Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные формы предприятий и предпринимательства
Предпринимательство
| инициативная, связанная с риском, деятельность субъекта хозяйствования, осуществляющего новые и эффективные комбинации ресурсов с целью реализации своих идей и достижения социально-экономического эффекта
| У истоков разработки понятий "предприниматель", "предпринимательство" стоял английский экономист Р.Кантильон (XVIII в.), впервые внесший термин
"предприниматель" в экономическую теорию. Этой проблемой занимались А.Смит,
Ж.-Б.Сэй, В.Зомбарт, Й.Шумпетер, обосновавший две модели предпринимательского поведения:
• классическая:ориентация на максимальную отдачу от имеющихся в распоряжении
фирмы ресурсов,
• инновационная: ориентация на возможности использования альтернативных видов
ресурсов
| объект предпринимательства
| осуществление наиболее эффективной комбинации ресурсов с целью максимизации дохода
| субъект предпринимательства
| • частное лицо
• группа (коллектив) лиц, связанных договорными
отношениями и экономическим интересом
• государство
| формы предпринимательства
| • частная
• коллективная
• государственная
| | | |
Предприятие
| первичное структурное звено национальной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесс производства; выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг
| Фирма
| • хозяйственно-правовая единица, ведущая производственную
деятельность на одном или нескольких предприятиях, находящихся в
ее собственности;
• комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий
|
В теории и практике западных стран: предприятие ≠ фирма
| В теории и практике России: предприятие = фирма
|
ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
| организационная форма производства
(технико-экономическая сторона)
| • комплекс производительных сил;
• кооперация на основе внутреннего разделения труда;
• наличие организационного единства, структурной
оформленности;
• объект управления
| субъект хозяйствования
(социально-экономическая сторона)
| • осуществление индивидуального воспроизводства за
счет собственных средств;
• обособление кругооборота ресурсов
• хозяйственная самостоятельность в принятии
экономических решений;
• имущественная ответственность;
• наличие собственного экономического интереса;
• юридическое лицо
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФИРМ
| критерий
| форма предприятия (фирмы)
| Форма собственности
(организационно-правовые формы)
| • государственное
• муниципальное
• коллективное:
− с неограниченной ответственностью
(партнерство, кооператив, народное предприятие)
− с ограниченной ответственностью
(партнерство, смешанное, корпорация)
• арендное
• частное:
− индивидуальное (единоличное)
− семейное
• совместное
| Размеры предприятий
| • мелкие и мельчайшие (малый бизнес)
• средние и крупные (крупный бизнес)
| Особенности технико-экономического единства и управления (объединения предприятий)
| трест; концерн; конгломерат;
консорциум; хозяйственная ассоциация; межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК)
| Вид хозяйственной деятельности и характер совершаемых операций
| промышленная компания, торговая, транспортная, страховая, лизинговая, аудиторская, инновационная и т.д.
|
Организационно-правовая форма предприятия
| комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия с окружающим миром
| государственное
| хозяйственная единица, основанная на базе государственной собственности или за счет средств госбюджета
| муниципальное
| хозяйственная единица, учрежденная местными органами власти и действующая в рамках данного административно-территориального образования
| | | |
коллективное предприятие
с неограниченной
ответственностью
| форма предприятия, при которой два или более лиц объединяют свои капиталы и деятельность и несут полную и равную ответственность по всем обязательствам всем своим имуществом как солидарные должники. Распределение дохода осуществляется на основе величины вклада и трудового участия каждого совладельца. Не является юридическим лицом. Налогообложение как физических лиц.
| кооператив
| деятельность кооператива направлена на оказание помощи и содействия членам данного объединения. В России кооперативы получили распространение в сфере
производства и сфере услуг. Характерной чертой кооператива является тесная связь членов кооператива с самим кооперативом.
|
народное предприятие
пути создания
| основано на собственности членов трудового коллектива; имеет место соединение права собственности и функции управления.
