ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный контроль (надзор) за соблюдением



требований безопасности

Важнейшей составляющей технического регулирования является го­сударственный контроль (надзор).

Проверка продукции, после того, как она попала на рынок, являет­ся неотъемлемой частью многих режимов подтверждения соответствия. Такая проверка осуществляется для гарантирования того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям технического регулирования. Мировой опыт указывает на важность проведения анализа необходимости и интенсивности осуществления контроля (надзора) за соб­людением обязательных технических требований в зависимости от форм и схем обязательного подтверждения соответствия и прочих условий (напри­мер, в зависимости от того, созданы или нет производителем собственные системы управления качеством). Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» описание форм государственного контро-

ля предполагается в технических регламентах. Тогда и должен быть прове­ден соответствующий анализ.

В случае инспектирования, лицензирования или тестирования партий продукции контроль (надзор) на стадии обращения не является столь же необходимым. Интенсивность такого контроля (надзора) может также зави­сеть от того, предполагает ли данный способ подтверждения соответствия наличие внутреннего аудита и надзора. Например, там, где производителем созданы системы управления качеством, интенсивность контроля на стадии обращения может быть ниже. Если в случае сертификации продукции орга­ны по сертификации осуществляют некоторый надзор или аудит на стадии обращения продукции, то участие в надзоре органов контроля требуется в меньшей степени. В российской практике технического регулирования такая схема может быть вполне реализована, так как согласно Федерально­му закону «О техническом регулировании» (п. 2 ст. 26) кроме органов го­сударственного контроля (надзора) осуществление контроля за объектами сертификации возможно органами по сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации.

В мировой практике существуют инструменты регулирования, ус­танавливающие как обязательные требования, так и санкции за несоот­ветствие. Санкциями, применяемыми по результатам контроля (надзора), могут быть:

• штрафы;

• предписания;

• корректирующее оповещение потребителей;

• компенсация убытков;

• отзыв продукции;

• судебные решения;

• урегулирование путем переговоров;

• показательные акции регулятора.

В Российской Федерации в рамках законодательства в области тех­нического регулирования применяются:

• предписания органов государственного контроля о разработке производителем, продавцом и т. д. программы мероприятий по предотвра­щению причинения вреда;

• оповещение потребителей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения;

• возмещение причиненного вреда;

• самостоятельный отзыв продукции изготовителем или продавцом;

• принудительный отзыв продукции с помощью обращения в суд;

• полное или частичное приостановление процессов проектирова­ния, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации;

• приостановление или прекращение действия декларации о соот­ветствии или сертификата соответствия.

Учитывая то, что услуги в целом и услуги социально-культурного сервиса и туризма в соответствии с законодательством о техническом регу- лировании отнесены к не потенциально опасным объектам, государствен­ный контроль и надзор за ними осуществляется в ограниченной форме.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Правовые основы лицензирования

Основные положения

Лицензирование является самой жесткой формой регулирования эко­номики. При лицензировании государство устанавливает к хозяйствующим субъектам определенные требования и условия, без выполнения которых предприятие не может заниматься определенным видом деятельности, а, значит, не может быть участником рыночных отношений.

К лицензируемым видам деятельности относят виды деятельности, осу­ществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, закон­ным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, куль­турному наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может осуществляться иными методами кроме как лицензированием.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицен­зий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приос­тановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требо­ваний и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблю­дением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требова­ний и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осущест­вление которого на территории Российской Федерации требуется получе­ние лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требо­ваний и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осу­ществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии— юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предо­ставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицен­зий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии.

Правовую основу лицензирования составляют Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми утверждается Положение о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действующий в настоящее время Федеральный закон регулирует от­ношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в соответствии с перечнем, предусмотренным этим Федеральным законом).

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» не распространяется на целый ряд видов деятельности, в том числе: образовательную; деятельность, связанную с защитой госу­дарственной тайны; в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в области связи; биржевую, нотариальную, страховую деятельность.; использование результатов интел-

лектуальной деятельности и другие виды. Эти виды деятельности регули­руются соответствующими федеральными законами.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1. Обеспечение единства экономического пространства на террито­рии Российской Федерации.

2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.

3. Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Гласность и открытость лицензирования.

6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Субъекты лицензирования. В соответствии с Федеральным законом

Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензи­ровании конкретных видов деятельности; определяет1 федеральные орга­ны исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

• предоставление лицензий;

• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

• приостановление действия лицензий;

• возобновление действия лицензий;

• аннулирование лицензий в порядке, определенном Законом;

• ведение реестра лицензий;

•контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении ли­цензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требо­ваний и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов ус­танавливается положениями о лицензировании конкретных видов де­ятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных Феде­ральным законом.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.011 с.)