ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



Переход к рыночным отношениям предопределил необходимость коренных изменений в одной из важнейших сфер деятельности — сфере управления. Действовавшая до начала 90-х годов администра­тивно-плановая система управления, основанная на жестких директив­ных методах воздействия на хозяйствующие субьекты со стороны вышестоящих органов, не могла обеспечить эффективного внедрения рыночных принципов и механизмов, направленных на оздоровление экономики.

Вместе с тем, было бы ошибочно считать, что в условиях рынка целенаправленная координация развития экономической системы в целом и отдельных ее составляющих (отраслей, производств, пред­приятий и т.д.) полностью заменяется механизмами рыночной саморе­гуляции, а государство и его органы исполнительной власти должны устраниться от вмешательства в экономику. Напротив, при переходе к рыночным отношениям органы управления должны разработать и вне­дрить такие методы воздействия на управляемые объекты, которые бы обеспечили их вхождение в рынок в более короткие стоки и с меньшими материальными и моральными издержками.

По мере развития рыночных отношений задачи и функции упра­вляющей системы перемещаются от жесткого административного кон­троля над хозяйствующими субъектами в сторону либерализации регу­лирующих воздействий с целью определенной корректировки действия рыночных механизмов и в определенной степени, их активизации.

Управлениепредставляет собой непрерывно осуществляемую систему мер целенаправленного воздействия на производственные коллективы и отдельных работников, а через них на материально-веще-


ственные элементы труда с целью повышения эффективности произ­водства и экономики в целом. В его основе лежит системный подход, предусматривающий наличие трех важнейших составляющих: упра­вляющей подсистемы (субъект управления), управляемой подсистемы (объект управления) и внешней среды.

В отличие от управления, понятие «регулирование» связано с огра­ничением управленческих воздействий на объект управления. В широ­ком смысле под регулированиемпонимается вид или способ управле­ния, процесс, с помощью которого характеристики управляемой под­системы удерживаются на траектории, заданной блоком управления, то есть управляющей подсистемой.

Регулирование экономики в условиях рынка представляет собой воздействие регулирующих органов на деятельность субъектов эконо­мических отношений и рыночную конъюнктуру в целом с целью прида­ния им организованного характера, упорядочения действий, предот­вращения или подавления неблагоприятных факторов и создания усло­вий для саморегулирования экономических объектов и процессов.

В зависимости от места и значения управляемой системы, ее мас­штабов, структуры, характера производства и потребления товаров и услуг и других факторов для ее управления и регулирования должны использоваться адекватные принципы и методы. Они призваны наибо­лее эффективно соединить принципы свободного предприниматель­ства и хозяйственной самостоятельности с необходимостью подчине­ния всех субъектов управления решению общеэкономических и социальных задач, стоящих перед обществом в целом. Особенно акту­альной эта проблема является для отраслей социально-производствен­ной инфраструктуры, относящихся к сфере деятельности естественных монополий, поскольку они, вследствие всеобщности потребления про­изводимых услуг, в наибольшей степени влияют на состояние всей эко­номической системы и социальные отношения в обществе.

Организационно-технологические и экономические особенности связи, роль инфокоммуникаций во всех сферах жизнедеятельности современного общества и формировании единого экономического пространства на территории Российской Федерации, социальная направленность деятельности в части оказания универсальных услуг, а также наличие признаков естественной монополии в отдельных товарных и территориальных сегментах телекоммуникационного рынка предопределяют необходимость построения системы управле­ния отраслью на основе сочетания рыночных саморегуляторов с


 



Экономика связи


Экономика связи



элементами антимонопольного контроля и государственного регули­рования.

Такой подход характерен для большинства стран с развитой рыноч­ной экономикой, где правительственные органы определяют политику развития телекоммуникаций и формируют нормативно-законодатель­ную базу их функционирования и взаимодействия с аналогичными сетя­ми других стран. Они также оказывают непосредственные регулирую­щие воздействия на операторскую деятельность по вопросам лицензи­рования, сертификации оборудования и услуг, распределения и исполь­зования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и меж­сетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат и ценооб­разования.

В соответствии с идеологией рыночных отношений и требования­ми Всемирной торговой организации централизованное воздействие со стороны государства на субьекты телекоммуникационного рынка должно осуществляться независимым регулирующим органом, не имеющим финансовых интересов в производителях услуг.