1) переход всего имущества в собственность членов трудового коллектива;
2) выкуп арендуемого имущества;
3) приобретение другим законным путем.
| коллективное предприятие
с ограниченной
ответственностью
| совладельцы объединяют свои капиталы и имеют право не участвовать в управлении фирмой. Распределение доходов и убытков происходит на основе размера вклада каждого из участников. Является юридическим лицом.
| смешанное (коммандитное) партнерство
| часть участников объединяется на основе принципа неограниченной ответственности (действительные члены), а часть − принципе ограниченной ответственности (члены-вкладчики). Право принятия решений при голосовании имеют только действительные члены, члены-вкладчики (коммандиты) несут ответственность и получают доход, исходя из величины собственного вклада
|
корпорация (АО)
| имущество формируется за счет продажи акций. Предприниматель отделен от собственности и собственника, финансовая ответственность только в пределах стоимости пакета принадлежащих ему акций. Различают АО открытого и закрытого типа. Управление АО осуществляет Совет директоров, нанимающий управляющего для реализации политики АО
| арендное
| основано на договорном и срочном (врéменном) владении собственностью на условиях возмездности и возвратности. Субъект собственности и субъект хозяйствования не совпадают. Собственник сохраняет за собой право в определении целей деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, контроль за эффективным использованием арендованного имущества. Арендное предприятие может быть организовано на основе разных форм собственности.
| единоличное частное
| основано на собственности одного лица, который единолично принимает решения, полностью присваивает доход и несет полную финансовую ответственность по своим обязательствам
| семейное частное
| основано на праве общей, совместной или долевой, собственности родственников, без юридически оформленного пая. Каждый участник несет полную ответственность по обязательствам фирмы
| совместное
| основано на разных формах собственности путем объединения имущества учредивших ее физических и юридических лиц, в т.ч. иностранных. Имущественная ответственность по обязательствам СП зависит от типа партнерства, положенного в основу его организации
|
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
| тип предприятия
| преимущества
| недостатки
| частное (единоличное)
| • простая процедура организации;
• абсолютная свобода действий;
• существенные стимулы для
эффективной деятельности
| • ограниченность
финансовых средств;
• трудности в совмещении
контроля и управления;
• неограниченная
ответственность по
обязательствам всем
имуществом;
• ограниченный доступ
к кредиту
| партнерство
| • простая процедура
организации;
• большие финансовые ресурсы;
• более высокая степень
специализации в управлении;
• налоговые преимущества
перед корпорацией
| • возможность
возникновения
несовместимых интересов
в управлении,
несогласованность
действий;
• риск распада фирмы
при выходе одного из
владельцев;
• полная финансовая
ответственность
| корпорация
| • широкие возможности
привлечения капиталов;
• ограниченная ответственность;
• широкий доступ к кредиту;
• получение выгод от
специализации в управлении
| • организационные и
финансовые сложности
учреждения;
• расхождения в функциях
контроля и присвоения;
• возможность
злоупотреблений;
• двойное налогообложение
|
Форма собственности определяет количественные параметры различных типов предприятий, которые имеют специфические условия функционирования и различные стратегии конкурентной борьбы:
| малый бизнес
| * индивидуальные (семейные) фирмы;
* коллективные предприятия с неограниченной ответственностью
| крупный бизнес
| * коллективные предприятия с ограниченной ответственностью (корпорации
|
Цели создания объединений предприятий:
| • достижение оптимального уровня хозяйственной устойчивости и
конкурентоспособности;
• смягчение отраслевой конкуренции и установление контроля над
рынком.
| Трест
| объединение предприятий одной или разных отраслей на основе совместной собственности, общего управления производством и сбытом продукции. Полная потеря производственной, коммерческой и юридической самостоятельности входящими в состав треста фирмами
| Концерн
| объединения предприятий под единым финансовым контролем через скупку акций при сохранении производственной и юридической самостоятельности. Концерн может объединять фирмы одной отрасли (горизонтальная интеграция) или разных отраслей, составляющих единый технологический цикл (вертикальная интеграция)
| Конгломерат
| объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой (промышленность, сбыт, транспорт) и являющихся результатом диверсификации производства.
