Тема 1. Основы финансовой деятельности субъектов хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы финансовой деятельности субъектов хозяйствования



Введение

Учебно-методическое пособие подготовленное в соответствии с типовой программой дисциплины «Финансовая деятельность предприятий» по специальности «Финансы». В нем подан комплекс учебно-методического обеспечения дисциплины для студентов стационарной, заочной форм обучения, а также для тех, кто работает за индивидуальными планами и самостоятельно овладевает содержанием учебной дисциплины «Финансовая деятельность предприятий».

Учебное пособие состоит из вступления; типовой программы; методических рекомендаций относительно изучения каждой темы, которые раскрывают сущность, содержание, формы проявления и взаимосвязи основных финансовых категорий и процессов, что происходят на уровне хозяйничающих субъектов; перечня вопросов для подготовки к экзамену; тематики рефератов; тестов для самостоятельной проверки знаний; ситуационных задач для самостоятельного решения и списка рекомендованной литературы.

Основными задачами дисциплины является: изучения содержания и основных направлений финансовой деятельности предприятий, способов и методов обеспечения ликвидности предприятия и его финансового равновесия, методов формирования собственного и заимообразного капитала предприятия, особенности финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства в сфере внешнеэкономических отношений и организации финансовых взаимоотношений предприятий с государством, овладение практическими навыками использования возможных форм финансирования предприятий, методами и приемами финансового контроллинга.

Целью учебно-методического пособия является формирование у студентов современного экономического мышления и системы глубоких теоретических знаний и практических навыков по вопросам организации финансовой деятельности предприятий, а также научить ориентироваться их в совокупности финансовых отношений, которые выражают распределение и перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на макро- и микроуровнях, понимание финансово-кредитного механизма и системы денежного обращения.

В результате изучения дисциплины «Финансовой деятельности предприятий» студенты должны знать: основы финансовой деятельности субъектов хозяйствования; порядок формирования собственного капитала предприятия; классификацию внутренних источников финансирования предприятий; содержание, назначение и основные задания дивидендной политики предприятия; порядок финансирования предприятий за счет заимообразного капитала; финансовые аспекты реорганизации предприятий; необходимость, задание и принципы оценки стоимости капитала; финансовую деятельность предприятий в сфере внешнеэкономических отношений; финансовый контролинг и бюджетирование на предприятии; порядок финансовой инвестиционной деятельности предприятий; особенности финансовой деятельности субъектов хозяйствования разных форм собственности и отраслевой направленности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: соединять специфику отрасли, форм собственности предприятий, особенности производственного процесса с конечными результатами финансовой деятельности; обосновывать финансовые решения и критерии оценки их эффективности; определять потребность в краткосрочных и долгосрочных кредитах; оценивать кредитоспособность заемщика; оформлять финансовую отчетность предприятия; определять эффективность дивидендной политики предприятия; насчитывать дивиденды по акциям, проценты по облигациям и проводить их налогообложение; осуществлять оценку стоимости имущества предприятия; отображать стоимость финансовых инвестиций в отчетности предприятия; осуществлять таможенное оформление и налогообложение внешнеэкономических операций; проводить финансовое прогнозирование и бюджетирование на предприятии.

В процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать, кроме учебников и учебных пособий, Законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента и Правительства Украины по вопросам экономики, финансов, инструктивные и методические материалы Министерства экономики Украины, Министерства финансов, Национального банка и других государственных экономических органов, что касаются вопросов финансово-кредитного механизма.

Отмеченная дисциплина является базовой для студентов экономических специальностей. Уровень ее определяет профессиональную компетентность студента, его подготовленность к практической деятельности.

Студенты должны активно работать, творчески мыслить, проявлять самостоятельность, уметь объективно дать оценку реальному финансовому состоянию исследуемого предприятия.

 

Тема 3. Формирование собственного капитала предприятий

Собственный капитал, его функции и составляющие.

Порядок увеличения и уменьшения уставного капитала.

Методы уменьшения уставного фонда

· уменьшение номинальной стоимости акций (деноминация)

· уменьшение количества акций существующей номинальной стомости.

Первый метод. В большинстве стран действует положение, согласно с которым уменьшение уставного капитала должно осуществляться в первую очередь путем снижения номинальной стоимости. Этот метод обуславливает эмиссию новых акций по номинальной стоимости, при условии обмена старых акций на новые.

