ТОП 10:

Тема 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ.



 

С антимонопольным регулированием тесно связано правовое регулирование рекламы, поскольку она может оказывать большое воздействие на выбор потребителем товаров (работ, услуг) и, следовательно, влиять на общие условия обращения товаров, работ и услуг на рынке.

Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года . Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Закон призван защищать, с одной стороны, интересы хозяйствующих субъектов и интересы потребителей рекламируемых товаров (работ, услуг) – с другой.

В соответствии с законом «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из определения рекламы следует, что для ее реализации необходимо наличие следующих признаков:

1) существование рекламной информации в определенной форме;

2) публичное распространение рекламной информации;

3) предназначенность данной информации для неопределенного круга лиц;

4) цель рекламы – формирование или поддержание интереса к рекламируемым физическим или юридическим лицам, их товарам (работам, услугам), идеям и начинаниям, результатам интеллектуальной деятельности, мероприятию и т.д.

Эти признаки отличают рекламу от иной распространяемой информации. Закон не распространяется на политическую рекламу.

Формы и средства распространения рекламной информации могут быть любыми. В законе названы такие способы ее распространения:

В электронных средствах массовой информации (радио- и телепрограммах);

В периодических печатных изданиях;

В кино- и видеообслуживании;

По сетям электросвязи, на почтовых отправлениях;

Наружная (уличная) реклама;

На транспортных средствах;

С использованием почтовых отправлений (конвертов, марок и т.д.).

 

Законодательством установлены общие и специальные требования к рекламе. Общие требования сводятся к следующим:

1) Реклама должна быть добросовестной и достоверной .Недобросовестная и недостоверная реклама запрещена. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с другими товарами; порочит честь, достоинство, деловую репутацию лица; является актом недобросовестной конкуренции и т.д. Недостоверной признается реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности (о любых характеристиках товара, об условиях приобретения, ремонта, доставки и т.д.).

2) Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками, формировать негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемым товаром,

3) В рекламе не допускаются: использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления; демонстрация процессов курения или употребления алкогольных напитков и пива; использование образов медицинских работников и фармацевтов: указание на лечебные свойства товаров (кроме лекарственных средств и медицинских услуг); указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека.

4) В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов.

5) Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации.

6) В рекламе товаров, в отношении которых существуют

определенные правила использования, хранения или транспортировки, не должны содержаться сведения, не соответст- вующие таким правилам.

7) Не допускается использование скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание

8) Не допускается размещение рекламы в учебниках для детей, школьных дневниках и тетрадях.

9) При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Статья 7 закона запрещает рекламу товаров, производство или реализация которых не допускается в России; рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации. Аналогичные требования предъявляются к рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию.

Специальные требования к рекламе могут быть установлены в отношении различных вопросов изготовления, использования рекламы, ее содержания.

Специальные требования предъявляются, например, к рекламе в радио- и телепрограммах. Нельзя прерывать рекламой детские и религиозные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут; уровень звука при трансляции рекламы не должен быть выше звука прерываемой программы и т.д. В периодических печатных изданиях объем рекламы должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера.

Особенности имеет наружная реклама. Не допускается размещение рекламы на знаке дорожного движения или его опоре. Установка рекламной конструкции требует разрешения законного владельца недвижимого имущества или органов местного самоуправления.

Более строгие требования (по сравнению с общими требованиями) предъявляются к рекламе медицинских препаратов. Реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним, содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях и т. д.

Особые требования предъявляются к рекламе финансовых услуг. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности, если она не может быть определена на момент заключения договора; реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам; реклама ценных бумаг не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг, обещание выплаты дивидендов всем держателям и т.д.

Статья 6 ФЗ «О рекламе» посвящена защите несовершеннолетних в рекламе. В рекламе не допускается дискредитация родителей и воспитателей; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что товар доступен для семей с любым достатком; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; преуменьшение необходимых для использования рекламируемого товара навыков; формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на антимонопольные органы. Они имеют право:

1) предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы;

2) возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

3) направлять участникам рекламного процесса предписания о прекращении нарушений;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства; о публичном опровержении недостоверной рекламы;

5) применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях. При этом уплата штрафа правонарушителем не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Законодательством о рекламе предусмотрено и саморегулирование в этой сфере. Саморегулирование предполагает добровольный контроль хозяйствующих субъектов за поведением в области рекламы, основанный не только на нормах права, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом.

