Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ
| 1. СЛЕДУЕТ ли производить?
2.В каких КОЛИЧЕСТВАХ?
3. ПРИБЫЛЬ или УБЫТОК?
|
Совершенная конкуренция
|
| основные черты
| • множество мелких фирм, ни одна из которых не имеет
значительной доли рынка, чтобы влиять на цены;
• продукция является однородной и одинакового качества
(абсолютные субституты);
• исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями;
• свободный вход − выход из отрасли;
• абсолютная доступность и мобильность ресурсов;
• равный доступ к рыночной информации для продавцов и
покупателей;
• отсутствие государственного вмешательства
| Совершенно
конкурентная
фирма
| фирма, принимающая цену на свою продукцию как заданную извне
и не зависящую от объема ее производства
("price − taker" − ценополучатель)
|
Кривая спроса конкурентной фирмыотражает спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не влияет на уровень рыночной цены.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- особенности
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Кривая спроса конкурентной фирмы абсолютно эластична: любой объем продаж осуществляется по единой рыночной цене P*, определяемой соотношением спроса и предложения на отраслевом рынке.
2. Кривая спроса d конкурентной фирмы является одновременно кривой средней и предельной выручки (d = AR = MR):
AR = TR / q = (P*×q) / q = P*
MR = TR'q = P*
3. Кривая TR выходит из начала координат и имеет постоянный угол наклона к оси Х на всем своем протяжении (MR − const). Это значит, что выручка прямо пропорциональна объему продаж:
TR = P*× q, где P* − const.
Такой вид кривой TR характерен только совершенной конкуренции.
|
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ (МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ)
В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ
Максимизация прибыли (минимизация убытков) в коротком периоде связана с выбором оптимального объема выпуска при обусловленных технологией затратах и заданных рыночных условиях.
Возможно два пути решения данной задачи:
1) сопоставление "TR−TC" (общий подход);
2) сопоставление "MR−MC" (предельный подход).
Общий подход
Прибыль = TR−TC
| максимизация прибыли достигается при объеме выпуска,
при котором ПЭК= (TR − TC) max
|
1. В интервале объема выпуска q1 ─ q3 (отрезок AB) фирма получает П эк > 0,
максимизируя ее при объеме выпуска q2 (отрезок NE):
П эк = (TR – TC) max
2. В точках A и В Пэк= 0 (TR=TC). Это точки критического объема выпуска:
до точки А и после точки В производство убыточно (П эк < 0).
|
Предельный подход
предельная прибыль = MR ─ MC
| предел максимизации прибыли достигается при объеме выпуска, при котором
MR = MC
P > ATC
|
1. При MC < MR прибыль растет (до т. N) – надо увеличивать q,
при MC > MR прибыль падает (после т.N) – сокращение q,
при MC = MR П эк− max (в т. N)
2. MR = MC
MR = P → P = MC в точке максимума. Это частный случай общего правила
только для совершенной конкуренции
3. В точках А и В: P = MR = ATC → Пэк = 0
4. Отрезок NE = (P ─ ATC) – величина прибыли на единицу выпуска,
(P ─ ATC)× q2 − общая прибыль
|
Условие максимизации прибыли в коротком периоде
MR = MC = Р
P > ATC
|
МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ
Общий подход
|
Предельный подход
| корректировка объема выпуска до уровня, где (TR−TC)min
| корректировка объема выпуска до уровня, где MR = MC (=P)
|
|
| 1. Кривая TC проходит над линией TR
на всем ее протяжении: П эк = 0;
2. Убытки минимальны при объеме
выпуска q2, где (TR − TC) min,
и равны FC (отрезок NE')
| 1. При объеме выпуска q2 фирма полностью
возмещает VC и часть постоянных
издержек FC;
2. Отрезок NE' = P−ATC ─
размер убытков на единицу выпуска; общие убытки = q 2×(P−ATC).
При любом другом объеме выпуска убытки будут больше (больше величина отрицательной прибыли, П эк < 0).
|
Условие минимизации убытков в коротком периоде
MR = MC = Р
AVCmin < P < ATCmin
|
Сопоставляя издержки и доходы, фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, должна соответствовать правилу безубыточности и правилу
закрытия.
| ПРАВИЛО БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
| P = MC = ATCmin
| ПРАВИЛО ЗАКРЫТИЯ
| P ≤ AVCmin
| Эти правила действуют во всех рыночных структурах
|
Кривая краткосрочного
предложения
конкурентной фирмы
| показывает объем выпуска при каждом значении цены для максимизации прибыли (минимизации убытков) и представляет восходящую часть кривой MC, расположенной выше кривой AVC в точке их минимума.
|
|
1. До точки A: P1 < AVCmin, q = 0
2. В точке A: P1 = AVCmin, убытки равны FC: точка закрытия
3. В точке B: P2 = ATCmin, Пэк = 0: точка безубыточности
4. В точке F: P3 > ATCmin, Пэк > 0.
| Кривая краткосрочного предложения отраслиполучается путем
горизонтального суммирования кривых краткосрочного предложения всех фирм отрасли при каждом значении цены: S = ΣMC
Доля фирм на отраслевом рынке определяется их предельными издержками MC:
чем больше продукции производит фирма при P = MC, тем больше ее доля на рынке и размер экономической прибыли.
Данный принцип для определения отраслевого предложения применим лишь при неизменности цен на переменные факторы.
|
ТИПЫ ФИРМ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
| оптимальный объем выпуска определяется путем наложения кривых затрат фирмы (MC, AVC, ATC) на линию равновесной цены P*, исходя из условия P = MC.
|
|
Типы фирмы
| Соотношение
AVC (ATC) c P
| Получение прибыли (убытков)
| 1.Внутрипредельная
(intramarginal)
| P>ATCmin
| Пэк > 0
| 2. Предельная
(marginal)
|
P=ATCmin
| Пнорм (Пэк = 0)
фирма безубыточна
|
3. Допредельная
| а) AVCmin< P < ATCmin
б) P = AVCmin
| а) возмещает VC и часть FC; б) убытки = FC.
Положение неустойчиво: при повышении P может получать Пнорм (второй тип); при снижении P − закрывается (четвертый тип)
| 4. Запредельная (exstramarginal)
| P < AVCmin
| Фирма закрывается
|
|