Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок чистой конкуренции и конкурентная фирма. Особенность спроса и предельного дохода

Поиск

Рынок чистой конкуренции и конкурентная фирма. Особенность спроса и предельного дохода

Рынок чистой конкуренции (РЧК) – идеальное состояние отраслевого рынка, чем реально встречающийся.

Признаки РЧК:

1) Наличие множества продавцов (не должны между собой согласовывать рыночную стратегию относительно объёмов продаж)

2) Продавцы не могут создавать и удерживать выгодную им цену

3) Доля каждого ничтожна

4) Производители не могут контролировать цену (производитель приспосабливается к движению цены)

5) Продаётся недифференцированный (обезличенный) товар (нет брендов, марок, реклам). Качество не зависит от того, какая фирма производит

6) Покупателей также много, они конкурируют между собой

7) Отсутствуют серьёзные барьеры (создание требует незначительных размеров, юридически легче, лицензирование НТП – технологии типичны, все ресурсы в открытом доступе)

Конкурентная фирма – мелкая фирма, которая не контролирует цену, которая в узких границах конкурирует с себе подобными через понижение цены, ограничены возможности демпинга, считается наиболее нацеленной на совершенствование (чем раньше сделает это, тем больше эффект), нацелена на НТП.

Особенность спроса. Особенность спроса на продукцию конкурентной фирмы приближается по своему состоянию к абсолютно эластичному (при понижении цены спрос резко возрастает, при повышении цены – стремится к нулю). Изменение цены кратно превышает изменение цены. Отраслевой спрос не является абсолютно эластичным, т. к. действует эффекты замещения и дохода.

Особенность предельного дохода. Для конкурентной фирмы совпадает средний и предельный доходы и линия предложения. d=MR=AR=P (характерно только для РЧК). Каждая дополнительная единица продаётся по одной и той же цене, поэтому P=MR.

Два способа минимизации убытка фирмой в краткосрочном периоде

1 способ – соотношение дохода и издержек. Прибыль = TR – TC.

* фирме следует производить, если она может получить: а) экономическую прибыль или б) убыток, но который меньше, чем ее постоянные издержки.

* фирме следует производить только такой объем продукции, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

* а) фирма максимизирует прибыль при условии, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину, т. е. TR > ТС;

 

б) фирма будет минимизировать свои убытки при условии, когда валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину (TCmin > TR) (см. рис. 23.2). Если валовые издержки превышают валовой доход на существенную величину (TCmax > TR), то фирма будет минимизировать убытки путем закрытия. В конечном итоге она станет банкротом.

Убытки минимизируются при условии, что превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и, самое главное, меньше, чем совокупные постоянные издержки. фирма будет минимизировать свои убытки, когда валовые издержки (ТС) превышают валовой доход (TR).

 

2 способ – разность цены и общих средних издержек. Прибыль = (P-ATC)*Q

при определении фактической прибыли или убытка должны быть сопоставлены цена (Р) и средние валовые издержки (АТС). Конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена превышает минимальное значение средних издержек Р > min АТС. И наоборот, фирма терпит убытки, если цена меньше средних валовых издержек Р < АТС. Нередко такая фирма разоряется и исчезает с поля хозяйственной деятельности.

Фирма может иметь убыток, рассчитывая на дальнейшее покрытие убытков и доход в коротком периоде

Фирма не прекратит производство продукции в том случае, если она понесет убыток значительно меньший, чем величи­на ее постоянных издержек. А это возможно, если валовый доход фирмы превышает совокупные переменные издержки.

P<ATC P>=AVC  

 

ð Продолжать производство

 

 

P<ATC P<=AVC  

 

ð Прекращать производство

 

Естественная монополия

Естественная монополия – рынок одного производителя – продавца, возникающий вследствие огромного эффекта отдачи от масштаба производства, исключающего существование других производителей

Ключевая причина возникновение – положительный эффект от отдачи масштаба производства.

Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара. Строго говоря, наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса - условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба.

 

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы (рис. 3.6.1). Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. То же самое можно сказать и про городские коммунальные службы.

Но естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и относительно небольшим объемом рыночного спроса. Представьте себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит десяток пассажиров в день, причем полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника?

Рисунок. ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИИ. Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убываю­щей, имеет место так называемая естественная моно­полия. В данном случае, если производство рас­пределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объём продукции, а средние совокупные издерж­ки возрастают. Вследствие этого при любом объёме выпуска издержки минимальны тогда, когда производите­лем является един­ственная фирма.

