Ценовое регулирование деятельности монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовое регулирование деятельности монополий



Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности для появления конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функционирующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в республике, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать как регулирование цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных. Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Деятельность естественных монополий в большинстве зарубежных стран регулируется, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объемов производства. Для этого цель антимонопольного законодательства должна заключаться в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий.

В республике используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию.

Правовая база государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, закреплена ст.7 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Порядок регулирования Министерством экономики РБ, областными и Минским городским исполнительными комитетами цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее - организации-монополисты) установлен Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр естественных монополий, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121.

Инструкцией № 121 определено, что Министерство экономики РБ, областные и Минский городской исполнительные комитеты в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют регулирование цен (тарифов) на конкретные виды товаров (работ, услуг):

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, на основании Указа № 285, производимых и реализуемых на территории республики, путем установления предельных нормативов рентабельности, декларирования цен (тарифов);

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, на основании Закона РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях», - путем установления фиксированных, предельных цен (тарифов) и порядка их определения и применения.

Выбор конкретного способа регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь.

Факт доминирования устанавливается в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229, а именно если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает следующие предельные величины:

для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги:

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
Один  
Два  
Три  
Четыре  

для хозяйствующих субъектов - производителей товаров производственно-технического назначения:

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
Один  
Два  
Три  
Четыре  

 

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленной предельной величины, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев. Эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

Предприятия естественной монополии заносятся в соответствующий реестр. Ведение Реестра означает занесение в него сведений о субъекте естественной монополии и данных о нем, полученных в результате анализа деятельности организации, проведенного департаментом (управлениями антимонопольной и ценовой политики), обновление данных о субъекте естественной монополии и исключение данных в случае исключения организации из реестра.

Реестр субъектов естественной монополии имеет 4 раздела:

Раздел 1. Услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам.

Раздел 2. Услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению.

Раздел 3. Услуги связи.

Раздел 4. Услуги, предоставляемые транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой. Обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Реестры имеют двухуровневую структуру и включают предприятия:

- на республиканском уровне;

- на местном уровне.

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (проект прейскуранта или декларации (в двух экземплярах) по рекомендуемой форме; пояснительную записку; отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат; информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области); показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг)).

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пересечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.

В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В результате в процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

Вследствие изменившихся экономических условий основными направлениями антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляется путем:

- предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции;

- содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны;

- контроля за экономической конкуренцией;

- совершенствования регулирования деятельности естественной монополии.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

4. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой он заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию за их допущение, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены прежде всего на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.

В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

- социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукции;

- проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

- проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

- внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

- оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

- выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

- принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

- определение условии расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Основными формами контроля являются комплексные, отраслевые, тематические и разовые проверки.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой надбавки.

Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства, предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);

завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;

завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;

отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;

применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);

включение в стоимость услуг (в том числе туристских путевок) фактически невыполненных работ или выполненныхне в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;

нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;

использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Перечень нарушений дисциплины цен может меняться по мере сужения или расширения рамок государственного регулирования цен, изменения его форм и методов.

Контроль за ценами должен быть действенным. Это означает, что по выявленным в процессе проверки недостаткам в области формирования и применения цен должны быть приняты адекватные меры. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З, в том числе в части ответственности за нарушения в области ценообразования:

Статья 12.4 Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов):

1. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) - влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин.

2. Нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

3. Отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в Республике Беларусь, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме "выпуск товаров для свободного обращения", ввозимые из Российской Федерации, а также непредставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения - влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение.

Статья 12.6 Превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов):

1. Превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке - влечет наложение штрафа в трехкратном размере дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов).

2. Реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) - влечет наложение штрафа в размере до тридцати процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

3. Реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), - влечет наложение штрафа в размере до тридцати процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

4. Действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг) и др.

Таким образом, можно выделить 4 вида нарушений дисциплины цен:

1) завышение или занижение цен;

2) превышение установленных предельных индексов изменения цен;

3) реализация товаров с нарушением установленного порядка регистрации цен, отсутствие экономического обоснования, подтверждающего уровень применяемых цен;

4) за неправильное документальное оформление цен.