Функцией центрального руководства является только принятие стратегических решений, связанных с распределением финансовых средств. Широкая децентрализация управления и, как следствие, его сложность и недостаточная гибкость обусловливают неустойчивость этой формы объединений
| Консорциум
| форма врéменного объединения предприятий разных отраслей для решения крупных экономических задач. Сохраняется производственная и юридическая самостоятельность; ограниченная ответственность участников
| Хозяйственная
ассоциация
| договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различных властных структурах
| МНТК
| объединение научных и научно-производственных единиц для осуществления НИОКР
|
Формы организации предприятий
| промышленная компания
| фирма, у которой не менее 50 % продаж составляет продукция собственных предприятий
| торговая компания
| фирма, осуществляющая оптовую или розничную торговлю, торгово-посреднические функции, экспортные, импортные и т.п. операции. Может либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать как самостоятельная в экономическом и юридическом отношении единица
| транспортная компания
| фирма, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, специализируясь на отдельных видах перевозок (судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные)
| страховая компания
| коммерческая организация небанковского типа, занимающаяся мобилизацией денежных сбережений и их размещением в ценные бумаги промышленных и других крупных компаний
| лизинговая компания
| специализированная коммерческая организация (дочернее отделение коммерческого банка или филиал промышленной компании) по сдаче в долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения
| инвестиционная компания
| учреждение банковского типа по мобилизации денежных средств путем выпуска ценных бумаг для приобретения акций и облигаций промышленных и других компаний с последующим их размещением
| инновационная (венчурная) компания
| предприятие или организация, связанная с наукоемким производством и реализацией НИОКР
| аудиторская компания
| специализированная коммерческая организация по проведению вневедомственного независимого контроля осуществления финансово-хозяйственных операций, учета и отчетности путем ревизий и проверок и предоставлению экспертных и других услуг по анализу финансовых аспектов деятельности предприятий и организаций
| инжиниринговая компания
| коммерческая организация по предоставлению различных инженерных услуг: проектирование, оформление лицензий и "know-how", пусконаладочные работы, подготовка кадров, строительные услуги
| брокерская (маклерская) контора
| коммерческая организация по предоставлению посреднических услуг и осуществлению собственных операций на рынках товаров и ценных бумаг
|
Технологии преобразования фирмы
| в жизни любой предпринимательской фирмы могут возникнуть ситуации, когда данной фирме оказывается выгодным существенно изменить свой облик в качестве юридического лица. Такого рода действия должны быть обязательно предусмотрены уставом фирмы и учредительным договором на ее создание.
Различают пять видов технологий реорганизации фирмы в форме ее преобразования:
| слияние нескольких предпринимательских фирм в одну; при этом создается новое юридическое лицо, а прежние юридические лица прекращают свое существование
| присоединениеодной или нескольких самостоятельных фирм к другой фирме; при этом присоединяющиеся фирмы перестают быть самостоятельными юридическими лицами
| разделениепредпринимательской фирмы на две, три и более самостоятельных фирм; при этом разделившаяся фирма прекращает свое существование как юридическое лицо, а вновь образуемые фирмы оформляются как новые юридические лица
| выделениеиз состава предпринимательской фирмы одной, двух или более самостоятельных фирм; базовая фирма, из которой произошло выделение, продолжает существовать, а выделяемые фирмы оформляются как новые юридические лица
| простое преобразованиеорганизационно-правовой формы фирмы
| Такое разнообразие технологий реорганизации фирм обусловлено различиями деловых интересов, которые участники фирмы хотели бы реализовать, используя процедуру и возможности реорганизации, предписанной уставом фирмы. Таким образом, технологии реорганизации фирмы можно разделить на 2е группы:
• выделение, разделение;
• слияние, присоединение
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫХ ФОРМ в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами –
коммерческими организациями
| Товарищества
| • полные товарищества
• товарищества на вере
| Общества
| • общества с ограниченной ответственностью
• общества с дополнительной ответственностью
| Акционерные общества
| • открытые акционерные общества
• закрытые акционерные общества
| Унитарные предприятия
| • основанные на праве хозяйственного ведения
• основанные на праве оперативного управления
• дочерние унитарные предприятия
| Прочие
| • производственные кооперативы
• крестьянские (фермерские) хозяйства
|
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами –
некоммерческими организациями
| Потребительские кооперативы
| Общественные объединения
(в т.ч. религиозные объединения)
| • общественные организации
• общественные движения
• органы общественной самодеятельности
• политические партии
| Фонды (в т.ч. общественные фонды)
| Учреждения (в т.ч. общественные учреждения)
| Государственные корпорации
| Некоммерческие партнерства
| Автономные некоммерческие организации
| Общины коренных малочисленных народов
| Казачьи общества
| Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
| Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
| Территориальные общественные самоуправления
| Товарищества собственников жилья
| Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
|
ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица
| • финансово-промышленные группы • паевые инвестиционные фонды
• простые товарищества
• представительства и филиалы
• индивидуальные предприниматели
|
ТЕМА 4. РЫНОК: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Эволюция общественных форм хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, основанной на товарном производстве и ориентированной на удовлетворение потребностей отдельных индивидов и общества в целом.