Саморегулирование могут осуществлять общественные организации, ассоциации юридических лиц. Ст. 10 ФЗ «О рекламе» закрепляет за ними целый комплекс прав. В частности, органы саморегулирования привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, проводят независимую экспертизу рекламы и направляют рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; привлекаются к мониторингу рекламы; обращаются в прокуратуру и органы исполнительной власти в связи с нарушениями в области рекламы, могут предъявлять иски в суд и арбитражный суд в интересах потребителей рекламы.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена для всех субъектов рекламной деятельности: рекламодателей, изготовителей рекламы и рекламораспространителей. Она может быть двух видов: административной и гражданско-правовой.

 

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение рекламы и перечислите ее признаки.

2. Охарактеризуйте общие и специальные требования к рекламе.

3. Реклама каких товаров запрещена?

4. На какие государственные органы возложен контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе? Каковы их полномочия?

5. В чем заключается ответственность за нарушение законодательства о рекламе?

6. Как осуществляется саморегулирование в сфере рекламы? Какую роль оно играет в обеспечении правопорядка?

 

 

Тема 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ (ХОЗЯЙСТВЕННОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Государственное воздействие на экономику в целях обеспечения баланса частных интересов хозяйствующих субъектов и публичных интересов государства и общества осуществляется по многим направлениям и входит в компетенцию различных органов государственной власти..

Закон «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. закрепил за высшим органом федеральной исполнительной власти следующие полномочия в сфере экономики: регулирование экономических процессов; обеспечение единого экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработка государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации; управление федеральной собственностью; разработка и реализация государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществление общего руководства таможенным делом; принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирование мобилизационного плана экономики РФ, обеспечение функционирования оборонного производства РФ.

 

Государственное регулирование экономических процессов может быть прямым и косвенным. В условиях рыночной экономики государство с необходимостью применяет косвенные методы регулирования, используя различные экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций и субсидий, установление налоговых льгот и т.д.).

Собственно правовое регулирование предпринимательской и иной хозяйственной деятельности осуществляется путем установления определенных правил ее осуществления.

На этапе создания хозяйствующего субъекта главными требованиями являются государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также лицензирование. Государственная регистрация не только обеспечивает хозяйствующему субъекту легальное участие в экономических отношениях, но и позволяет, во-первых, его контрагентам предъявить в случае необходимости требования, в том числе и в суде; во-вторых, установить за деятельностью хозяйствующего субъекта государственный контроль и надзор.

Правовой основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г., соответствующие подзаконные акты.

Лицензия – это разрешение на осуществление определенного вида деятельности, выдаваемое лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Лицензирование применяется с целью обеспечения защиты прав и законных интересов, здоровья и нравственности граждан, интересов обороны государства и его безопасности. Лицензиат должен подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям и условиям. Кроме того, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые сведения; составлять на основании результатов проверки акты с указанием нарушений условий лицензирования; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить нарушения; выносить предупреждение лицензиату; приостанавливать действие лицензии при выявлении нарушений, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба гражданам или государству, а также в случае невыполнения лицензиатом решения об устранении нарушений. Лицензия может быть и аннулирована.

 

Основания аннулирования лицензии
В административном порядке В судебном порядке
Неуплата лицензионного сбора Обнаружение недостоверных данных в документах, предъявленных при лицензировании
Ликвидация юридического лица или прекращение государственной регистрации гражданина-предпринимателя Неоднократное или грубое нарушение условий лицензирования
Реорганизация юридического лица (кроме преобразования) Незаконная выдача лицензии

 

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования установлена административная и уголовная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.14.1) устанавливает для виновных лиц наказание в виде штрафа для граждан от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Для юридических лиц штраф установлен в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

Уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ) предусмотрена в случае, если деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с получением дохода в крупном размере. Наказание назначается от штрафа в размере до 300 000 руб. до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб.

Различные требования предъявляются к гражданину-предпринимателю или юридическому лицу на этапе ведения хозяйственной деятельности.

Хозяйствующие субъекты должны соблюдать нормы природопользования и охраны окружающей природной среды, санитарии, противопожарной безопасности, технологические требования, требования к качеству продукции (товаров, работ, услуг) и т.д. Регулирующие хозяйственную деятельность нормы содержатся в большом количестве законов и иных нормативных актов.

