Координация и аудит в системе функций контролинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация и аудит в системе функций контролинга



Важным направлением финансового контролинга на предприятии является функционально-организационное обеспечение сбалансированности между централизацией финансового управления и децентрализированным принятием отдельных управленческих финансовых решений путем обеспечения координации между отдельными центрами принятия управленческих решений. Одновременно координация как функция контроля содействует четкому формулированию целей и задач, доведению их до исполнителей и обеспечению обратной связи между исполнителями управленческих решений и управленцами.

Необходимость функции координациивытекает с разделения системы управления на составные: организация, система планирования и контроля, информационная система, система управления персоналом, система целей и принципов управления. Проблематика дефицита координации часто проявляется при децентрализованном принятии решений и в случае, если эти решения взаимозависимы, это значит, что: результаты деятельности одного носителя решений зависят от других децентрализованных носителей решений.

Таким образом, координация дает возможность решить такие проблемные вопросы, которые возникают в процессе реализации финансового планирования на предприятии:

  • Согласование дерева целей с имеющимися на предприятии ресурсами (дерево целей – графич изображение взаимосвязи целей, которое демонстрирует распределение генеральной цели на подцели и отдельные задания)
  • Согласование долгосрочных планов с определенными целями и стратегией развития предприятия
  • Приведение в соответствие оперативного планирования с долгосрочными планами
  • Координация отдельных планов предприяти и разработка сводного плана
  • Координация функций контроля и планирования
  • Согласование организационной структуры предприятия с производственными потребностями
  • Координация финансовых и производственных мощностей предприятия.

Если координация в рамках фин контролинга обеспечивает эффективность управленческих финансовы решений, то выполнение этих решений и их результативность обеспечивается в процессе внутреннего аудита. К сфере функциональных компетенций контроллинга, как правило, принадлежит внутренний аудит (ревизия) - совокупность процедур относительно проверки соответствия фактического состояния объекта аудита нормативному или целевому (тому, что должен быть). Служба внутреннего аудита является органом оперативного контроля исполнительных органов предприятия.

Цели аудита:

· Установление эффективности выполнения целевых установок руководства

· Выявление недостатков в системе информационного обеспечения менеджмента

· Своевременное выявление нарушений и недостатков в деятельности структурных подразделений, принятие оптимальных решений по ликвидации причин возникновения этих недостатков

· Проверка соответствия фактического состояния имущества с данными бух учета

· Установление соотвествия фактических затрат их нормативному значению

· Выработка рекомендаций по устранению выявленных во время аудита недостатков и мобилизации имеющихся резервов.

 

Система раннего предупреждения и реагирования (СРПР)

Типичной для многих предприятий есть проблема неэффективного управления рисками (запаздывающая их идентификация и нейтрализация) и оперативного выявления и использования дополнительных шансов улучшения деятельности, следствием чего может быть уменьшение потенциала развития и финансовый кризис. С целью своевременной идентификации факторов, которые сигнализируют о том или другом направлении развития отдельных показателей, внутренних и внешних параметров деятельности предприятия, употребление превентивных мероприятий целесообразно внедрять систему раннего предупреждения и реагирования (СРПР).

Система раннего предупреждения и реагирования - это особенная информационная система, которая сигнализирует руководству о потенциальных рисках и шансах, которые могут надвигаться на предприятие как со стороны внешнего, так и внутренней среды. Согласно с новейшими подходами к построению системы контроллинга на предприятии в СРПР интегрируются элементы как стратегического, так и оперативного контроллинга. Сама же СРПР должна логически вписываться в систему планирования и контроля.

Первоочередным заланием СРПР является своевременное выявление признаков кризиса, т.е. возможного банкротства предприятия. На этой основе строится система управления рисками, которая включает идентификацию рисков, их оценку и нейтрализацию. Комбинация показателей, которые служат внутренним индикатором СРПР, подбираются с учетом возможностей прогнозирования на их основе финансового состояния предприятия и угрозы банкротства.

Одним из самых важных инструментов системы раннего предупреждения и методом прогнозирования банкротства предприятий является дискриминационный анализ. Под дискриминационным анализом по большей части понимают комплекс методов математической статистики, посредством которого осуществляется классификация исследуемых единиц (предприятий) в зависимости от значений избранной совокупности показателей соответственно построенной метрической шкале. Такая шкала строится на основе эмпирического исследования финансовых показателей большого количества предприятий, одни из которых оказались в финансовом кризисе, а другие успешно продолжают свою деятельность.

В процессе анализа подбирается определенная система показателей, исследовав значение которых, можно отнести предприятие к тому или другому классу и с высоким уровнем вероятности спрогнозировать его будущее финансовое состояние. В теории и практике по большей части различают однофакторный и многофакторный дискриминационный анализ. Среди наиболее известных моделей можно выделить модели Вайбеля, Бивера, Таффлера, Спрингейта, Альтмана, Краузе и т.д.

Методы контролинга.

Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций используют большое количество методов. Рядом с отдельными общеметодологическими и общеэкономическими методами используются специфические. К первым методам принадлежат такие, как наблюдение, сравнение, группировка, анализ, трендовый анализ, синтез, систематизация, прогнозирование.

К основным специфическим методам контролинга относят: анализ точки безубыточности; бенчмаркинг; стоимостной анализ; портфельный анализ; анализ сильных и слабых мест; АВС-анализ; XYZ – анализ; методы финансового прогнозирования (экспертные, экстраполяции, каузальное прогнозирование)

Так фин контролинг с целью оптимизации абсолютной величины затрат субъекта хозяйствования использует анализ точки безубыточности; АБС-анализ; XYZ – анализ. Эти методы представляют собой определенную формализованную модель группирования затрат, определение их целевого уровня и обоснование направлений оптимизации их абсолютной величины.