Результаты контрольных проверок позволяют получить необходимую информацию для корректировки политики ценообразования.

 

Тема 7. Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.

2. Методы определения внешнеторговых цен.

3. Обоснование цены внешнеторгового контракта.

4. Базисные условия поставки INCOTERMS.

5. Влияние государства на внешнеторговые цены.

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

При анализе процессов связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательно изучить все факторы, которые оказывают влияние на формирование цен, как общего порядка, так и прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.

Выделяют следующие группы факторов, определяющие уровень и динамику мировых цен:

1. Общеэкономические, действующие независимо от вида продукции и конкурентных условий ее производства и реализации: фаза экономического цикла, с которой находится мировая экономика (или рынок); состояние совокупного спроса и предложения; инфляционные процессы, происходящие в разных странах.

2. Экономические, определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность и др.

3. Специфические, действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплутационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса.

4. Специальные, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран; изменение курсов различных валют; политические и военные.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1. Отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.

2. Находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Ориентиром для участников внешней торговли при определении цен на товары служит два вида цен:

1. Публикуемые цены – цены, сообщение о которых можно почерпнуть в специальных фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен, если к ним сделать необходимые поправки.

К публикуемым ценам относятся:

- Справочные цены представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран. Публикацию их можно найти в различных печатных изданиях: экономические газеты, журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены играют роль отправной точки (базисной цены), с которой начинается согласование цен при переговорах при заключении сделки.

- Биржевые котировки - являются официальными ценами по фактическим сделкам, которые заключаются на продажу стандартного, предусмотренного биржевыми правилами качества товара (зерно, сахар, металлы, нефтепродукты) в официальные часы работы биржи.

- Аукционные цены – цены, которые формируются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже отдельных экземпляров более или менее значительных количеств определенного товара в основном животного и растительного происхождения (табак, чай, шерсть, пушнина).

- Цены, приводимые в общих статистических справочниках.

- Контрактные цены – отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежей.

- Цены предложений крупных фирм – ориентированы на конкретного покупателя. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия поставки, платежа и цены. Для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений по существу единственный источник информации об уровне цен на рынке. Цены предложений отличаются от контрактных цен, так как корректируются в ходе переговоров. Однако в целом цены предложений также отражают уровень реальных цен по сравнению со справочными ценами, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т.д.

2. Расчетные цены применяются тогда, когда отсутствует необходимая ценовая информация, на основании которой может быть произведено определение внешнеторговой цены по конкретной сделке. Расчет делается на основании индексов экспортных и импортных цен, индексов внутренних оптовых цен. Они регулярно публикуются статистическими ведомствами развитых стран по широкому кругу товаров и товарных групп. Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют их изменения определенного периода времени. Их используют при проведении анализа основных тенденций движения цен по конкретным товарам для определения конъюнктуры, а также при оценке возможного уровня цен на конкретную дату, если отсутствует абсолютное их значение.

Расчетные ценовые показатели можно также почерпнуть из среднестатистических экспортных и импортных цен, исчисленных на основе данных внешнеторговой (таможенной) статистики. Делается это, путем деления суммарной стоимости товара на его количество. Таким образом получают показатель удельной стоимости товара. Такие расчеты можно делать как в целом по экспорту и импорту какой-либо страны, так и по географическому признаку.

2. Методы определения внешнеторговых цен

Из широкого разнообразия применяемых в настоящее время фирмами способов ценообразования на внешнем рынке можно выделить следующие:

1. Установление цен на товар при выходе на новый рынок – состоит в завоевании определенной доли рынка, используя низкие цены (отклонения 5-10% от цен конкурентов) в целях ознакомления потребителя с товаром предприятия и привлечения внимания к нему. Указанный способ имеет краткосрочный характер, и по истечении небольшого срока времени (как правило, 1-2 месяца) цены начинают ступенчато повышаться в целях противодействия инфляционным тенденциям, адаптации к росту производственных и сбытовых расходов, улучшения качества.

