Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование естественной монополии в Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие и поддержка конкуренции -- один из ключевых моментов рыночного механизма. Между тем, в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна. Тогда в этих сферах возникают и функционируют естественные монополии. Основным правовым актом, регулирующим естественную монополию в Российской Федерации, является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях). Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором: удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими; спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров. Помимо Закона о естественных монополиях деятельность субъектов естественных монополий регулируется также другими федеральными законами: от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»1, от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»2, от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»3, от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»4 и др. Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, в качестве естественных монополий выступают следующие сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; 1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667. 2 СЗРФ. 1999., №26. Ст. 3179. 3 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169. 4 СЗРФ. 2003. № 13. Ст. 1177. Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности § 4. Правовое регулирование естественной монополии в РФ
железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Субъекты естественной монополии — только юридические лица, занятые производством или реализаций товаров в условиях естественной монополии. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее время данные функции осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий могут осуществлять и иные специально создаваемые для этого федеральные антимонопольные органы. Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль; определяют методы регулирования, применяемые к субъектам естественных монополий; контролируют в пределах компетенции соблюдение требований Закона о естественных монополиях; вносят предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 1) ценовый метод, который осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; 2) неценовой метод, который заключается в определении потребителей, подлежащих обслуживанию, а также в установлении мини- мального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Закон предусматривает две формы государственного контроля в сферах естественной монополии: предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется: 1) за любыми сделками по приобретению права собственности (пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; 2) за инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; 3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Для выполнения названных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий. Последующий контроль выражается в уведомлении органа регулирования естественной монополии об определенных действиях. Так, лицо (группа лиц), которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения при- 9-1837 Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности § 5. Антимонопольные органы и их полномочия 13!
надлежащего им числа голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли). В соответствии со ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты: не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным Законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары; обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, установленные органом регулирования естественной монополии, и проекты планов капитальных вложений; обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным Законом, на не'-дискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.007 с.) |