Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Монополия в коротком периоде
Особенности кривой спроса
фирмы−монополиста
| • совпадает с кривой рыночного спроса: d = D.
• имеет отрицательный наклон: объем продаж можно
увеличить при снижении цены.
• различия в характере кривой MR и ее соотношении с кривыми спроса и средней выручки:
для конкурентной фирмы d = MR = AR = P
(горизонтальная линия)
для монополии D = P = AR, кривая MR проходит
ниже кривой спроса: MR < P
| Взаимосвязь между ценой, объемом выпуска и выручкой продавца отражает концепция эластичности.
На участке эластичного спроса EpD > 1: ↓ P → ↑ TR → MR > 0
В точке B EPD = 1: TR max → MR = 0
На участке неэластичного спроса EPD < 1: ↓ P → ↓ TR → MR < 0
Монополия ограничена условиями рыночного спроса. Поэтому монополист будет выбирать различные сочетания «цена – количество» на эластичном участке кривой спроса, где растет общая выручка TR и снижаются издержки TC.
|
При линейной функции спроса функция MR также линейна. При этом наклон графика MR вдвое круче наклона линии спроса D (делит отрезок ОА пополам).
Функция спроса имеет вид: Qd = a – bP, обратная функция P = a/b – (1/b) Q.
Тогда функция общей выручки TR = P × Q = (a/b)Q – (1/b)Q2, а функция предельной выручки MR = a/b – (2/b)Q.
Обе функции – обратная функция спроса и функция предельной выручки – содержат
констранту a/b. Это значит, что линия спроса и линия предельной выручки выходят
из одной точки A. При этом наклон линии MR (– 2/b) вдвое круче наклона линии
спроса D (– 1/b). Поэтому при линейной функции спроса линия MR делит любую линию цены (отрезок OA) и расстояние между началом координат и точкой пересечения линии спроса с осью Q пополам.
| Величина отклонения MR от P зависит от EPD:
DTR d(PQ) Q dp 1
MR = ------ = ----------- = P + ---- × ------ × P= P ﴾ 1 + --------﴿
Dq Dq P dq EPD
|
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИИ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ
Общий подход
| ПЭК = (TR − TC) max
|
Монополист получает ПЭК в интервале объема выпуска q1 − q3 и максимизирует ее
при объеме q2. В точках A и В наклон кривых TR и TC одинаков (касательные к этим кривым в указанных точках параллельны). После этих точек производство будет прекращено. Площадь заштрихованной фигуры АВF соответствует размеру прибыли, от которой монополист отказывается. Монополист может производить дополнительную продукцию и получать положительную экономическую прибыль (ПЭК > 0), но он ограничивает производство той единицей выпуска, которая максимизирует его прибыль. Причем монополист стремится максимизировать совокупную прибыль,
а не прибыль на единицу выпуска.
|
Предельный подход
| MR = MC
| Монополия, как и конкурентная фирма, в коротком периоде может получать при оптимальном объеме выпуска
положительную (ПЭК > 0) (рис. а)
нулевую (ПЭК = 0) (рис. б)
отрицательную прибыль (убытки) (ПЭК < 0) (рис. в)
Это зависит от взаиморасположения кривых спроса и средних издержек.
Во всех случаях кривые спроса и средних издержек одинаковы, а различия в прибыли связаны с особенностями технологии, которые отражают кривые затрат.
|
(рис. а)
Максимум прибыли достигается при объеме выпуска qm, при котором MR = MC
и P > ATC.
Но при монополии P > MR = MC. Это означает:
1) кривая MR всегда находится ниже линии цены P,
2) P > MC всегда,
3) qm < qC
Pm > PC
| (рис. б)
При P = АТС монополист получает ПЭК = 0 (нормальную прибыль)
при оптимальном объеме выпуска qm.
| (рис. в)
Со снижением спроса и при неизменной технологии монополист может иметь убытки (ПЭК < 0). Минимум убытков возможен при оптимальном объеме выпуска qm, при котором MR = MC и AVC < P < ATC. Фирма-монополист остается в отрасли даже при Pm < SAVCmin, что не будет для нее точкой закрытия.