Деноминация не допускается, если номинальная стоимость акций равняется минимально установленному размеру. В данном случае уменьшение уставного капитала происходит путем конверсии акций или их изъятия из обращения для аннулирования.

Второй метод означает как обмен так и объединение нескольких количества акций в одну. Называется конверсией.

Конверсия акций - это объединение нескольких акций в одну (или обмен за установленным соотношением одного количества акций на другую). Например, конверсия акций в соотношении 4:3 означает, что на каждые четыре акции можно обменять три акции новой эмиссии.

Указанные методы конверсии и деноминации, как правило сиавят целью приведение в соответствие номинальной стоимости выпущенных в обращение акций с размером уставного фонда в случае его уменьшения.

Уменьшить количество акций в обращении можно не только объединением акций, но и выкупом их сцелью аннулирования.

АО имеет право выкупить в акционеров оплаченные им акции для таких целей: для их дальнейшей перепродажи…. для распространения среди своих работников…. С целью аннулирования. Указанные акции должны быть реализованы или аннулированы на протяжении не более одного года.

Товарищество оплачивает со своего счета в банке или с кассы деньги акционерам, изымает акции и на их сумму уменьшает уставный капитал. При этом законом гарантируется возмещение собственникам акций убытков, связанных с уменьшением уставного капитала, а спроры между акционерами и предприятием по этому поводу решаются в суде.

Если в АО страховой капитал созданный в достаточном размере, то выкуп акций может быть осуществлен за счет этого капитала.

Законодательство Украины запрещает АО и прочим уменьшать уставные капиталы, если против этого возражают их кредиторы. Так как уменьшение уставного капитала ухудшает финанвовое сосотояние и платежеспособность предприятия, а значит снижает вероятность оплаты предприятием своих долгов.

 

Тема 4. Самофинансирование предприятий

Классификация внутренних источников финансирования.

Сущность самофинансирования.

4.3. Чистое движение денежных средств. Показатели Сash-flow

 

Сущность самофинансирования

Основным внутренним источником финансирования является самофинансирование, связанное с реинвестированием (тезаврацией) прибыли в открытой или скрытой форме. Подчеркнем, что амортизационные отчисления не принадлежат к самофинансированию (как это достаточно часто можно встретить в отечественной экономической литературе). Эффект самофинансирования проявляется с момента получения чистой прибыли к моменту его определения, распределения и выплаты дивидендов, поскольку полученная на протяжении года прибыль укладывается в операционную и инвестиционную деятельность. Решение владельцев предприятия об объемах самофинансирования есть однозначно и решением о размере дивидендов, которые поддевают выплате.

 

 

В мировой экономической литературе, в зависимости от способа отражения прибыли в отчетности, в частности в балансе, выделяют:

а) скрытое самофинансирование;

б) открытое самофинансирование (тезаврация прибыли).

Скрытые резервы - это часть собственного капитала предприятия, которая никоим образом не отображена в его балансе, следовательно, объем собственного капитала в результате формирования скрытых резервов будет меньшим, чем это есть в действительности.

Имеется два способа формирования скрытых резервов в балансе:

1) недооценка активов (преждевременное списание отдельных активов, применение ускоренной амортизации, неприменение индексации, использование метода ЛИФО при оценке запасов и тому подобное). Оценка запасов за методом ЛИФО предусматривает, что запасы используются в последовательности, противоположной их поступлению на предприятие, то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних по времени поступление запасов. При этом стоимость остатка запасов на конец отчетного периода определяется по себестоимости первого по времени получения запасов;

2) переоценка обязательств, например, за статьями «Обеспечения следующих расходов и платежей», «Текущие обязательства из внутренних расчетов» и тому подобное.

Тезаврация прибыли - это направление его на формирование собственного капитала предприятия с целью финансирования инвестиционной и операционной деятельности.

Величина тезаврация отвечает объему чистой прибыли, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и начисления дивидендов. Увеличение собственного капитала в результате тезаврация прибыли предприятия отражается также как открытое самофинансирование. Информация об этом наводится в официальной отчетности.