Требования по предотвращению и максимальному снижению вредного воздействия производства на экологию содержатся в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», принятом в 1991 г. Данный закон определил принципы охраны окружающей природной среды:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

- рациональное использование природных ресурсов;

- ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Правительство РФ утверждает порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов относится на себестоимость производимой продукции, сверх лимитов – на прибыль предприятия.

В соответствии со ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение штрафа на граждан – от 1 до 2 тыс. руб., на должностных лиц – от двух до пяти тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 100 тыс. руб. Предусмотрена за нарушение экологических требований и уголовная ответственность (ст. 246 – 262 УК РФ).

Требования по безопасности для человека и качеству продукции (работ, услуг) содержатся в Законе РФ «О техническом регулировании», принятом Государственной Думой в декабре 2002 года. В соответствии с данным законом обязательные требования к продукции, работам, услугам устанавливаются техническими регламентами. Хозяйствующие субъекты добровольно применяют к своей продукции (работам, услугам) национальные стандарты или стандарты организаций. Если продукция соответствует техническим регламентам, она маркируется знаком обращения на рынке.

В случаях, установленными техническими регламентами, предусматривается обязательная сертификация товаров (работ, услуг). Государственные органы по стандартизации имеют право:

требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции (работ, услуг) техническим регламентам;

выдавать предписания об устранении нарушений законодательства о техническом регулировании;

приостанавливать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции (работ, услуг) стандартам;

принимать решения о запрете передачи продукции, приостановлении производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

На послеэксплутационной стадии хозяйственной деятельности к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предъявляются требования по внесению обязательных платежей, бухгалтерскому учету и аудиту, статистическому учету.

Деятельность хозяйствующих субъектов подлежит контролю со стороны государственных органов по различным направлениям. В 2001 году был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который определяет порядок проведения государственного контроля (кроме налогового, бюджетного, валютного, банковского, страхового, транспортного, таможенного, иммиграционного, лицензионного, атомного, метрологического).

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, которые проверяются;

установление обязательных требований Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами;

соответствие предмета проверки компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю;

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих порядок проверки;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении мероприятий по контролю;

недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения проверки.

Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми Плановое мероприятие в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено каждым органом контроля не более чем один раз в два года. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.

Внеплановые проверки проводятся:

для контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений;

в случае получения информации о возникновении аварийных ситуаций, о нарушениях технологических процессов и т. п.;

при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

в случае обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут быть основанием для внеплановой проверки.

При проведении проверки должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого они действуют; осуществлять проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых организаций; изымать оригиналы документов; требовать образцы продукции для экспертизы без оформления соответствующего акта; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю, причем они имеют право указывать в акте о своем согласии или несогласии с ним, с отдельными действиями контролеров. Действие (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Законом предусмотрена и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Она состоит в том, что объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные некоммерческие организации имеют право:

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

обращаться в суд, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

ВОПРОСЫ

1. В каких целях осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности?

2. В каких случаях лицензия может быть приостановлена или отозвана?

3. Как регулируется безопасность и качество товаров, работ, услуг?

4. Назовите основные принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного контроля.

5. В чем заключается общественная защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)?

 

Тема 8. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ

 

Защита гражданских прав хозяйствующих субъектов может осуществляться:

в судебном порядке;

в случаях, установленных законом – в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принятого Госдумой 14.06.02, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

При осуществлении правосудия арбитражными судами должны соблюдаться принципы:

независимости судей, их подчинения только Конституции и Федеральным законам;

законности: при рассмотрении дел должно обеспечиваться правильное применение законов и иных нормативных актов, а также соблюдение порядка судопроизводства в арбитражных судах;

равенства всех перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям; равенства всех организаций независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и т.д.;

равноправия сторон:

состязательности: каждому лицу, участвующему в деле, обеспечивается право представлять доказательства, высказывать свои доводы и соображения, заявлять ходатайства;

непосредственности судебного разбирательства: в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта могут быть положены только те доказательства, которые были непосредственно исследованы в судебном разбирательстве;

гласности: разбирательство в арбитражном суде открытое (кроме случаев необходимости сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны и т.п.);

ведения судопроизводства на русском языке.

