Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая сущность и источники финансирования инвестиций в развитие связиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие и модернизация сетей связи на основе современного оборудования и технологий обработки, коммутации и передачи информации, внедрение новых услуг и служб, интеграция в европейское и мировое информационное пространство требуют значительных финансовых ресурсоа, выступающих в форме инвестиций. Инвестиции — это долгосрочные вложения средств в создание нового и модернизацию действующего оборудования и сетей связи в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества в средствах и услугах отрасли и получения прибыли. В общем случае к инвестициям относятся не только средства, авансируемые на капитальное строительство, но и финансовые вложения в ценные бумаги (акции, облигации) и другие долгосрочные цели, но именно первое направление инвестиционной деятельности имеет приоритетное значение и занимает наибольший удельный вес в структуре инвестиционных средств отрасли и входящих в ее состав организаций. Поэтому в данной главе понятие «инвестиции» отождествляется с капитальными вложениями в развитие связи. Капитальные вложения — это совокупность затрат на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и их основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Они включают в себя средства, связанные с проведением строительно-монтажных работ, приобретением оборудования, кабельной продукции, их транспортировкой и монтажом на месте эксплуатации. При этом учитывается налог на добавленную стоимость по действующим налоговым ставкам. Процесс определения источников финансирования инвестиций, приоритетных направлений их использования в подотраслевом и тер-
Экономика связи Экономика связи риториальном аспектах, разработка экономического механизма обеспечения эффективности вложенных в развитие связи средств составляют сущность инвестиционной политики в отрасли. Либерализация телекоммуникационного рынка, приватизация и акционирование организаций связи, эффективное использование ими рыночных методов ведения бизнеса обеспечили в последние годы значительную активизацию инвестиционной деятельности в отрасли, которая стала одной из наиболее привлекательных отраслей экономики страны с точки зрения вложения финансовых средств и их отдачи. Динамика обьемов инвестиций в развитие связи приведена в табл. 12.1. Таблица 12.1 Динамика инвестиции в развитие связи
За рассматриваемый период объем отечественных инвестиций в развитие связи и информатизации увеличился примерно в 5,6 раза, а иностранных — почти в 3,7 раза, причем ежегодные темпы роста капитальных вложений в отрасли были в 3 — 4 раза выше соответствующего показателя по экономике в целом. Соотношение между капитальными вложениями в развитие инфокоммуникационного сектора страны и валовым внутренним продуктом за период с 2000 г. по 2005 г. составило от 0,6 до 0,8 %, что соответствует странам с развитыми сетями телекоммуникаций. Инвестиции в основной капитал инфокоммуникационного сектора составили в 2005 г. 5,2 % от всех капиталовложений в экономику России, что также сопоставимо со странами с развитым рынком. Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности в связи являются: собственные средства; заемные и привлеченные средства; бюджетные ассигнования; иностранные инвестиции. За период либерализации экономики структура инвестиций в развития связи по источникам финансирования претерпела значительные изменения (табл. 12.2). Наибольший удельный вес в общем объеме капитальных вложений, направляемых на развитие и модернизацию средств и сетей связи занимают собственные средства телекоммуникационных компаний, которые включают в себя амортизацию, прибыль от основной и прочих видов деятельности, остающуюся в распоряжении организаций, средства от продажи акций. Последний источник приобретает все более заметное место среди всех источников финансирования инвестиций, поскольку акции ведущих телекоммуникационных компаний имеют достаточно высокие котировки на отечественном и зарубежных рынках ценных бумаг. В целом же подавляющую часть собственных средств финансирования инвестиций составляют амортизационные отчисления и чистая прибыль операторов связи, доля которых в общем объеме инвестиций составляет почти 50 процентов. Таблица 12.2 Структура инвестиций в развитие связи по источникам Финансирования