Увеличение уставного капитала предприятия без привлечения дополнительных взносов владельцев осуществляется путем повышения номинальной стоимости акций или на основе бесплатного размещения среди держателей дополнительных корпоративных прав (акций) пропорционально к надлежащей каждому владельцу доле уставного капитала. При этом используются такие основные источники:

1. Чистая прибыль отчетного периода (одновременно с тезаврацией увеличивается собственный капитал).

2. Дополнительный вложенный капитал или другой дополнительный капитал в границах суммы дооценки необратимых активов.

3. Прибыль, тезаврованная в предыдущих периодах (резервный капитал или нераспределенная прибыль прошлых лет). К внутренним источникам финансирования принадлежат также создаваемые по собственной инициативе предприятий обеспечения (резервы) для возмещения будущих расходов, убытков, обязательств, величина которых является неопределенной. В составе обеспечений следующих расходов и платежей (раздел 2 пассива баланса) отражаются начисленные в отчетном периоде будущие расходы и платежи (раходы на оплату отпусков, гарантийные обязательства и т.д.), величина которых может быть определена только на основе прогнозных оценок, а также остатки средств целевого финансирования и целевых поступлений.

4.3. Чистое движение денежных средств. Показатели Сash-flow

Показатель Сash-flow начал использоваться в 50-х годах XX век американскими аналитиками при анализе ценных бумаг и отчетности предприятий. Чистое движение денежных средств в результате операционной деятельности принято помечать как операционный Сash-flow, чистое движение средств от инвестиционной деятельности - как инвестиционный Сash-flow. Разница между входными и исходными потоками в рамках финансовой деятельности (в узком понимании) -Сash-flow от финансовой деятельности.

В разных странах наблюдались попытки перевести термин Сash-flow (движение средств) другой, чем английская, языком, однако в конце концов в большинстве развитых стран отказались от собственной версии Сash-flowи используют в отчетности при расчетах в экономической литературе именно английский вариант. В отечественной литературе достаточно часто при характеристике Сash-flowупотребляется срок «денежный поток», «чистый денежный поток», что является не достаточно удачной версией. В настоящем учебном руководстве будет преимущественно употребляться срок Сash-flow, что является оправданным в контексте перехода отечественных предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

Чистый Сash-flow (движение денежных средств) по предприятию за отчетный период рассчитывается как арифметическая сумма Сash-flowот всех видов деятельности. Он будет равняться приросту денежных средств и их эквивалентов за отмеченный период.

Основой расчета общего Сash-flowявляется операционный Сash-flow,который характеризует величину чистых денежных потоков, что образуются в результате операционной деятельности, то есть часть выручки от реализации, которая остается в распоряжении предприятия в определенном периоде после осуществления всех денежных

расходов операционного характера. Этот показатель можно рассматривать как критерий оценки внутреннего потенциала финансирования предприятия. Достаточный размер операционного Сash-flowсоздает благоприятные предпосылки для привлечения финансовых ресурсов из внешних источников. Наличие операционного Сash-flowхарактеризует способность предприятия:

а) финансировать инвестиции за счет внутренних финансовых источников;

б) погашать финансовую задолженность;

в) выплачивать дивиденды.

Показатели, базой расчета которых является операционный Сash-flow, широко используются при оценке финансового состояния предприятия и определении его кредитоспособности. В то время как раньше в Европе при принятии решения о выдаче кредитов банки ориентировались в основном на стоимость кредитного обеспечения, сегодня главным критерием принятия соответствующих решений является Сash-flow, который прогнозируется получить заемщиком, поскольку в первую очередь именно за счет этого источника предприятия могут погасить займы и проценты за ними.

К основным показателям Сash-flow, которые рассчитывают на практике, принадлежат следующие:

І. Показник длительности погашения задолженности. Определяется путем деления заемного капитала нетто (уменьшенного на сумму денежных средств, их эквивалентов, текущих финансовых инвестиций и чистой реализационной стоимости текущей дебиторской задолженности) на Сash-flow (операционный). Под заемным капиталом понимают все обязательства предприятия: краткосрочные, долгосрочные, обеспечения следующих расходов и платежей и тому подобное. Служит индикатором возможности предприятия за счет собственных ресурсов выполнять свои обязательства. Показывает, сколько лет (или периодов) предприятию нужно (при данном уровне операционного Сash-flow, чтобы рассчитаться со своими долгами за счет результатов операционной деятельности. Если длительность погашения задолженности составляет 1-3 года, то это нормальная ситуация с точки зрения перспектив выполнения предприятием своих обязательств; 4-5 лет - удовлетворительная; свыше 5 лет - неудовлетворительная. Для предприятий торговли расчет этого показателя имеет свои особенности: эффективная задолженность в таком случае может уменьшаться на величину запасов товаров на составе (если они являются ликвидными).

