Основные вопросы ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? решаются через механизм спроса и предложения.
Спрос имеет качественную (обозначается понятием "спрос") и количественную (обозначается понятием "объем спроса") характеристики.
Спрос (D)
| желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (платежеспособная потребность в определенном товаре)
|
Объем спроса (Qd)
| количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте при прочих равных условиях
|
Графически это означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.
|
Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса:
Qd = f(P)
‾
|
Цена спроса Pd
| максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель за определенное количество товара при прочих равных условиях
|
| | |
Формы выражения закона спроса
|
• шкала спроса (табличная)
• кривая спроса (графическая)
• аналитическая: Qd = a − bP
a и b − линейные коэффициенты, отражающие изменение внешних (экзогенных) факторов
спроса:
a − автономный объем спроса, не зависящий от цены
b − определяет наклон кривой спроса
|
Объяснение отрицательного наклона кривой спроса
|
• покупатели приобретают больше дешевых товаров;
• потребление связано с законом убывающей предельной полезности:
продажа каждой дополнительной единицы товара возможна только по более низкой цене
при условии наличия у потребителя некоторого запаса блага;
• действие эффектов замещения и дохода
|
Эффект замещения
| Эффект дохода
|
причина
|
изменение цены товара
|
проявление
|
изменение относительных цен товаров при неизменном доходе вызывает изменение объема спроса
| изменение реального дохода при неизменных относительных ценах вызывает изменение объема спроса
|
Функция спроса
| характеризует зависимость объема спроса от различных факторов
|
В функции спроса выделяют ценовой и неценовые факторы:
|
ценовой
| это цена данного товара: ее изменение вызывает изменение объема спроса.
Графически: движение вдоль кривой спроса
|
неценовые
| изменяют желания и возможности потребителей приобретать данный товар по неизменной его цене.
Графически: сдвиг кривой спроса вправо или влево
|
| | |
Qd = f(P; Y, T, Psub, Pcom, Z, E, N, B)
|
P цена данного товара
Y доход потребителя
T налоги
Z вкусы и предпочтения
Psub цена товаров- заменителей
Pcom цена дополняющих товаров
E ожидания
N количество покупателей на рынке
B прочие факторы
|
Взаимозаменяемые товары
| товары, удовлетворяющие данную потребность и способные заменить при этом друг друга.
В этом случае повышение цены одного из них ведет к росту спроса на другой, и наоборот: ↓↑ P1 → ↓↑D2 (прямая связь)
|
Взаимодополняемые товары
| товары, совместно удовлетворяющие данную потребность.
В этом случае рост цены на один из них вызовет снижение
спроса на другой: ↓↑ P1 → ↑ ↓ D2 (обратная связь)
|
Изменение дохода обнаруживает различное отношение потребителя к одним и тем же товарам
|
Нормальные товары
| при увеличении дохода спрос растет
|
Низшие товары
| при увеличении дохода спрос снижается
|
Товары Гиффена
| низшие товары, спрос на которые растет при повышении их цены и падает при ее снижении (при условии значительной доли в потреблении при очень низком доходе)
|
Индивидуальный спрос
| желание отдельного потребителя приобретать товар при данных условиях
|
Рыночный спрос
| суммарная величина индивидуальных объемов спроса при каждой данной цене
|
Такой подход оправдан при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако в отдельных случаях спрос отдельного потребителя на некоторые товары в значительной мере зависит от потребления этих товаров другими
|
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА
|
отражают влияние на данного потребителя вкусов и предпочтений других потребителей
|
Эффект присоединения к большинству (подражания)
| потребитель покупает то, что покупают другие (прямая связь)
|
Эффект сноба
| потребитель стремится выделиться из общей массы (обратная связь)
|
Эффект Веблена (престижа)
| демонстративное поведение − приобретение товаров, свидетельствующих о высоком социальном статусе данного потребителя
|