В качестве заемных и привлеченных средств в телекоммуникационном секторе традиционно используются банковские кредиты, но все более активную роль играют такие формы заимствования как лизинг и продажа облигаций. Лизинг (финансовая аренда) как источник инвестирования развития имеет существенные преимущества по сравнению с банковскими кредитами и прямой покупкой оборудования за счет собственных средств, прежде всего, в результате налоговых послаблений в части налога на прибыль и налога на имущество. Данные операторов связи, использующих лизинговые схемы финансирования своего развития, свидетельствуют о том, что расходы компаний на приобретение оборудования в лизинг на 15 — 20 % меньше по сравнению с вариантом покупки его за счет кредитов банков. В сфере инфокоммуникаций лизинг оказался значительно более востребованным по сравнению с другими сферами экономики с точки зрения объемов и темпов роста лизинговых сделок. В структуре лизин-
Экономика связи Экономика связи
говых активов обьем сделок по оборудованию связи и информатизации занимает второе место после машиностроительного и технологического оборудования, а их доля составляет около одной трети от общей стоимости лизинговых сделок в стране с ежегодным стабильно высоким ее ростом. Лизинговые компании отрасли, такие как «РТК-Лизинг», «Пром-связьлизинг», «Райффанзен-Лизинг» входят в число ведущих российских лизинговых компаний, основными партнерами которых являются признанные на международном уровне производители средств связи: Siemens, Nokia Corp., Ericcson NT, Alcatel и другие. Российские производители оборудования также участвуют в сфере лизинговых операций, однако их доля в общем объеме сделок составляет не более 10 %, что объясняется низкой востребованностью их продукции из-за узкого ассортимента и не достаточно высокого качества. Активизация финансовой аренды обусловливает изменение в структуре инвестиций в развитие инфокоммуникационного сектора в пользу лизинга, на долю которого уже сейчас приходится примерно четверть всех капитальных вложений в основные средства. По мнению экспертов, в ближайшие годы доля лизинга в общих инвестициях стабилизируется на уровне 20 — 25 %, при этом объем лизинговых сделок к 2010 г. может достичь 1 млрд. долларов. Все большую роль в качестве привлеченных средств инвестирования развития связи приобретает такой источник, как выпуск облигаций телекоммуникационными компаниями. Этот источник инвестирования можно рассматривать в качестве эффективного инструмента получения заемных средств, поскольку, с одной стороны, он позволяет получить инвестиции на долгосрочной основе, а с другой — их выпуск и реализация не требуют передачи части прав на управление компанией, что характерно для эмиссии акций. До 2000 г. подавляющее большинство облигаций были связаны с телефонными займами, которые осуществляли традиционные операторы в рамках программы «Российский народный телефон». Они были ориентированы на физические лица, ожидающие очередь на установку телефона. Объем выпуска их был не велик, а на биржах торговля ими не проводилась. В последующие годы, особенно после реорганизации ОАО «Связьинвест» и образования крупных межрегиональных компаний, выпуск облигаций значительно активизировался. Так, в 2006 г. МРК ОАО «Связьинввест», а также ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон» осуще- Экономика связи ствили выпуск корпоративных облигационных займов на сумму от 1,5 до 5,0 млрд. рублей каждая. Хорошая репутация операторов связи на фондовом рынке, высокие производственные и финансовые показатели, отсутствие прямой зависимости от конъюнктуры мировых сырьевых рынков создают предпосылки для того, чтобы облигации связи стали одними из самых надежных и пользующихся наибольшим спросом у инвесторов среди долговых бумаг других эмитентов. Существует авторитетное мнение экспертов о том, что потенциальная емкость рынка корпоративных облигаций телекоммуникационных компаний составляет не менее 100 млрд. рублей, что составляет примерно половину общего объема инвестиций в 2005 г. Поэтому данный источник финансирования следует рассматривать в числе перспективного резерва покрытия потребностей операторов в капитальных вложениях. Удельный вес бюджетного финансирования развития связи в последние годы оставался невелик, а его положительная динамика в 2005 г. была связана с реализацией ряда Федеральных целевых комплексных программ, например, «Электронная Россия», а также государственной поддержки развития связи в сельской местности, средств космической связи, специальных объектов, призванных обеспечивать устойчивость и гибкость связи в чрезвычайных ситуациях, конверсии