Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия монополизации. Антимонопольное законодательство

Поиск

Роль монополий на сегодняшний день двойственна, т. е. данное явление может заключать в себе как позитивные, так и негативные последствия.

Если крупный производитель не использует рыночную власть в целях эксплуатации потребителя, уменьшает издержки производства, развивает НТП, насыщает рынок массовой продукцией по доступным ценам, то выигрывает всё общество. Поэтому борьба с монополией не означает борьбу с крупными производителями, как таковыми. Но в то же время одной из функций государства в рыночной экономике является сохранение конкуренции как экономической основы рыночного механизма, так как в условиях монополизированного рынка фирмы могут категорически устранять любую конкуренцию, оказывающую благотворное влияние на эффективность производства, качество продукции и т. п. Монополии наносят ущерб обществу, преднамеренно сокращая объем производства продукции и завышая на нее цены. В результате потребители вынуждены ограничивать покупки либо данного товара, либо других товаров и услуг. К тому же, монопольно высокие цены могут оказать влияние на снижение спроса в других отраслях экономики. Следовательно, монополия способствует увеличению неравенства доходов, так как, устанавливая монопольно высокие цены, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальной части общества – потребителей их продукции.

Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ, а технические нововведения, в свою очередь, позволяют в долгосрочной перспективе увеличивать прибыль, так как снижаются средние издержки на единицу продукции, а цену монополист вправе оставить неизменной. Выигрывает в данном случае и потребитель, получая более модифицированную, усовершенствованную продукцию по прежней цене. Кроме того, научно-технические разработки могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист заинтересован в их проведении, чтобы не сдать позиции новым конкурентам.

Контраргументом выступает мнение, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществлять нововведения. У монополиста есть все основания быть удовлетворенным существующим положением, поэтому он может отказаться от вложений в технологические усовершенствования, так как затраты на разработки в краткосрочном периоде сократят его прибыль.

Для борьбы с потерями общества от монополизации рынков государство разрабатывает и применяет антимонопольное законодательство и проводит определенную политику. В зависимости от того, насколько сильные позиции занимает в том или ином государстве монополизм, его антимонопольная политика будет различаться.

Первым в истории и наиболее разработанным считается законодательство США, где в 1890 г. был принят закон Шермана, по которому запрещалась монополизация торговли и сговор по ценам. В настоящее время помимо этих запретов в США ограничивается слияние фирм, запрещается создание искусственных дефицитов, применение ценовой дискриминации, продажа товаров не только по завышенным, но и по демпинговым ценам.

Антимонопольное законодательство в Западной Европе часто не препятствует появлению монополий, так как предприятие-монополист имеет возможность, пользуясь крупными объемами производства, снижать издержки, закупать новую технику, технологии, составлять конкуренцию иностранным фирмам. Кроме того, эти предприятия наиболее устойчивы в период циклических колебаний, во время кризисов, инфляции. Государство лишь осуществляет контроль над ценовой политикой этих предприятий.

В России антимонопольное законодательство существует с момента принятия закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и создания антимонопольного комитета. Позднее появился закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 № 117-ФЗ. Последние изменения в этих законах вступили в силу в конце 2006 г.

Согласно современному антимонопольному законодательству к монополистам в России относятся предприятия, захватившие более 35% рынка. Реестр таких предприятий ведется на федеральном, региональном и местном уровнях, их деятельность контролируется со стороны государства, но ограничиваться она будет только в случае, если доля конкретного производителя на товарном рынке превысит 50%.

В условиях смешанной экономики методы государственного вмешательства в деятельность монополий условно делятся на две группы:

1. Методы прямого (административного) вмешательства:

- запрет соглашений между товаропроизводителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов и установления монопольной цены;

- постоянный контроль над деятельностью производителей, доминирующих в определенном секторе рынка;

- принудительное разукрупнение всех форм объединений предприятий, занимающих монопольное положение на рынке;

- перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;

- предотвращение новых монопольных образований и др.

2. Методы косвенного (экономического) антимонопольного регулирования:

- поддержка со стороны государства новых фирм и предприятий малого и среднего бизнеса через систему льготного кредитования, государственных заказов, субсидирования, льготного налогообложения и т. п.;

- введение государственного регулирования, распространяющегося на цены, объем производства, условия входа фирм в эти отрасли и выхода из них;

- установление максимального уровня рентабельности и обложение монополиста высокими налогами, регулирующими рентабельность;

- сохранение государственной собственности на предприятия, монополизирующие рынок;

- изменение или ограничение использования фирменного наименования;

- допущение иностранного капитала и др.

Нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Основные категории и понятия

Несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, ценовая дискриминация, отраслевой барьер, олигополия, ценовая война, монополистическая конкуренция с дифференциацией товара, антимонопольная политика государства.

