Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документы, оформляющие торговые операции

Поиск

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые подтверждают факт совершения хозяй­ственных операций.

Основные функции первичных документов:

1) обоснование правомерности отражения хозяйственных опера­ций на счетах бухгалтерского учета;

2) подтверждение правильности и достоверности определения на­логооблагаемой базы для начисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

3) контроль над поступлением, движением, выбытием товар­
но-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества
предприятия, а также имущественных прав.

Первичными документами оформляются любые хозяйственные операции в совершаемой последовательности. Это обеспечивает юри­дическое обоснование бухгалтерских записей, использование доку­ментов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйст­венной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собст­венности, укрепление законности, поскольку документы служат ос­новным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйствен­ной операции.

Первичные учетные документы должны соответствовать форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учет­ной документации. Так, постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 утверждены Унифицированные формы пер­вичной учетной документации по учету торговых операций.

Первичные документы, форма которых не предусмотрена в дан­ных альбомах, должны содержать следующие реквизиты:


а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен доку­
мент;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денеж­
ном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных доку­ментов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйст­венные операции с денежными средствами, подписываются руково­дителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это невозможно, — непосредственно после ее окончания.

Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы (бухгалтерские журналы, книги, карточ­ки, ведомости).

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органа­ми дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Первичные документы по учету товаров могут быть условно раз­делены на: 1) внешние первичные документы; 2) внутренние первичные документы.

Внешние первичные документы отражают движение товаров от по­ставщиков (входящие документы) к торговой организации и от торго­вой организации к покупателям (исходящие документы). Отличи­тельная особенность внешних документов — тот факт, что они под­писываются не только уполномоченными лицами торговой организа­ции, но и ответственными лицами предприятия-контрагента. При этом входящие документы оформляются сторонней организацией.


140 Глава 9. Правовое регулирование бухгалтерского учета


§ 3. Документы, оформляющие торговые операции 141


 


К внешним первичным учетным документам относятся, в частности:

1) акт о приемке товаров'— применяется для оформления прием­ки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соот­ветствии с правилами приемки товаров и условиями договора;

2) акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей и акт об установлении рас­хождений по количеству и качеству при приемке импортных товаров — применяются для оформления приемки товарно-материальных цен­ностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика; служат юридическим основанием для предъявления претензии по­ставщику, отправителю;

3) заказ-отборочный лист — применяется на оптовых базах (скла­дах) для отбора товара и тары и заполняется сотрудником оптовой базы (склада), а затем передается для исполнения на склад;

4) спецификация — применяется в том случае, когда отфактуро­ванная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п.;

5) товарная накладная — в торговой организации может выступать как приходным (входящим), так и расходным (исходящим) товарным документом. Должна выписываться материально ответственным ли­цом при оформлении отпуска товаров со склада, а также при приня­тии товаров — торговой организацией. При доставке товаров автомо­бильным транспортом выписывают товарно-транспортную наклад­ную. При доставке товаров железнодорожным транспортом оформля­ется транспортная железнодорожная накладная;

6) приходный групповой отвес — используется при приемке товара плодово-овощными базами, складами, холодильниками;

7) расходный отвес (спецификация) — применяется при отпуске всех видов товаров как приложение к товарно-транспортной наклад­ной;

8) заказ — применяется для оформления продажи товаров по предварительным заказам с доставкой по указанному адресу или без доставки по адресу на конкретную дату и время.

Внутренние первичные документы призваны обеспечить учет това­ров в торговой организации: движение товаров внутри организации, списание не пригодных для реализации и внутреннего использования товаров, контроль за товарными потоками, внутреннюю отчетность о товарных операциях и т.д. Внутренние документы подписываются уполномоченными сотрудниками торговой организации.

Внутренние первичные документы торговой организации можно условно подразделить на: 1) внутренние приходные; 2) внутренние рас­ходные; 3) распорядительные; 4) описательные; 5) учетно-отчетные.


Внутренние приходные первичные документы составляются торго­вой организацией в том случае, когда внешние первичные документы от поставщика не поступили. Например, «Акт о приемке товара, по­ступившего без счета поставщика», «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика», «Акт о завесе тары».

Внутренние расходные документы составляются при внутреннем перемещении товаров, когда право собственности на них остается за торговой организацией. Например, «Накладная на внутреннее пере­мещение, передачу товаров, тары», «Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли)».

