Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции
РЫНОК ТРУДА
| часть рынка ресурсов; система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.
|
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
| 1) единство правовых условий функционирования рынка труда на основе свободного
выбора вида деятельности и конкурентности;
2) организация единой, территориально-замкнутой и эффективно функционирующей
системы бирж труда;
3) отсутствие ограничений на зарплату, наличие рынка жилья и рабочих мест;
4) наличие единого экономического пространства и возможности свободного
перемещения.
|
Субъекты предложения труда
| домохозяйства
профсоюзы
| Субъекты спроса на труд
| фирмы государство
| ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА
|
1) социальная
определение условий найма работников, в том числе форм и уровня
заработной платы для обеспечения нормального уровня воспроизводства
рабочей силы;
2) экономическая
− формирование рациональной структуры занятости
(отраслевой, региональной, по профессиям и специальностям);
− обеспечение мобильности рабочей силы;
3) стимулирующая
создание заинтересованности в высокопроизводительном труде,
повышении квалификации, овладении новыми или смежными профессиями.
|
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА
| 1) труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности;
2) разные физические данные и способности и связанная с этим невозможность заранее
определить реальный уровень отдачи;
3) неодинаковая квалификация определяет различия в заработной плате. Поэтому нет
единого рынка труда: он делится по профессиям, отраслям, регионам;
4) мобильность рабочей силы означает возможность смены занятий, перемещения по
территориям;
5) защита интересов работников со стороны профсоюзов и государства;
6) наличие безработицы.
|
РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
| 1) множество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
2) множество работников одинаковой квалификации независимо друг от друга
предлагают данный вид трудовых услуг;
3) работники мобильны, нет никаких ограничений при переходе с одного места работы на
другое;
4) ни работники, ни работодатели (фирмы) не могут влиять на уровень ставки заработной
платы.
| ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА
| 1) специфика объекта купли-продажи
На рынке труда продается и покупается не сам работник, который
является юридически свободным человеком в отличие от раба или крепостного, объектом купли-продажи становится рабочая сила – способность к труду.
Труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности. Поэтому он не может быть объектом сделки независимо от работника.
Труд − это процесс производительного потребления рабочей силы.
Впервые разграничение между трудом и рабочей силой осуществил К.Маркс
(I том «Капитала», гл.17), что позволило разрешить противоречия всеобщей формулы капитала и «выйти» на источник прибавочной стоимости. Для доказательства факта продажи рабочей силы, а не труда К.Маркс на основе трудовой теории стоимости использовал метод «от противного»:
− труд как товар должен иметь стоимость, которая определяется трудом – это тавтология;
− товар – это продукт прошлого труда и должен быть в наличии у продавца еще до
продажи. Но этого нет;
− если рабочий получит эквивалент созданного продукта, не будет прибавочной
стоимости. В этом случае теряется смысл производства для капиталиста.
2) постоянное возобновление купли-продажи рабочей силы (услуг труда).
Личная (юридическая) свобода работника предполагает продажу рабочей силы на
определенный срок и возможность непродолжения договора о найме. Однако
экономические условия (отчуждение от средств производства) вынуждают каждый раз
заключать договор найма на очередной срок.
Для сравнения: на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и
покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на
объект торговли.
3) значительная роль различных институциональных структур, таких как:
− профсоюзы,
− союзы предпринимателей,
− биржи труда (как посредники между наемными работниками и предпринимателями),
− государство (разработка трудового законодательства, политика занятости и
профессиональной подготовки)
|
СПРОС НА ТРУД
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОСОБЕННОСТЬ− формируется на уровне отдельной фирмы.
ФАКТОРЫ: 1) предложение других ресурсов;
2) производительность труда в отрасли;
3) цена труда и сопряженных с ним ресурсов.
Конкурентная фирма будет нанимать дополнительных рабочих в соответствии с правилом спроса на ресурс: MRPL = MRCL = w. Заработная плата каждого работника равна (W/P)0, тогда общие затраты на заработную плату соответствуют площади (W/P)0 E0L00. При повышении заработной платы до (W/P)2 количество нанятых снизится до L2; при понижении заработной платы до (W/P)1 количество нанятых увеличится до L1.
Кривая спроса на труд отражает обратную зависимость между объемом спроса на труд и уровнем реальной зарплаты при прочих равных условиях
(Ld = f (w/p).
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
| ОСОБЕННОСТЬформирование на уровне отрасли или общества в целом
вследствие мобильности рабочей силы
ФАКТОРЫ
1) демографические (темп прироста населения и его трудоспособной части,
половозрастная структура населения);
2) экономические (продолжительность рабочей недели, состояние
3) психологические (желание работать);
4) социальные (престижность, условия труда, возможность продвижения по служебной
лестнице);
5) образовательный и квалификационный уровень работников.
|
ОБЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
| сумма индивидуальных предложений труда отдельными работниками
| альтернатива
|
ДОСУГ (нормальный товар) или РАБОТА (низший товар)
| Часовая ставка заработной платы является альтернативной ценой труда и представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которыми жертвует индивид для досуга и других занятий.
| ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
| создает
| эффект замещения
| досуг заменяется на труд, т.е. на товары, купленные на дополнительный заработок
| эффект дохода
| увеличение реального дохода «переключает» потребление в сторону досуга
|
Количество предлагаемого труда при повышении ставки заработной платы зависит от относительной силы эффектов замещения и дохода.
При низких ставках
заработной платы
| эффект замещения > эффекта дохода
повышение заработной платы увеличивает количество предлагаемого труда (↑ W → ↑Ls)
| При высоких ставках
заработной платы
| эффект дохода > эффекта замещения
рост заработной платы сокращает количество предлагаемого труда (↑ W → ↓ Ls)
|
|
Кривая индивидуального предложения трудаотражает соотношение эффектов замещения и дохода и выбор работника между трудом и досугом: Ld = f(W/P)
¯
L
Рост заработной платы с (W/P)1 до (W/P)2 вызывает рост предложения труда с L1 до L2:
эффект замещения > эффекта дохода.
Рост заработной платы с (W/Р)2 до (W/Р)3 ничего не меняет и L2 = L3:
эффект замещения = эффекту дохода.
Рост заработной платы с (W/Р)3 до (W/Р)4 ведет сокращает предложение труда с L3 до L4:
эффект замещения < эффекта дохода.
В долгом периоде эффект дохода превышает эффект замещения, в коротком периоде – не всегда. Кроме того, необходимо учитывать «чувствительность» разных групп населения к росту дохода в разных странах: в развитых странах мужчины среднего возраста
(25−54 года) уменьшают предложение труда с увеличением заработной платы,
в развивающихся странах – наоборот.
|
Кривая отраслевого предложения трудаотражает прямую зависимость количества предлагаемого труда от уровня реальной заработной платы при прочих равных условиях
Для отраслевого предложения труда характерно преобладание эффекта замещения: высокая ставка заработной платы может привлечь работников из других отраслей.
LS
L
|
12.2. Заработная плата: сущность, формы и системы.
|