Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления антимонопольной политики России в современных условиях↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На сегодняшний день трудно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, о ее экономике как целостной системе, которая бы поддавалась объективному количественному анализу. Еще довольно сложно спрогнозировать возможности по созданию эффективных механизмов саморегуляции в экономике. В процессе экономических преобразований в России создают только отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в будущем должны формироваться механизмы саморегуляции. Среди важнейших элементов по регулированию конкуренции на отраслевых рынках, созданных в РФ, нужно отметить образование таких госорганов, как Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, различные ассоциации товаропроизводителей и пр. Важнейшим фактором с позиции развития конкуренции стало принятие Программы развития конкуренции в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, характерными чертами которой являются, с одной стороны, комплексность, а с другой стороны – осуществление ее принципов и задач на всех уровнях госвласти. В рамках Программы основные задачи по осуществлению конкурентной политики в России, поставленные в среднесрочной перспективе, заключаются в:
1. Создании условий для развития конкуренции в областях деятельности компаний, не являющихся субъектами естественных монополий; 2. Предотвращении и пресечении антиконкурентных вмешательств госорганов и местного самоуправления в функционирование рынков, росте эффективности использования бюджетных средств; 3. Обеспечении равного доступа к товарам (работам, услугам), осуществляемым субъектами естественных монополий, и развитии конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности; 4. Создании условий для эффективного осуществления государственной политики в сфере контроля привлечения иностранных капиталовложений в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение
В целом, методы государственного регулирования нуждаются в их комплексном использовании. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынок благ и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) требуют использования методов при воздействии на экономический рост. Главной концепцией государственного регулирования конкуренции должна быть структурная политика. Основу ее должны составлять избирательная поддержка отраслей, которые обеспечивают производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, рост уровня жизни и благосостояния народа. Механизмы антимонопольной политики не являются раз и навсегда данными и неизменными. Их развитие предопределяется потребностями в технологическом развитии и экономическом росте, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, уровнем развитости рыночных отношений хозяйствования. Государство эффективно тогда, когда поддерживает те области, которые не регулируют или слабо регулируют рыночные механизмы, здравоохранение, образование, макроэкономическую стабильность, защиту неимущих и т.д. По такому пути развития идут экономические и социальные процессы в России, где за реформы 80-90-х годов были заложены основы финансово-экономического урегулирования экономики. Перспективы экономики связывают с гарантиями прав собственности и справедливой конкурентоспособностью для эффективной рыночной экономики. Государство контролирует денежную массу, снижение инфляции, а также обеспечение структурных сдвигов в производстве и экспорте разных отраслей. Проводя анализ опыта государственного регулирования конкуренции на отраслевых рынках в развитых странах, России требуется брать во внимание и применять регулирующие тенденции в экономике. Главные функции антимонопольной политики реализуются, во-первых, в направлениях по достижению и сохранению национальных конкурентных преимуществ в экономике. Государство достигает конкурентных преимуществ благодаря экономическим факторам и уникальным институциональным механизмам, способным постоянно повышать уровень использования факторов производства: ресурсы, рабочую силу, капитал, предпринимательство. Общепризнанная задача правительства разработка политики инноваций, выгодных для национальной экономики. Это даст возможности повышать эффективность производства, диктовать высокую цену благодаря высокому качеству, освоить новые наукоемкие отрасли и отдельные территории. Во-вторых, новым выступает применение разнообразных инструментов и, прежде всего, контрактной системы сочетания различных форм в организации системы госзаказов и закупок для вовлечения частного бизнеса в разрешение приоритетных проблем общества, реализации госпрограмм. В-третьих, следует активизировать деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке посредством формирования благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования применения негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности компаний в тех отраслях, где частные капиталовложения могут способствовать решению масштабных стратегических задач и связаны с высокими рисками или не обеспечивают достаточную прибыль. В-четвертых, значимыми функциями антимонопольной политики становятся общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики согласно выбранным правительством ориентирам. В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство должно проектировать динамику личного и производственного спроса. Правительство контролирует государственные издержки, налоги, стоимость кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор. В-шестых, необходимо реформирование аппарата ФАС России и судебной системы для вывода антимонопольного регулирования на качественно новый уровень развития. В-седьмых, при реформировании антимонопольного законодательства целесообразно опираться на положительный опыт, который есть в других областях государственного регулирования, например, на успешное проведение реформы в налоговой системе, поскольку без комплексного подхода к развитию конкуренции точечное осуществление инициатив ФАС России в рамках определенных отраслей будет ошибочным. Также в рамках работы в целях совершенствования антимонопольной политики предлагается реализовать новый подход к государственному регулированию субъектов естественных монополий. Он подразумевает как ценовые, так и неценовые (нетарифные) методы регулирования. К ценовым методам относят:
1. регистрацию цен (тарифов); 2. предварительное декларирование цены; 3. установление единых правил по расчетам и применениям тарифов; 4. утверждение цен на уровне лучших стандартов в отрасли.
