Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и методы бизнес – права↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы и методы бизнес – права Принципы закреплены в Конституции РБ. 1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы. 2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности. 3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе. 4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет. 5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело. 6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности. 7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции. Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений. Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия: - метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета); - метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров); - метод рекомендаций. Источники бизнес - права Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов. 1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ. 2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ. 3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др. 5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы: а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам 6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств. Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды. Планирование как элемент государственного регулирования Хозяйственной деятельности В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства. Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Хозяйственной деятельности Государственный контроль хозяйственной деятельности - это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей. Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности: 1) по предмету контроля: - общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности). Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников; - специальный контроль отдельных аспектов хозяйственной деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельностью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор; 2) по субъектам контроля: - ведомственный. Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами (органами государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций. - вневедомственный контроль. Осуществляется системой государственных органов РБ в соответствии с их компетенцией, в числе которых: 1) Комитет государственного контроля РБ; 2) Министерство финансов РБ и его главное контрольно-ревизионное управление; 3) Министерство по налогам и сборам РБ; 4) Государственный таможенный комитет РБ; 5) Национальный банк РБ; 6) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ; 7) Государственный комитет по имуществу РБ; 8) Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ; 9) Государственный комитет по стандартизации РБ; 10) Министерство здравоохранения РБ; 11) Министерство экономики РБ. Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы). В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение. Основными задачами контролирующих органов являются: обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями; своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства; принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций; Функциями контролирующих органов являются: организация и проведение плановых проверок подведомственных организаций; организация и проведение внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам); организация и проведение камеральных проверок; организация и проведение мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг); оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности; обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов; проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов. Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа. Подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, - в случаях, предусмотренных законодательными актами; за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, - при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Национальный банк Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, и т.д., местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности в соответствии с их компетенцией. - вневедомственный контроль. Заключение хозяйственных договоров. Правила биржевой торговли. Правовое положение Национального банка (НБ) Республики Беларусь Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом (БК), законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. НБ подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными целями деятельности НБ являются: · защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; · развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; · обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности НБ. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Высшим органом управления Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь и осуществляющий руководство и управление им. Председатель и члены Правления Национального банка Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
Принципы и методы бизнес – права Принципы закреплены в Конституции РБ. 1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы. 2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности. 3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе. 4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет. 5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело. 6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности. 7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции. Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений. Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия: - метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета); - метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров); - метод рекомендаций. Источники бизнес - права Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов. 1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ. 2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ. 3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др. 5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы: а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам 6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств. Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды. Планирование как элемент государственного регулирования Хозяйственной деятельности В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства. Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.01 с.) |