2. Установление цен на товар при введении нового товара – в ценовой политике предприятия этот способ именуется как «политика снятия сливок» - предусматривается изначально максимально высокая цена на товар и получение максимально высокой нормы прибыли. Особенностью этого метода является его недолговечность и ограниченность во времени, а ориентация на спрос основывается на потребителя, у которого престижные соображения преобладают над рациональными.

3. Установление цен на товар с точки зрения защиты позиции – используется, когда фирма контролирует определенной сегмент рынка и основные усилия направляет на улучшение потребительских свойств товаров на рынке и за счет этого повышает их цену. У потребителя при соответствующей рекламе «накидка» на цену вызывает положительную реакцию, поскольку принимается во внимание то обстоятельство, что низкая цена – это неудовлетворительное качество. При этом широкий диапазон цен варьируется по принципу «двойной ценовой ситуации»: с одной стороны, предприятия ориентируются на средний уровень внешнеторговых цен, с другой – происходит копирование уровней и структур цен конкурентов. Снижение цен в условиях подобного способа имеет цепной характер, мотивами которого является желание освободиться от излишних товарных запасов, увеличить долю на рынке, определить конкурентов, пополнить кассовую наличность. При этом необходимо иметь в виду, что другие фирмы реагируют на подобные действия адекватным снижением своих цен для сохранения сложившихся ценовых паритетов, что заставляет фирму – инициатора ценовых изменений перестраивать внутрифирменную инвестиционную стратегию, маневрировать загрузкой производственных мощностей, объемом запасов, уровнем занятости, снижать долю накладных расходов.

4. Установление цен на товар с учетом последовательного прохода по сегментам рынка – используется, когда предприятие занимает прочные позиции на рынке и устанавливает первоначально максимально высокие цены на товары, предназначенные для «покупателей - новаторов» (потребительские товары длительного пользования, изделия «высоких технологий» и т.п.). Получив «премиальные» по ценам, предприятие затем снижает цены на рынках с высокой эластичностью спроса, расширяя количество потенциальных покупателей за счет расширения сегмента. Однако предпосылкой использования указанного способа должны быть обязательная эффективная патентная защита и невозможность для фирмы-последователя быстро раскрыть «ноу-хау» продукта и создать имитацию товара.

5. Установление цен на товар с учетом удовлетворительного возмещения затрат – в основе метода лежит либо затратная форма анализа (ориентация на затраты: полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные), либо административная (ориентация на средние рыночные цены, на ценового лидера, на спрос). Цены при этом рассчитываются на основе принципа безубыточности: ценообразование исходя из издержек производства, маркетинга, распределение товара с учетом получаемой прибыли, либо на основе принципа «прямые издержки плюс прибыль»: начисление стандартной наценки на себестоимость товара. В некоторых случаях цены устанавливаются на основе уровня текущих цен: в качестве основы для расчетов используются цены конкурентов, а не свои собственные.

6. Установление цен на товар с учетом стимулирования комплексных продаж – применяется при продаже не единичных товаров, а комплексов (трактор и навесные и прицепные орудия к нему). Низкая цена на основное изделие покрывается обширным количеством дополнительных изделий, что ведет к получению запланированного объема прибыли этот способ широко используется машиностроительными компаниями, производящими массовую и крупносерийную продукцию, реализуемую на множестве рынков.

7. Установление цен на основе закрытых торгов – расчет цены происходит исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на основе показателей издержек и спроса. Применяется в случаях борьбы в процессе торгов.

8. Установление цен на основе ощущаемой ценности товара – ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости товара, а не издержек продавца.

9. Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке – определение цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех заказчиком, независимо от их местонахождения одну и ту же цену, приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.

10. Установление зональных цен – установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по мере удаления от зоны.

11. Установление цен применительно к базисному пункту – установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города независимо от места фактической отгрузки товара.

Вышеперечисленные способы ценообразования ни в коей мере не используются фирмами спорадически, а лишь в комплексно, причем один и тот же товар на различных рынках может продаваться по различным ценам в зависимости от вида товара, места и времени продажи, особенностей ценовой стратегии фирмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.077 с.)