Тема 6. Привлеченный капитал предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Привлеченный капитал предприятия



При изучении данной темы необходимо учитывать, что кредитор - юридическое и (или) физическое лицо, которое имеет подтвержденные надлежащими документами денежные требования к должнику, в том числе требования из выплаты заработной платы, из уплаты налогов, других обязательных платежей в фонды социального страхования и пенсионного обеспечения и тому подобное.

Самые важные параметры привлеченного капитала предприятия приведены в табл. 4.

 

 

В зависимости от сроков выполнения обязательств отечественными стандартами бухгалтерского учета заемный капитал разделяется на долгосрочный и текущий.

С точки зрения предприятий (в контексте финансовой отчетности) привлеченный капитал (обязательства) разделяется на долгосрочный и краткосрочный.

Согласно с П(С)БО 2 «Баланс» под долгосрочными обязательствами следует понимать обязательства, что будут погашены в течение срока, который превышает 12 календарных месяцев, или в течение срока, что превышает операционный цикл, если он больше 12 календарных месяцев.

Под текущими (краткосрочными) обязательствами необходимо понимать обязательства, что будут погашены в течение операционного цикла или должны быть погашенными в течение 12 месяцев из даты составления баланса.

В состав заемного капитала принадлежат также обязательства, которые отражаются по разделу «Доходы будущих периодов». В этой статье показываются доходы, полученные в течение текущего или предыдущих отчетных периодов, которые принадлежат к следующим отчетным периодам. В частности, в состав доходов будущих периодов принадлежат доходы в виде полученных авансовых платежей за сданные в аренду основные средства и другие необратимые активы (авансовые арендные платежи), подписка на периодические и справочные издания, выручка за грузовые перевозки, выручка от продажи билетов транспортных и театрально-зрелищных предприятий, абонентная плата за пользование средствами связи и тому подобное.

Учитывая высше изложенное, можно констатировать, что к основным внешним источникам формирования заемного капитала предприятий относятся:.

• банковские (финансовые) кредиты;

• средства, привлеченные в результате эмиссии облигаций;

• коммерческие займы.

Финансовый кредит - это привлеченный капитал, который предоставляется банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным как банковское учреждение согласно с законодательством страны пребывания нерезидента, или резидентами и нерезидентами, которые имеют статус небанковских финансовых учреждений, взаймы юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.

Основной разновидностью финансовых кредитов является банковский кредит, который предоставляется субъектам кредитования всех форм собственности во временное пользование на условиях, предусмотренных кредитным договором. Основными из этих условий есть: обеспеченность, возвратность, срочность, платность и целевая направленность.

Кредиты, которые предоставляются банками, по срокам пользования разделяются по большей части на:

а) краткосрочные - до 1 года; б) среднесрочные - до 3 лет; в) долгосрочные - свыше 3 лет.

Под долгосрочными кредитам банков понимают обязательства предприятия перед кредитным учреждением (банком), которые должны погашаться в течение срока, что превышает один год из даты составления баланса, а также пролонгированы краткосрочные кредиты (займы), которые перешли в состав долгосрочных.

Долгосрочные кредиты привлекаются предприятиями для финансирования долгосрочных активов, в частности основных средств (их приобретение, реконструкции, модернизации), нового строительства, других видов необратимых активов, а также отдельных видов оборотных активов, в которых средства замораживаются на длительный период.

В экономически развитых странах к долгосрочным банковским кредитам прибегают, как правило, предприятия малого и среднего бизнеса. Большие предприятия долгосрочную потребность в капитале удовлетворяют по большей части путем эмиссии облигаций.

Краткосрочными кредитами банков являются обязательства предприятия перед кредитным учреждением (банком), которые должны быть выполнены в течение срока, что не превышает одного года с даты составления баланса, а также обязательства по кредитами (займами), как долгосрочными, так и краткосрочными, срок погашения которых истек на дату составления баланса.

Краткосрочные банковские кредиты привлекаются по большей части для финансирования оборотных активов предприятия, в частности на покрытие временного дефицита платежных средств, приобретения товаров, производственных запасов и тому подобное.

В табл. 5 приведен порядок организации работы относительно получения банковских займов, а также определены основные акценты в этой работе, на которые должны обращать

 

внимание руководство предприятия и его финансовые службы.