Некоторые товары обладают свойством исключительности, но не являются объектом соперничества. В качестве примера можно привести мост, движение по которому не отличается особой интенсивностью. Мост обладает свойством исключитель­ности, потому что сборщик платы за проезд по нему может не разрешить кому-то воспользоваться предоставляемой услугой. Однако мост не является объек­том соперничества, поскольку его использование водителем одной автомашины не уменьшает возможности других автомобилистов. Поскольку в данном случае неизбежны постоянные издержки на строительство моста, а предельные издержки от очередной поездки через реку пренебрежимо малы, средние совокупные издержки поездки через мост (равные отношению совокупных издержек к числу поездок) убывают с ростом числа поездок. Следовательно, мост является есте­ственной монополией.

Специфическая особенность спроса на продукцию естественных монополистов – наличие пиковых регулярных колебаний спроса

(график из тетради)

 

 

Естественные монополии подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества определяются государственными и местными органами управления.

Регулирование цен может быть использовано для того, чтобы полностью или частично устранить стремление монополистов недораспределять

ресурсы и получать экономическую прибыль. В зависимости от целей может устанавливаться «общественно оптимальная цена». Это происходит в том случае, если ставится цель эффективного распределения ресурсов. Может быть поставлена цель, обеспечивающая «справедливую прибыль», что возможно в том случае, если ставится задача предупреждения банкротства, например, коммунальных служб.

 

Модель дуополии А. Курно.

Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Опостьеном Курно (1801— 1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными

глазами"). При этом возможны различные варианты.

Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D^O) (рис. 8—2). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит* производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MRj(O) и предельные издержки МС. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR,(40) = МС,). Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QA(QJ' Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая

идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4). Равновесие Курно достигается, когда Qj = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то

множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

 

12. Олигополия: понятие, причины и условия образования, роль в современной экономической экономике.

Олигополия – рынок ограниченного числа продавцов.

Причины возникновения олигополии (барьеры):

I. Экономия на масштабе производства (эффект масштаба). Крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются фирмы-гиганты.

II. Патентная монополия

III. Контроль над редкими источниками сырья

IV. Запредельно высокие расходы на рекламу

Признаки:

· Обозримое для участников количество продавцов. Это значит, что покупатели на рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.

2 вида:
- жёсткая олигополия (до 10 фирм)
- размытая олигополия (несколько десятков)

· Наличие непосредственных взаимозависимостей между продавцами, т. е. действие одного сказывается на других. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

· Высокие барьеры для вступления в отрасль

· Товар как дифференцированный, так и стандартизированный

 

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Оли-гопольными отраслями промышленности в США являются автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования и компьютеров.

Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Сложно выйти, так как окупаются в длительном периоде.

То, что олигополист выигрывает как продавец, он проигрывает, как покупатель.

Поведение олигополистов:

· Модель «ломанной кривой спроса»

· Картельное соглашение

· Лидерство в ценах

Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. В современной экономике выявились различные точки зрения на экономические последствия олигополии и её эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным способом. Предполагается, что олигополия с характерными для неё барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие издержки на единицу продукции и соответствующая рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объёмы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия подвергается более жесткому государственному регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью.

С другой точки зрения олигополисты необходимы для достижения быстрых темпов НТП, так как научно-исследовательская деятельность дорогостоящая. так же предполагается, что с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства, установлению более низких цен.

Рынок чистой конкуренции и конкурентная фирма. Особенность спроса и предельного дохода

Рынок чистой конкуренции (РЧК) – идеальное состояние отраслевого рынка, чем реально встречающийся.

Признаки РЧК:

1) Наличие множества продавцов (не должны между собой согласовывать рыночную стратегию относительно объёмов продаж)

2) Продавцы не могут создавать и удерживать выгодную им цену

3) Доля каждого ничтожна

4) Производители не могут контролировать цену (производитель приспосабливается к движению цены)

5) Продаётся недифференцированный (обезличенный) товар (нет брендов, марок, реклам). Качество не зависит от того, какая фирма производит

6) Покупателей также много, они конкурируют между собой

7) Отсутствуют серьёзные барьеры (создание требует незначительных размеров, юридически легче, лицензирование НТП – технологии типичны, все ресурсы в открытом доступе)

Конкурентная фирма – мелкая фирма, которая не контролирует цену, которая в узких границах конкурирует с себе подобными через понижение цены, ограничены возможности демпинга, считается наиболее нацеленной на совершенствование (чем раньше сделает это, тем больше эффект), нацелена на НТП.

Особенность спроса. Особенность спроса на продукцию конкурентной фирмы приближается по своему состоянию к абсолютно эластичному (при понижении цены спрос резко возрастает, при повышении цены – стремится к нулю). Изменение цены кратно превышает изменение цены. Отраслевой спрос не является абсолютно эластичным, т. к. действует эффекты замещения и дохода.

Особенность предельного дохода. Для конкурентной фирмы совпадает средний и предельный доходы и линия предложения. d=MR=AR=P (характерно только для РЧК). Каждая дополнительная единица продаётся по одной и той же цене, поэтому P=MR.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.008 с.)