Контрольные вопросы

1. Что общего и в чем отличие у монополии и монопсонии?

2. Что такое «рыночная власть»? Как ею можно злоупотреблять?

3. Приведите примеры рынков монополистической конкуренции с дифференциацией товара.

4. Перечислите возможные барьеры для входа в монополизированную отрасль. Приведите примеры.

5. Когда может быть использована ценовая дискриминация? Приведите пример.

6. Составьте сравнительную характеристику разных типов рыночных структур несовершенной конкуренции. Какие основные критерии можно выбрать для сравнения?

7. Поясните, в чем заключается двойственная роль монополий в современной рыночной экономике.

8. Как вы считаете, в чём причина высокого уровня монополизации российской экономики?

 

Тема 6. Функционирование фирмы

И организационные формы бизнеса

В современной рыночной экономике

Сущность, сферы и функции предпринимательства в современной рыночной экономике. Организационно-правовые формы

Предприятий

Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство.

Как экономическая категория предпринимательство – это деятельность экономического субъекта по наиболее эффективному использованию факторов производства с целью максимизации дохода.

Как метод ведения хозяйства предпринимательство представляет собой творческую деятельность, направленную на достижение коммерческого успеха и увеличение прибыли.

Как особый тип экономического мышления предпринимательство – это совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию и реализации хозяйственных решений.

Согласно ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство.

Основным субъектом предпринимательской деятельности является фирма. Фирма − это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. При этом важно, что понятие предпринимательства в целом шире, чем понятие фирмы, так как наряду с организациями оно включает все виды индивидуальной экономической активности.

Очень часто в микроэкономическом анализе понятия предприятия и фирмы практически отождествляются. Смысл разграничения понятий состоит в следующем. Предприятие – обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. В случае вхождения в состав фирмы нескольких производственных предприятий ее организационные рамки, скорее всего, не будут совпадать с рамками предприятия.

Предпринимательские фирмы различают также по форме собственности, на которой они базируются, по размеру, по содержанию деятельности и т. д.

С точки зрения собственности различают: государственные, муниципальные и частные фирмы.

Указанные фирмы по численности занятых в них работников и по годовому обороту капитала могут быть малыми, средними, крупными.

Малые предприятия гибки и маневренны: они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в малых и средних городах.

Преуспевающие средние компании придерживаются патиентной специализации. Оставаясь небольшой по размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециализированной продукции, общий спрос на которую невелик. По сравнению с мелкими компаниями они обладают повышенной устойчивостью. Сильные стороны компаний-патиентов связаны с доминирующим положением в рамках занимаемой ими ниши.

Мировой опыт действительно показывает, что наиболее новаторские инновации осуществляются мелким и средним бизнесом. Однако надо отметить, что они становятся движущей силой экономики лишь тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес, который концентрирует в своих руках и преобладающую долю частных расходов на НИОКР. Опыт России свидетельствует о том, что именно крупные промышленные и финансово-промышленные корпорации берут на себя функции структурной перестройки, упрочения рыночных позиций в стратегически значимых отраслях и создают основу для устойчивого роста экономики в целом.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное.

К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ, оказание услуг и т. д., подлежащих последующей реализации потребителям.

Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг.

Объектом финансового предпринимательства выступает специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги, т. е. различные финансовые активы.

Консультативное – заключается в предоставлении независимых советов и помощи по различным профессиональным вопросам, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Каждый вид имеет свою специфику, особенности. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем один вид деятельности может содержаться в другом.

Различают следующие организационно-правовые формы коммерческих предприятий: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, производственный кооператив.

Полное товарищество– организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Совершение действий – по общему единогласному решению (договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников). Каждый участник имеет один голос (если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников). От имени товарищества вправе действовать каждый участник (если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам).

Товариществом на вере (коммандитное товарищество) признается товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью– учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Органы управления: общее собрание участников (высший орган управления), исполнительный орган (единоличный или коллегиальный, осуществляет текущее руководство деятельностью и подотчетен общему собранию участников).

Доля в обществе может быть продана или отчуждена иным способом. Участники общества имеют при этом преимущественное право покупки.

Общество с дополнительной ответственностью– учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерное общество общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Различают открытое и закрытое акционерное общество. Органы управления: общее собрание акционеров (высший орган управления), наблюдательный совет или совет директоров (если акционеров менее 50, то может не создаваться), исполнительный орган (единоличный и/или коллегиальный).

Акции ЗАО размещаются среди заранее известного круга лиц, в ОАО может быть открытая подписка.

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Унитарное предприятие– коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Унитарные предприятия могут быть двух видов: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.009 с.)