2.Показатель обратно пропорциональный к длительности погашения задолженности. Отношение Сash-flowк задолженности (нетто). Показывает способность предприятия рассчитаться со своими долгами за счет денежных поступлений от операционной деятельности.

3. Показатель самофинансирования инвестиций %. Определяется путем деления операционного Сash-flowна величину чистых инвестиций (сумма прироста невещественных активов, основных средств и долгосрочных финансовых инвестиций). Показывает часть инвестиций, профинансированную за счет внутренних источников. Чем больше этот показатель, тем меньшее предприятие прибегало к привлечению внешних финансовых ресурсов при финансировании инвестиций.

4. Чистая Сash-flow -маржа %: показатель отношения Сash-flow(операционного) к обороту от реализации продукции. Характеризует величину Сash-flow, которая приходится на единицу оборота от реализации. Показывает, сколько процентов выручки от реализации остается на предприятии после осуществления всех платежей в рамках операционной деятельности.

5. Показатель отношения Сash-flow к собственному капиталу. Показывает чистый денежный поток на единицу собственного капитала.

 

 

Тема 5. Дивидендная политика предприятия

Одним из важных заданий финансового менеджмента является формирование и реализация политики предприятия в отрасли выплаты дивидендов. Дивиденды -часть чистой прибыли, распределенная между: участниками (владельцами) соответственно части их участия в уставном капитале предприятия.

Дивидендная политика - это набор целей и заданий, которые ставит перед собой руководство предприятия в отрасли выплаты дивидендов, а также совокупность методов и средств их достижения. Оптимизация дивидендной политики - это оптимизация соотношения между прибылью, что выплачивается в виде дивидендов, и тем, который реинвестируется с целью максимизации доходов владельцев.

К основным задачам,которые следует решить в ходе формирования и реализации дивидендной политики, следует отнести:

выявление основных факторов, которые влияют на принятие решения относительно выплаты дивидендов или реинвестирования прибыли;

• определение оптимального соотношения между распределенной и тезаврованной прибылью;

• оценку влияния решения относительно порядка распределения чистой прибыли на рыночную стоимость корпоративных прав предприятия и его инвестиционную привлекательность;

• определение оптимальной для предприятия величины уставного и собственного капитала;

• согласование стратегии выплаты дивидендов с налоговым законодательством;

•. выбор самого приемлемого метода и формы начисления и выплаты дивидендов;

• оценку влияния дивидендной политики на разрешение конфликта интересов между владельцами, кредиторами и руководством предприятия.

Решение относительно распределения прибыли, а следовательно, выбору тех или других приоритетов при реализации дивидендной политики принимаются собранием владельцев предприятия. Заданием менеджмента в целом и финансового менеджмента в частности является об”рунтування необходимости принятия того или другого решения в отрасли дивидендной политики. Для этого следует проанализировать факторы влияния на нее. К основным из таких факторов принадлежат:

1. Стадия жизненного цикла предприятия (для недавно созданных предприятий целесообразным является максимальное реинвестирование прибыли).

2. Наличие у предприятия прибыльных инвестиционных проектов. Если в предприятия отсутствующие обоснованные планы относительно прибыльного реинвестирования прибыли, то самым рациональным будет максимальное распределение прибыли (выплата дивидендов).

3. Альтернативные источники капитала. Этот фактор связан с доступностью и стоимостью привлечения средств из внешних источников, которые можно использовать для покрытия потребности в капитале, что зависит от:

• кредитоспособности предприятия и наличия у него кредитного обеспечения;

• стоимости привлечения заимообразного капитала;

• инвестиционной привлекательности и возможностей привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала (шансы размещения новой эмиссии);

• накладных расходов, связанных с привлечением собственного капитала из внешних источников.

