Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды цен и тарифов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Законодательство о ценообразовании В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. «О ценообразовании» (далее — Закон о ценообразовании) ц е н о о б р а з о в а н и е — процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования. Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; местные исполнительные органы власти. В качестве экономической категории цена представляет собой денежное выражение (форму) товара. По отношению к работам и услугам употребляется термин тариф. При формулировании цены как экономической категории учитывается ее взаимосвязь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, с другими производителями, с конкуренцией, с расходами на производство и т. д. Как юридическая категория цена представляет собой, прежде всего, денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. 1. Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики или от характера оборота. По такому признаку цены делятся на: оптовые, закупочные, розничные, сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги, внешнеторговые (мировые). О п т о в ы е ц е н ы — это цены, по которым предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая при этом к услугам торговых организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым предприятиям (но не физическим лицам, которые совершают покупки относительно мелкими партиями). Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов. З а к у п о ч н ы е ц е н ы — это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены. Р о з н и ч н ы е ц е н ы — это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется наличная форма расчетов. С м е т н а я с т о и м о с т ь с т р о и т е л ь с т в а (ц е н ы с т р о и т е л ь с т в а) — это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов (основного капитала). Т а р и ф ы н а у с л у г и — это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретного материального носителя (конкретной материально-вещественной формы). Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь полное представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. В н е ш н е т о р г о в ы е (м и р о в ы е) ц е н ы — это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешнеторговых цен особое значение имеет информация о ценах организаций, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию. 2. Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию можно выделить рыночные (свободные), регулируемые и фиксированные цены. Р ы н о ч н ы е (с в о б о д н ы е) ц е н ы — это цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения (конъюнктуры). Эти цены являются свободными, поскольку они освобождены от прямого ценового вмешательства государства. В то же время данный вид цен не свободен от действия других экономических инструментов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Р е г у л и р у е м ы е ц е н ы — это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства. Законодательство о ценообразовании составляют: 1) Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании»; 2) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 «О Концепции ценообразования в Республике Беларусь»; 3) Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» и т. д. В соответствии со ст. 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на: – товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; – отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования. К прямым способам относятся: 1) фиксирование цен; ф и к с и р о в а н н а я ц е н а — регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердой выраженной денежной величине; 2) установление предельных цен; п р е д е л ь н а я ц е н а — регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. 3) установление предельных торговых надбавок (скидок), они представляют собой ограничения к регулируемой цене, устанавливаемой государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения; 4) установление предельных нормативов рентабельности; указанные нормативы являются предельными показателями отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах; в частности, предельные уровни рентабельности установлены по продукции (товарам, услугам) предприятий; 5) использование порядка определения и применения цен; 6) декларирование цен; имеется ввиду регистрация цен субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразования; 7) регистрация цен. Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования налоговой, тарифной политики. 35. Государственное регулирование цен и тарифови способы его осуществления. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании. Правовые основы государственного регулирования цен Государственное регулирование цен и тарифов представляет собой один из способов осуществления регулирования и контроля на ценовой политикой осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности со стороны органов государственной власти и управления. Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются: определение основ государственной политики в области ценообразования; сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). В соответствии со ст. 394 ГК Республики Беларусь в предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Статья 1 Закона о ценообразовании определяет ценообразование как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования. Под регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Государственное регулирование ценообразования происходит на основе двух форм регулирования: · прямого (административного); · косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики). Субъектами государственного регулирования цен и тарифов являются: - Президент Республики Беларусь. Круг правомочий Президента Республики Беларусь в области регулирования государственной ценовой политики определен Конституцией Республики Беларусь; - Министерство экономики Республики Беларусь. При нем образован департамент ценовой политики с правами юридического лица, Положение о департаменте ценовой политики утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 г. №194 [125]; - другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; - областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы. Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое регулирование цен (тарифов) путем установления: · фиксированных цен (тарифов); · предельных цен (тарифов); · предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Предельная торговая надбавка (скидка) - ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения; · предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах; · порядка определения и применения цен (тарифов). «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» утверждено Министерством экономики Республики Беларусь 22 апреля 1999 г. № 43; · декларирования цен (тарифов). Декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования. · установление предельных индексов изменения цен (тарифов). Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» предусмотрен такой способ государственного регулирования цен (тарифов) (далее – Указ от 19 мая 1999г. № 285). Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком ежегодно устанавливает и по мере необходимости пересматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь. Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.125 (0.012 с.) |