Наибольший опыт государственного регулирования телекоммуни­каций накоплен в США, где Федеральная комиссия связи (ФКС) высту­пает в роли главного регулятора более 65 лет. Среди возложенных на нее задач по осуществлению регулирующих функций в отношении опе­раторских компаний внутри страны и на международном уровне можно выделить следующие:

распределение спектра частот для коммерческих целей и государ­ственного использования;

выдача лицензий на предоставление услуг в сфере вещания, спут­ников и обычных телекоммуникаций, а также частотных радиопередач с использованием радиочастот;

выдача разрешений на предоставление традиционных телекомму­никационных услуг в коммерческих целях между штатами и на междуна­родном уровне;

осуществление контроля и регулирования в вопросах сопряжения сетей, распределения затрат и тарифной политики организаций, в отношении которых такое регулирование производится;

выдача разрешений на использование оборудования и определе­ние стандартов.

В соответствии с возложенными на ФКС функциями в ее структуре выделены специальные подразделения (управления и бюро), каждое из которых осуществляет полномочия, переданные ему Комиссией.


Наряду с ФКС в разработке стратегии правительства США в обла­сти телекоммуникаций важная роль отводится исполнительной и зако­нодательной ветвям власти. Национальное управление по связи и информационной технике (НУСИТ) является основным консультантом по формированию политики в области телекоммуникаций для Прези­дента США, вице-президента и Министерства торговли. Этот орган осу­ществляет также государственное регулирование использования радиочастотного спектра. Специальный орган — Координатор по вопросам международной связи и информационной политике (КМС) — отвечает за это направление деятельности и совместно с ФКС и НУСИТ представляет интересы страны в двухсторонних и многосторонних переговорах по международным вопросам. Некоторые органы испол­нительной власти также участвуют в формировании телекоммуника­ционной политики. Так, Министерство юстиции следит за выполнением антитрестовского законодательства и представляет интересы правоох­ранительных органов, а Управление торгового представителя США кон­тролирует исполнение торговых соглашений.

Конгресс США определяет политику в телекоммуникационном сек­торе непосредственно через принятие законов, а также выполняет кон­трольные функции. Конгрессу непосредственно подчиняется Феде­ральная комиссия связи, он также контролирует деятельность НУСИТ и КСМ, проводит контрольные или иные слушания для того, чтобы повлиять на принятие решений по ключевым вопросам.

Наряду с федеральными органами регулирования, в каждом из 50-ти штатов США исключительными полномочиями по осуществлению контроля за оказанием телефонных услуг между штатами и других теле­фонных услуг в пределах своих территорий обладают комиссии штатов по энергосистемам общественного пользования. Эти комиссии являются регулирующими органами, организованными законодатель­ными собраниями штатов, которые определяют полномочия комиссий и принимают законы по регулированию процессов оказания услуг между штатами. Законы и нормативные акты штатов не должны проти­воречить федеральному режиму регулирования.

В Великобритании процесс перехода от административного упра­вления связью к рыночным принципам регулирования был начат в 1984 г. с принятием Закона «О телекоммуникациях», направленного на либера­лизацию рынка. Британская модель регулирования создала националь­ному оператору British Telecom (ВТ) условия для благоприятной адапта­ции к конкурентным условиям деятельности, установив семилетний


 



Экономика связи


Экономика связи



режим «биполии», при котором исключительное право на оказание услуг телефонной связи получили две компании — ВТ и Mercury. Такой подход позволил British Telecom, занимавшему монопольное положе­ние, приспособиться к конкуренции, а второй компании — расширить свою сеть и укрепить позицию на рынке.

За политику развития телекоммуникаций в стране полностью отве­чает Министерство торговли и промышленности, но в ее разработке активное участие принимает независимый регулирующий орган — Офис по телекоммуникациям (OFTEL), осуществляющий свою деятель­ность в составе правительства.

В соответствии с действующим законодательством OFTEL должен обеспечивать интересы потребителей в вопросах качества и номенкла­туры услуг при соблюдении финансовой стабильности телекоммуника­ционных компаний. Регулирующий орган также обязан следить за соблюдением правил добросовестной конкуренции, стимулированием роста эффективности телекоммуникационной отрасли, включая ее научный потенциал, продвижением национальных операторов на зару­бежные рынки телекоммуникаций.

