Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Бюджетирование на предприятииСодержание книги
Поиск на нашем сайте Бюджет - это сумма средств, которые есть в распоряжении для выполнения определенных функций и проведения определенных мероприятий в рамках общефирминного планирования. Он может складываться в форме заданных показателей, которых следует придерживаться в плановом периоде. Например, для предприятия в целом или для отдельного структурного подразделения приходится бюджет расходов (или статьи расходов), которого он должен придерживаться. Конкретные источники покрытия расходов при этом не указываются. Достаточно часто бюджет складывается в форме каталога мероприятий, которые следует осуществить в плановом периоде; при этом наводится объем средств, которые выделены для реализации этих мер. В то же время есть тип бюджетов, в которых рядом с направлениями использования ресурсов отображаются источники покрытия расходов. Необходимой предпосылкой и составляющей бюджетирования является планирование, какое собственное и конкретизируется в бюджетах. И хотя достаточно часто в литературных источниках понятия «бюджетирования» и «планирования» употребляются как синонимы, их следует различать: бюджетирование сориентировано в основном на фиксацию и координацию показателей в краткосрочном периоде, а планирование - на прогнозирование путей и средств достижения поставленных целей как в кратко-, так и долгосрочной перспективе. Финансовый план выполняет два основных задания: во-первых, он является финансовым прогнозом, который предоставляет опережающую информацию о развитии денежных поступлений и расходов в будущем; во-вторых, его можно рассматривать как финансовый бюджет, в котором отображаются заданные показатели. В теории и практике экономической науки можно встретить разные подходы к формулировке принципов бюджетирования и планирования. По нашему мнению, к основным из них следует отнести такие: • принцип полноты: все операции предприятия, что приводят к поступлений или выплат денежных средств, а также влияют на его финансовые результаты, должны быть отображенными в бюджете; • принцип координации означает, что бюджеты отдельных центров прибыльности, затрат, структурных подразделений и тому подобное должны складываться с учетом возможности их сводки в единственный консолидированный бюджет; кроме этого, следует согласовывать стратегические цели с показателями долгосрочных планов и краткосрочных бюджетов; • принцип централизации предусматривает, что бюджетирование является важным инструментом финансового управления предприятием, которое должно осуществляться из единственного центра, а следовательно, все денежные поступления (в т.ч. заимообразные ресурсы) должны служить для покрытия всех исходных денежных потоков; • принцип специализации бюджетов требует, чтобы денежные поступления и выплаты отображались соответственно их видам и источникам возникновения, благодаря чему можно проконтролировать движение денежных средств в разрезе отдельных центров прибыльности и ответственности; • принцип периодичности бюджетирования означает, что бюджеты должны делиться на отдельные периоды, длительность которых определяется спецификой организации финансовой деятельности предприятия (ежедневные бюджеты, ежедекадные, недельные, на месяц, квартал и тому подобное); • принцип прозрачности предусматривает, что бюджеты должны складываться таким образом, чтобы все задействованные в их выполнении лица четко представляли задания, которые перед ними относятся, и имели стимулы к их выполнению; • принцип точности: все операции и результирующие из них денежные поступления и выплаты должны базироваться на реальных прогнозах; • принцип декомпозиции заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюджеты цехов являются «вложенными» в сведенный бюджет производства, частичные бюджеты в разрезе статей затрат конкретизируют бюджет производства и тому подобное. В научно-практической литературе, посвященной планированию и бюджетированию, различают два основных вида бюджетов: гибкие и фиксированные. В гибких бюджетах плановые расчеты затрат и финансовых результатов привязываются к объемам производства и реализации продукции. К этой категории бюджетов принадлежат бюджет затрат, которые относятся к условно переменным (изменяются пропорционально к объемам производства). В отличие от этого, показатели фиксированных бюджетов по большей части не изменяются с изменением объемов производства. По принципу фиксированного бюджетирования составляют бюджет административных расходов, бюджет на рекламу и тому подобное. С целью организации бюджетного планирования деятельности отдельных структурных подразделений и предприятия в целом целесообразно внедрить сквозную систему бюджетов. Эта система позволяет установить жесткий