4. Ограничения. Законодательством, уставом или соглашениями предприятия могут быть установлены определенные ограничения на выплату дивидендов. Эти ограничения могут применяться, как правило, в таких случаях:

• в случае задолженности владельцев (участников) за взносами к уставному капиталу;

• при наличии на момент выплаты дивидендов оснований относительно возбуждения дела о банкротстве предприятия или возникновения таких оснований в результате выплаты дивидендов;

• собственный капитал предприятия является меньшим объема его уставного и резервного капитала;

• полностью не оплаченные текущие и накопленные дивиденды за привилегированными акциями;

• отсутствие соответствующих финансовых источников выплаты дивидендов;

• наличие договорных ограничений, например с банком-кредитором.

5. Преференции самых важных групп владельцев: большинство из них ориентировано на потребление (дивиденды) или сбережение (тезаврация и увеличение стоимости предприятия).

6. Налоговые последствияприменения того или другого типа дивидендной политики: для владельцев и для самого предприятия.

7. Уровень процентных ставок на рынке капиталов, а также ставки дивидендов у конкурентов и у других предприятий, которые принадлежат к той же или смежных отраслей производства.

Решение о выплате дивидендов и их размере за корпоративными правами каждой категории принимают владельцы (общие собрания владельцев) предприятия за рекомендацией наблюдательного совета или предложением исполнительных органов. Порядок сообщения владельцев корпоративных прав о выплате дивидендов регламентируется уставом общества. Как правило, предприятия дают соответствующее объявление в предварительно определенных печатных средствах массовой информации. В объявлении о выплате дивидендов должна содержаться такая информация:

• название предприятия;

• дата принятия общими собраниями владельцев решения о выплате дивидендов;

• период, за который выплачиваются дивиденды;

• величина дивидендов на одну акцию (в относительном или абсолютном выражении) в разрезе отдельных их категорий;

• сроки и место выплаты;

• особенности налогообложения дивидендов.

В случае принятия решения о выплате дивидендов эмитент корпоративных прав, на которые начисляются дивиденды, проводит отмеченные выплаты владельцу корпоративных прав пропорционально его части в уставном капитале предприятия. Начисление дивидендов может осуществляться путем применения определенного процента к номинальному капиталу, который принадлежит отдельным владельцам корпоративных прав. Величина этого процента рассчитывается как отношение чистой прибыли (другого источника), которая направляется на выплату дивидендов к объему уставного капитала. В акционерных обществах дивиденды на одну акцию рассчитываются делением общей суммы объявленных дивидендов на количество простых акций, за которыми платятся дивиденды. За корпоративными правами одной категории выплачиваются дивиденды одинакового размера.

Следовательно, величина дивидендов, которая принадлежит отдельному владельцу, зависит от трех основных показателей:

1) величины чистой прибыли, резерва дивидендов (других источников выплаты);

2) установленного соотношения между распределенной и нераспределенной прибылью;

3) части участника (владельца) в уставном капитале.

Составляющей дивидендной политики предприятия является выбор наиболее приемлемой для всех заинтересованных сторон формы выплаты дивидендов. В целом дивиденды могут выплачиваться в таких формах:

• денежная;

• неденежная;

• смешанная форма;

• скрытые дивиденды.

В процессе реализации избранного типа дивидендной политики предприятия прибегают к специфическим приемам. Такими приемами является:

• увеличение уставного капитала и выплата дивидендов акциями;

• измельчение акций;

• выкуп акционерным обществом акций собственной эмиссии (или уменьшение номиналу);

• формирование резервов выплаты дивидендов.

Учитывая факторы влияния на дивидендную политику и теоретические концепции в этой отрасли, в практике используются такие основные подходы (методы) начисления и выплаты дивидендов:

• остаточный метод и стратегия прекращения дивидендных выплат;

• метод стабильных дивидендов;

• метод гибкой дивидендной политики;

• метод стойкого прироста дивидендов;

• метод стабильной и бонусной части.

Общий обзор методов начисления дивидендов, их преимущества и недостатки приведен в табл.3.

Эффективность дивидендной политики оценить чрезвычайно сложно. Очевидно, эффективной будет такая политика, при которой обеспечивается минимизация конфликта между отдельными владельцами, кредиторами и руководством предприятия. Понятно, что избежать таких конфликтов можно за максимизации доходов владельцев, при отсутствии ограничений со стороны кредиторов. Как уже отмечалось, эти доходы могут быть в форме повышения курсовой стоимости и (или) дивидендов. Выводы относительно эффективности дивидендной политики можно сделать на основе анализа показателей прибыльности корпоративных прав, от значения которых зависят обе составляющие доходов владельцев. К таким показателям можно отнести:

1. Чистая прибыль, что приходится на одну простую акцию: рассчитывается делением суммы чистой прибыли, которая принадлежит владельцам простых акций, на количество простых акций.