Рыночные условия ведения хозяйства порождают объективную необходимость использования субъектами предпринимательской деятельности заемных финансовых ресурсов рядом с собственными средствами, которые и в их распоряжении, то есть рядом с уставным капиталом и другими составляющими собственного капитала. По удельному весу первое место среди заемных ресурсов большинстве предприятий занимает банковский кредит.

Кроме банковского кредита, в составе заемных финансовых ресурсов предприятий всех отраслей народного хозяйства большое значение имеет кредиторская задолженность всех видов, которая возникает в расчетах с другими юридическими и физическими лицами, поставщиками, покупателями, бюджетом, органами социального страхования, внебюджетными фондами, а также в расчетах с рабочими и служащими предприятия. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» квалифицирует часть кредиторской задолженности, привлеченной в состав заемных финансовых ресурсов, как товарный кредит и кредит под ценные бумаги, которые удостоверяют отношения займа. Они представляют собой две формы внебанковского кредита.

Товарный кредит возникает в расчетах за материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Они передаются в собственность предприятия-должника на условиях соглашения, что предусматривает отсрочку конечного расчета на определенный срок и под процент. Товарный кредит предусматривает передачу права на товары (результаты работ, услуг) покупателю в момент подписания договора или в момент фактического получения товаров (работ, услуг), независимо от времени погашения задолженности. В отношениях товарного кредита каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право выступать либо как кредитор, либо как получатель кредитов. Распространенной формой получения товарного кредита является выдача предприятием векселей своим поставщикам.

Кредит под ценные бумаги, что удостоверяют отношения займа, - это средства, которые привлекаются предприятием-должником от других юридических или физических лиц путем выпуска (эмиссии) и продажи облигаций согласно с действующим законодательством.

Кредитоспособность - наличие в потенциального заемщика предпосылок для получения кредита и способность вернуть его. Иначе говоря - это способность предприятия в полном объеме и в определенный кредитным соглашением срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Кредитоспособность заемщика определяется показателями, что характеризуют его аккуратность при расчетах за ранее полученными кредитами, его текущее финансовое состояние, возможность в случае необходимости мобилизировать средства из разных источников, обеспечить оперативную трансформацию активов в денежные средства.

В научно-практической литературе по большей части выделяют количественные и качественные критерии кредитоспособности. Количественные критерии связаны с оценкой текущего и перспективного финансового состояния заемщика, а качественные оказываются на основе оценки менеджмента предприятия и его ситуации на рынке, факторов производства и сбыта продукции. Взаимосвязи между качественными и количественными параметрами кредитоспособности предприятия приведены на рис. 5.

В случае, если заемщик не в состоянии выполнить свои обязательства в предусмотренные кредитным договором сроки, кредитор может удовлетворить свои требования за счет кредитного обеспечения. Именно поэтому наличие у заемщика достаточного кредитного обеспечения является составным элементом его экономической кредитоспособности. К основным видам обеспечения кредита принадлежат:

а) закладная (имущества, имущественных прав, ценных бумаг и тому подобное);

б) гарантии (банков, подтвержденные финансами или имуществом третьего лица);

в) другие виды обеспечения (поручительство, свидетельство страховой организации).

 

 

Облигации предприятия рассматриваются как классический инструмент привлечения субъектами ведения хозяйства заимообразного капитала на долгосрочный период. Выпуск облигаций, как правило, рассчитанный не на каких-то конкретных учредителей, а на рынок капиталов в целом.

Облигация - долговая ценная бумага, что удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если другое не предусмотрено условиями выпуска). Облигации всех видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных началах.

Выпускаются облигации таких видов:

а) облигации внутренних и местных займов;

б) облигации предприятий.

Облигации внутренних и местных займов выпускаются на предъявителя, а обязательным реквизитом целевых облигаций является указание товара (услуг), под который они выпускаются.

Решение о выпуске облигаций внутренних и местных займов принимается соответственно Кабинетом Министров Украины и местными советами.

Решение о выпуске облигаций предприятий принимается эмитентом и оформляется протоколом. Облигации предприятий выпускаются предприятиями всех предусмотренных законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами и не дают их владельцам права на участие в управлении. Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), что свободно вращаются или с ограниченным кругом обращения.

