Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техническое регулирование. Государственна
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ Правовая основа и роль технического регулирования в Российской экономике Переход к рыночной экономике и предполагаемое в ближайшие годы вступление России во Всемирную торговую организацию определили необходимость поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применяемые в Европе и на других континентах методы и формы регулирования экономики адаптированы к особенностям стран, с одной стороны, с другой стороны - имеют специфические характеристики, которые с успехом могут быть использованы и в России. К одной из таких форм государственного регулирования, возможность использо- вания которой приемлема дляРоссии, относится «техническое регулирование». Эта форма государственного регулирования экономики введена в России с принятием 27 декабря 2002 г. Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Рассмотрим место и роль технического регулирования в общем понятии государственного регулирования. Государственное регулирование в соответствии с общепринятыми нормами представляет собой совокупность форм участия государства в экономической жизни страны с помощью таких методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, которые обеспечивают эффективное формирование рыночных отношений. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо в проведении экономических реформ - реформировании материального производства (оказания услуг), собственности, рынка труда, финансового рынка. Важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутринациональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития региона. Важнейшей функцией государственного регулирования является регулирование природопользования и внешнеэкономических связей. Государство регулирует процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения.
Успех государственного регулирования возможен при условии базирования его на объективных экономических законах общественного развития. В условиях рыночных отношений - это законы спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка: поставщиками, производителями (исполнителями) и потребителями (клиентами). Государственное регулирование выступает главным регулятором ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства среди населения страны и развития рыночных отношений. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, стагнацией производства. Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения регуляторов и стимулов, основанных на использовании отношений рынка для утверждения эффективной рыночной экономки. Насыщение спроса и развитие конкуренции между производителями (исполнителями) создает товарный рынок, который подчиняет производство удовлетворению общественных потребностей и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей. Одновременно он формирует экономическую основу для непрерывного наращивания средств для обновления выпускаемой продукции (оказываемых услуг), внедрение новых технологий, оборудования и материалов в производство. Это определяет главную задачу создания современного рынка - удовлетворение спроса на разнообразные товары и услуги, ликвидация товарного дефицита. Рынок требует регулирующих воздействий и поиска новых форм регулирования, в первую очередь, нетарифных. К тарифным формам регулирования можно отнести регулирование рынка на основе планируемых рыночных нормативов: цены и тарифов, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованных инвестиций и дотаций. Тарифная форма регулирования успешно применялась в период планового ведения экономики.
Современное техническое законодательство является принципиально новой формой государственного регулирования экономики. У многих исследователей теории технического регулирования оно получило еще второе название «нетарифное регулирование экономики» (рис. 10).
Рис.10. Место технического регулирования в экономике России Под техническим регулированием в соответствии с действующим Федеральным законом «О техническом регулировании» понимается: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Техническое регулирование, также как и экономика России, в переходный период носит смешанный характер. С одной стороны, оно устанавливает строгие регуляторы (в части безопасности), с другой - предоставляет максимальную свободу для бизнеса, развивая конкуренцию по видам деятельности, не представляющим потенциальную опасность для потребителей. Техническое регулирование выполняет регулирующую функцию между спросом и предложением, защищая при этом интересы как государства, так и бизнеса. В качестве регуляторов при этом выступают технические нормы. К числу технических норм могут быть отнесены: вес, цвет изделия, размеры помещения, необходимость установления очистных сооружений при проектировании предприятий и т. д. Предлагаемая норма может носить смешанный, двойственный характер. С одной стороны, она может диктоваться как обязательная, регламентируемая государством, с другой - добровольно устанавливаться предпринимателями, либо сообществом предпринимателей (ассоциацией, союзом, лигой). Таким образом, понятие «техническое регулирование» совпадает с принятым понятием государственного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что государство оставляет за собой право применять административные меры, сфера действия которых направлена на защиту населения и окружающей среды, в то же время допускает применение косвенных (экономических) методов регулирования. Инструментом, устанавливающим возможность использования предлагаемых методов, становится система норм и правил, основной задачей которых является обеспечение функционирования рыночных структур (банков, бирж и т. д.), предпринимательства, защиты прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов. Как форма государственного регулирования экономики техническое регулирование во многом определяет антимонопольную политику, на добровольной основе создает равные условия для субъектов рынка и стимулирует формирование добросовестной конкуренции. Устанавливаемые обязательные нормы безопасности, исключающие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, содействуют выполнению экологической функции государства по защите населения.
Информация, предоставляемая через техническое регулирование и его «носители»: технические регламенты, стандарты, сертификаты, правила и т. д., позволяет доводить до потребителей и заинтересованных хозяйствующих субъектов сведения о товарах, услугах, организациях и т. д., об их качестве и безопасности; обеспечивает решение экономической функции государства по созданию условий для получения гражданами информации, не вводящей их в заблуждение. Реализация указанных функций предполагает применение административных и экономических методов и инструментов воздействия на субъектов рынка. Суть данной формы государственного регулирования рассматривается с двух сторон. С одной стороны, она заключается в установлении для хозяйствующих субъектов жестких критериев безопасности продукции и процессов и их оценке, регламентируемых в федеральных законах, указах и постановлениях правительства. Законами, указами и постановлениями являются технические регламенты, принимаемые на уровне государства и обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Закон вводит понятие «технический регламент» - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или связанным с требованиями к продукции, процессам производства, проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). С другой стороны - сущность данной формы регулирования заключается в определении государством условий для применения на доброволь-
ной основе критериев качества к продукции, процессам, работам и услугам и их оценке, способствующих развитию добросовестной конкуренции.
Вмешательство в экономику через механизм технического регулирования, осуществляется в соответствии со следующими принципами, рассматриваемыми в законе: • применения единых правил установления требований к продукции или связанных с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • единства системы и правил аккредитации; • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Основными целями принятия технических регламентов в условиях рынка являются: защита жизни и здоровья граждан, имущества юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.014 с.) |