 

 

2. Дивиденды на одну простую акцию: рассчитывается делением суммы объявленных дивидендов на количество простых акций, по которым платятся дивиденды.

3. Коэффициент ценности акций: рассчитывается делением рыночной цены одной акции на дивиденд на одну простую акцию.

4. Рентабельность акции - выраженный в процентах показатель, который является обратно пропорциональным к коэффициенту ценности акций.

5. Коэффициент дивидендных выплат: отношение массы дивиденда к сумме чистой прибыли.

6. Отношение рыночного курса к чистой прибыли на одну акцию: характеризует взаимосвязь между чистой прибылью предприятия и курсом его акций и показывает, сколько годовых прибылей на одну акцию нужно, чтобы окупились средства, вложенные в акцию.

7. Отношение рыночного курса акций к показателю Сash-flowна одну акцию: характеризует взаимосвязи между рыночным курсом и чистым денежным потоком предприятия.

 

 

Классификация облигаций

Классификационные признаки   Виды облигаций
Форма распоряжений • • именные на предъявителя
Форма выпуска • • Купонные Безкупонные
Срок обращения •• • • Краткосрочные Среднесрочные среднесрочные Долгосрочные Вечные
Способ обеспечения •• Залоговые Беззалоговые
Способ выплаты дохода • • • • • • Процентные Беспроцентные Кумулятивные с «плавающим курсом» двухвалютные с участием в доходах
Вид погашения •• • • • • • • с долгосрочным погашением из отложенного фонда из выкупного фонда с возмещением серийные с расширением срока задолженности с ссужением срока задолженности неотзываные (ординарные)
Права на куплю других ценных бумаг эмитента • • • Конвертированы Опционные с варантом
Место обращения • • Внутренние Международные

Опцион -стандартный документ, который закрепляет право (но не обязательство) его владельца на приобретение от эмитента опциона (опцион на покупку) или на продажу эмитенту опциона (опцион на продажу) в срок, определенный в нем, отмеченное количество базового актива по зафиксированной при заключении цене (ценой выполнения).

Варант -разновидность опциона на покупку, который выпускается эмитентом вместе с собственными привилегированными акциями или облигациями и предоставляет его владельцу право на приобретение простых акций или облигаций данного эмитента в течение определенного периода на предварительно согласованных условиях. Варанты, как правило, эмитируются в пакете с облигациями.

Согласно с отечественными нормативными актами, варанты могут выпускаться лишь открытыми акционерными обществами и только в документарной форме. Срок действия варанта не должен превышать 1 год, а объем базового актива эмитента варантов - 50 % объема акций данного эмитента, выпуск (выпуски) которых был зарегистрирован.

Одним из источников формирования заемного капитала предприятия являются коммерческие кредиты. Коммерческий кредит - это форма кредита, которая характеризует отношения займа между двумя субъектами хозяйственной деятельности, что возникают в итоге полученных авансов в счет следующих поставок продукции (работ, услуг) или получения товаров с отсрочкой платежей. Эти кредиты принципиально отличаются от банковских, поскольку кредитором выступают коммерческие партнеры предприятия. К основным разновидностям коммерческих кредитов принадлежат:

• товарные кредиты; • полученные авансы.

Достаточно часто предприятия прибегают к использованию так называемых разновидностей кредита. Одним из таких элементов есть факторинг, который можно трактовать как способ краткосрочного финансирования деятельности предприятия. По определению, факторинг - это продажа дебиторской задолженности в интересах финансового посредника (факторинговой компании или банка). Содержание операции факторинга сводится к переуступке первым кредитором прав требования долга третьего лица второму кредитору (фактору) с предыдущей или следующей компенсацией стоимости такого долга первому кредитору. На основе договора о проведении расчетных операций через факторинг банк, например, может приобрести у предприятия-продавца право требования за поставленные товары и предоставленные услуги, сроки уплаты по которым истекли (просроченная дебиторская задолженность) или по текущим расчетам.