Офис по телекоммуникациям играет ключевую роль в лицензион­ном регулировании деятельности операторов, имеющем исключитель­ное право вносить поправки в лицензии после их выдачи. OFTEL несет ответственность за выполнение условий лицензий, полностью отвечает за организацию универсального обслуживания на территории Велико­британии. В его функции входит также регулирование тарифов для конечных потребителей и цен, используемых в процессе межсетевого взаимодействия, для операторов, контролирующих свыше 26 % теле­коммуникационного рынка.

В Федеративной Республике Германия регулирование рынка связи осуществляется в соответствии с принятым в 1996 г. Законом «О телекоммуникациях». Действующее ранее законодательные акты были нацелены на административное регулирование государственных моно­полий — национальных операторов и, прежде всего, Deutsche Telekom. Новый же Закон отразил современные тенденции развития телекомму­никационного сектора ФРГ, включающие приватизацию национальных операторов, развитие конкуренции и введение единых норм и процедур обслуживания и доступа к сетям. Важнейшими задачами регулирова­ния, установленными Законом, являются:

защита интересов пользователей в области телекоммуникаций и радиосвязи, а также сохранение тайны телеграфно-телефонной связи;


обеспечение равных возможностей конкуренции на рынках теле­коммуникаций по всей территории;

обеспечение повсеместного оказания основных телекоммуника­ционных услуг, включая универсальные, по общедоступным ценам;

способствование предоставлению телекоммуникационных услуг общественным учреждениям;

обеспечение эффективного использования радиочастот;

защита интересов общественной безопасности.

Регулирующие функции на всей территории ФРГ осуществляет федеральный орган — Ведомство регулирования телекоммуникаций и почты, которое находится в подчинении Федерального министерства экономики. При Ведомстве создан Совет из членов парламента страны, принимающий участие в принятии принципиальных решений по регули­рованию телекоммуникаций, например, по вопросам лицензирования и универсального обслуживания.

Во Франции до 1990 г. национальная телекоммуникационная сеть находилась под управлением Министерства почтовой, телекоммуника­ционной и космической связи. Национальный оператор France Telecom был частью этого министерства, но в 1990 г. компания была отделена от государства, став чисто коммерческой, а рынок связи был открыт для конкуренции. С 1993 г. управление и регулирование телекоммуника­ционного сектора стало осуществляться Министерством промышлен­ности, почты, телекоммуникаций и внешней торговли, в структуре кото­рого был создан Генеральный Директорат почтовых и телекоммуника­ционных услуг. Сфера его ответственности состояла в разработке нор­мативно-регулирующей базы, заключении и выполнении международ­ных телекоммуникационных соглашений, установлении правил и разре­шении проблем, возникающих между операторами в условиях развития конкуренции.

В контроле за техническим и организационно-экономическим развитием отрасли принимала участие Верховная комиссия по обще­ственным услугам. Она имела полномочия вносить предложения по вопросам лицензирования и изменению законодательной базы регули­рования для обеспечения справедливой конкуренции на рынке услуг связи и их доступности потребителям.

С 1997 г. режим регулирования во Французской Республике был изменен в результате создания независимого регулирующего органа Authorite Reglement de Telecommunications (ART), в компетенцию кото­рого включены следующие функции:


 



Экономика связи


Экономика связи



разработка предложений по введению новых законов и декретов Министерства и обеспечение их выполнения;

распределение и присвоение радиочастот и ресурсов нумерации;

сертификация независимых сетей и разработка условий присоеди­нения к сети общего пользования;

подготовка участия французской стороны в международном обсуждении вопросов по телекоммуникациям;

разрешение разногласий по вопросам присоединения сетей и под­ключения к сети общего пользования.

Независимый регулирующий орган осуществляет рассмотрение заявок от операторов на получение лицензий, устанавливает правила распределения этих лицензий и направляет принятые решения о выда­че лицензий в Министерство для официального утверждения. ART выполняет контрольные функции по соблюдению операторами дей­ствующего законодательства, устанавливает административные и финансовые наказания и штрафы, включая частичный или полный отзыв лицензии у компаний, нарушающих установленные правила.

В условиях нового режима регулирования Министерство промы­шленности, почты, телекоммуникаций и внешней торговли сохраняет за собой многие важные функции регулирования телекоммуникационной отрасли. Оно сохраняет ответственность за фактическое лицензирова­ние операторов, сертификацию компаний, оказывающих услуги теле­фонной связи населению и создающих новые сети общего пользова­ния. В зоне его ответственности находится международная деятель­ность по вопросам телекоммуникаций, разработка предложений по совершенствованию нормативно-законодательной базы, контроль за финансированием универсальных услуг и формирование телекоммуни­кационной политики в целом.