Нетарифные методы заключаются в:
1. введении типовых форм договоров со стандартными условиями по обслуживанию покупателей; 2. утверждении правил заключения публичных договоров и их исполнении; 3. привязке цены товаров и услуг к их качеству; 4. установлении публичных обязательств относительно социально приоритетных групп покупателей; 5. обеспечении информационной прозрачности в ценообразовании, введении стандартов раскрытия данных; 6. регулировании недискриминационного (равного) доступа к услугам экономического значения. Таким образом, антимонопольная политика составляет неотъемлемую часть социально-экономической сферы государства и должна быть синхронизирована с иным государственным регулированием, в том числе налоговым, таможенным, гражданско-правовым, административным, уголовным, отраслевым. При этом следует отметить, что задачей ФАС РФ является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной антимонопольной политики по поддержке конкуренции. Таким образом, антимонопольная политика выступает целенаправленной деятельностью государственных органов управления, противодействующей неограниченной власти монополии, нездоровой и недобросовестной конкуренции и направленной на создание и поддержание честной конкуренции. В основе политики антимонопольного регулирования различных государств лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, которые содействуют развитию рыночных структур в рамках государств и ограничению власти монополий. В случае искусственного монополизма главным направлением регулирования выступает противодействие созданию таких монополий, а порой и разрушение уже функционирующих. Для этого государство использует следующие санкции: предупредительные меры; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; прямую демонополизацию, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Процессы по становлению и развитию законодательства о конкуренции в России были довольно долгими и непростыми. Не раз изменялись концепции и принципы конкурентного законодательства. Нормы о конкуренции непрерывно дополнялись и дорабатывались, в результате из-за чего в 2006 г. приняли работающий на сегодняшний день Закон о защите конкуренции. Однако и его принятие не разрешило множество вопросов по российскому антимонопольному законодательству. Очевидно, что состояние законодательства о конкуренции прямо зависит от ситуации в экономике. В связи с этим по мере изменений тех или иных условий в экономике, появляются и новые требования к нормативно-правовой базе, регулирующей конкурентные отношения. Важным фактором с точки зрения развития конкуренции стало принятие Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, особенностью которой является, с одной стороны, ее комплексность, а с другой стороны – реализация ее принципов и задач на всех уровнях государственной власти. Основной концепцией государственного регулирования конкуренции должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни и благосостояния народа. Таким образом, активная конкурентная политика включает формирование системы мониторинга за степенью концентрации на всех товарных и финансовых рынках для своевременного выявления потенциальных антиконкурентных ситуаций и предупреждения развития опасных монополистических тенденций. Требуется большая открытость конкурентной политики ко всем участникам рынка: государственные органы, которые отвечают за разработку экономической политики, должны изначально учитывать положения конкурентных нормативно-правовых актов и целей антимонопольного регулирования. Библиографический список 1. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 21.07.2014) (с изм. вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (часть 1). – ст. 3434; 2014 г. – № 30 (часть 1). – ст. 4266. 2. Авдашева, С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. - 2011. - № 4. - С. 562-609. 3. Авдашева, С.Б. Конкурентная политика / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. - 2012. - №3. – С. 15-21. 4. Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. – 2012. - №3. – С. 15-22. 5. Демин, М.Б. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / М.Б. Демин // Проблемы современной экономики. – 2012. - №9. – С. 12-19. 6. Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. - 2012. - №8-9. - С.26-35. 7. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с. 8. Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2013. - 496 c. 9. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. - 336 c. 10. Мигитко, О. Цели, задачи и проблемы антимонопольного регулирования / О. Мигитко // Правила для бизнеса. – 2013. - №2. – С. 28-34. 11. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 255 с. 12. Окрепилова, И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб.: Питер, 2012. – 316 с. 13. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Н.М. Розанова // Экономический журнал. – 2011. - №2. – С. 24-48. 14. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. Учебное пособие. − М.: Инфра-М, 2012. – 182 с. 15. Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2012. – 620 с. 16. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. - 2014.-№5.-С.36-44. 17. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики (Обидовский, О.В.) // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://econference.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015). 18. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2014 год // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015). 19. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФАС на 2015-2017 гг. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015). 20. Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2014 г. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://altk.fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015). 21. Программа развития конкуренции в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 15.05.2015. 22. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы (Татаринова, С.С.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 15.05.2015. 23. Abayomi Al-Ameen. Antitrust: The Person-centred Approach. – 2014. – 214 p. 24. Keith N. Hylton. Antitrust Law and Economics, 2nd edition (Encyclopedia of Law and Economics). – 2010. – 298 p.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.012 с.) |