Государственное регулирование безопасности товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование безопасности товаров



В систему средств обеспечения безопасности продукции (работ, услуг) входит установление обязательных требований стандартизации и сертификации, осуществление которых долгое время регулирова­лось специальными Законами РФ от 10 июня 1993 г.: «О стандартиза­ции» и «О сертификации продукции и услуг».

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регу­лировании»2 (далее — Закон) данные нормативные акты были отме­нены и введена радикально новая система установления требований к продукции, процессам, связанным с ней, а также выполнению работ ' или оказанию услуг.

1 СЗ РФ. 1997. №29. Ст. 3501.

2 СЗ РФ. 2002. № 52 (Часть I). Ст. 5140.


Данный Закон, как комплексный законодательный акт РФ, уста­новил:

порядок разработки, принятия, применения и исполнения обще­обязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации;

порядок осуществления тех же процедур в отношении необязатель­ных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;

систему нормативных и рекомендательных актов, закрепляющих соответствующие требования к регулируемым объектам;

порядок работ по стандартизации регулируемых объектов;

порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;

порядок организации и осуществления государственного контро­ля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регули­руемым объектам;

порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

Объектами технического регулирования являются:

продукция, в том числе здания, строения и сооружения;

процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации продукции;

выполнение работ и оказание услуг.

Закон разделил объекты технического регулирования на две кате­гории: объекты, на которые устанавливаются общеобязательные госу­дарственные требования, и те, требования к которым исполняются на добровольной основе. На выполнение работ и оказание услуг могут устанавливаться только требования, исполняемые добровольно, а на продукцию и связанные с нею процессы — как обязательные, так и необязательные требования.

Закон вводит новое понятие «технический регламент». Техниче­ский регламент — документ, который принят международным догово­ром РФ, ратифицированным в порядке, установленном законода­тельством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обяза­тельные для применения и исполнения требования к объектам техни­ческого регулирования.

Технические регламенты применяются в целях: 1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охраны окру­жающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) преду­преждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.



Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ


§ 3. Государственное регулирование безопасности товаров 109


 


Технические регламенты с учетом степени риска причинения вре­да устанавливают минимально необходимые требования, обеспечи­вающие различные виды безопасности продукции и процессов (хи­мическую, биологическую, пожарную, промышленную, механиче­скую безопасность и т.п.).

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требова­ния являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей тер ритории страны и могут быть изменены только путем изменений дополнений соответствующего технического регламента.

В Российской Федерации действуют два вида технических регла ментов: 1) общие технические регламенты; 2) специальные техниче­ские регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем объектам технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом, и в отношении которых цели, определенные указанным Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Технические регламенты должны приниматься федеральным за­коном. В этом — важное отличие новой системы от существовавшего порядка установления обязательных требований в ГОСТах, СНиПах и СанПиНах, которые в открытой печати не публиковались и были недоступны для всеобщего пользования.

Технические регламенты могут приниматься международными договорами, подлежащими ратификации. В исключительных случаях возможно принятие технических регламентов указом Президента и постановлением Правительства. Однако со дня вступления в силу фе­дерального закона о техническом регламенте соответствующий тех­нический регламент, принятый указом Президента или постановле­нием Правительств, утрачивает силу.

Стандартизация. Согласно ст. 2 Закона, стандартизация — дея­тельность по установлению правил и характеристик в целях их доб­ровольного многократного использования, направленная на дости­жение упорядоченности в сферах производства, обращения про­дукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.


Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стан­дартизации» - из него исключены нормативный (обязательный) ха­рактер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обес­печение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, иму­щества физических или юридических лиц, государственного или му­ниципального имущества, экологической безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измере­ний, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

К документам в области стандартизации, используемым на терри­тории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан­дартизации;

3) применяемые в установленном порядке классификации, обще­российские классификаторы технико-экономической и социальной ин­формации;

4) стандарты организаций.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный националь­ным органом Российской Федерации по стандартизации. В соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регу­лировании»1 функции национального органа Российской Федерации по стандартизации осуществлял Государственный комитет Россий­ской Федерации по стандартизации и метрологии. Указом Президен­та РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных

СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2234.