К самым важным функциям факторинга относят:

• функция финансирования и кредитования: предприятия вступают право на получение денежных средств согласно с платежными документами на поставленную продукцию в обмен на немедленное получение основной суммы дебиторской задолженности (за вычетом комиссионного вознаграждения факторинговой фирме);

• функция покрытия риска: риск невозвращения кредиторской задолженности переходит к фактору;

• функция управления дебиторской задолженностью: вся работа из взыскания задолженности переходит к компетенции фактора. В то же время особенности и условия кругооборота финансовых ресурсов в народном хозяйстве порождают появление временно свободных средств, которые ожидают своего использования и формируют так называемый заемный фонд. Основные источники заемного фонда (кредитных ресурсов, как их называют на практике) формируются за счет таких экономических явлений:

• несовпадение у многих предприятий момента продажи (реализации) продукции, то есть высвобождает финансовых ресурсов в денежной форме, с их последующим авансированием, вложением в дело, в результате чего временно свободные средства оседают на текущих, депозитных и других банковских счетах;

• установленный законодательством порядок выплаты заработной платы рабочим и служащим (как правило, дважды на месяц), в результате которого в обращении предприятий, учреждений, организаций постоянно есть средства в виде задолженности из оплаты труда, которые могут временно быть никуда не вложенными и оседать на банковских счетах;

• накопление средств, предназначенных для финансирования реновации основных средств или их улучшения (в первую очередь речь идет о постоянном накоплении амортизационных средств по мере сноса основных средств и реализации продукции);

• наличие свободных средств в виде временно неиспользованной прибыли, что создается в отраслях материального производства и в сфере услуг и предназначен как для финансирования общегосударственных потребностей, так и для производственно-технического и социального развития субъектов предпринимательства;

• постоянное наличие средств предприятий, организаций, учреждений в расчетах как результат разрыва во времени между моментом списания денежной суммы из банковского счета плательщика и моментом ее зачисления на счет получателя;

• наличие временно свободных средств государственного бюджета, что оседают на банковских счетах в ходе его кассового выполнения;

• свободная денежная масса в население в виде денежных сбережений на банковских счетах или остатков наличности.

Таким образом, с одной стороны, у предприятий периодически появляется объективная необходимость привлечения кредитных ресурсов, с другой - в силу ряда обстоятельств имеющиеся временно свободные средства, которые могут быть получены предприятиями в виде кредитов. Чаще всего потребность в кредитах имеет относительно краткосрочный характер (до одного года) и возникает для пополнения оборотных средств.

Дело в том, что за счет собственных оборотных средств предприятия создают минимальные запасы товарно-материальных ценностей. Но потребность в средствах для создания запасов на протяжении года колеблется. Особенно наглядно это можно наблюдать на примере предприятий с сезонным характером производства, многих предприятий, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье, предприятий строительных материалов. Например, предприятия, что перерабатывают сельхозсырье, в период уборки урожая должны создать такие запасы сырья, которых бы хватило на весь срок переработки. Естественно, что в этот период у них возникает повышенная потребность в оборотных средствах для оплаты и накопления сырья, что поступает от ее производителей - коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств; по завершении сезона переработки запасы этого сырья уменьшаются до минимума (или полностью исчезают), а с ними уменьшается или совсем исчезает потребность в оборотных средствах на формирование запасов этого сырья.

У предприятий, что заготовляют лес, возникает повышенная потребность в оборотных средствах в зимний период, когда они накапливают значительные запасы древесины; летом, когда завершается реализация леса, эта потребность сокращается к минимуму. Аналогичные резкие колебания потребности в оборотных средствах происходят и у других предприятий с сезонным характером производства.

Для предприятий машиностроения, металлообработки, химической, металлургической, швейной, обувной промышленности, других отраслей промышленности с несезонным характером производства такие резкие колебания потребности в оборотных средствах не характерные. Но и у них в силу ряда обстоятельств наблюдаются определенные колебания размеров запасов товарно-материальных ценностей, следовательно, и колебания потребности в оборотных средствах. И вот почему.

Из рассуждений эффективности использования финансовых ресурсов предприятию невыгодно формировать собственные оборотные средства в размерах, которые перекрывали бы любую потребность в оборотных средствах, в частности и ту, ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.099 с.)