бюджетный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансово-хозяйственной деятельности субъекта ведения хозяйства. Система бюджетов должна охватывать всю базу финансовых расчетов предприятия. Она включает первичный бюджет, группу основных бюджетов и совокупность частичных бюджетов. В стандартном виде группа основных бюджетов содержит: • план инвестиций; • план финансовых результатов (прибылей и убытков); • планирование ликвидности (оперативный финансовый бюджет); • плановый баланс; • план отчета о движении денежных средств (Cash-flow). Базовым звеном системы бюджетирования являются частичные бюджеты, которые формируются соответственно принципам специализации и декомпозиции и включают отдельные части денежных доходов и расходов предприятия (например, бюджеты структурных подразделений, центров расходов или доходов, функциональные бюджеты в разрезе отдельных затрат и тому подобное). В типичные частичные бюджеты можно отнести: • план реализации продукции; • бюджет производства; • бюджет товарно-материальных запасов; • бюджет фонда оплаты труда и начислений на нее; • бюджет материальных расходов; • бюджет потребления энергии; • бюджет других расходов; • бюджет погашения кредитов (привязан к графикам выполнения обязательств); • налоговый бюджет (складывается только в целом по предприятию). Структурно-логическая схема системы бюджетирования на предприятии (при условии, что за первичный берется бюджет реализации продукции) представлена на рис. 8. Требования правил покрытия потребности в капитале следует учитывать в ходе составления текущих и долгосрочных финансовых планов, и только в этом случае параметры отчетности будут отвечать критериям кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия. Проверка соблюдения отмеченных правил позволяет прийти к выводу о качестве принятия финансовых решений менеджментом предприятия. Бюджетный контроль - это сравнение фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности с плановыми (бюджетными) на предмет проверки их согласованности за величиной и сроками, а также анализ причин отклонений с целью выработки предложений относительно коррекции бюджетов или финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Бюджетный контроль является действенным инструментом стимулирования повышения финансовой ответственности и производительности как отдельных работников, центров прибыльности, структурных подразделений, так и предприятия в целом. Для осуществления контроля за выполнением бюджетов, как правило, используют двухуровневую систему контроля. Нижний уровень - это контроль за выполнением частичных (функциональных) бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделов; при этом контролируются как отдельные показатели сведенного бюджета, так и его составляющих, то есть функциональных бюджетов. Верхний уровень - контроль за выполнением бюджетов всех структурных подразделений, центров ответственности и сведенных бюджетов по предприятию в целом, осуществляемый непосредственно службами контроллинга. Деятельность контролера в отрасли бюджетного контроля предусматривает следующие мероприятия:
Рис. 8 Система бюджетов на предприятии
• идентификация фактических данных; • расчет отклонений; • определение причин и факторов отклонений; • разработка (подбор) каталога мероприятий по коррекции планов и деятельности в целом; • оценка предложенных мероприятий; • инициация решений относительно коррекции планов; • контроль выполнения откорректированных планов. Надлежащий бюджетный контроль возможен лишь при условии учета всех операций, связанных с денежными поступлениями и выплатами, доходами и расходами, причем классификация и способы определения отдельных показателей должны быть стандартизировавшими как во время планирования, так и во время учета. Идентификация фактических показателей и определение отклонений осуществляется на основе данных управленческого учета, который является своеобразным продолжением и детализацией финансового учета. Результаты бюджетного контроля целесообразно оформлять в виде отчета (раппорта) о выполнении бюджетов. Анализ отклонений при этом отображается в форме диаграмм, графиков, рисунков. В отчетах рядом с фиксацией отклонений объясняются их причины и формулируются предложения относительно коррекции бюджетов или совершенствования финансово-хозяйственной деятельности. Отчетные аналитические материалы из выполнения сведенного и функциональных бюджетов представляют руководству предприятия для оперативной коррекции сведенных бюджетов предприятия и бюджетов структурных подразделений или центров ответственности. Результаты анализа выполнения бюджетов, относительных показателей и коэффициентов могут обусловить необходимость разработки нового варианта бюджета, который должен начинаться с выбора заданных значений.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.006 с.) |