Монополист покинет рынок, если Pm (qm) < SAVCmin (qm) при оптимальном объеме выпуска.
|
Для монополиста невозможно построить кривую предложения, т.к. монополист выбирает объем выпуска от величины MR (тогда как конкурентная фирма – от цены) и ориентируется на изменения в спросе.
|
Для анализа поведения монополии и других несовершенных конкурентов решающее значение имеет соотношение спроса и затрат, а не спроса и предложения, что справедливо лишь для конкурентной фирмы.
|
МОНОПОЛИЯ В ДОЛГОМ ПЕРИОДЕ
В долгом периоде барьеры на входе в отрасль обеспечивают монополисту ПЭК > 0
(при совершенной конкуренции ПЭК = 0 из-за притока новых фирм в отрасль).
Но и монополия и конкурентная фирма в долгом периоде никогда не могут иметь убытки (ПЭК < 0).
ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
─ условие максимизации прибыли – оптимальный объем выпуска при MR = LMC;
─ оптимальный объем выпуска может быть обеспечен размером предприятия
больше, меньше или равным оптимальному:
│ > LATCmin
MR = LMC │ < LATCmin
│ = LATCmin
|
Монопольная (рыночная) власть
| возможность для продавца влиять на уровень рыночной цены путем ограничения объема предложения и устанавливать P > MC
| КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
| 1. Правило ценообразования монопольных фирм для максимизации прибыли
MR = P ﴾1 + 1/ EPd﴿ = MC →Pm = MC / (1 + 1/ EPd)
Чем выше эластичность для фирмы, тем ближе рынок к конкурентному;
чем ниже эластичность, тем выше рыночная власть.
| 2. Индекс Лернера (индекс монопольной власти)
IL = (Pm − MC) / Pm = − 1/ EPd
0 < IL < 1 → при P = MC I L = 0 совершенная конкуренция при P > MC I L > 0 несовершенная конкуренция
Индекс Лернера показывает долю экономической прибыли в цене.
На практике при расчетах показатель предельных издержек МС заменяют
показателем средних издержек АТС:
(P – ATC)× qПрибыль (Пэк)
IL = ----------------= ------------------------
P× qДоход (TR)
| 3. Индекс концентрации рынка Герфиндаля-Хиршмана (HHI)
n
HHI = S12 + …+ Sn2 = ∑ Si2
i =1
Si2 − доля i -той фирмы на рынке, %
n − число фирм на рынке
n = 1 HHI = 10000 чистая монополия
n = 100 HHI = 100 совершенная конкуренция
| 4. Доля фиксированного числа фирм для определения «доминирующего» положения на рынке:
доля 1 крупнейшей фирмы – св. 30 % объема продаж
2-х фирм − 44%
3-х фирм − 54%
4-х фирм − 64%
|
ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
| • эластичность рыночного спроса
| чем больше фирм представлено на рынке, тем эластичнее спрос на продукцию каждой из них. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичен,
чем рыночный спрос.
| • количество фирм на рынке и их доля в общем объемепродаж
(по индексу
Герфиндаля-Хиршмана).
| при увеличении числа фирм снижается монопольная власть каждой из них.
| • поведение фирм на рынке (жесткость конкуренции)
| выбор эффективной конкурентной стратегии в значительной мере предполагает взаимодействие (интеграцию) крупнейших фирм. В этом случае монопольная власть
проявляется сильнее, чем при ведении агрессивной конкуренции
|
СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
| направлена на ограничение рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены
| законодательные меры
| правовые нормы направлены на ограничение монопольных тенденций на рынках и предотвращение нечестной конкуренции; связаны
с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным:
• запрет соглашений о ценах и разделе рынка,
• контроль за слияниями,
• определение набора предоставляемых услуг потребителям
| экономические меры
| направлены на ограничение возможности реализации рыночной власти продавцов
| прямое регулирование
| косвенное регулирование
| • установление "потолков цен" (верхнего или нижнего пределов цены)
| • налогообложение
продукции
| • установление предельного уровня
нормы прибыли
| • налогообложение
сверхприбылей
|
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Модель совершенной конкуренции не может быть использована для анализа политики ценообразования фирмы, т.к. конкурентная фирма является ценополучателем и не имеет ценовой политики как таковой.
Фирма, обладающая рыночной властью, способна устанавливать цены для достижения основной цели: присвоение излишка потребителя и превращения его в дополнительную прибыль.
