Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и методы бизнес – праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте Принципы и методы бизнес – права Принципы закреплены в Конституции РБ. 1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы. 2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности. 3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе. 4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет. 5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело. 6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности. 7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции. Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений. Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия: - метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета); - метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров); - метод рекомендаций. Источники бизнес - права Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов. 1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ. 2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ. 3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др. 5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы: а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам 6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств. Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды. Планирование как элемент государственного регулирования Хозяйственной деятельности В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства. Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Хозяйственной деятельности Государственный контроль хозяйственной деятельности - это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей. Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности: 1) по предмету контроля: - общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности). Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников; - специальный контроль отдельных аспектов хозяйственной деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельностью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор; 2) по субъектам контроля: - ведомственный. Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами (органами государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций. - вневедомственный контроль. Осуществляется системой государственных органов РБ в соответствии с их компетенцией, в числе которых: 1) Комитет государственного контроля РБ; 2) Министерство финансов РБ и его главное контрольно-ревизионное управление; 3) Министерство по налогам и сборам РБ; 4) Государственный таможенный комитет РБ; 5) Национальный банк РБ; 6) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ; 7) Государственный комитет по имуществу РБ; 8) Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ; 9) Государственный комитет по стандартизации РБ; 10) Министерство здравоохранения РБ; 11) Министерство экономики РБ. Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы). В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение. Основными задачами контролирующих органов являются: обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями; своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства; принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций; Функциями контролирующих органов являются: организация и проведение плановых проверок подведомственных организаций; организация и проведение внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам); организация и проведение камеральных проверок; организация и проведение мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг); оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности; обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов; проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов. Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа. Подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, - в случаях, предусмотренных законодательными актами; за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, - при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Национальный банк Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, и т.д., местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности в соответствии с их компетенцией. - вневедомственный контроль. Заключение хозяйственных договоров. Правила биржевой торговли. Правовое положение Национального банка (НБ) Республики Беларусь Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом (БК), законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. НБ подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными целями деятельности НБ являются: · защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; · развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; · обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности НБ. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Высшим органом управления Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь и осуществляющий руководство и управление им. Председатель и члены Правления Национального банка Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
Принципы и методы бизнес – права Принципы закреплены в Конституции РБ. 1.Принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы. 2. Принцип многообразия, юридического равенства форм собственности и равной их защиты исключает привилегированное положение государственной либо частной собственности. Исходя из данного принципа не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности. 3. Общеотраслевой принцип законности в сфере хозяйствования. Сам субъект хозяйствования обязан соблюдать установленные государством требования. Государство должно обеспечить законность правовых актов и правомерность деятельности своих органов и должностных лиц. Законодательные акты должны отражать реальные общественные процессы и быть наиболее стабильными в правовой системе. 4. Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности подчеркивает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы предприниматели и коммерческие организации извлекали прибыль, выплачивали заработную плату, вносили платежи в бюджет. 5. Принцип поощрения предпринимательской активности призван стимулировать стремление у граждан для включения в собственное дело. 6. Принцип свободы конкуренции и недопущения монополистической деятельности означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности. 7. Принцип осуществления государственного воздействия на хозяйственные отношения призван обеспечить переход от властно-административных мер к использованию понятной системы единого налогообложения, формированию фондового рынка, повышению потребительского спроса, снижению уровня инфляции. Методы хозяйственно-правового регулирования - совокупность способов и приемов воздействия друг на друга государства и других участников хозяйственно-правовых отношений. Хозяйственному праву присущи общие методы воздействия: - метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета); - метод автономных решений (включающий метод согласований при заключении договоров); - метод рекомендаций. Источники бизнес - права Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов. 1. Конституция РБ. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РБ. Прямое действие Конституции означает, что, нормы обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности, и, что каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РБ. 2. Следующий по силе источник хозяйственного права - ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты. Им должны соответствовать законы, декреты, указы Президента РБ, международные договоры и иные обязательства РБ. 3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 4. ГК. Имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др. 5. Иные законы Республики Беларусь. Могут быть классифицированы на следующие группы: а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам 6. Подзаконные акты. К их числу относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств. Источники хозяйственного права подразделяются на общие и специальные. Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений, а специальные - только на отдельные их виды. Планирование как элемент государственного регулирования Хозяйственной деятельности В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства. Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.013 с.) |