Акционерные общества могут выпускать облигации на сумму не более 25 % от размера уставного капитала и только после полной оплаты всех выпущенных акций. Выпуск облигаций предприятий для формирования и пополнения уставного фонда эмитентов, а также для покрытия убытков, связанных с их, хозяйственной деятельностью, не допускается.

Облигации всех видов могут быть приобретены гражданами лишь за счет их личных средств, а предприятия приобретут облигации всех видов за счет средств, что поступают в их распоряжение после уплаты налогов и процентов за банковский кредит.

Облигации всех видов оплачиваются в гривнях, а в случаях, предусмотренных условиями их выпуска, - в иностранной валюте. независимо от вида валюты, которой проведена оплата облигаций, их стоимость выражается в гривнях.

Доход по облигациям всех видов выплачивается соответственно условиям их выпуска. Доход по облигациям целевых ссуд (беспроцентных облигациях) не выплачивается. Владельцу такой облигации предоставляется право на приобретение соответствующих товаров или услуг, под которые выпущены ссуды. Если цена товара к моменту его получения будет превышать стоимость облигации, то владелец получает товар по цене, указанной на облигации, а при получении более дешевого товара он получает разницу между стоимостью облигации и ценой товара.

По облигациям предприятий доходы выплачиваются за счет средств, что остаются после расчетов с бюджетом и уплаты других обязательных платежей. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения эмитентом обязательства по выплате доходов по процентным облигациям, предоставление права приобретения соответствующих товаров или услуг по беспроцентным (целевых) облигациям или погашения отмеченной в облигации суммы в определенный срок взыскания соответствующих сумм осуществляется принудительно хозяйственным судом. Порядок выкупа облигаций всех видов, кроме целевых, определяется при их выпуске.

Средства, полученные от реализации облигаций внутренних и местных ссуд, направляются соответственно республиканскому и местных бюджетов, во внебюджетные фонды местных советов, а средства от размещения облигаций предприятий направляются на цели, определенные при их выпуске.

К основным преимуществам финансирования на основе эмиссии облигаций можно отнести следующие:

• диверсификация учредителей, в частности кредиторов;

• привлечение средств осуществляется на долгосрочный период;

• налоговые преимущества, поскольку проценты за облигациями относятся на уменьшение обложенного налогом дохода эмитента;

• сравнительно с акциями облигации является менее рисковым объектом вложения средств для инвесторов.

Среди самых существенных недостатков этого инструмента финансирования чаще всего относятся такие:

• сравнительно высокий уровень накладных расходов, связанных с выпуском облигаций;

• риск уплаты завышенных процентов, предусмотренных условиями выпуска облигаций, в случае уменьшения ставок на рынке капиталов;

• из-за значительного количества держателей облигаций и широкой географии их нахождения могут возникнуть трудности ведения переговоров с учредителями в случае необходимости пролонгации сроков погашения.

 

Таблица 6

Классификация облигаций

Классификационные признаки   Виды облигаций
Форма распоряжений • • именные на предъявителя
Форма выпуска • • Купонные Безкупонные
Срок обращения •• • • Краткосрочные Среднесрочные среднесрочные Долгосрочные Вечные
Способ обеспечения •• Залоговые Беззалоговые
Способ выплаты дохода • • • • • • Процентные Беспроцентные Кумулятивные с «плавающим курсом» двухвалютные с участием в доходах
Вид погашения •• • • • • • • с долгосрочным погашением из отложенного фонда из выкупного фонда с возмещением серийные с расширением срока задолженности с ссужением срока задолженности неотзываные (ординарные)
Права на куплю других ценных бумаг эмитента • • • Конвертированы Опционные с варантом
Место обращения • • Внутренние Международные

Опцион -стандартный документ, который закрепляет право (но не обязательство) его владельца на приобретение от эмитента опциона (опцион на покупку) или на продажу эмитенту опциона (опцион на продажу) в срок, определенный в нем, отмеченное количество базового актива по зафиксированной при заключении цене (ценой выполнения).

Варант -разновидность опциона на покупку, который выпускается эмитентом вместе с собственными привилегированными акциями или облигациями и предоставляет его владельцу право на приобретение простых акций или облигаций данного эмитента в течение определенного периода на предварительно согласованных условиях. Варанты, как правило, эмитируются в пакете с облигациями.