Стратегии монополистического ценообразования
| • ценовая дискриминация,
• двухэтапная оплата (двухставочные тарифы),
• ценообразование пиковых нагрузок,
• сопутствующие товары (продажа товаров наборами)
• ценообразование по принципу "издержки плюс"
| Ценовая дискриминация
| практика установления разных цен на один и тот же товар для разных покупателей при условии, что эти различия в ценах не связаны с затратами по производству и доставке товара на рынок
| Впервые понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) ввел в экономическую теорию в первой трети 20 в. английский экономист А. Пигу, хотя само явление было известно и ранее.
| условия проведения
ценовой дискриминации
| • невозможность для покупателей перепродажи блага (рынок услуг);
• выгоды от проведения дискриминационной политики должны
превышать ее издержки;
• наличие у продавца возможности разделить покупателей
на группы по характеру эластичности спроса
| виды ценовой дискриминации
| • ценовая дискриминация 1ой степени (совершенная): продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. В этом случае весь потребительский излишек достается продавцу.
• ценовая дискриминация 2ой степени (по объему продаж) установление разных цен для разных объемов покупки,
• ценовая дискриминация 3ей степени (сегментация рынка)
продажа товаров по разным ценам на отдельных сегментах рынка
|
Ценовая дискриминация 2ой степени
| продажа отдельных партий товара по различным ценам.
ЦД 2ой степени является иллюстрацией рыночной ситуации под названием "практики снятия сливок" ("skimming"). Первая партия нового товара продается по довольно высокой цене; по мере насыщения ажиотажного спроса монополист снизит цену и продаст остатки товара второй партией. В результате монополист присваивает бόльшую часть (хотя и не весь) излишка потребителя, увеличив свою прибыль по сравнению с тем, если бы товар продавался не двумя партиями, а весь сразу по одной цене.
Очевидно, на чем бόльшее количество партий способен монополист разделить свой товар и продавать каждую партию по особой цене, тем больше ЦД 2ой степени приближается к ЦД 1ой степени.
| На практике ЦД 2ой степени принимает форму различных скидок (ценового дискόнта)
| • скидки на объем поставки
| • чем больше заказ, тем выше скидка к цене,
| • кумулятивные скидки
| • сезонные билеты на железной дороге дешевле разовых билетов, • цена годовой подписки ниже цен в розничной продаже;
| • ценовая дискриминация во времени
| • разные цены на утренние, дневные и вечерние киносеансы, • разные тарифы в гостиницах в летний и зимний сезон
| ЦД 2ой степени характеризуют как самоотбор (self-selection): продавец хотел бы, но не может точно определить платежеспособность покупателей. Поэтому он предлагает всем одну и ту же структуру цен, предоставляя право самому покупателю выбрать величину покупки или ее специфические условия (при введении повремéнной оплаты телефонных переговоров сами потребители определяют длительность разговора и его стоимость, а не телефонная компания).
|
Ценовая дискриминация
3ей степени
| разделение покупателей на группы с различными функциями спроса с установлением для каждой группы разных цен для максимизации прибыли.
| Примеры
| • входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до 0) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов;
• цены на промышленные товары сезонного спроса в конце сезона
могут быть снижены;
• дифференциация тарифов на авиаперелеты по дням недели
(в рабочие дни ниже, чем в выходные)
| правило максимизации прибыли
при ЦД
3ей степени
| предельная выручка на каждом сегменте рынка должна быть одинаковой и равной предельным издержкам производства данного товара:
MR1 = MR2 =... = MRn = MC
| Предельный доход можно выразить через ценовую эластичность спроса:
MR = P (1 + 1/EPD)
Тогда условие MR1 = MR2 может быть представлено как:
P1 (1 + 1/Epd1) = P2 (1 + 1/Epd2)
или P1/P2 = (1 + 1/Epd2)/ (1 + 1/Epd1)
| • Epd1 > Epd2 → (1 + 1/Epd1) > (1 + 1/Epd2), или P1 < P2.
