Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка рыночной системы хозяйствования

Поиск

Аргументы в пользу рыночной системы хозяйствования

1. Рынок обеспечивает экономическую свободу.

2. Рынок материально заинтересовывает всех участников конкуренции в удовлетворении потребностей,

3. Рынок позволяет успешно решать основные проблемы экономики: уровень жизни, структура и эффективность производства, качество продукции и др.

4. Рынок освобождает экономику от дефицита

5. Рынку присуще эффективное распределение ресурсов. Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производ­ство важных благ или создаёт их в недостаточных объёмах.

Несовершенства рынка

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»).

З.Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов.

4.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов.

5.Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию..

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства («провалы») рынка могут быть устранены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

 

Спрос

Спрос один из параметров рыночного механизма.

Спрос характеризует наше желание получить то или иное количество товара по определенной цене. Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то желание заплатить за него определенную цену

Объемом спроса называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при определенных условиях (вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений).

Ценой спроса называют максимальную Цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

QiD=QiD(T,P,,...,Pk,I.-X

где Т- вкусы и предпочтения; Р,, Pk - цены всех товаров; I – Доход

Если все факторы, кроме цены интересующего нас товара принять неизменными, то от этой функции можно перейти к функции спроса от цены

QiD=QiD(Pi).

Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:

1) табличным;

2) аналитическим; поскольку зависимость между ценой и спросом обратная, то функция спроса имеет следующий вид: QjD=a-ЬРь а цены PD=a/b-l/bQ;

3) графическим (рис.8)

Анализируя изменение спроса, следует различать:

1 Изменение объема (величины) спроса под влиянием изменения ценовых факторов (движение вдоль кривой спроса)

2. Изменение характера спроса под влиянием неценовых факторов, означающее переход на новую кривую спроса.

Эффект Пигу (или эффект кассовых остатков).

. Факторы спроса

1. Потребительские вкусы, вызванные рекламой, изменением моды, появлением новых товаров.

2. Численность покупателей и их половозрастная структура, изменение которой связано с демографической ситуацией.

3. Доходы населения.:

А. Доход растет, растет спрос на товары. Такие товары называют товарами высшей категории, или нормальными товарами,

Б. прирост дохода может сопровождаться и падением спроса на определенные товары- Такие товары называют товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары, при этом следует различать заменители и сопутствующие товары.

5.Потребительские ожидания: будущие цены, наличие товаров и будущие доходы. Существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Эту связь называют законом спроса.

1. Высокая цена отбивает охоту покупать, низкая наоборот.

2. Покупатель получает меньше удовлетворения (или выгоды, или полезности) от каждой последующей единицы блага (закон убывающей предельной полезности).

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, т.е. происходит рост реальных доходов населения, и наоборот.

Эффект замещения выражается в том, что при более высокой цене у человека появляется желание купить более дешевый, вместо аналогичных, но более дорогих товаров.

При анализе спроса следует иметь в виду

1. Цена - показатель качества, но покупатель, зачастую, не может судить о качестве товара, и он связывает его с ценой.

2. Эффект Веблена - эффект, связанный с престижным спросом, приобретение товаров свидетельствует о высоком социальном статусе покупателя.

3. Эффект ожидаемой динамики цен.

4. Парадокс Гиффена согласно которому может расти спрос и при росте цен (и наоборот).

 

 

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени по данной цене.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать определённое количество данного товара.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qis = Qis(Li, Ti, Pi,…,Pk, N…)

Где Li - характер технологии; Тi - налоги и дотации; Pi - цена труда; Рk - капитал; N - природные условия.

Если все факторы остаются неизменными, кроме цены интересующего нас товара, то функция предложения примет следующий вид:

Qis = Qis(Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами:

- табличным;

- аналитическим, поскольку зависимость предложением и ценой является прямой, то функция предложения имеет следующий вид:

Qis =a+bPi; а цены Рs=- 1/bQ-a/b;

- графическим (рис.9)

Анализируя изменение предложения, выделяют:

1. Изменение объема предложения (движение вдоль кривой предложения).