радиочастотного спектра. В то же время государственная поддержка инвестирования развития сектора ИКТ не ограничивается только прямыми бюджетными ассигнованиями. Здесь следует учитывать и общую политику государства по налогообложению прибыли и средств на развертывание системы универсального обслуживания, введению специального инвестиционного курса рубля и таможенных льгот на покупку средств информатизации, коммутационного оборудования и кабельной продукции и ряд других мер. Кроме того, по отдельным особо значимым федеральным программам с привлечением иностранного капитала гарантом кредитов, предоставленных зарубежными партнерами, является Правительство Российской Федерации. Инвестиционные потребности операторов учитываются, как будет показано ниже, и в процессе реализации механизма государственного регулирования тарифов в секторе фиксированной связи. Что касается иностранных инвестиций, то их абсолютная сумма в последние годы значительно увеличилась, особенно в условиях стабилизации и роста российской экономики после финансового кризиса Экономика связи 433 28 3-907
1998 г. Следует учитывать, что иностранные инвестиции выступают, в основном, в форме торговых кредитов, кредитов международных финансовых организаций, банковских вкладов и др. При этом крайне низок удельный вес (менее 1 %) прямых, то есть вкладываемых в конкретные проекты инвестиций, причем подавляющая часть средств зарубежных инвесторов направляется в развитие высокорентабельных международной и междугородной связи. Поэтому основными источниками финансирования развития и модернизации сетей связи следует считать собственные и привлеченные средства телекоммуникационных компаний. Отраслевая структура капитальных вложений характеризуется преобладанием инвестиций, направляемых в развитие электросвязи, прежде всего местной телефонной связи, доля которые составляет свыше 60 % от объема единовременных затрат на расширение и модернизацию основных средств операторов. В то же время наметилась тенденция повышения доли подотрасли почтовой связи в общей структуре капитальных вложений в результате внедрения гибридных высокотехнологичных услуг и развертывания на базе отделений почтовой связи универсального обслуживания в части организации коллективных пунктов передачи данных и доступа к сети Интернет. Повышается и объем, а также его доля в общих инвестициях отрасли капитальные вложения в развитие радио, телевидения и космической связи. Это связано с реализацией программы развития спутниковой группировки для обеспечения устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания, а также планов перехода на цифровое телевизионное вещание. По мере насыщения отечественного рынка телекоммуникационными услугами существенно меняется воспроизводственная структура капитальных вложений. В условиях низкой телефонной плотности, недостатка внутризоновых и магистральных линий передач, главными направлениями инвестиционной деятельности операторов являлись новое строительство и расширение действующей материально-технической базы. На эти цели расходовалось свыше 70 % всех капитальных затрат. В настоящее время, когда телефонная плотность по стране достигла почти 30 телефонов на 100 жителей, а число заявок на установку телефонов фиксированной связи составляет не более 5 — 7 % от общей монтированной емкости местных телефонных сетей, можно говорить, что Россия вплотную приблизилась к критической точке насыщения традиционными услугами. Поэтому главными задачами операторов становятся внедрение новых инновационных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей абонентов в высокоскоростной передаче информации и получение доступа к разнообразным сервисным приложениям, а также улучшение качества базовых услуг за счет замены морально устаревшего аналогового оборудования на цифровое в результате реконструкции и технического перевооружения производства. Развитие новых услуг является одним из наиболее выгодных направлений инвестиций, поскольку сроки их окупаемости составляют 3 — 4 года, что в 2 — 3 раза меньше окупаемости затрат в расширение традиционных услуг связи. С учетом этого операторы свыше 25 % всех капитальных вложений направляют на развитие технической базы оказания услуг данного перспективного сегмента рынка. Задача замены декадно-шаговых и координатных АТС на цифровые в основном решается за счет направления значительно больших, чем ранее объемов инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение, доля которых в общей сумме капитальных вложений традиционных