддержании монопольно высоких (низких) цен

- сокращении или прекращении производства товаров, на которые имеется спрос, при наличии возможности их производства;

- необоснованном отказе от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Указанные положения распространяются не только на отдельных хозяйствующих субъектов, но и на группу лиц..

В Российской Федерации запрещается также и коллективная монополистическая деятельность, выражающаяся в антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов.

Нормы контроля различаются в зависимости от того, к какому виду относятся соглашения (согласованные действия): горизонтальному или вертикальному.

Горизонтальные соглашения (согласованные действия) заключаются между конкурентами, действующими на одном и том же товарном рынке.

Вертикальные соглашения (согласованные действия) заключаются (осуществляются) между поставщиками и покупателями, находящимися на разных уровнях производства или распределения.

Законом запрещаются заключение соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен, тарифов, надбавок, скидок и т. п.;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров, по кругу покупателей и продавцов;

- ограничению доступа на рынок или устранению с рынка других субъектов хозяйствования;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и т. д.

Вместе с тем российскому антимонопольному законодательству присуще такое понятие, как допустимые действия или соглашения. Соглашения или согласованные действия на рынке могут быть признаны допустимыми, если ими не создается возможность для отдельных лиц ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом рынке;

2) получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным хозяйствующими субъектами в результате действий, соглашений, сделок.

Допускаются также «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (кроме финансовых организаций), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии или если доля каждого хозяйствующего субъекта – участника соглашения на любом рынке не превышает двадцать процентов.

Статья 14 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других производителей или продавцов;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг:

5) незаконное поучение, использование, разглашение информации, составляющей охраняемую законом тайну.

 

Антимонопольное законодательство содержит также ряд требований к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Запрещаются как действия, соглашения, так и акты данных органов, которые ограничивают самостоятельность субъектов хозяйствования, создают дискриминационные условия деятельности отдельных субъектов рынка. В том числе запрещается:

1) вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на отдельные виды деятельности или производство определенных видов товаров (за исключением случаев, установленных законодательством);

2) необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом;

3) устанавливать запреты на свободное перемещение товаров;

4) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключение договоров;

5) устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается также и коллективная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на ограничение или устранение конкуренции, то есть соглашения или согласованные действия, которые могут привести к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар:

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на рынок, выхода из него или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

Проведение государственной политики по содействию развития конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности осуществляет антимонопольный орган – Федеральная антимонопольная служба Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению таких нарушений и привлекает к ответственности за эти нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

 

Антимонопольные органы наделены большими полномочиями. Они возбуждают и рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдают хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений, о заключении договоров или об их изменении или расторжении, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении недобросовестной конкуренции, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и т.д.

За нарушение антимонопольного законодательства антимонопольный орган привлекает к административной ответственности коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и т.д.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

В некоторых отраслях экономики конкуренция невозможна по обстоятельствам, не зависящим от деятельности людей. Хозяйствующие субъекты в этих отраслях осуществляют свою деятельность в условиях естественной монополии:

Признаки естественной монополии:

1) удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в отсутствие конкуренции. Технологические особенности производства в сферах естественных монополий таковы, что по мере увеличения объема производства издержки производства на единицу товара существенно понижаются, поэтому нет особого смысла в создании конкурирующих организаций;

2)товары, производимые субъектами естественной монополии, не имеют заменителей;

3)спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К сферам деятельности естественных монополий законом «О естественных монополиях» отнесены:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии.

Законодательство предусматривает жесткое государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Осуществляют это регулирование федеральные органы исполнительной власти (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам). В отношении субъектов естественных монополий могут применяться два метода регулирования:

1) ценовое регулирование путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.

Кроме того, регулирующий орган наделен полномочиями по предварительному и последующему контролю за сделками субъектов естественных монополий, влияющими на их деятельность. Предварительному контролю подлежит:

1) приобретение права собственности на более чем 10% стоимости основных средств производства, не предназначенных для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование. Такое же ограничение установлено на приобретение иных вещных прав;

2) осуществление инвестиций в производство товаров, в отношении которых не применяется регулирование;

3) приобретение права собственности либо владения и пользования более чем 10%-ми основных средств субъекта естественной монополии.

Последующий контроль осуществляется:

1) за приобретением лицом или группой лиц более 10% голосов субъекта естественной монополии;

2) за приобретением субъектом естественной монополии более 10% голосов любого хозяйствующего субъекта.

Закон устанавливает обязанности субъектов естественных монополий, направленные на обеспечение недискриминационных условий доступа к товарам, работам, услугам. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями; обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и производить (реализовывать) товары и услуги на недискриминационных условиях.

При нарушениях законодательства о естественных монополиях субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с решениями органов регулирования естественных монополий обязаны:

1) прекратить нарушения и устранить их последствия;

2) восстановить первоначальное положение;

3) отменить или изменить акт, не соответствующий закону;

4) заключить договор с абонентом, подлежащим обязательному обслуживанию;

5) уплатить штраф;

6) возместить причиненные убытки и др.

 

ВОПРОСЫ:

1. Запрещаются ли в Российской Федерации монополии?

2. В чем заключается право хозяйствующего субъекта на конкуренцию?

3. Какая конкуренция считается недобросовестной?

4. Что понимается под доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара? Назовите количественные и качественные характеристики доминирующего положения.

5. Какие виды монополистической деятельности запрещаются российским законодательством?

6. Поясните понятие «допустимые согласованные действия и соглашения».

7. Каковы полномочия антимонопольных органов?

8. Дайте определение естественной монополии.

9. Назовите сферы естественных монополий.

10. Охарактеризуйте методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.043 с.)