Распорядительные документы составляются, как правило, комис­сией, создаваемой приказом руководителя торговой организации. На основании данных документов в бухгалтерском учете отражаются операции, связанные со списанием испорченных товаров, не пригод­ных для реализации и дальнейшего использования, или с оприходо­ванием выявленных излишков товаров. Например, «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей», «Акт о списании товаров», «Акт о переборке, сортировке плодоовощной продукции», «Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров». Последний составляется в случае обнаружения понижения качества и порчи то­варов.

Описательные документы сами по себе не связаны с отражением торговых операций в бухгалтерском учете, поскольку дают описание товаров, на которые составляются. Например, «Упаковочный ярлык» применяется при упаковке товара, выписывается в трех экземплярах работником организации на каждое отдельное место (ящик, тюк и т.д.). Для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара используется «Товарный ярлык», который заполняется в од­ном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наиме­нование товара с проставлением порядкового номера ярлыка и хра­нится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их на­хождения.

Учетно-отчетные внутренние документы отражают состояние и движение товарно-материальных ценностей на складах, в магазинах и т.п. Указанные первичные документы необходимы для своевремен­ного отражения товарных операций на счетах бухгалтерского учете, а также для контроля за сохранностью товарно-материальных ценно­стей. Например, «Журнал регистрации товарно-материальных ценно­стей, требующих завеса тары», «Журнал учета товаров на складе», «Товарный журнал работника мелкорозничной торговли», «Журнал учета выполнения заказов покупателей», «Товарный отчет» и некото­рые другие.


142 Глава 9. Правовое регулирование бухгалтерского учета


§ 4. Правовое регулирование предоставления бух. и стат. отчетностей 143


 


§ 4. Правовое регулирование предоставления бухгалтерской и статистической отчетностей

Согласно ст. 23 НК РФ все налогоплательщики обязаны пред­ставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущест­венном и финансовом положении организации и о результатах ее хо­зяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтер­ского учета по установленным формам.

Составление бухгалтерской отчетности — завершающий этап учетной работы организации. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, экономического анализа в самой организации. Отчет­ность должна быть достоверной и своевременной. В случае призна­ния ее достоверной контролирующими органами она становится юридическим основанием для реализации налоговых и финансовых отношений с государственными и иными органами,' имеющими пра­во требовать внесения платежей в установленных законом размерах.

В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным го­дом для вновь созданных организаций считается период с даты их го­сударственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря сле­дующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгал­терскую отчетность за первый отчетный год.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним и поясни­тельной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающе­го достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит аудиту.

Порядок, сроки представления, состав и содержание бухгалтер­ской отчетности организаций регулируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также Положением по бухгалтерскому уче-


ту «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н>.

Согласно ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, должны представлять годовую бухгал­терскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имуще­ства, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитар­ные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено за­конодательством РФ.

Бухгалтерская отчетность открыта для пользователей — учредите­лей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков. Организация должна обеспечить пользо­вателям возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредит­ные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государ­ственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтер­скую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Руководители организаций и другие лица, ответственные за орга­низацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от веде­ния бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательст­вом РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регули­рование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статистическая отчетность организаций позволяет установить статистические показатели экономической деятельности отраслей, регионов, страны посредством сведения показателей работы отдель­ных звеньев экономики.

Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты,

1 Финансовая газета. 1999. № 34.


(



Глава 9. Правовое регулирование бухгалтерского учета


§ 4. Правовое регулирование предоставления бух. и стат. отчетностей



 


единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные ан­кетные, социологические и монографические обследования и т.д.), формы и программы которых были утверждены Госкомстатом Рос­сийской Федерации.

Порядок представления государственных статистических отчетов и других данных, необходимых для государственных статистических наблюдений, регламентируется Положением о порядке представле­ния статистической информации, необходимой для проведения госу­дарственных статистических наблюдений, утвержденным постанов­лением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 (далее — Положе­ние по статотчетности)1.

В соответствии с п. 9 Положения по статотчетности юридические лица, их филиалы и представительства, индивидуальные предприни­матели обязаны представлять в Госкомстат России2, его территори­альные органы и находящиеся в его ведении организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статисти­ческую информацию, необходимую для статнаблюдений, на безвоз­мездной основе.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и спо­собы ее представления, которые указываются на бланках форм госу­дарственного статистического наблюдения и в инструкциях по их за­полнению, обязательны для всех отчитывающихся субъектов.

Основные требования при представлении статистической инфор­мации, необходимой для государственных статистических наблюде­ний, — полнота, достоверность, своевременность.

Ответственны за представление статистической информации, не­обходимой для государственных статистических наблюдений (соблю­дение порядка ее представления, представление достоверной стати­стической информации), руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица.

