Функции цены и ценообразующие факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции цены и ценообразующие факторы



Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете, и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Функции цены:

1. Балансирующая – заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением (например, дефицит товаров→рост цен→привлекательность производства данного товара→инвестиции→предложение данного товара увеличивается→цены постепенно снижаются).

2. Функция цены как средства рационального размещения производства. Вытекает из балансирующей функции цены, проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня прибыли в цене.

3. Планово-учетная функция означает, что цены используются субъектами ценообразования для разработки планов, для учета потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчета всех отчетных стоимостных показателей.

4. Распределительная функция состоит в распределении ВВП между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообменных операций.

5. Перераспределительная функция усиливается при значительном отклонении от нормальной стоимости: относительно низкие и относительно высокие цены за счет включения в них косвенных налогов и отчислений.

6. Информационная – состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием различных групп факторов. По степени воздействия на ценообразующий фактор все факторы можно разделить на две основные группы – внутренние и внешние.

Во внутреннюю группу можно отнести следующие факторы:

- индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;

- особые свойства продукции, уникальность ее обработки;

- способ производства;

- мобильность производства;

- ориентация на рыночные сегменты;

- франкировка цен или базисные условия поставки;

- условия платежа;

- жизненный цикл товара;

- объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;

- уровень продажного сервиса и срок послепродажного обслуживания;

- длительность цикла товародвижения;

- затраты на рекламу и эффект от рекламных мероприятий;

- имидж предприятия;

- рыночная стратегия и тактика;

- эффективность менеджмента.

Во внешнюю группу факторов можно отнести факторы, на которые невозможно воздействовать напрямую специалистам предприятия, а только возможно учитывать в ценообразовании. К ним относят:

- политическая ситуация в стране;

- обеспеченность страны основными ресурсами;

- масштабы государственного регулирования экономики страны, в том числе ценообразования;

- налоговое законодательство;

- наличие и уровень конкуренции;

- общий уровень инфляции;

- характер спроса;

- внешнеэкономическая политика государства

- этика и культура поведения на рынке

- доступность рынка и другие.

Виды цен.

Взаимосвязь всех видов в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей экономики.

Система цен подвижна и состоит из ряда из видов и разновидностей.

1. Важнейший признак классификации – в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются:

- отпускная цена предприятия изготовителя;

- оптово-отпускная цена оптового предприятия;

- розничная цена.

2. По способу установления:

- свободные;

- регулируемые (фиксированные, предельные).

3. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают:

- отпускные цены на промышленную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- сметные цены в строительстве;

- тарифы на жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, медицинские и другие услуги.

4. В зависимости от рынка, на который поставляется продукция:

- цены для внутреннего рынка;

- цены для внешнего рынка или экспортные.

5. С учетом территориального распределения цены различают:

- единые республиканские цены;

- местные цены.

Данная классификация описывает цены для внутреннего рынка.

6. В зависимости от сроков действия:

- постоянные;

- скользящие;

- ступенчатые;

- сезонные.

7. Отдельный блок цен – цены, используемые в планировании, учете, статистике:

- цена производства;

- цена потребления;

- сопоставимая цена;

- текущая цена;

- планово-расчетная;

- учетная.

Поэлементный состав цены

 

Cп П Косвенные налоги Надбавка  
А НДС оптовая розничная (торгавая)  
Цена производства      
Отпускная цена предпр. – изготовителя
Оптово - отпускная цена
Розничная цена
             

 

где

Сп – себестоимость производства единицы продукции,

П – прибыль,

А – акцизный налог,

НДС – налог на добавленную стоимость,

В практике предприятий используются два затратных метода обоснования цены на продукцию:

Метод «прямого счета»

1. Сп – сумма всех затрат на производство единицы продукции;

2. П=Сп*Нр;

3. ;

4. ;

5. .

Ст. – ставка налога

Метод «обратного счета»

1. Определяется ориентировочная цена (Ц ориент.);

2. ;

3.

4. Сп;

5. ;

6. ;

Если полученная рентабельность будет больше или равна нормативной (плановой), то выпуск и продажа данной продукции по этой цене будет выгоден для предприятия и наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.008 с.)