Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках



Монополистическая деятельность выступает антиподом конку­ренции, представляя собой противоречащие антимонопольному за­конодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, на­правленные на недопущение, ограничение или устранение конкурен­ции. Монополистическая деятельность — правонарушение, соверше­ние которого наказуемо.

Закон о конкуренции определяет следующие формы монополи­стической деятельности:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом своим домини­рующим положением на рынке;

2) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъек­тов, ограничивающие конкуренцию.

1 Еременко В. И. Недобросовестная конкуренция и исключительные права на резу­
льтаты интеллектуальной деятельности // Законодательство и экономика. 2002. № 7
(219). С. 45.

2 СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

3 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

4 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

5 СЗРФ. 1996. № 3. Ст. 140.


122 Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности


§ 2. Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках 123


 


Монополитическую направленность могут иметь направленные на ограничение конкуренции действия, соглашения или согласован­ные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или права­ми указанных органов власти органов или организаций.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Под доминирующим положением действующее законодательство понимает исключительное положение хозяйствую­щего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке това­ров, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, даю­щее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъек­та, доля которого на рынке определенного товара составляет:

65% и более, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъ­ект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим;

менее 65% (но не менее 35%), если это установлено антимонополь­ным органом, исходя из критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно приказу Министерства РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства от 27 октября 2003 г. № 373 «О применении статей 5, 17, 18, 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» в части установления доминирующе­го положения хозяйствующего субъекта» доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании оценки его доли и рыночного потенциала на товарном рынке1. Доля хозяйствую­щего субъекта — продавца на товарном рынке определяется как соот­ношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

Если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет 35% и более, но менее 65%, то антимонопольному органу для установ­ления факта наличия или отсутствия доминирующего положения на товарном рынке необходимо оценивать рыночный потенциал хозяйст­вующего субъекта в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвер­жденным приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 декабря 1996 г. № 1692. При

1 РГ. 2004. № 4.

2 Российские вести. 1997. № 23.


этом рыночным потенциалом признается возможность хозяйствующе­го субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обраще­ния товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, не связанная на­прямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Злоупотребления хозяйствующих субъектов своим доминирую­щим положением на рынке могут проявляться в виде:

изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого яв­ляется создание или поддержание дефицита на рынке либо повыше­ние цен;

навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные тре­бования передачи финансовых средств, иного имущества, имущест­венных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

создания условий доступа на товарный рынок, обмена, потребле­ния, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

создания препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушения установленного нормативными актами порядка цено­образования;

установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен;

сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ог­раничивающие конкуренцию. Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяй­ствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаи­мозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к:

установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;


124 Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности


§ 3. Защита товарного рынка от недобросовестной конкуренции 125


 


разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничению доступа на рынок или устранению с него других хо­зяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущем­лению интересов других хозяйствующих субъектов.

Запрещается заключение соглашения или осуществление согласо­ванных действий не конкурирующими между собой на соответствую­щем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (по­тенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциаль­ными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Данное по­ложение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%.

Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами ука­занных органов власти органов или организаций. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным на­деленным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдель­ных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В том числе запрещается:

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъек­тов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установлен­ных законодательством РФ;

необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хо­зяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобрете­ние) товаров из одного региона РФ (республики, края, области, рай-


она, города, района в городе) в другой или иным образом ограничи­вать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, по­купку, обмен) товаров;

давать хозяйствующим субъектам указания о перевоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении до­говоров без учета установленных законодательными или иными нор­мативными актами РФ приоритетов;

необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъ­екту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствую­щим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Соглашения или согласованные действия федеральных органов испол­нительной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организа­ций. Запрещается заключение в любой форме соглашений или осуще­ствление согласованных действий федеральных органов исполни­тельной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделен­ных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъ­ектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопу­щение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интере­сов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласо­ванные действия, которые приводят или могут привести к:

повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за ис­ключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Пре­зидента РФ, Правительства РФ;

разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйст­вующих субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.011 с.)