Нарушение должностным лицом, ответственным за представле­ние статистической информации, необходимой для государствен­ных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно


представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ.

Статистическая информация по формам государственного стати­стического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или пе­редана по телекоммуникационным каналам связи.

Во всех случаях статистическая информация может составляться и храниться только на бумажных носителях. В электронном виде ста­тистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возмож­ностей и по согласованию с территориальным органом (организаци­ей) Федеральной службой государственной статистики.

Федеральная служба государственной статистики обеспечивает в пределах компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, составляющих государственную или иную охраняе­мую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, раз­рабатывает перечень сведений конфиденциального характера, полу­чаемых при проведении государственных статистических наблюде­ний, и порядок их предоставления пользователям.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лек­ций. СПб., 2003.

Патров В.В. Документальное оформление движения товаров в торговле // Бухгалтерский учет. 2003. № 8.

Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности: Учебник / Под ред. С.Г. Чаадаева. М., 1999.

Пятое М.Л. Применение законодательства в бухгалтерской практике. М., 2002.

Романова Т. В. Первичные документы и действующее законодательство Российской Федерации. М., 2000.

Соколов Я.В., Пятое М.Л. Законодательные основы бухгалтерского учета в России. М.,1998.


 


1 БНА. 2002. № 40. С. 68.

2 Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федераль­
ных органов исполнительной власти» Госкомстат РФ преобразован в Федеральную
службу государственной статистики.


10-1837


§ 1. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 147


Глава 10

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие и источники правового регулирования

внешнеторговой деятельности. § 2. Принципы

государственного регулирования внешнеторговой

деятельности. § 3. Методы государственного регулирования

внешнеторговой деятельности. § 4. Внешнеторговый

договор купли-продажи. § 5. Базисные условия поставок

во внешней торговле. § 6. Особенности разрешения

внешнеторговых споров.

§ 1. Понятие и источники правового регулирования внешнеторговой деятельности

В современных условиях отмечается усиление процессов интегра­ции России в мировую экономику. Немаловажную роль в данном процессе играет налаживание торговых связей российских хозяйст­вующих субъектов с зарубежными контрагентами, способствующее развитию внешнеторговой деятельности страны.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информаци­ей и интеллектуальной собственностью1.

Внешнеторговая деятельность — составная часть внешнеэконо­мической деятельности; последняя является более широким поня­тием.

Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвести­ционная и иная деятельность, включая производственную коопера­цию, в области международного обмена товарами, информацией, ра-

См. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.


ботами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них1.

Внешняя торговля товарами включает в себя импорт и (или) экс­порт товаров. Импорт товара — ввоз товара на таможенную террито­рию РФ без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара — вы­воз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обрат­ном ввозе.

Внешнеторговая деятельность осложнена существованием «ино­странного элемента», что обусловливает наличие специальных нор­мативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятель­ность. Базовым документом правового регулирования внешнеторго­вой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности».

К числу иных нормативных правовых актов, действующих в сфере внешнеторговой деятельности, следует отнести Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»2, Федеральные законы от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»3; от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»4; от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»; от 8 декабря 2003 г. «О специаль­ных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при им­порте товаров»5; от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»6, Таможенный кодекс РФ 2003 г.7 и др.

Большое значение во внешнеторговой деятельности принадлежит международным договорам, правила которых в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над нормами национального за­конодательства. Основным международным актом во внешней тор­говле является заключенная в г. Вене Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. (далее — Венская Конвенция)8.

В коммерческой практике используются также торговые (или де­ловые) обычаи, отражающие фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон,

1 См. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» // СЗ РФ.
1999. № 30. Ст. 3774.

2 ВВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.

3 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

4 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

5 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

6 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

7 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

8 ВВАС РФ. 1994. № 1.


ю*


148 Глава 10. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в РФ


§ 2. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 149


 


прямо не выраженной в тексте договора1. В международной практике наиболее распространены Международные правила толкования тор­говых терминов «ИНКОТЕРМС», цель которых — разъяснение наи­более часто используемых условий поставок во внешней торговле.

С принятием Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»2 право заниматься внешнеэкономической дея­тельностью, в том числе посреднической, без специальной регистра­ции получили все зарегистрированные на территории РСФСР пред­приятия и организации независимо от формы собственности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности» правом осуществления внешнеторговой деятельности в РФ обладают любые российские и иностранные лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами РФ.

Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и муници­пальные образования) могут осуществлять внешнеторговую деятель­ность только в случаях, установленных федеральными законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.012 с.)