Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии



Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии

 

1. Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий

2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста

3. Определение объема производства и цены в краткосрочном периоде

4. Равновесие монополии в долгосрочном периоде

5. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия

6. Ценовая дискриминация

Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий

Термин «монополия» (от греч. «mono» и «ро1ео» — один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия». Предметом исследования в данной главе будет чистый монополизм (рис. 4.1.).

 

 

Чистая монополия — редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг. По ряду признаков она и совершенная конкуренция являются двумя противоположными, крайними ситуациями в отрасли (табл. 4.1.).

 

 

Прежде чем подробно рассматривать эту отраслевую структуру, необходимо установить:

а) на какие источники (факторы) опирается монопольная власть;

б) какие виды монополизма порождаются разными факторами монополизации.

Источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающимивысокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими предприятию в течение определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть:

эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос;

авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования;

инновации (нововведения);

исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства;

высокие импортные пошлины;

частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др. [1, с. 88 – 90].

 

Виды монополий

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т. п.) - Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т. д.

Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Естественная монополия -отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства. В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.


Простая монополия - монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям [2, с. 82].

Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы — монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монопсонист и монополист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист — к максимальному занижению цены покупки [1, с. 91].

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядочено и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты.

Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Ценовая дискриминация

 

Вцелях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу. Ценовая дискриминация это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Для того, чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.

2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют далеко не на всех рынках, но они не столь уж и редки. Она характерна для предприятий коммунальных услуг, шоу-бизнеса, в сфере образования, здравоохранения и др.

Различают три степени ценовой дискриминации.

При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

Однако такая ценовая политика крайне редко встречается на практике, поскольку для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и четко представлять, какова максимальная цена может быть, которую готов заплатить покупатель за каждую единицу блага.

Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете).

Ценовая дискриминация третьей ступени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т. е. формирование групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени - сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.

Примером достаточно надежного разделения рынка можно назвать метрополитен, где проездные билеты реализуются дешевле для школьников, студентов, лиц пенсионного возраста и особой категории работающих. Дешевые билеты продаются только при предоставлении соответствующих документов. Ведь даже если пассажир попытается воспользоваться льготным билетом, на контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но и удостоверение на право его иметь.

Механизм ценовой стратегии третьей степени можно представ вить графически (рис. 4.8.).

 

рис 4.8. Ценовая дискриминация третьей степени

 

На рис. 4.8, а иллюстрируется ценовой механизм и максимизация прибыли монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию.

Предположим, что на рынках (рис. 4.8, б), на которых действует дискриминирующий монополист, предельные издержки одинаковы при продаже благ по разным ценам. У обоих рынков общая вертикальная ось, на которой нанесена цена 2, Р3) за единицу блага. Объем продает на «дешевом» рынке отражается на горизонтальной осп как обычно - слева направо, а на «дорогом» - справа налево. Ввиду того, что ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, то и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дешевом» рынке монополист установит Р2 и объем продаж составит Q2, максимум прибыли – площадь прямоугольника A2P2B2C2.

На «дорогом» рынке, спрос менее эластичен, цена будет на уровне Р3, объем Q3 и прибыль в виде прямоугольника A2P3B3C3.

Таким образом, сумма площадей A2P2B2C2+ A2P3B3C3 > площади A1P1B1C1.

Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в электричке, заплатил за билет меньше, чем они.

Однако на примере студенческих стипендий (отличники получают повышенную стипендию), снижения оплаты проезда в городском транспорте и жилищно-коммунальных услуг отдельной категории населения можно убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и выгоду. Она способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая диск­риминация всегда будет объектом критики. [2, с. 101-105].

Вопросы для самопроверки

1. Сравните модели совершенной и несовершенной конку­ренции по основным признакам. В чем главные различия?

2. Может ли монополия одновременно относиться к несколь­ким видам, например быть простой, естественной, открытой монополией?

3. Почему цена и предельный доход монополиста падают? В чем отличие предельного дохода а) простого монополиста, б) регулируемой монополии, в) монополии, основанной на со­вершенной ценовой дискриминации?

4. Каково влияние эластичности спроса на поведение моно­полиста?

5. Почему нельзя построить кривую предложения монопо­листа?

6. Каких результатов может добиться государство методом предельных цен?

7. В чем проблемы регулирования естественных монопо­лий? Почему регулирование цен может породить усиление Х-неэффективности?

8. Как вы понимаете утверждение о том, что суть проблемы монополизма заключается не в перераспределении благосостоя­ния в пользу монополиста, а в уменьшении общественного бла­госостояния?

9. Существуют ли ограничения монопольной власти кроме государственной антимонопольной политики?

10. Какие доводы приводятся в защиту монополий?

Литература

1. Бондарь, А. В. Микроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. Н. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.

2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010. – 448с.

3. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 3-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. Т. 1. - 349 c.

Семинар 5 Фирма в условиях чистой монополии (2 часа)

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Двусторонняя монополия, естественная монополия, закрытая монополия, монополия, монополистическая цено­вая дискриминация, монопсония, открытая монополия, простая монополия, социальная цена монополизма, Х-неэффективность

Обсуждаем

1. Признаки монополии. Виды монополий.

2. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки монополиста.

3. Монополия в краткосрочном периоде.

4. Монополия в длительном периоде.

5. Ценовая дискриминация.

6. Достоинства и недостатки монополии. Экономические последствия монополии.

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Размышляем

1. Монопольная власть - это:

1) возможность устанавливать любую цену на продукт;

2) возможность устанавливать любую цену в пределах эластичного участка спроса;

3) возможность устанавливать цену, превышающую цену совер­шенной конкуренции;

4) все ответы правильные;

5) верно 2) и 3).

2. Монополия имеет прибыль (не обязательно максимальную), только если:

1) наклон кривой ее совокупной выручки больше, нем наклон кривой совокупных издержек;

2) величина ее средней выручки больше, чем величина средних издержек;

3) величина ее предельной выручки больше, чем величина пре­дельных издержек;

4) верно 1) и 2);

5) верно 1) и 3).

3. В долгосрочном периоде максимизирующая прибыль монопо­лия производит объем продукции, при котором:

1) долгосрочные предельные издержки равны долгосрочной предельной выручке;

2) долгосрочные средние общие издержки равны долгосрочной средней выручке;

3) обеспечивается стабильная прибыль;

4) действует возрастающая отдача от масштаба;

5) верно 1) и 3).

4. Если средние издержки монополиста возрастают, то при прочих равных условиях:

1) цена увеличивается на ту же величину;

2) цена растет только в том случае, если предельные издержки тоже увеличиваются;

3) цена снижается, так как монополист вынужден продавать больше, чтобы покрыть возрастающие издержки;

4) цена падает, только если эластичность спроса больше единицы;

5) нет правильного ответа.

5. С увеличением объема производства монополии обязательно:

1) увеличится ее прибыль;

2) возрастет ее выручка;

3) упадет ее предельная выручка;

4) снизятся ее предельные издержки;

5) верно 3) и 4).

6. Естественные монополии должны регулироваться государством, так как:

1) производимые ими блага связаны с возникновением значительных положительных внешних эффектов;

2) без государственной поддержки они будут нести убытки;

3) без государственного регулирования цены будут завышены, а объем производства занижен по сравнению с общественно опти­мальным уровнем;

4) верно 1) и 2);

5) верно 1) и 3).

7. Естественная монополия регулируется государством, которое установило потолок цен на ее продукцию на уровне, обеспечиваю­щем компании нормальную прибыль. Это значит, что:

1) P = MC= ATCmin;

2) Р = АТС;

3) Р = МС;

4) достигается производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов;

5) верно 1) и 4).

8. Следствием ценовой дискриминации первой степени является то, что:

1) объем производства оказывается таким же, как и при совер­шенной конкуренции;

2) монополия захватывает весь потребительский излишек;

3) прибыль монополиста оказывается больше, чем при продаже товара по единой монопольной цене;

4) один и тот же товар продается по разным ценам на разных рынках;

5) верно 1), 2), 3).

9. Максимизация прибыли в условиях ценовой дискриминации третьей степени подразумевает:

1) более высокую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любой данной цене;

2) более низкую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любой данной цене;

3) более высокую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любом данном количестве;

4) более низкую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любом данном количестве;

5) нет верного ответа.

10. Единственный ресторан небольшого города является монопо­листом в сфере общественного питания. Муниципалитет принял за­кон о введении налога на владельцев ресторанов, который равен всей экономической прибыли. В результате:

1) цена, объем производства и прибыль уменьшатся;

2) цена возрастет, объем производства и прибыль уменьшатся;

3) цена и прибыль снизятся, объем производства увеличится;

4) цена и объем производства останутся неизменными, прибыль упадет;

5) ресторан закроется.

 

 

Считаем

1. Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 - 2Р. Общие издержки ТС = 8,5Q2- 10Q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли. Как будет вести себя фирма в долгосрочном периоде?

2. Фирма-монополист разделила рынок на два сегмента. Спрос на одном выражен уравнением Qd = 90 - 2Р, а на другом - Р = 40 - 1/2Q. Издержки составляют 35 единиц на каждую единицу производства. Определите цену, объем продаж и эластичность спроса в обоих сегментах и размер прибыли фирмы.

3. Спрос фирмы-монополиста описывается функцией Qi = 48 - 2P. Общие издержкиТС = Q3 - 36Q2 + 334Q. Определите, какой потолок цен назначит правительство, чтобы избежать дотаций произ­водителям.

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1

Вопросы

1. Как вы думаете, какой основной аргумент адвокатов компании «Дю­пон» заставил Верховный суд США снять обвинение в монополиза­ции рынка с их клиента?

2. Почему одним из аргументов в дискуссии стало то обстоятельство, что спрос на целлофан был весьма эластичен относительно цены этого то­вара?

 

Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии

 

1. Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий

2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста

3. Определение объема производства и цены в краткосрочном периоде

4. Равновесие монополии в долгосрочном периоде

5. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия

6. Ценовая дискриминация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.61.14 (0.076 с.)