Рыночная экономика
| общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением через куплю−продажу
| Рынок
| система экономических отношений по поводу купли−продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами
| Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство− рынок −потребитель), но и обратные (потребитель − рынок − производство) хозяйственные связи.
Механизм обратных связей является обязательным условием устойчивости и эффективности любой экономической системы. Этот вывод подтвержден мировым историческим опытом.
Академик В.Немчинов отмечал, что если не принимать во внимание обратные связи,
то можно создать такую окостенелую систему, в которой все залимитировано сверху
донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте. Такая система будет
тормозить социальный и технический прогресс, и рано или поздно будет сломана.
| Рыночный механизм
| механизм взаимосвязи и взаимодействия его основных элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции
|
Условия возникновения
рынка
| • общественное разделение труда и специализация как следствие ограниченности ресурсов и производственных возможностей человека.
Истории известно 4е вида крупного общественного разделения труда:
1. Отделение земледелия от скотоводства
2. Отделение ремесла от земледелия
3. Обособление торговли
4. Обособление науки
Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, означающее способность производить товары
с относительно мéньшими альтернативными затратами.
| Наличие ОРТ предполагает обмен деятельностью и продуктами труда.
В этом смысле обмен характерен всем этапам развития человеческого общества.
Основные формы обмена:
1) бартер − непосредственный продуктообмен: Т − Т.
Преобладал на ранних стадиях становления товарного производства.
Но он не исчез и вновь появляется во время экономических кризисов,
стихийных бедствий, войн;
2) товарно-денежный −
товарный обмен, опосредованный деньгами: Т − Д − Т.
На протяжении многих столетий товарное обращение оставалось
спорадическим (редким) явлением. И только 6-7 тыс. лет назад оно приобрело
всеобщий характер, а товарно-денежная форма обмена
стала господствующей.
| ОРТ является материальным условием возникновения товарного производства и рынка, отражающее определенный уровень развития производительных сил. Но не его причина.
|
| • причина− частная собственность как основа экономического обособления субъектов хозяйства по условиям воспроизводства (обособление факторов производства, самоокупаемость, наличие собственного экономического интереса).
|
Условия существования рынка
(основные черты рынка)
| • эквивалентно-возмездный характер обмена;
• всеобщий характер товарно-денежных отношений;
• абсолютная доступность рыночной информации;
• реализация многообразных форм собственности;
• свободная конкуренция среди продавцов и покупателей;
• создание и развитие рыночной инфраструктуры;
• свободное ценообразование;
• правовое регулирование рынка через спецификацию прав
собственности и их защита;
• открытость экономики: национальный рынок является
частью мирового.