Согласно с отечественными нормативными актами, варанты могут выпускаться лишь открытыми акционерными обществами и только в документарной форме. Срок действия варанта не должен превышать 1 год, а объем базового актива эмитента варантов - 50 % объема акций данного эмитента, выпуск (выпуски) которых был зарегистрирован.

Одним из источников формирования заемного капитала предприятия являются коммерческие кредиты. Коммерческий кредит - это форма кредита, которая характеризует отношения займа между двумя субъектами хозяйственной деятельности, что возникают в итоге полученных авансов в счет следующих поставок продукции (работ, услуг) или получения товаров с отсрочкой платежей. Эти кредиты принципиально отличаются от банковских, поскольку кредитором выступают коммерческие партнеры предприятия. К основным разновидностям коммерческих кредитов принадлежат:

• товарные кредиты; • полученные авансы.

Достаточно часто предприятия прибегают к использованию так называемых разновидностей кредита. Одним из таких элементов есть факторинг, который можно трактовать как способ краткосрочного финансирования деятельности предприятия. По определению, факторинг - это продажа дебиторской задолженности в интересах финансового посредника (факторинговой компании или банка). Содержание операции факторинга сводится к переуступке первым кредитором прав требования долга третьего лица второму кредитору (фактору) с предыдущей или следующей компенсацией стоимости такого долга первому кредитору. На основе договора о проведении расчетных операций через факторинг банк, например, может приобрести у предприятия-продавца право требования за поставленные товары и предоставленные услуги, сроки уплаты по которым истекли (просроченная дебиторская задолженность) или по текущим расчетам.

К самым важным функциям факторинга относят:

• функция финансирования и кредитования: предприятия вступают право на получение денежных средств согласно с платежными документами на поставленную продукцию в обмен на немедленное получение основной суммы дебиторской задолженности (за вычетом комиссионного вознаграждения факторинговой фирме);

• функция покрытия риска: риск невозвращения кредиторской задолженности переходит к фактору;

• функция управления дебиторской задолженностью: вся работа из взыскания задолженности переходит к компетенции фактора. В то же время особенности и условия кругооборота финансовых ресурсов в народном хозяйстве порождают появление временно свободных средств, которые ожидают своего использования и формируют так называемый заемный фонд. Основные источники заемного фонда (кредитных ресурсов, как их называют на практике) формируются за счет таких экономических явлений:

• несовпадение у многих предприятий момента продажи (реализации) продукции, то есть высвобождает финансовых ресурсов в денежной форме, с их последующим авансированием, вложением в дело, в результате чего временно свободные средства оседают на текущих, депозитных и других банковских счетах;

• установленный законодательством порядок выплаты заработной платы рабочим и служащим (как правило, дважды на месяц), в результате которого в обращении предприятий, учреждений, организаций постоянно есть средства в виде задолженности из оплаты труда, которые могут временно быть никуда не вложенными и оседать на банковских счетах;

• накопление средств, предназначенных для финансирования реновации основных средств или их улучшения (в первую очередь речь идет о постоянном накоплении амортизационных средств по мере сноса основных средств и реализации продукции);

• наличие свободных средств в виде временно неиспользованной прибыли, что создается в отраслях материального производства и в сфере услуг и предназначен как для финансирования общегосударственных потребностей, так и для производственно-технического и социального развития субъектов предпринимательства;

• постоянное наличие средств предприятий, организаций, учреждений в расчетах как результат разрыва во времени между моментом списания денежной суммы из банковского счета плательщика и моментом ее зачисления на счет получателя;

• наличие временно свободных средств государственного бюджета, что оседают на банковских счетах в ходе его кассового выполнения;

• свободная денежная масса в население в виде денежных сбережений на банковских счетах или остатков наличности.

Таким образом, с одной стороны, у предприятий периодически появляется объективная необходимость привлечения кредитных ресурсов, с другой - в силу ряда обстоятельств имеющиеся временно свободные средства, которые могут быть получены предприятиями в виде кредитов. Чаще всего потребность в кредитах имеет относительно краткосрочный характер (до одного года) и возникает для пополнения оборотных средств.

