Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Индивидуальный и рыночный спрос. Функция спроса
Основные вопросы ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? решаются через механизм спроса и предложения.
Спрос имеет качественную (обозначается понятием "спрос") и количественную (обозначается понятием "объем спроса") характеристики.
Спрос (D)
| желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (платежеспособная потребность в определенном товаре)
| Объем спроса (Qd)
| количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте при прочих равных условиях
| Графически это означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.
| Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса:
Qd = f(P)
‾
| Цена спроса Pd
| максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель за определенное количество товара при прочих равных условиях
| | | |
Формы выражения закона спроса
|
• шкала спроса (табличная)
• кривая спроса (графическая)
• аналитическая: Qd = a − bP
a и b − линейные коэффициенты, отражающие изменение внешних (экзогенных) факторов
спроса:
a − автономный объем спроса, не зависящий от цены
b − определяет наклон кривой спроса
|
Объяснение отрицательного наклона кривой спроса
|
• покупатели приобретают больше дешевых товаров;
• потребление связано с законом убывающей предельной полезности:
продажа каждой дополнительной единицы товара возможна только по более низкой цене
при условии наличия у потребителя некоторого запаса блага;
• действие эффектов замещения и дохода
|
Эффект замещения
| Эффект дохода
| причина
| изменение цены товара
| проявление
|
изменение относительных цен товаров при неизменном доходе вызывает изменение объема спроса
| изменение реального дохода при неизменных относительных ценах вызывает изменение объема спроса
| Функция спроса
| характеризует зависимость объема спроса от различных факторов
| В функции спроса выделяют ценовой и неценовые факторы:
| ценовой
| это цена данного товара: ее изменение вызывает изменение объема спроса.
Графически: движение вдоль кривой спроса
| неценовые
| изменяют желания и возможности потребителей приобретать данный товар по неизменной его цене.
Графически: сдвиг кривой спроса вправо или влево
| | | | Qd = f(P; Y, T, Psub, Pcom, Z, E, N, B)
| P цена данного товара
Y доход потребителя
T налоги
Z вкусы и предпочтения
Psub цена товаров- заменителей
Pcom цена дополняющих товаров
E ожидания
N количество покупателей на рынке
B прочие факторы
|
Взаимозаменяемые товары
| товары, удовлетворяющие данную потребность и способные заменить при этом друг друга.
В этом случае повышение цены одного из них ведет к росту спроса на другой, и наоборот: ↓↑ P1 → ↓↑D2 (прямая связь)
| Взаимодополняемые товары
| товары, совместно удовлетворяющие данную потребность.
В этом случае рост цены на один из них вызовет снижение
спроса на другой: ↓↑ P1 → ↑ ↓ D2 (обратная связь)
|
Изменение дохода обнаруживает различное отношение потребителя к одним и тем же товарам
| Нормальные товары
| при увеличении дохода спрос растет
| Низшие товары
| при увеличении дохода спрос снижается
| Товары Гиффена
| низшие товары, спрос на которые растет при повышении их цены и падает при ее снижении (при условии значительной доли в потреблении при очень низком доходе)
|
Индивидуальный спрос
| желание отдельного потребителя приобретать товар при данных условиях
| Рыночный спрос
| суммарная величина индивидуальных объемов спроса при каждой данной цене
| Такой подход оправдан при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако в отдельных случаях спрос отдельного потребителя на некоторые товары в значительной мере зависит от потребления этих товаров другими
|
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА
| отражают влияние на данного потребителя вкусов и предпочтений других потребителей
|
Эффект присоединения к большинству (подражания)
| потребитель покупает то, что покупают другие (прямая связь)
| Эффект сноба
| потребитель стремится выделиться из общей массы (обратная связь)
| Эффект Веблена (престижа)
| демонстративное поведение − приобретение товаров, свидетельствующих о высоком социальном статусе данного потребителя
|
"Парадоксы" закона спроса
| ситуации, при которых изменение цены полностью или частично отменяет условие "при прочих равных условиях" (ceteris paribus), получили название условия "с соответствующими изменениями"
(mutatis mutandis). В таких ситуациях изменение цены воздействует не только на объем спроса, но и на сам спрос, вызывая соответствующий сдвиг кривой спроса.
| • асимметричная информация
| цена как показатель качества: низкие цены "сигнализируют" покупателю о низком качестве товара, наоборот, высокие цены рассматриваются как показатель высокого качества
| | • эффект Веблена
| способен создать положительную зависимость между ценой и объемом спроса, т.к. сама цена воспринимается как потребительное благо
| • товары Гиффена
| повышение цен на "продукты для бедняков" вызывает не сокращение, а увеличение спроса на эти товары в условиях тотального обнищания населения; кривая спроса на эти товары может иметь положительный наклон
| • эффект ожидаемой инфляции
| в периоды экономической нестабильности ожидание повышения цен провоцирует рост ажиотажного спроса.
Сравнивая текущие и ожидаемые цены, покупатель воспринимает текущую цену как относительно низкую по сравнению с будущей и увеличивает спрос
|
|