Таким образом, процессы управления и регулирования в странах с развитыми сетями телекоммуникаций основаны на либерализации национальных рынков связи и направлены на всемерное развитие кон­куренции для динамичного развития общедоступных сетей, расшире­ния спектра предоставляемых услуг и улучшения их качества в интере­сах всех субьектов рыночных отношений.

В Российской Федерации условия для реформирования системы жесткого административного управления связью были созданы в нача­ле 90-х годов прошлого века с изменением социально-экономических основ государства и переходом страны на рыночную модель развития.

За прошедшие годы стратегия и тактика управления отраслью


были направлены на структурную перестройку, изменение схемы и методов государственного управления сетью связи общего пользова­ния, сокращение сфер централизованного воздействия на деятель­ность хозяйствующих субьектов, придание органам управления в боль­шей мере функций регулирования.

Совершенствование системы управления связью в переходный период началось с реструктуризации отрасли путем выделения в ее рамках трех самостоятельных обособленно функционирующих подотра­слей: почтовой связи, электрической связи и радиосвязи, радиовеща­ния и телевидения. Этот процесс, длившийся в течение 1992 — 1994 гг., характеризовался образованием значительного числа самостоятель­ных предприятий. За рассматриваемый период было создано 88 Упра­влений федеральной почтовой связи в областях, краях и республиках в составе Российской Федерации, из состава государственных пред­приятий связи и информатики было выделено 99 радиотелевизионных передающих центров, ставших самостоятельными предприятиями.

Проведенная структурная перестройка создала основу для внедре­ния адекватных рыночным отношениям институциональных преобразо­ваний, важнейшими из которых являются демонополизация, привати­зация и акционирование предприятий связи.

Демонополизация отрасли осуществлялась на основе одобрен­ной в 1994 г. Правительством Российской Федерации специальной программы, которая была рассчитана на долгосрочную перспективу и предусматривала ежегодное уточнение приоритетов, целей, задач и методов государственного регулирования деятельности организа­ций, предоставляющих услуги связи независимо от их организацион­но-правовых форм и форм собственности. Ее основными задачами являлись:

повышение эффективности производства в связи на основе рыноч­ного регулирования экономических процессов;

совершенствование системы государственного управления и регу­лирования в отрасли, в том числе антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на рынках услуг связи;

формирование конкурентной среды;

структурные преобразования в отрасли при обязательном сохра­нении единства взаимоувязанной сети связи страны и защите прав потребителей.

Процесс демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг связи осуществлялся с учетом следующих требований:


 



Экономика связи


Экономика связи



комплексное решение задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки в отрасли;

дифференцированный подход к объектам демонополизации, учи­тывающий их технические, технологические, социальные, отраслевые и региональные особенности;

комплексное решение проблем демонополизации и развития кон­куренции в отрасли на международном, федеральном, региональном и местном уровнях;

необходимость интеграции сети связи страны в мировую систему телекоммуникаций;

мониторинг рынка услуг связи, анализ результатов реализации мер по демонополизации отрасли связи и повышение их эффективности.

В результате осуществления первого этапа демонополизации отрасли в 1994 г. на сети связи общего пользования функционировало более 2500 хозяйствующих субъектов различных форм собственности, около 20 % которых находились в ведении Министерства связи Россий­ской Федерации (ныне Министерство информационных технологий и связи России). При этом все они были охвачены общим централизован­ным управлением, за всеми хозяйствующими субъектами осуществлялся должный контроль и необходимые организационно-экономические воздействия по направлениям, находящимся в компетенции федераль­ных органов управления.

Единство управления отраслью строится на основе лицензирования операторов, осуществляющих деятельность в области связи. Необходи­мость лицензирования в связи обусловлена как спецификой отрасли, в частности невосполнимостью применяемых ресурсов, например, радио­частотного спектра, так и необходимостью обеспечения защиты интере­сов потребителей услуг связи. Обоснованная, объективная процедура лицензирования создает стабильность вхождения операторов на рынок услуг связи и деятельности на нем на условиях справедливой конкурен­ции. Значение лицензирования заключается также в том, что лицензии закрепляют обязательства каждого субъекта инфокоммуникационного рынка по созданию общесетевого пространства в интересах общества, заказ на реализацию которых и выдается лицензиату. В целом лицензион­ная деятельность направлена на обеспечение устойчивости функциони­рования сетей связи, регулирование рынка услуг, защиту прав потребите­лей, выполнение требований антимонопольного законодательства, соблюдение требований национальной безопасности, контроль, учет и координацию деятельности операторов связи.