Дело в том, что за счет собственных оборотных средств предприятия создают минимальные запасы товарно-материальных ценностей. Но потребность в средствах для создания запасов на протяжении года колеблется. Особенно наглядно это можно наблюдать на примере предприятий с сезонным характером производства, многих предприятий, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье, предприятий строительных материалов. Например, предприятия, что перерабатывают сельхозсырье, в период уборки урожая должны создать такие запасы сырья, которых бы хватило на весь срок переработки. Естественно, что в этот период у них возникает повышенная потребность в оборотных средствах для оплаты и накопления сырья, что поступает от ее производителей - коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств; по завершении сезона переработки запасы этого сырья уменьшаются до минимума (или полностью исчезают), а с ними уменьшается или совсем исчезает потребность в оборотных средствах на формирование запасов этого сырья.

У предприятий, что заготовляют лес, возникает повышенная потребность в оборотных средствах в зимний период, когда они накапливают значительные запасы древесины; летом, когда завершается реализация леса, эта потребность сокращается к минимуму. Аналогичные резкие колебания потребности в оборотных средствах происходят и у других предприятий с сезонным характером производства.

Для предприятий машиностроения, металлообработки, химической, металлургической, швейной, обувной промышленности, других отраслей промышленности с несезонным характером производства такие резкие колебания потребности в оборотных средствах не характерные. Но и у них в силу ряда обстоятельств наблюдаются определенные колебания размеров запасов товарно-материальных ценностей, следовательно, и колебания потребности в оборотных средствах. И вот почему.

Из рассуждений эффективности использования финансовых ресурсов предприятию невыгодно формировать собственные оборотные средства в размерах, которые перекрывали бы любую потребность в оборотных средствах, в частности и ту, которая возникает временно в увеличенном размере. В таком случае в предприятия в периоды уменьшения потребности в оборотных средствах неминуемо возникал бы избыток средств, что привело бы к нерациональному их использованию. Поэтому предприятия должны вкладывать в оборотные средства минимум собственных финансовых ресурсов в размерах, достаточных для создания лишь минимальных запасов товарно-материальных ценностей и расходов производства. Всю другую потребность в оборотных средствах целесообразно удовлетворять за счет заемных ресурсов, главным образом - банковских кредитов.

Согласно со стандартами бухгалтерского учета и отчетности в Украине, проценты за любые кредиты, в частности и банковские кредиты, являются элементом расходов обычной деятельности предприятия (финансовые расходы), которые учитываются при определении финансового результата деятельности (прибыли). В налоговом законодательстве установлено, что расходы в уплату процентов включаются в состав валовых расходов, а это значит, что плата за кредит в интересах банка не равняется реальной цене кредита для предприятия (эта цена фактически ниже на 25%, то есть на ставку налогообложения прибыли).

Процентные ставки по кредитам устанавливаются коммерческими банками на договорных основах с предприятиями-заемщиками. Их уровень зависит от общей экономической конъюнктуры и факторов, которые формируют спрос и предложение на рынке заемных средств, а также регулирующих действий государства на этом рынке. В Украине на уровень процентов за кредиты коммерческих банков значительно влияют процентные ставки за кредитные ресурсы, что устанавливает Национальный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам (ставки рефинансирования или учетные ставки НБУ).

Коммерческие банки применяют разные процентные ставки в зависимости от вида и объекта кредита, срока кредитования, финансового состояния заемщика, меры кредитного риска, наличия или отсутствия гарантий относительно своевременного возвращения долга. Мировой опыт свидетельствует, что при условиях стабильной экономики проценты устанавливаются по разным кредитам на уровне 3 - 7 процентов годовых и имеют тенденцию к повышению в периоды инфляции. В 1993- 1994 гг. в Украине уровень таких ставок коммерческих банков был в границах 200 - 400 процентов годовых, в 1995р. - 100 - 200 процентов, с 1996р. он постепенно уменьшался, что ярко отражает изменение инфляционной ситуации в стране. В настоящее время в Украине коммерческие банки предоставляют кредиты предприятиям на условиях уплаты 14 – 22% годовых.

Одним из решающих факторов, которые влияют на уровень банковских процентов, есть учетная ставка НБУ. В случае изменения она, как отмечалось, в значительной мере влияет на процентную политику коммерческих банков. При изменении учетной ставки НБУ размеры процентов за кредит, зафиксированные в договоре между банком и предприятием, могут изменяться лишь на основании согласия между сторонами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.04 с.)