2. Изменение характера предложения под влиянием неценовых факторов (сдвиг кривой предложения).

Увеличение предложения может пройти под влиянием следующих причин (факторы предложения, детерминанты):

1) изменение цен ресурсов;

2) изменение цен «конкурирующих» товаров;

3) изменение цен на товары, производимые «совместно» с данными товаров;

4) улучшение технологии производства данного товара;

5) налоги и дотации;

6) благоприятные погодные условия.

Закон предложения заключается в том, что существует прямая зависимость между ценой и объёмом предложения.

 

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линии DD и SS, которым соответствует цена Р и Q - равновесная цена и равновесный объём (рис. 10)

В свою очередь, каждая кривая разделяет всё рыночное пространство на две противоположные по своему значению части: все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые, точками ниже кривой предложения, разорительны для производителей. С другой стороны, ценам ниже максимальных для них покупатели, конечно, будут рады, точнее так же, как и продавцы не откажутся от цен выше их минимальных. Всё рыночное пространство оказывается поделённым на четыре сектора. Рассмотрим эти зоны по порядку.

В I области сосредоточены цены выше максимальных для покупателя, ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. «мёртвой зоной»

Во II области налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупки таких количеств товара по таким высоким ценам невозможны.

В III области обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок но продажи на таких условиях невозможны.

Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

И только IV область представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка из данного сектора символизирует условия возможной сделки. Так, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля- продажа количества данного товара QA по цене РА -«рынок продавца». Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объёма QE по цене РБ-«рынок покупателя»). Излишек потребителя - это совокупная чистая выгода, которую получают все покупатели от приобретения товара.Потребительский излишек является разницей между ценой, которую потребитель готов был заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

У Вальраса функ­ция спроса и предложения имеет следующий вид:

Qd=Qd(P)hQs = Qs(P),

а условие равновесия:

QD(P)=QS(P).

Равновесие по Вальрасу

Равновесие по Маршалу

Он оперировал понятиями "цена спроса" и "цена предложения". Объемы спроса и предложения – независимые переменные (рис.12). Равновесие на рынке (по Маршаллу) складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения (или наоборот), на что продавцы реагируют соответственно увеличением (или уменьшени­ем) объема предложения. У Маршалла функция спроса и предложе­ния имеет другой вид

PD=PD(Q) и Ps=Ps(Q)

а условием равновесия является равенство

P°(Q)=PS(Q).

Труд его цена.

Заработная плата.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

1.Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические.

2.Нет единого рынка труда. Выделяют два основных сегмента:

-Первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих, администраторов и высококвалифицированных рабочих. Этот сегмент характеризует высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, возможности для профессионального роста, конкуренция за рабочие места.

-Второй сегмент охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации, ему присущи высокий уровень безработицы, текучесть кадров, слабые наростные перспективы. На рынке труда действует 2 монополиста: это работодатель и профсоюзы.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной и демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Заработная плата формируется на рынке труда под влиянием спроса и предложения.

1. демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами рост трудоспособного населения, его половозрастной структурой и численностью.

2. степень экономической активности различных демографических групп населения, которая рассчитывается как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

3. профессионально-квалификационная структура занятости, качество и мастерство рабочей силы.

4. ставка заработной платы. действует «эффект замещения», речь идет о замещении свободного времени рабочим - хорошо оплачиваемым, с другой стороны, «эффект замещения» начинает противодействовать «эффект дохода». Имея высокую заработную плату, человек становится обеспеченным, он стремится лучше жить, а для этого ему необходимо свободное время, кривая предложения труда в этих условиях принимает следующий вид (рис.66):

5. влияние традиций и социально-психологической ориентации.

В современной экономической теории заработная плата определяется как цена, выплачиваемая за использование труда. "труд включает в себя оплату труда рабочих самых разных профессий, специалистов всех профилей и владельцев мелких предприятий в сфере обслуживания населенияНеобходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Это покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменения реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Во времена нашей перестройки номинальная заработная плата растет, а реальная в то же само

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.012 с.)