Сертификационная деятельность состоит в установлении соответ­ствия параметров технических средств связи техническим требованиям сети связи общего пользования Российской Федерации. Введение системы сертификации позволяет создать рынок средств связи Рос­сии, защитить сети связи и потребителей средств и услуг от недобросо­вестных производителей и продавцов техники, обеспечить взаимную совместимость новых средств связи с действующими на сетях связи страны.

Система сертификации оборудования и систем связи включает в себя аккредитованные центры и лаборатории сертификации. Сертифи­кационные органы являются независимыми от производителей, поку­пателей и операторов связи. В соответствии с требованиями антимоно­польного законодательства одинаковую область аккредитации имеют не менее 2-х испытательных лабораторий, что дает заказчику возмож­ность выбора исполнителя для проведения необходимых ему сертифи­кационных исследований.

Общее число наименований сертифицированной техники связи в настоящее время насчитывает несколько тысяч единиц, все большую часть которых составляют образцы оборудования отечественных про­изводителей и совместных предприятий.

По мере развития российского рынка оборудования связи требо­вания к технике, применяемой на сети общего пользования, становятся все более жесткими. В частности, вводится ограничение на те виды средств связи, которые морально устарели, либо по которым постав­щики не обеспечивают модернизацию технических и программных средств и сервисное обслуживание.

Важнейшее значение структурной перестройки и реализации Про­граммы демонополизации отрасли состоит не столько в том, что они обес­печили увеличение числа хозяйствующих субъектов на рынке услуг связи, сколько в создании реальных условий для проведения приватизации и акционирования предприятий связи. Процесс акционирования и привати­зации предприятий связи, осуществленный в 1992 — 1995 гг., привел к значительному сокращению функций прямого государственного управле­ния ими со стороны федеральных органов и расширению самостоятель­ности хозяйствующих субъектов в эксплуатационной, планово-экономи­ческой и финансовой областях деятельности, привлечении инвестиций в развитие и модернизацию сетей связи. Вместе с тем выросла и ответ­ственность непосредственных производителей услуг за результаты своей работы и качество обслуживания потребителей.


 



Экономика связи


Экономика связи



Расширение прав предприятий и акционерных обществ в вопросах хозяйственного управления не умоляет роли функционального управле­ния сетью связи страны в целом. Это обусловлено необходимостью строгого соблюдения статьи 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой связь находится в ведении федеральных орга­нов исполнительной власти. При этом главной задачей функционально­го управления является сохранение вертикальных управленческих свя­зей, усиление регулирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие в отрасли рыночных реформ. Функциональное управление сетью связи направлено на формирование единой научно-технической доктрины, обеспечивающей реализацию государственной политики в области связи и информатизации в условиях демонополизации и нара­стающей конкуренции, обеспечение живучести и устойчивости маги­стральных сетей электрической и почтовой связи, защиту интересов национальных производителей средств связи, рациональное использо­вание радиочастотного спектра и других ограниченных ресурсов.

Важной функцией федеральных органов управления и регулирова­ния является антимонопольный контроль над деятельностью операто­ров, в тех секторах рынка услуг связи, где они занимают доминирующее положение и попадают по действие федерального Закона «О есте­ственных монополиях». Однако следует учитывать, что стремительное развитие конкуренции на телекоммуникационном рынке с момента его либерализации привело к тому, что понятия «естественная монополия» и «доминирующее положение» применительно к операторам связи во многом утратили свою актуальность. Лишь в таких традиционных сег­ментах как пересылка писем, почтовых карточек и бандеролей, посылок и денежных переводов, а также прием, передача и доставка телеграмм положение операторов можно рассматривать как доминирующее, а сам товарный рынок — как естественную или долговременную монополию. По остальным же видам традиционных услуг почтовой, а особенно элек­трической связи текущее состояние в условиях присутствия в отдель­ных географических сегментах до нескольких десятков и даже сотен операторов, тип рынка может быть охарактеризован как конкурентный с существенным положением одного или нескольких хозяйствующих субъектов.

