Нормирования и стандартизации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирования и стандартизации.



объекты технического нормирования, объекты стандартизации - продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг;

технические требования - технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации;

техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг - соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде;

стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;

технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг;

стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации;

межгосударственный (региональный) стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации;

государственный стандарт Республики Беларусь (далее - государственный стандарт) - стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь;

стандарт организации - стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля;

государственная регистрация технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации - присвоение уполномоченным государственным органом регистрационных номеров техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации с целью их учета и идентификации;

система технического нормирования и стандартизации - совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2004 г. № 262-З О ТЕХНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Принят Палатой представителей 26 ноября 2003 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2003

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации

(использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

В рамках реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов и технических условий:

·ТКП 1.0-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических регламентов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических регламентах

·ТКП 1.1-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических кодексов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических кодексах.

·ТКП 1.2-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь, включая их утверждение и государственную регистрацию, а также правила проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены стандартов, уведомления об этом, правила перевода предстандартов в стандарты или их отмены, официального издания, применения стандартов и предстандартов.

·ТКП 1.3-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая согласование, утверждение, государственную регистрацию, а также правила пересмотра, изменения, отмены технических условий на продукцию, в том числе услуги, за исключением технических условий на продукцию, разрабатываемую и изготавливаемую по заказам Министерства обороны Республики Беларусь.

·ТКП 1.5-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь, предварительных государственных стандартов Республики Беларусь и изменений к ним.

В целях реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление "О Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" № 781 от 30 июня 2004 г., что является признанием необходимости создания в республике ядра, концентрирующего весь поток документов по техническому нормированию и стандартизации, международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств.

Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (НФ ТНПА) представляет собой систематизированный фонд технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации на бумажных носителях и (или) в электронно-цифровой форме, актуализируемый по официальным источникам информации, со справочно-поисковым аппаратом на основе современных информационных технологий.

НФ ТНПА является государственным информационным ресурсом. К документам НФ ТНПА за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

В соответствии с Законом, создание и НФ ТНПА входит в сферу полномочий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт).

Национальный фонд технических нормативных правовых актов это:

·более 170 тысяч документов: технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, международные и региональные стандарты, стандарты иностранных государств, каталоги, справочники, периодика;

·ежедневное пополнение фонда или его актуализация (до 30 документов);

·ежедневная обработка порядка 150 информационных запросов;

·поисковые системы с информацией объёмом 600 тысяч документов.

По поручению Госстандарта Республики Беларусь ведение НФ ТНПА осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС).

БелГИСС является издателем и распространителем государственных нормативных документов по стандартизации (стандартов, классификаторов), действующих в Республике Беларусь.

Информация о действующих государственных стандартах и классификаторах представляется в издаваемом ежегодно «Каталоге «Технических нормативных правовых актов в области стандартизации». Оперативная информация о вновь вводимых государственных стандартах, классификаторах и изменениях к ним отражается в Информационном указателе, который выходит 12 раз в год только на бумажном носителе.

Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее - государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.

К основополагающим нормативным актам относятся:

·Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

·Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

·Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;

·Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

·Закон Республики Беларусь «О торговле»;

·Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;

·Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

·Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

32. Понятие оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в областитехнического нормирования и стандартизации

1 Оценка и подтверждение соответствия

Оценка соответствия - это деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации", принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия с учетом положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и международных принципов.

В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия.

Цели оценки соответствия:

1. обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

. повышение конкурентоспособности продукции (услуг);

. создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Принципы оценки соответствия:

1. гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

. обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;

. соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

Объекты оценки соответствия:

1. продукция;

. процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

. оказание услуг;

. система управления качеством;

. система управления окружающей средой;

. компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

. профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

. иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

Субъекты оценки соответствия:

1. Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;

. аккредитованные органы по сертификации;

. аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

. заявители на аккредитацию;

. заявители на подтверждение соответствия.

Виды оценки соответствия:

- Аккредитация;

Подтверждение соответствия;

Обязательная и добровольная сертификация третьей независимой стороной;

Декларирование соответствия изготовителем (продавцом).

Аккредитация.

Цели аккредитации:

. подтверждение компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;

. обеспечение доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

. создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.

Принципы аккредитации:

. добровольность;

. открытость и доступность правил и процедур аккредитации;

. обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;

. недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.

Порядок осуществления аккредитации.

Порядок осуществления аккредитации устанавливается в Системе аккредитации Республики Беларусь.

Аккредитацию осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Подтверждение соответствия.

Цели:

. удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

. содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг).

Принципы:

1. открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия;

. независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей на подтверждение соответствия;

. минимизация сроков исполнения и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия;

. защита имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия, в том числе путем соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

. недопустимость ограничения конкуренции при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Порядок выполнения работ. Порядок выполнения работ по подтверждению соответствия устанавливается в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (ссылка на структуру НСПС).

Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом соответствия или сертификатом компетентности, выдаваемыми аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой заявителем на подтверждение соответствия.

Формы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в «Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь».

В нем устанавливаются:

виды продукции, услуг, персонал и иные объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия;

технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия;

формы обязательного подтверждения соответствия.

Критериями при формировании перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, являются:

потенциальная опасность продукции, услуг, деятельности персонала и функционирования иных объектов оценки соответствия для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;

несовместимость технических средств отечественного и иностранного производства.

Добровольная сертификация. Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь разработана в 2004 году взамен Национальной системы сертификации с учетом международных и европейских требований.

Госстандарт Республики Беларусь является Национальным органом по оценке соответствия и выполняет ряд установленных функций:

·Структура национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь выглядит следующим образом:

В настоящее время она включает 10 основополагающих технических кодексов установившейся практики и комплекс технических нормативных правовых актов, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции и услуг.

Основополагающими документами Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь являются следующие:

ТКП 5.1.01-2004 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения. Дата введения 01.10.2004.

Технический кодекс устанавливает основные положения Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - Система) и является основополагающим в комплексе технических кодексов и стандартов, обеспечивающих функционирование Системы. Технический кодекс определяет основные правила организации работ по подтверждению соответствия, структуру Системы и функции ее органов.

Технический кодекс устанавливает правила маркировки знаками соответствия (Рис 1), применяемыми в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для обозначения продукции (услуг), систем управления качеством при прохождении процедур подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизацииСтатья 24. Знаки соответствия государственным стандартам

Статья 24 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 9 июля 2007 г. № 247-З

Знаки соответствия государственным стандартам - единые на всей территории Республики Беларусь знаки, защищенные в установленном законодательством порядке и свидетельствующие о соответствии маркированных ими объектов стандартизации требованиям государственных стандартов.

Описание и правила применения знаков соответствия государственным стандартам устанавливаются Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете

Министров Республики Беларусь. В правилах применения знаков соответствия государственным стандартам должен предусматриваться принцип добровольности их применения.

Право на использование знаков соответствия государственным стандартам продукции, услуги или процесса предоставляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

Соответствие маркированных знаком (знаками) соответствия государственным стандартам объектов стандартизации требованиям государственных стандартов подтверждается в порядке, установленном Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.191.87 (0.015 с.)