Особенности формирования рыночных отношений в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования рыночных отношений в России



Переход к рыночным отношениям потребовал формирования следующих общих условий эффективного функционирования рыночного механизма:

1. Обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности для всех экономических субъектов. Это достигается за счет законодательного утверждения совокупности свобод и прав субъектов (в выборе вида хозяйственной деятельности, ее планировании; в определении и использовании источников финансирования; в доступе к ресурсам и т. д.).

2. Введение разнообразных форм и видов собственности и обеспечение права собственности на средства производства, продукт, доход и т. д.

3. Установление полной ответственности экономического субъекта, вступившего в рыночные отношения, и, прежде всего, ответственность имущественная. Должна быть разработана процедура банкротства предприятий.

4. Обеспечение конкурентного режима хозяйствования за счёт разработки и применения антимонопольного законодательства.

5. Относительно свободное ценообразование, цены должны формироваться под влиянием спроса и предложения.

6. Государство должно отказаться от прямого участия в хозяйственной деятельности. Регулирующее воздействие государства должно осуществляться экономическими методами и с использованием правовых норм.

7. Открытость экономики для мирового хозяйства: интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности, доступ иностранного капитала в экономику страны.

8. Любая модель рыночной экономики предполагает формирование социальных гарантий для определенных слоев общества (социальные программы для пенсионеров, студентов, малообеспеченных семей, инвалидов и т. п.).

9. Должно быть обеспечено нормальное функционирование нерыночного сектора экономики (культура, образование, здравоохранение).

10. Наличие четких законодательных и морально-этических норм, обеспечивающих развитие субъектов рыночных отношений.

 

Основные категории и понятия

Натуральное производство, товарное производство, общественное разделение труда, стоимость товара, закон стоимости, деньги, функции денег, цена товара, теории цены товара, рынок, инфраструктура рынка, конкуренция, монополия.

 

Контрольные вопросы

1. В чем различие натурального и товарного производства?

2. Чем простое товарное производство отличается от капиталистического?

3. Что такое товар? Какими свойствами он обладает?

4. Какие функции выполняют деньги?

5. Какие организации и учреждения входят в состав рыночной инфраструктуры? Какие функции выполняет инфраструктура рынка?

6. Приведите примеры ценовой и неценовой конкуренции.

7. Что такое монополия? Каковы причины возникновения монополий в современной рыночной экономике?

8. С чем связано развитие антимонопольного законодательства во всех странах мира в ХХ в?

Раздел II

Микроэкономика

Тема 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Закон спроса

Спрос – это экономическая категория, выражающая платёжеспособную потребность покупателя в каком-либо товаре, или это то количество экономических благ, которое потребители готовы купить по определенной цене в определенный момент времени.

На графике спроса Р – цена товара, а Q – его количество:

Р

 

 

D

Q

Рис. 2. Кривая спроса

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от уровня цен. Это означает, что при снижении цены количество покупок будет возрастать, а при росте цены – сокращаться.

Такая зависимость и положение кривой спроса определяются следующими аргументами:

1. «Эффект дохода» возникает, поскольку с изменением цены на товар изменяется и реальный доход или покупательная способность потребителей, т. е. снижение цен равносильно росту реального дохода. При снижении цены покупатель способен купить больше данного товара, а также и других товаров.

2. «Эффект замещения» возникает в результате изменения относительной цены товара. Если цена на товар падает, то цены всех других товаров относительно нее повышаются. Их цена остается прежней, но они кажутся дороже, поэтому покупатель предпочтет покупать подешевевший товар, а относительно подорожавший будет покупать меньше или совсем перестанет. Таким образом, происходит замещение одного товара другим.

3. «Эффект убывающей предельной полезности» возникает вследствие того, что по мере насыщения товаром покупатель сокращает количество его покупок.

Величина спроса отражает зависимость количества покупаемого товара от изменения цены (на графике изменение величины спроса проявляется как перемещение точки на кривой).

Сам спрос зависит от неценовых факторов (на графике изменение спроса проявляется сдвигом самой кривой).

К числу неценовых факторов относят:

1. Изменения в доходах населения

В зависимости от качества товара, на который предъявляется спрос, различают качественные (нормальные) товары и товары низшей категории (товары Гиффена). По мере роста дохода спрос на первые растет (роскоши, первой необходимости), а на вторые падает.

Р P

 

р D1 p D0

D0 D1

q0 q1 Q q1 q0 Q

Изменение спроса на нормальные товары в Изменение спроса на относительно худшие

результате роста доходов товары в результате роста доходов

Рис. 3. Рост и снижение спроса на товар при неизменной цене

2. Число покупателей и изменения в структуре населения

Рыночный спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей. Также оказывает определенное влияние и состав населения (например, старение населения вызовет повышение спроса на медицинские услуги и лекарства и снижение спроса на детские игрушки, пеленки и т. п.).

3. Национальные и религиозные традиции населения (например, увеличение спроса на яйца с приближением христианского праздника Пасхи).

4. Сезонность – на некоторые товары спрос меняется в зависимости от времени года, погоды и т. д. (например, увеличение спроса на зонты с началом сезона дождей).

5. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Взаимозаменяемые (товары-субституты) – такие товары, потребление которых можно заменить потреблением других (масло и маргарин, зубная паста и зубной порошок). Повышение спроса на такой товар приведет к падению спроса на него и увеличению спроса на его заменяющий.

Взаимодополняющие (товары-комплементы) – товары, покупка которых неизбежно вызывает покупку других (фотоаппарат и плёнки, автомобиль и моторное масло). Повышение цены на один из них приведет к снижению спроса на оба.

6. Предпочтения потребителей (мода, престиж).

Закон предложения

Предложение это то количество экономических благ, которое предлагается к продаже при данном уровне цен в определенный момент времени.

Характер зависимости между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара устанавливаетзакон предложения.

Р

S

Q

Рис. 4. Кривая предложения (Р – цена товара, Q – его количество)

Закон предложения:при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от уровня цены. Это значит, что с ростом цены количество предлагаемого к продаже товара возрастает, а со снижением цены – сокращается.

Реакция предложения на цену объясняется следующим:

1. Фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены используют резерв­ные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что при­водит к увеличению предложения.

2. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.

На предложение, так же как и на спрос, влияет ряд факторов, не связанных с ценой и изменяющих и положение кривой предложения при данном уровне цен.

Неценовые факторы предложения:

· Изменение числа производителей и продавцов данного или аналогичного товара.

· Изменение затрат фирмы (издержек производства), связанных с изменением цен на используемые ресурсы.

· Наличие свободных экономических ресурсов в стране.

· Открытость рынка для международных связей.

· НТП, улучшение технологии производства.

· Налоги и дотации (увеличение налогообложения для производителя является ростом издержек производства и ведет к сокращению предложения продукции, а различного рода дотации и государственные субсидии улучшают финансовое положение производителя, снижают издержки производства и, следовательно, повышают объем предложения).

· Ожидания производителей (возможные изменения в спросе, изменение цен на ресурсы, изменение таможенных пошлин и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.016 с.)