Правовое регулирование естественной монополии в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование естественной монополии в Российской Федерации



Развитие и поддержка конкуренции -- один из ключевых момен­тов рыночного механизма. Между тем, в экономике существуют от­расли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна. Тогда в этих сферах возникают и функционируют ес­тественные монополии.

Основным правовым актом, регулирующим естественную моно­полию в Российской Федерации, является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» (далее — Закон о ес­тественных монополиях).

Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором:

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими;

спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Помимо Закона о естественных монополиях деятельность субъектов естественных монополий регулируется также другими федеральными законами: от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федера­ции»1, от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (бан­кротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическо­го комплекса»2, от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»3, от 14 апреля 1995 г. «О государственном ре­гулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий­ской Федерации», от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»4 и др.

Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, в качестве ес­тественных монополий выступают следующие сферы:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным тру­бопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

2 СЗРФ. 1999., №26. Ст. 3179.

3 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

4 СЗРФ. 2003. № 13. Ст. 1177.



Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности


§ 4. Правовое регулирование естественной монополии в РФ



 


железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электро­энергетике.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ де­монополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных мо­нополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию дея­тельности субъектов естественных монополий в сфере предоставле­ния услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Субъекты естественной монополии — только юридические лица, занятые производством или реализаций товаров в условиях естест­венной монополии.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естествен­ных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее вре­мя данные функции осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Регулирование и контроль деятельности субъектов естествен­ных монополий могут осуществлять и иные специально создаваемые для этого федеральные антимонопольные органы.

Органы регулирования естественных монополий выполняют сле­дующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, применяемые к субъектам ес­тественных монополий;

контролируют в пределах компетенции соблюдение требований Закона о естественных монополиях;

вносят предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.

Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естествен­ных монополий:

1) ценовый метод, который осуществляется посредством опреде­ления (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) неценовой метод, который заключается в определении потреби­телей, подлежащих обслуживанию, а также в установлении мини-


мального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетво­рения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реали­зуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасно­сти государства, охраны природы и культурных ценностей.

Закон предусматривает две формы государственного контроля в сферах естественной монополии: предварительный и последующий.

Предварительный контроль осуществляется:

1) за любыми сделками по приобретению права собственности (пользования) на основные средства, не предназначенные для произ­водства (реализации) товаров, в отношении которых применяется ре­гулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

2) за инвестициями субъекта естественной монополии в производ­ство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется ре­гулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъ­екта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате ко­торой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта ес­тественной монополии, предназначенных для производства (реализа­ции) товаров, в отношении которых применяется регулирование в со­ответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собст­венного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для выполнения названных действий субъект естественной моно­полии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий.

Последующий контроль выражается в уведомлении органа регулиро­вания естественной монополии об определенных действиях. Так, лицо (группа лиц), которые в результате приобретения на рынке акций (до­лей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монопо­лии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% обще­го числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения при-


9-1837



Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности


§ 5. Антимонопольные органы и их полномочия


13!


 


надлежащего им числа голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Та­кую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобре­тающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хо­зяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли).

В соответствии со ст. 8 Закона о естественных монополиях субъ­екты:

не вправе отказываться от заключения договора с отдельными по­требителями на производство (реализацию) товаров, в отношении ко­торых применяется регулирование в соответствии с указанным Зако­ном, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности в по­рядке и в сроки, установленные органом регулирования естественной монополии, и проекты планов капитальных вложений;

обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) произ­водить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых при­меняется регулирование в соответствии с указанным Законом, на не'-дискриминационных условиях согласно требованиям антимонополь­ного законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.008 с.)