В последнее время наблюдается тенденция замещения акцентов не на формирование прибыли, а на создание стоимости, которая рассматривается как определенная функция, значение которой зависит от доходов, прибыли и затрат, (АВМ). При этом процессе бюджетирования фин результатов часто используется анализ точки безубыточности. Анализ предусматривает установление параметров точки безубыточности (доходы равны расходам) и оценки потенциала формирования позитивной разницы между фактической выручкой от реализации, и выручкой, которая отвечает точке безубыточности, которую называют зоной безопасности. На обозначенную разницу предприятие может снизить объемы реализации или повысить уровень затрат без угроз убытков. Каждое предприятие должно стремиться расширить зону безопасности, поскольку чем она меньше, тем больше риск получить убытки.

На основе расчета точки безубыт можно прийти к выводу о целесообразности производства тех или иных видов продукции, минимальных цен или объемов реализации, которые обеспечивают безубыточную деятельность. Анализируя точку безубыт, можно определить на сколько успешно предприятие работает (в случае его прибыльности) и насколько глубок кризис (в случае убыточности). На основе соответствующих выводов разрабатываются рекомендации уменьшения убыточности и увеличения прибыльности операционной деятельности предприятия.

Для оценивания параметров безубыточности относительно продукции, которую планируют производить, можно использовать такие математические формулы:

 

В = F / (1- p/ v), О = F / p – v, (15)

 

Где В – выручка от реализации в точке безубыточности (грн.);О – объем реализованной продукции в точке безубыточности (шт.. или ед); p – цена ед продукции; v – условно переменные затраты на ед.прод.; F – условно постоянные затраты на производство и сбыт реализованной продукции.

 

АВС-анализ заключается в выявлении и оценке незначительного числа величин, которые являются наиболее ценными и имеют наибольший удельный вес в общей совокупности стоимостных показателей. Используется для отбора ценных для предприятия поставщиков и клиентов, сырья и материалов, значительных элементов затрат, рентабельной продукции, эффективных капиталовложений.

Согласно с этим методом исследуемая совокупность, например запасов сырья и материалов, делится на три части:

· Группа А – запасы, наиболее ценные с точки зрения их стоимости, однако могут использоваться предприятием в незначительном количестве;

· Группа В – средние по величине запасы как в количественном так и в стоимостном выражении;

· Группа С – запасы с наибольшей частью в натуральном выражении, однако незначительные с точки зрения их стоимости.

 

Основное внимание в процессе управления ТМЦ уделяется запасам группы А. Концентрация внимания по более приоритетным направлениям управления запасами и дебиторской задолженности, снижению себестоимости продукции, реальных направлениях увеличения объемов производства позволяет повысить эффективность управления финансами предприятия в целом. Так, концентрация усилий на поиск резервов снижения затрат, которые занимают наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции, принесет заметные результаты, чем в случае поиска резервов снижения тех затрат, которые имеют небольшой удельный вес.

На практике часто АВС-анализ комбинируют с XYZ –анализом, который характеризует равномерность запуска отдельных видов сырья в производство. Этот метод широко используют в процессе нормирования оборотных средств для создания производственных запасов. В ходе анализа самые важные виды сырья группируют в зависимости от уровня их потребления на три класса:

· Х –сырье – виды сырья, которые равномерно потребляются в производстве;

· Y-сырье – уровень потребления которых существенно колеблется;

· Z - сырье – которое потрбляеся нерегулярно и характеризуется высоким уровнем колебания в его потребности

 

Стоимостной анализ – это метод заключается в исследовании функциональных характеристик продукции, которая производится, на предмет эквивалентности ее стоимости и полезности. В ходе анализа осуществляется классификация функций продукции в разрезе функциональных классов: главные, дополнительные и ненужные. На основе этого разрабатываются предложения по минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также аннулирование второстепенных функций, которые требуют значительных затрат.

Выделяют два основных задания:

· Уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов производства и реализации;

· Улучшение функциональных параметров продукции при минимальных затратах.

 

Портфельный анализ – в основе заложено два оценочных критерия: текущая стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений. Традиционно используется при оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора.

Бенчмаркинг (установление контрольной точки) – это перманентный, безперерывный процесс сравнения товаров, производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными объектами других предприятий. Основное содержание и цель бенчмаркинга заключается в идентификации различий со сравниваемым аналогом, определение причин этих различий и выявление возможностей совершенствования объектов бенчмаркинга. Объектами могут быть методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансовой деятельности. Главное внимание уделяют поиску резервов снижения затрат производства и повышению конкурентоспособности продукции. За сравниваемые аналоги можно брать предприятия-конкуренты, лучшие предприятия в данной отрасли.

Анализ сильных и слабых мест на предприятии SWOT) в результате анализа позитивное и негативное влияние на предприятие из вне. На основе этого разрабатываются предложения относительно: 1)нейтрализации возможных рисков; 2) использование дополнительных шансов.

Он может проводится в разрезе отдельных функциональных блоков деятельности, центров затрат, видов продукции. В процессе анализа сильные и слабые места стоит оценивать с учетом основных тенденций изменений во внешней среде. Поскольку сильные и слабые места являются относительными показателями, в процессе анализа их необходимо сравнивать с аналогами на предприятиях-конкурентах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.017 с.)