Это значит, что на сегментах с высокой ценовой эластичностью спроса цены должны быть ниже, чем на сегментах с неэластичным спросом;
• на сегментах рынка с одинаковой ценовой эластичностью спроса
монополист установит одинаковые цены
|
Ценообразование
по схеме двойного тарифа
| ценовая политика, в соответствии с которой с потребителей взимается плата, состоящая из двух частей:
• фиксированная плата за доступ к потреблению данного товара,
• плата за каждую единицу потребляемого товара
| Тариф, уплачиваемый каждым покупателем, равен
T (Q) =A + P∙Q,
где А – фиксированная плата,
Q – количество покупаемого товара
Р – плата за каждую единицу товара
| Для реализации данной схемы ценообразования фиксированная плата A устанавливается в размере максимального потребительского излишка, который можно изъять у данной группы потребителей, а цена P за каждую1-цу товара – на уровне предельных издержек, т.е. P = MC.
| Задача продавца
| определить оптимальную комбинацию вступительного взноса и цену использования, при которых прибыль достигает максимума.
В этом случае прибыль складывается из 2х частей:
Пе (прибыль за счет фиксированной "входной" платы) + ПS (прибыль от продаж = (P – MC) × Q)
| Результат
| • для монополиста:
весь потребительский излишек превращается в его прибыль
|
эффект от введения
двойного тарифа подобен эффекту от ценовой дискриминации
| • • для общества:
получение объема продукции на уровне
конкурентного и отсутствие потерь "мертвого груза"
| Двуставочные тарифы (two-part tariffs) используются для максимизации прибыли, если рыночная сегментация незаконна или слишком обременительна.
| | | | |
Ценообразование
по принципу
"издержки плюс"
| в реальной действительности фирмы (и даже монополисты) не всегда располагают информацией о спросе или о предельных издержках. Поэтому они не могут установить цену в соответствии с правилом MR = MC. В этих условиях они используют ценообразование по принципу «издержки плюс», при котором цена рассчитывается путем надбавки к средним издержкам – средним переменным (AVC)
в коротком периоде и средним общим (ATC) в долгом периоде. Расчетная формула принимает вид:
P = ATC + k∙ATC = ATC (1 + k),
где ATС – средние издержки соответствующей фирмы;
k – константа, показывающая ценовую надбавку к издержкам = 1/Epd
Размер этой надбавки зависит от эластичности спроса:
чем ниже эластичность, тем больше надбавка к издержкам
|
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
| недостатки
| • неэффективное использование ресурсов (Pm > MC) приводит
к образованию "мертвого убытка";
• недопроизводство необходимой обществу продукции (qm < qc);
• ослабление давления конкуренции;
• снижение качества и ассортимента продукции;
• стремление «заморозить» широкое внедрение нововведений;
расходы по сохранению и укреплению монопольной власти и
Х−неэффективность ("немаксимизирующее" поведение) увеличивают издержки (АТСфакт > ATCmin).
| Условие общественной эффективности P = MC = ATCminне выполняется.
|
PCP0E1 – излишек потребителя в условиях совершенной конкуренции
PmP0E2 ─ излишек потребителя при монополии
А─потери потребителя из-за Pm > PC (монопольная прибыль)
В ─ потери потребителя из-за qm < qC
C─ потери производителя ("мертвый убыток") из-за неэффективного
распределения ресурсов (Pm > MC)
B + C ─чистые потери общества от монополии =
= (P ─ MC) (qm ─ qc)
В 1954 г. американский экономист А. Харбергер впервые попытался определить ущерб от монополии («харбергерские треугольники»).
По оценкам специалистов, потери от деятельности монополий составляют от 4 до 13 % ВВП отдельных стран. Эти оценки включают не только безвозвратные потери общества в традиционном понимании, но и расходы, обусловленные так называемым поведением
в поисках ренты (rent-seeking behaviour), т.е. доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции. Фирмы платят политикам не только и не столько за улучшающие их положение привилегии, сколько за то, чтобы избежать ухудшения своего положения вследствие тех или иных действий государства.
| положительные
стороны
| • положительный эффект масштаба позволяет снижать LATCmin;
• для сохранения и укрепления своего положения на рынке
монополия заинтересована в разработке и внедрении передовых
технологий и новых видов продукции ("гипотеза Шумпетера");
• проведение ценовой дискриминации эквивалентно увеличению
объемов предложения и спроса.
| | | | Основные термины и понятия
Чистая монополия; естественная, закрытая, открытая монополия; экономическая и административная монополия; концентрация и централизация капитала и производства; монопольная (рыночная) власть; индекс Лернера; индекс Герфиндаля−Хиршмана; ценовая дискриминация
|