Определение объема и цены производства в условиях чистой монополии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение объема и цены производства в условиях чистой монополии.



Монополист контролирует рынок. Валовой доход монополиста равен произведению цены на объем. TR=PQ,

где TR - величина переменная, при увеличении выпуска продукции от Qb до Qa он увеличивается, а потом (от Qa до Qc) уменьшается. Цены (от Рв, Ра, Рс) постоянно уменьшаются (рис.55).

Нисходящий вид кривой спроса означает, что монополист может увеличить свои продажи только путем снижения цен.

Наклон этой кривой свидетельствует о власти монополии на рынке.

МС, MR и АС имеют для монополиста такое же содержание, как и для совершенного конкурента.

Но если в условиях совершенной конкуренции MR=P, так как любую единицу продукции фирма будет продавать, по одной и той же рыночной цене, то в условиях чистой монополии MR≠P, так как для того, чтобы увеличить объем продаж, фирма вынуждена снижать цену.

Положение фирмы, максимизирующей прибыль в условиях чистой монополии

Зная кривые предельных и средних издержек найдем графически положение равновесия фирмы монополиста (рис.58). Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема производства, при котором MR=MC. Это правило действует на всех рынках.

Используя это правило, определим Qm и Рm (см.определение Q и Р в краткосрочном периоде)

Рm- монопольная цена;

Qm - объем производства в условиях монопольного рынка.

Рm и Qm определяют, используя правило MC=MR.

Для совершенной конкуренции Рс и Qc определяем так же, используя это правило. Но поскольку MR=P, то надо взять точку F1 (точку пересечения МС и DD). Монопольная прибыль есть разница между валовым доходом (TR= Pm'Qm) и валовыми издержками(ТС=АС Qm).

Итак, монополист, по сравнению с рынком свободной конкуренции, предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене.

Монопольная власть зависит:

1От jt эластичности спроса. Имея информацию об эластичности проса (Ер), а также данные о предельных издержках (МС),можно считать цену продукции:

А.Чем выше (Ер) эластичного спроса, тем больше фирма-монополист приближена к совершенной конкуренции.

Б.При неэластичном спросе у монополиста есть возможность взвинчивать цену. Разница между Р и MR зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, чем больше эластичен спрос, тем меньше разница между Р и MR. В условиях совершенной конкуренции MR=P. Спрос на продукцию фирмы является совершенно эластичным. В условиях чистой монополии разница между Р и MR является определяющим показателем власти монополии.

2.От количества фирм на рынке.

Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

М = р21 + р22 2n

где М - показатель концентрации; р2n - % доля на рынке каждого производителя (i=l...п),

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

1.В краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать как прибыль(при Р>АС), так и нести убытки (при Р<АС) (рис.61).

2.Равновесие в долгосрочном периоде. Экономическая прибыль фирмы будет равна О, если Р=АС(рис.62).

На монопольном рынке можно отметить еще два вида монопольной ситуации:

-монопсония; - олигопсония.

Монопсония -это такая структура рынка, при которой на рынке действует один потребитель (покупатель) и много производителей (продавцов).

 

 

Конкуренция и механизм социальной защиты. Конкуренция является одним из важнейших факторов повышения эффек­тивности экономической системы; способом непрерывного возбуж­дения рыночных субъектов; мощным стимулом экономического про­гресса. Условия конкурентной борьбы - наличие множества равно­правных участников рыночных отношений и демонополизация структур. Необходимость социальной защиты связана с тем, что ры­нок приводит к дифференциации в доходах. Задача социальной защи­ты заключается в создании условий для реализации социально-экономических прав граждан: права на труд и на достойный уровень жизни. Но существуют определённые сложности и опасности при её реализации: во-первых, нельзя превращать граждан в сознательных иждивенцев, во-вторых, подрывать предпринимательскую актив­ность.

Конкуренция и её виды

Формирование рыночных цен - это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), пресле­дующих диаметрально противоположные цели. В условиях рыночно­го хозяйства деятельность любых субъектов осуществляется в рамках конкуренции. По самому общему определению, конкуренция - это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции в эконо­мической литературе существуют различные трактовки.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономи­ческие ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. И. Шум-петер считал, что главное в конкурентной борьбе - внедрение нововведений, «созидающее раз-Рушение» отжившего, сама же конкуренция вовсе не идеал, техноло­гический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роли информации, которая осуществляется через движение цен, связывав производителей и потребителей.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно. предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высо­кого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способ­ствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирую­щего производство достаточного количества качественных и про­дающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулировании экономики. Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Первая предполагает соперничество между предприятиями, занятыми производ­ством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Целью предприятий является завоевание потребителя, получение Прибыли. Отсюда возникает необходимость сокращения затрат, про­изводство новой продукции, повышение её качества, использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование всех условий производства. Вторая означает соперничество между предприятиями, вложившие свои капиталы в различные отрасли, выпус­кающие различные виды продукции. Каждый оценивает результат своей деятельности. Критерий такой оценки - норма прибыли, (сопоставление результатов с затратами).

Соответственно формам рыночных структур различают совершенную и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

доля каждой фирмы в общем объёме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т. д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой- либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей,. отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополи­стическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказxик - государство, поставщик - единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Один вид конкуренции от другого может отличаться и по средствам его ведения. Конкуренция может быть ценовой (монопольная цена, цена «снятие сливок», психологическая цена и дискриминация в ценах) и неценовой, методами которой являются увеличение качества, реклама, послепродажное обслуживание, наличие торгового знака, марки.

Кроме того, в практике рыночных отношений различают добросовестную, при которой соблюдаются правовые и этические нормы" взаимоотношений с партнёрами, и недобросовестную, к которой относятся промышленный шпионаж, продажа товаров по демпинговым ценам, подкуп и переманивание персонала, ложная реклама, использование чужого торгового знака, марки и т.д.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.014 с.)