Дела в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично или коллегиальным составом судей (дела о банкротстве, об оспаривании нормативных правовых актов и др.), либо судьей и двумя арбитражными заседателями, если какая-либо из сторон заявляет ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

 

Подведомственность дел арбитражному суду
1. Рассмотрение дел в порядке искового производства Экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства Об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; Об административных правонарушениях; О взыскании с хозяйствующих субъектов обязательных платежей и т.д.
3. Рассмотрение дел в порядке особого производства Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
4. Специальная подведомственность О несостоятельности. О создании, реорганизации и ликвидации организаций. Об отказе в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ. О защите деловой репутации и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
5. Рассмотрение дел об оспаривании решений третейских судов Решения третейского суда по спорам, возникающим при осуществлении экономической деятельности.
6. Рассмотрение дел о признании решений иностранных судов и арбитражных решений Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, вытекающим из экономической деятельности.

 

Лицами, участвующими в деле, являются:

стороны (истец и ответчик);

заявители и заинтересованные лица – по делам особого производства, по делам о банкротстве;

третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, пользуются правами и несут обязанности истца; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вступают в дело на стороне истца или ответчика;

прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

А) с заявлениями об оспаривании правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Б) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти и муниципального управления, унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъекта РФ, доля участия муниципальных образований.

В арбитражном процессе, кроме того, могут участвовать представители сторон и лица, содействующие осуществлению правосудия – эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

Исковое заявление в арбитражный суд подается за подписью истца или его представителя. В заявлении не только указываются требования к ответчику, но и обстоятельства, на которых эти требования основаны, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства. Указывается также цена иска (если иск подлежит оценке), расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы. В случаях, предусмотренных законом, прилагаются сведения о соблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.

Ответчик должен представить в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, в котором указываются возражения относительно иска и доказательства, обосновывающие возражения. Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск.

В срок, не превышающий двух месяцев, должна быть проведена подготовка дела к судебному разбирательству. Задачами подготовки дела являются:

- определение характера спорного правоотношения и законодательства, которое подлежит применению;

- определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

- разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;

- оказание помощи участникам процесса в представлении доказательств;

примирение сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение на любой стадии арбитражного процесса. Оно должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств должником. Утверждается мировое соглашение арбитражным судом. Производство по делу в этом случае прекращается.

Дело в арбитражном суде должно быть рассмотрено в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. При неявке истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

При рассмотрении дела суд непосредственно исследует доказательства по делу: знакомится с письменными доказательствами, осматривает вещественные доказательства, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов. Лица, участвующие в деле, вправе дать пояснения о доказательствах, задать вопросы экспертам и свидетелям.

После исследования доказательств суд переходит к судебным прениям, которые состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле. В этих выступлениях они обосновывают свою позицию по делу.

На основании исследования доказательств по делу и судебных прений арбитражный суд принимает решение. Решение должно быть мотивированным. Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. В некоторых случаях решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению:

1. По делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов;

2. По заявлению истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

На решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе не могут заявляться новые требования. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в срок, не превышающий одного месяца. При этом лица, участвующие в деле, могут заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу доказательств, в исследовании которых им было отказано арбитражным судом первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд вправе:

оставить решение без изменения;

отменить или изменить решение и принять по делу новый судебный акт (постановление);

отменить решение и прекратить производство по делу либо остановить исковое заявление без рассмотрения.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть отменено или изменено в случаях:

неполного выяснения обстоятельств;

недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела;

несоответствия выводов суда обстоятельствам дела;

нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Срок для подачи кассационной жалобы установлен в два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает жалобу в срок, не превышающий одного месяца. Он проверяет законность решений, принятых судом первой и апелляционной инстанции, а также соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

оставить решение без изменения;

отменить или изменить решение, если в нем неправильно применена норма права;

отменить или изменить решение и направить дело на новое рассмотрение, если нарушены нормы процессуального права или если выводы в решении не соответствуют обстоятельствам дела или доказательствам;

отменить решение и прекратить производство по делу.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, постановления) арбитражных судов могут быть также пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом. Лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы. Заявление может быть подано в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по данному делу. Оно рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда в срок, не превышающий месяца, без извещения лиц, участвующих в деле.

Судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора, если он:

- нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

- препятствует принятию законного решения по другому делу;

- нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.033 с.)