|
Функции рынка
| 1) ценообразующая (стихийное установление цен в результате
взаимодействия спроса и предложения);
2) регулирующая (рациональное распределение ресурсов и стихийное
регулирование воспроизводственных пропорций на основе межотраслевой
и межрегиональной конкуренции и переливов ресурсов);
3) оздоровительная ("отбраковка" нерентабельных производств и
предприятий);
4) посредническая (установление связи между производством и
потреблением и формирование рациональной структуры потребления в
соответствии с уровнем цен и размером дохода);
5) учетная (учет затрат на производство продукции и общественное
признание произведенного продукта);
6) информационная (через систему экономических показателей − уровень
цен, ставки процента, доходность, ассортимент продукции и т.п. − рынок
информирует о состоянии экономики);
7) стимулирующая (снижение индивидуальных затрат и использование
достижений НТП);
8) дифференцирующая (дифференциация доходов субъектов рынка и их
социальное расслоение);
9) создание условий добровольной состязательности.
|
КОНКУРЕНЦИЯ
| от лат. "concurrentia" − столкновение, состязание
|
| • элемент рыночного механизма
• общественная форма соперничества субъектов рыночных
отношений в процессе реализации их собственных экономических
интересов
| "Конкуренция − это старание получить то, что кто-то другой старается получить в то же самое время" (Ф.Хайек)
| Субъекты конкуренции
| • фирмы одной отрасли (внутриотраслевая)
• фирмы разных отраслей (межотраслевая)
| Объекты конкуренции
| лучшие условия производства и реализации (сбыта) товаров
| Объективные условия
конкуренции
| • полная экономическая обособленность товаропроизводителей;
• полная зависимость от рыночной конъюнктуры;
• противостояние товаровладельцев в борьбе за потребительский
спрос: все против каждого и каждый против всех
|
ТИПЫ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
| Созидательное
цель
| система мероприятий по созданию новых элементов рыночных отношений, обеспечивающих превосходство над соперниками.
изменение существующей структуры спроса и предложения
| Приспособленческое
цель
| учет инновационных изменений в производстве и попытка упреждения действий соперников по модернизации производства
копирование в возможно более сжатые сроки достижений своих
соперников
| Обеспечивающее
(гарантирующее)
| сохранение и стабилизация на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке
|
Конкурентная
стратегия
| концепция и соответствующая ей система действий фирмы, направленных на достижение ее конечных целей
| Монополизация рынка
| • изменение числа конкурентов;
• дискриминирующие действия по отношению к конкурентам для изменения соотношения сил
| Интеграция деятельности фирмы в единый процесс функционирования рынка
| • стабилизация положения данной фирмы на рынке путем
краткосрочного или долгосрочного сотрудничества с другими
фирмами;
• снижение конкурентной активности на рынке для сохранения
баланса сил
|
В рыночном поведении любой серьезной фирмы обязательно присутствуют оба вида конкурентной стратегии.
|
ТИПЫ КОНКУРЕНТОВ
(способ достижения цели и выбора конкурентной стратегии)
| ролевая функция
| содержательная функция
| лидеры (до 40 % рынка)
| крупные устойчивые компании, осуществляющие массовое производство
| претенденты на лидерство
(до 30 % рынка)
| мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, опережая соперников по нововведениям
| "ведомые"
(20 % рынка)
| мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями
| новички
("окопавшиеся в рыночных нишах",
10 % рынка)
| специализированные компании, закрепившиеся в определенных нишах
| В действиях лидеров и претендентов на лидерство
абсолютно доминирует монополизация рынка при активном использовании
интеграционной стратегии;
"ведомым" и новичкам монополистическая стратегия присуща в мéньшей степени
|
Лидеры
| защита своих позиций
|
| • фланговая оборона (для отражения фланговых атак);
• позиционная оборона (для отражения фронтальных атак с помощью
различных барьеров − лицензионных, ценовых и др.);
• маневры:
− предвосхищающие действия (распространение информации о снижении
цен, реклама);
− диверсификация производства;
− оставление ослабленных территорий рынка при одновременном усилении
на наиболее перспективных территориях;
• контрнаступление (использование наиболее благоприятной ситуации для
удара по сопернику в уязвимое место и наверняка)
|
Претенденты
на лидерство
| атаки на позиции лидеров имеют разные формы:
• фронтальное наступление (одновременно по нескольким направлениям
− реклама, цены, обновление продукции);
• фланговое наступление (по одному из направлений):
− в определенных ситуациях используется "обход" (переход к
производству принципиально новых товаров, освоение новых рынков
или осуществление скачка в технологии);
− "атаки гориллы" (небольшие порывистые атаки некорректными
методами для деморализации противника)
|
"Ведомые"
| не вступают в конкуренцию с лидерами и претендентами на лидерство, следуют за ними на почтительном расстоянии
| Новички
| цель − поиск рыночной ниши и закрепление в ней.
