Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и методы стандартизации. Научная база стандартизации

Поиск

Основные функции стандартизации - экономическая, информацион­ная, коммуникативная и социальная. В индустриально развитых странах, и в России, в том числе, преобладающей функцией стандартизации в услови­ях рынка становится экономическая функция (рис. 7).

       
   
 


Социальная (12,0%)
Экономическая (73,5 %)

Рис. 7. Функции стандартизации в индустриально развитых странах

Установлено, что 73,5% национальных стандартов выполняют эко­номическую функцию, которая обеспечивает заданный уровень качества продукции и услуг, снижение себестоимости, повышение производитель­ности труда, содействие развитию добросовестной конкуренции, экономию ресурсов, снижение барьеров в торговле. Значительная часть националь­ных стандартов (12,0%) реализуют социальную функцию стандартизации, обеспечивая безопасность людей, животных, окружающей среды. Инфор­мационную функцию выполняют 9,0% национальных стандартов, создавая условия для прозрачности и доступности информации. Функцию по обес­печению единства восприятия информации, внедрению информационных технологий, так называемую коммуникативную функцию, реализуют 5,5% национальных стандартов.

Стандартизация в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере услуг, базируется на общенаучных и специфических методах.

Универсальным методом в области стандартизации считается упоря­дочение объектов стандартизации: продукции, процессов и услуг. Упорядо­чение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением огромного числа похожих объектов. Так, например, этот метод может быть

применен при стандартизации услуг по ремонту бытовой техники в гостини­це и позволяет сократить число параметров для контроля качества ремонта, тем самым достигается снижение числа вариантов контроля. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных широко известных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Метод систематизации заключается в научном обосновании, пос­ледовательной классификации и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Услуги как объект стандартизации представля­ют огромную совокупность понятий, которые необходимо систематизиро­вать. Существует множество вариантов классификации услуг: по степени потребительской ориентации, по трудоемкости, по материальной состав­ляющей и т. д. Базовым документом, определяющим систематизацию ус­луг, служит Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУП). Классификатор подразделяет все услуги по отраслевой прина­длежности и представляет собой систематизированный комплекс кодов и наименований услуг, оказываемых населению. Классификационная часть-это свод кодов и наименований классификационных группировок (группа, подгруппа, вид, конкретная услуга). Классификатор как документ по стан­дартизации необходим для учета информации об оказываемых услугах; используется для гармонизации классификации услуг на отечественном рынке с классификацией услуг за рубежом; применяется для идентифи­кации услуг при сертификации и категорировании и т. д.; в целом он не­обходим для деятельности по оказанию услуг в едином экономическом пространстве России.

Ранжирование услуг по уровням иерархии создает методическую ос­нову для создания нормативной базы, определяющей требования к услуге на всех этапах ее формирования и уровнях утверждения.

Следующий метод - селекция объектов стандартизации, заключа­ется в отборе конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего исполнения и применения в сфере обслуживания. Так, на­пример, целесообразно в качестве объекта стандартизации выбрать услуги по ремонту и техническому обслуживанию средств информационных тех­нологий (ремонт компьютеров, факсов, множительной техники) и отказать­ся от использования в качестве объекта стандартизации таких услуг, как ремонт арифмометров. Естественная селекция выдвигает на первый план услуги, получившие свое развитие и распространение вследствие иннова­ционных процессов, происходящих в обществе и отвечают экономическим интересам предпринимателей.

Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов (оказываемых услуг), которые признаются нецелесо­образными для дальнейшего применения в общественном производстве. Как правило, к таким услугам относятся услуги, теряющие свою актуаль­ность в современных условиях развития рынка (например, парикмахерс­кая услуга - «перманент» - давно не применяется из-за ее невостребован­ности клиентами, или услуга «бритье головы» - не оказывается клиентам из-за невозможности выполнения санитарно-гигиенических требований при ее производстве).

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют «классификация» и «ранжирование» объектов и специ­альный анализ перспективности и сопоставимости объектов с будущими потребностями в услуге.

Так, например, при разработке стандарта на классификацию гости­ниц было рассмотрено более десяти возможных вариантов классификации: звезда, корона, ранг и т. д. Анализ наименований показал, что номенклату­ру категорий гостиниц можно сократить до одной, исключив дублирующи­еся номинации.

Следующим методом стандартизации является типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию типовых (образцовых) объ­ектов, форм документации, требований к профессии, технологий и т. д. В отличие от «селекции» отобранные конкретные объекты взаимосвязаны едиными технико-экономическими преобразованиями, направленными на повышение их качества и универсальности.

Нахождение главных параметров объекта стандартизации (парамет­ров назначения), а также значений таких показателей, как эффективность и качество, формируется как метод оптимизации объектов стандартиза­ции. В отличие от методов «селекции» и «симплификации», базирующихся на несложной оценке и обосновании принимаемых решений (например, экспертный метод), «оптимизация» объектов стандартизации осущест­вляется с применением специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение опти­мальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию.

Наряду с методами стандартизации при формировании нормативных документов используются различные научные подходы к установлению со­держательной части стандартов.

Научные подходы к стандартизации в сфере услуг приведены в табл. 3.

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.91 (0.008 с.)