В соответствии с мировыми тенденциями, характерными для либе­рализованных телекоммуникационных рынков, в Российской Федера­ции, начиная с 1996 г. регулирование организационно-экономических аспектов деятельности операторов связи, включая вопросы ценообра-

Экономика связи


зования и межсетевого взаимодействия, осуществляется независимым регулирующим органом. За прошедший период указанные функции регулирования в отрасли осуществляли Федеральная служба по регу­лированию естественных монополий в области связи (1996 — 1998 гг.), Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринима­тельства РФ (1998 — 2004 гг.) и Федеральная служба по тарифам (2004 г. по настоящее время).

Функции и сферы ответственности федеральных органов управле­ния и регулирования в области связи будут рассмотрены в разделе 2.3. Здесь же отметим, что деятельность федеральных органов направлена на формирование такой государственной политики регулирования инфокоммуникационного рынка, которая бы способствовала:

развитию конкурентной среды на основе контроля за слиянием компаний и предотвращению монополизма;

реализации прав граждан страны на доступ к информационной и телекоммуникационной инфраструктуре;

повышению инвестиционной привлекательности регулируемого сектора;

интеграции отечественного инфокоммуникационного комплекса с мировым информационным пространством.

Антимонопольное регулирование и контроль осуществляются на основе разработки соответствующих нормативно-правовых документов и рекомендаций, создающих условия для своевременного выявления и пресечения зпоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доми­нирующим или существенным положением. Информационное обеспече­ние контроля рынков услуг связи и деятельности операторов базируется на государственной статистической отчетности и специально проводи­мых обследованиях. В случае несоблюдения антимонопольного законо­дательства к нарушителям применяются меры административно-право­вого и экономического воздействия, включая изъятие необоснованно полученной прибыли, наложение штрафов, санкций и т.д.

Достижение других целей и задач государственного регулирова­ния осуществляется на основе комплексного применения экономиче­ских (косвенных) и организационно-правовых (прямых) методов цен­трализованного воздействия, классификация и содержание которых приведены на рис. 2.1.*

Экономические методы регулирования предусматривают в рамках государственной политики и реализации мер по приоритетным направле-

" Нейман Л Д Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаиий. -М.: Научная книга, ДЛИ. -с. 113.

Экономика связи 77


ниям развития экономики страны соответствующей протекционистской политики, стимулирующей развитие инфокоммуникационного комплек­са Российской Федерации. Она предусматривает создание экономиче­ских условий для развития рыночной среды, благоприятного хозяй­ственного климата, достижения экономического равновесия между спросом и предложением, активизации инновационной деятельности, привлечения инвестиций в развитие и модернизацию сетей связи, повышения конкурентоспособности отечественных производителей оборудования и операторов связи на внутреннем и международном рынках товаров и услуг связи. Экономические методы управления на уровне отдельных компаний включают систему мер материального сти­мулирования и материальной ответственности коллективов и отдель­ных работников за выполнение принятых на себя обязательств. Рассма­триваемая группа методов реализуется через налоговую, кредитную, таможенную, тарифную политику, систему оплаты труда и экономиче­ского стимулирования работников.

В основе организационно-правовых методов лежит разработка нормативно-законодательного обеспечения функционирования отра­сли и входящих в нее хозяйствующих субъектов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Эти методы позволяют сформировать единые правила и регламент деятельности организаций связи на территории страны, их взаимодействия между собой и сетями связи других государств. Организационно-правовые методы управления и регулирования включают в себя:

формирование органов управления и регулирования на федераль­ном и региональном уровнях и наделение их соответствующими полно­мочиями;

разработку нормативно-законодательных актов, распоряжений, инструкций, обеспечивающих процесс управления и регулирования и создание системы контроля за их выполнением;

разработку и реализацию государственных (федеральных, региональ­ных, местных и отраслевых) программ развития средств и сетей связи.

Важность организационно-правовых методов состоит в том, что они на государственном уровне закрепляют правила, обеспечивающие доступность пользователей к средствам и услугам связи. Они также определяют группы потребителей, подлежащих обязательному обслу­живанию, и устанавливают минимальный уровень обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме их потребностей в услугах связи.


Экономика связи



 
 


Нетрудно заметить, что обе группы методов регулирования взаимо­связаны между собой и должны применяться комплексно и системно с учетом задач, стоящих перед отраслью на конкретном этапе экономи­ческого развития. В то же время особое внимание в условиях рыночных отношений должно уделяться экономическим методами, так как именно они направлены на обеспечение эффективности деятельности отрасли, получение необходимых ресурсов на ее развитие, и на этой основе более полное удовлетворение общественных и личных потребностей в высококачественных услугах отрасли.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.019 с.)