110 Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ


§ 3. Государственное регулирование безопасности товаров 111


 


органов исполнительной власти» данный орган преобразован в Феде­ральную службу по техническому регулированию и метрологии.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе, и его применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обществен­ных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объеди­нений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандар­тов для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различ­ных областях знаний результатов исследований (испытаний), измере­ний и разработок.

Национальные стандарты, стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вы­полнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, про­давцами, приобретателями.

Подтверждение соответствия. Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического ре­гулирования, Закон определяет как «оценку соответствия». Данная оценка может проводиться в различных формах, в том числе путем государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, ре­гистрации, подтверждения соответствия, приемки и др. Ведущее ме­сто в данной оценке принадлежит такой ее форме, как подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования требованиям тех­нических регламентов, стандартов, условий договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный и добро­вольный характер.

Обязательное подтверждение проводится только в случаях, уста­новленных соответствующим техническим регламентом, и исклю­чительно на соответствие требованиям технического регламента. Ре­зультат обязательного подтверждения — декларация о соответствии или сертификат соответствия, которые имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответст­вия. Объектом обязательного подтверждения может быть только продукция.


Обязательное подтверждение осуществляется в двух формах: 1) принятие декларации о соответствии (декларирования соответст­вия); 2) обязательная сертификация.

Декларирование соответствия может осуществляться по одной из следующих схем: 1) принятие декларации о соответствии на основа­нии собственных доказательств; 2) принятие декларации о соответст­вии на основании собственных доказательств, доказательств, полу­ченных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательской лаборатории (центра) (далее — третья сторона).

Заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с за­конодательством РФ на ее территории юридическое лицо или инди­видуальный предприниматель, являющиеся либо изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия по­ставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательст­венные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательствен­ных материалов используются техническая документация, результа­ты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требования технических регламентов.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны заявитель по своему выбору также представляет протоколы исследований (ис­пытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испыта­тельной лаборатории (центре), либо сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сер­тификации.

Заявитель обязан представить для регистрации в федеральный ор­ган исполнительной власти по техническому регулированию деклара­цию о соответствии, оформленную в предусмотренном Законом по­рядке. Она должна быть зарегистрирована в течение трех дней. Срок действия декларации определяется техническим регламентом.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертифи­кации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции



Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ


§ 4. Лицензирование отдельных видов торговой деятельности 113


 


требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Срок действия сертификата определяется соответствующим тех­ническим регламентом.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации на усло­виях договора между заявителем и органом сертификации для уста­новления соответствия национальным стандартам, стандартам орга­низаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.

Объект добровольной сертификации — продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении кото­рых стандартами, системами добровольной сертификации и догово­рами устанавливаются требования.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Проведение добровольной сертификации возможно в рамках сис­темы добровольной сертификации, созданной юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юриди­ческими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, ус­танавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их ха­рактеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила ее выполнения и оплаты, определяют круг участников системы добровольной сертификации. Системой добро­вольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Таким образом, для подтверждения соответствия применяются следующие документы:

1) декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соот­ветствие выпускаемой в обращение продукции требованиям техниче­ских регламентов;

2) сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соот­ветствие объектов требованиям технических регламентов, положени­ям стандартов или условиям договоров.

Закон предусмотрел возможность использования в качестве под­тверждения соответствия обозначений, применяемых в качестве мар­кировки объектов технического регулирования.

1. Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для инфор­
мирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение
продукции требованиям технических регламентов. '


Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заяви­телем самостоятельно любым удобным для него способом. Описа­ние изображения данного знака содержится в постановлении Пра­вительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696 «О знаке обращения на рынке»1. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизо­ванную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

2. Знак соответствия — обозначение, служащее для информиро­вания приобретателей о соответствии объекта сертификации требова­ниям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добро­вольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака устанавливается правилами соответствующей системы добро­вольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту применяется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным ор­ганом по стандартизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. На про­ведение данного контроля распространяются положения Федераль­ного закона от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственно­го контроля (надзора)»2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.11.30 (0.024 с.)