Принципы и методы бизнес – права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы бизнес – права



Принципы и методы бизнес – права

Принципы закреплены в Конституции РБ.

1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы.

2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности.

3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе.

4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет.

5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело.

6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности.

7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции.

Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений.

Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия:

- метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета);

- метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров);

- метод рекомендаций.

Источники бизнес - права

Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов.

1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ.

2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ.

3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др.

5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы:

а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности

в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам

6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств.

Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды.

Планирование как элемент государственного регулирования

Хозяйственной деятельности

В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода).

В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.

Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Хозяйственной деятельности

Государственный контроль хозяйственной деятельности - это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.

Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности:

1) по предмету контроля:

- общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности). Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников;

- специальный контроль отдельных аспектов хозяйственной деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельностью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор;

2) по субъектам контроля:

- ведомственный. Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами (органами государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

- вневедомственный контроль. Осуществляется системой государственных органов РБ в соответствии с их компетенцией, в числе которых:

1) Комитет государственного контроля РБ;

2) Министерство финансов РБ и его главное контрольно-ревизионное управление;

3) Министерство по налогам и сборам РБ;

4) Государственный таможенный комитет РБ;

5) Национальный банк РБ;

6) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ;

7) Государственный комитет по имуществу РБ;

8) Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ;

9) Государственный комитет по стандартизации РБ;

10) Министерство здравоохранения РБ;

11) Министерство экономики РБ.

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы).

В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение.

Основными задачами контролирующих органов являются:

обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций;

Функциями контролирующих органов являются:

организация и проведение плановых проверок подведомственных организаций;

организация и проведение внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

организация и проведение камеральных проверок;

организация и проведение мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);

оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;

обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов;

проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов.

Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.

Подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, - в случаях, предусмотренных законодательными актами;

за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, - при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов.

Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Национальный банк Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, и т.д., местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности в соответствии с их компетенцией.

- вневедомственный контроль.

Заключение хозяйственных договоров.

Правила биржевой торговли.

Правовое положение Национального банка (НБ) Республики Беларусь

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом (БК), законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

НБ подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности НБ являются:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности НБ.

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Высшим органом управления Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь и осуществляющий руководство и управление им.

Председатель и члены Правления Национального банка Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

 

Принципы и методы бизнес – права

Принципы закреплены в Конституции РБ.

1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы.

2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности.

3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе.

4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет.

5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело.

6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности.

7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции.

Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений.

Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия:

- метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета);

- метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров);

- метод рекомендаций.

Источники бизнес - права

Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов.

1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ.

2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ.

3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др.

5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы:

а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности

в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам

6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств.

Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды.

Планирование как элемент государственного регулирования

Хозяйственной деятельности

В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода).

В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.

Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.071 с.)