Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и методы стандартизации. Научная база стандартизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные функции стандартизации - экономическая, информационная, коммуникативная и социальная. В индустриально развитых странах, и в России, в том числе, преобладающей функцией стандартизации в условиях рынка становится экономическая функция (рис. 7).
Рис. 7. Функции стандартизации в индустриально развитых странах Установлено, что 73,5% национальных стандартов выполняют экономическую функцию, которая обеспечивает заданный уровень качества продукции и услуг, снижение себестоимости, повышение производительности труда, содействие развитию добросовестной конкуренции, экономию ресурсов, снижение барьеров в торговле. Значительная часть национальных стандартов (12,0%) реализуют социальную функцию стандартизации, обеспечивая безопасность людей, животных, окружающей среды. Информационную функцию выполняют 9,0% национальных стандартов, создавая условия для прозрачности и доступности информации. Функцию по обеспечению единства восприятия информации, внедрению информационных технологий, так называемую коммуникативную функцию, реализуют 5,5% национальных стандартов. Стандартизация в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере услуг, базируется на общенаучных и специфических методах. Универсальным методом в области стандартизации считается упорядочение объектов стандартизации: продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением огромного числа похожих объектов. Так, например, этот метод может быть применен при стандартизации услуг по ремонту бытовой техники в гостинице и позволяет сократить число параметров для контроля качества ремонта, тем самым достигается снижение числа вариантов контроля. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных широко известных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации. Метод систематизации заключается в научном обосновании, последовательной классификации и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Услуги как объект стандартизации представляют огромную совокупность понятий, которые необходимо систематизировать. Существует множество вариантов классификации услуг: по степени потребительской ориентации, по трудоемкости, по материальной составляющей и т. д. Базовым документом, определяющим систематизацию услуг, служит Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУП). Классификатор подразделяет все услуги по отраслевой принадлежности и представляет собой систематизированный комплекс кодов и наименований услуг, оказываемых населению. Классификационная часть-это свод кодов и наименований классификационных группировок (группа, подгруппа, вид, конкретная услуга). Классификатор как документ по стандартизации необходим для учета информации об оказываемых услугах; используется для гармонизации классификации услуг на отечественном рынке с классификацией услуг за рубежом; применяется для идентификации услуг при сертификации и категорировании и т. д.; в целом он необходим для деятельности по оказанию услуг в едином экономическом пространстве России. Ранжирование услуг по уровням иерархии создает методическую основу для создания нормативной базы, определяющей требования к услуге на всех этапах ее формирования и уровнях утверждения. Следующий метод - селекция объектов стандартизации, заключается в отборе конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего исполнения и применения в сфере обслуживания. Так, например, целесообразно в качестве объекта стандартизации выбрать услуги по ремонту и техническому обслуживанию средств информационных технологий (ремонт компьютеров, факсов, множительной техники) и отказаться от использования в качестве объекта стандартизации таких услуг, как ремонт арифмометров. Естественная селекция выдвигает на первый план услуги, получившие свое развитие и распространение вследствие инновационных процессов, происходящих в обществе и отвечают экономическим интересам предпринимателей. Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов (оказываемых услуг), которые признаются нецелесообразными для дальнейшего применения в общественном производстве. Как правило, к таким услугам относятся услуги, теряющие свою актуальность в современных условиях развития рынка (например, парикмахерская услуга - «перманент» - давно не применяется из-за ее невостребованности клиентами, или услуга «бритье головы» - не оказывается клиентам из-за невозможности выполнения санитарно-гигиенических требований при ее производстве). Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют «классификация» и «ранжирование» объектов и специальный анализ перспективности и сопоставимости объектов с будущими потребностями в услуге. Так, например, при разработке стандарта на классификацию гостиниц было рассмотрено более десяти возможных вариантов классификации: звезда, корона, ранг и т. д. Анализ наименований показал, что номенклатуру категорий гостиниц можно сократить до одной, исключив дублирующиеся номинации. Следующим методом стандартизации является типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов, форм документации, требований к профессии, технологий и т. д. В отличие от «селекции» отобранные конкретные объекты взаимосвязаны едиными технико-экономическими преобразованиями, направленными на повышение их качества и универсальности. Нахождение главных параметров объекта стандартизации (параметров назначения), а также значений таких показателей, как эффективность и качество, формируется как метод оптимизации объектов стандартизации. В отличие от методов «селекции» и «симплификации», базирующихся на несложной оценке и обосновании принимаемых решений (например, экспертный метод), «оптимизация» объектов стандартизации осуществляется с применением специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию. Наряду с методами стандартизации при формировании нормативных документов используются различные научные подходы к установлению содержательной части стандартов. Научные подходы к стандартизации в сфере услуг приведены в табл. 3.
Таблица 3
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.91 (0.008 с.) |