Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые, экономические и организационные основы стандартизации

Поиск

Исторические аспекты развития стандартизации

В экономике России

Исследователи истории стандартизации в нашей стране отмечают ряд этапов ее развития, на каждом из которых она являлась важным средством регулирования экономики России. В период планового ведения хозяйства стандартизация использовалась государством в качестве инструмента уп­равления экономической деятельности страны. Государственные стандар­ты были обязательны для применения всеми участниками производства, и их несоблюдение преследовалось по закону. В перестроечное время тре­бования стандартов обязательны только в части обеспечения безопаснос­ти жизни и здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды. При переходе к рыночным отношениям стандарты становятся добровольны­ми и служат доказательной базой для законов - технических регламентов.

Стандартизация как закономерность сопровождает развитие обще­ства, запечатлевшись в возникновении письменности, счета, денег, мер и весов, календарей, отражаясь в общественных кодексах, традициях и обы­чаях народов.

Первое упоминание о стандартах в России отмечено во время прав­ления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - «кружала».

Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству российских товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспорти­руемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в советской России считается при­нятие СНК РСФСР 14 сентября 1918 г. декрета «О введении международ­ной метрической системы мер и весов». В 1925 г. был создан первый наци­ональный орган по установлению и применению стандартов - Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Основной его задачей была организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также их утверждение и публикация. Была введена категория стандартов ОСТ (общесоюзный стандарт). 7 мая 1926 г. Комитет утвердил

 

первый общесоюзный стандарт: ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Были также приняты стандарты на чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления. Уже в 1928 г. ВСХ СССР издал приказ № 1073 «Об организации контроля за внедрени­ем стандартов, а затем в 1929 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли поста­новление «Об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов». 6 августа 1930 г. СНК СССР постановлением № 266 утвердил новое название высшего органа в этой сфере - Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО (ВКС). В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами и вместо ОСТов и различных ведомственных стандартов была введена категория - государственный общесоюзный стандарт. В 1954 г. Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стан­дартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР.

Ключевым моментом в ускорении и интенсификации работ по стан­дартизации в СССР стало постановление Совета министров СССР от 11 января 1965 г. № 16 «Об улучшении работ по стандартизации в стране». В соответствии с этим постановлением в 1968 г. впервые в мировой прак­тике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов -«Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

В период с 1969 по 1971 г. Комитетом стандартов активно проводи­лась работа по усилению роли стандартов в повышении качества продук­ции. В промышленности и смежных с ней отраслях проводилась аттестация продукции по категориям качества, а затем - активная разработка комплек­сных систем управления качеством на базе стандартизации.

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось постанов­ление Совета министров СССР от 7 января 1985 г. № 13 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль над правильностью применения этой документации.

Перевод российской экономики на рыночные отношения и распад Советского Союза изменили структуру органов по стандартизации в стра­не. Указом Президента России от 26 ноября 1991 г. был образован Государ-

ственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Этот указ был логическим продолже­нием постановления Совета министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании работ по стандартизации». Основной идеей пос­тановления было приведение национальной системы стандартизации в со­ответствие с международной. С этого времени в стандартах вводятся два вида требований к качеству продукции и услуг - обязательные и добро­вольные. Начиная с 1991 г. разработка государственных стандартов, как правило, проводится силами технических комитетов по стандартизации -добровольными формированиями специалистов, являющихся полномоч­ными представителями заинтересованных предприятий и организаций. В этот период правительства стран - участниц СНГ подписали договор о проведении согласованной политики в области стандартизации, метроло­гии и сертификации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось вступ­ление в силу с 1 июня 1993 г. трех законов Российской Федерации: «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и ус­луг», «О стандартизации». В законах определены меры государственной загдиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, а также законодательные ос­новы метрологии и сертификации.

Период с 1992 по 2002 г. характеризовался следующими направлени­ями работ по стандартизации:

• первоочередная разработка государственных стандартов на про­дукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

• гармонизация российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и глобализацией эко­номики;

• внедрение международных стандартов, создание отечественной системы качества, соответствующей международным стандартам ИСО се­рии 9000.

С мая 2004 г. федеральным органом исполнительной власти, ко­ординирующим работу в рассматриваемой области, является Федераль­ное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростех-регулирование).

Одновременно с совершенствованием стандартизации в стране в целом развивается стандартизация и в сфере услуг. В области социально-культурного сервиса и туризма был сформирован технический комитет по стандартизации ТК 199 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Сила-

ми этого комитета подготовлены первые государственные стандарты в ин­дустрии гостеприимства и туризма.

Общая тенденция движения экономики России в сторону рыночных преобразований и изменения в организационной структуре органов управ-лениия в период с 1990 г. по настоящее время существенно изменили от­ношение к стандартизации. Из средства государственного регулирования плановой экономики стандартизация превращается в инструмент форми­рования рыночных отношений с установлением барьеров безопасности продукции и услуг для субъектов хозяйствования и способов обеспечения добросовестной конкуренции на рынке услуг.

Этапы исторического развития стандартизации в России, а также ре­шаемые с ее помощью цели приведены в табл. 1.

Таблица 1

Экономические цели стандартизации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.008 с.)