Эта ниша должна быть достаточных размеров и прибыльности, иметь
потенциал роста и не вызывать интереса конкурентов
| Наличие разнородных конкурентов делает конкуренцию неисчерпаемой.
Крупные фирмы, обладая преимуществами над соперниками в мощи, уступают им в гибкости, приспособленности к особым сегментам рынка, инновационной активности. Поэтому абсолютной монополизации рынка крупными фирмами не происходит.
|
Сектор рынка
| части рынка, различающиеся объектом деловых отношений
| Сегмент рынка
| разделение рынка на основе учета особенностей спроса потенциальных потребителей товаров и услуг
| факторы
| • географические
различия регионов по плотности населения и климатическим условиям
• демографические
пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сфера деятельности
• национальные
• психологические
стиль жизни, социальный состав населения, привычки, увлечения
• поведенческие
• уровень дохода различных слоев населения
| Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты рынка и функционировать в рамках разных секторов
| Рыночная ниша
| сегмент рынка, не освоенный предпринимателями
|
МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
| ценовая
| • снижение цен в результате снижения издержек производства
без изменения ассортимента и качества продукции;
• установление монопольных цен на продукцию
| неценовая
| • технический уровень, новизна и качество товара;
• изменение свойств продукта;
• реклама
| "недобросовестная"
(нечестная)
| нарушение принятых на рынке норм и правил конкуренции
| • дискриминация конкурентов:
− распространение ложных сведений о конкуренте;
− предоставление потребителям искаженной информации о
характере изготовления товаров и их качестве;
− незаконное использование товарного знака конкурента;
− использование некорректных сравнений и конфиденциальной
информации, компрометирующих товары конкурентов
• криминальные способы воздействия на конкурентов:
подкуп, шантаж, поджоги, промышленный шпионаж
• продажа по демпинговым (заниженным) ценам;
• злоупотребления фирмой своего господствующего
положения на рынке (завышение цен на свою продукцию,
навязывание невыгодных условий поставок и др.);
• установления контроля над хозяйственной деятельностью
конкурента с целью ее прекращения
| Законодательно запрещена
| • законы по охране прав потребителей;
• статьи Гражданского уголовного кодекса;
• антимонопольное законодательство
|
Субъекты рыночного хозяйства
частный сектор:
государственный сектор:
|
• домохозяйство
− экономическая единица, самостоятельно принимающая решения;
− собственник какого-либо фактора производства;
− целью является максимальное удовлетворение личных
потребностей
• фирмы
− экономическая единица, самостоятельно принимающая решения;
− использует факторы производства для изготовления продукции
с целью ее продажи другим фирмам, домохозяйствам и
государству и получения дохода
правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля деятельности хозяйственных субъектов для достижения общественных целей
|
Простейшая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства характеризует закрытую экономику без вмешательства государства.
Расходы фирм на ресурсы одновременно представляют собой потоки доходов домохозяйств как владельцев факторов производства (заработная плата, рента, процент, прибыль).
|
Потоки "доходы − расходы" и "ресурсы − продукция" осуществляются одновременно, но в противоположных направлениях (соответственно по часовой и против часовой стрелки) и бесконечно повторяются.
Условие равновесия:
∑ продаж фирм = ∑ денежные доходы домохозяйств
в денежном выражении
| Включение в модель государства и остального мира не меняет схему взаимодействия, но усложняет ее: "изъятия" из потока "доходы − расходы" в виде сбережений, налогов, импорта компенсируются "инъекциями" в виде инвестиций, государственных закупок и экспорта. С помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.
Для открытой экономики с участием государства должно выполняться равенство:
совокупные расходы фирм,
совокупный объем производства = домохозяйств, государства,
зарубежных партнеров Y = AE
|
|