операторов достигает 40 процентов. Однако из-за недостатка средств этот процесс идет медленными темпами в силу несовершенства экономического механизма обеспечения инвестиционной деятельности в связи, который не в полной мере позволяет операторам и инвесторам соблюсти свои коммерческие интересы, а потребителям — получить необходимые услуги по приемлемым тарифам. Вместе с тем, общее оздоровление экономики, рост ее реального сектора, повышение платежеспособности потребителей и их запросов в отношении номенклатуры и качества услуг, а также бурное развитие конкуренции на телекоммуникационном рынке требует от операторов ускоренного развития своих сетей на современной технико-технологической основе. Это сопряжено с огромными инвестиционными затратами, значительно превышающими собственные возможности национальных операторов, особенно традиционных, чья деятельность регулируется государством. Наиболее важным в плане удовлетворения инвестиционных потребностей операторов является тарифное регулирование. Несмотря на то, что одной из важнейших целей государственного регулирования тарифов на услуги связи является создание условий для привлечения инвестиций, в течение многих лет отраслевая система ценообразования имела не рыночную, а преимущественно социальную ориента-
Экономика связи Экономика связи цию. В результате этого уровни тарифов на базовые услуги почтовой, телеграфной и местной телефонной связи устанавливались регулирующим органом значительно ниже стоимости, и даже себестоимости для обеспечения доступности этих услуг пользователям с низкой платежеспособностью. Система перекрестного субсидирования покрывала убытки от нерентабельных услуг за счет завышения тарифов на те их виды, которые, по мнению регулятора, не имели исключительной социальной значимости, и спрос на которые был неэластичным от цены. Однако такая система не обеспечивала операторам получение достаточных собственных средств для развития и модернизации сетей и не создавала условия, обеспечивающие возврат вложенных средств в принятые в международной практике сроки. В течение переходного к рыночной экономике периода государственное регулирование инвестиций во взаимосвязи с действующим механизмом государственного регулирования осуществлялась по алгоритму, представленному на рис. 12.1. В соответствии с ним процесс разработки и согласования инвестиционных программ осуществлялся следующим образом. Инвестиционные проекты и программы развития сетей связи разрабатывались заинтересованными организациями связи исходя из спроса на услуги, фактического состояния материально-технической базы, уровня задействования имеющихся производственных мощностей, реальных финансовых возможностей по инвестированию нового строительства и реконструкции действующего оборудования и сооружений связи. Спрос на услуги связи определялся на основе маркетинговых исследований рынка телекоммуникационных услуг по конкретным географическим и потребительским сегментам. Исходной базой для проведения таких обследований служили как данные, имеющиеся в статистической отчетности операторов, так и информация, полученная в ходе социологических обследований потребителей. В результате осуществлялся прогноз спроса по соответствующим услугам связи в конкретных территориальных сегментах. Результаты проведенных исследований являлись исходной информацией для оценки маркетинговых возможностей организаций связи по удовлетворению прогнозируемого спроса. С этой целью, в первую очередь, определялись внутрипроизводственные возможности, связанные с повышением уровня задействования, а также ростом интенсивного и экстенсивного использования действующих производственных мощно-
Маркетинговые исследования по изучению и прогнозированию спроса на основные услуги связи Рис. 12.1. Алгоритм разработки и согласования инвестиционных программ развития связи
Экономика связи Экономика связи стей. В случае отсутствия внутренних возможностей для полного удовлетворения прогнозируемого спроса, рассматривались варианты финансирования нового строительства и реконструкции действующего оборудования и сооружений связи за счет привлеченных средств, а также устанавливались возможные источники покрытия требуемых инвестиционных затрат. Иными словами строилась балансовая модель, связывающая прогнозируемый спрос с необходимыми для его удовлетворения производственными ресурсами и затратами, и устанавливались реальные источники их возможного финансирования. Следующий этап заключался в разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. В первом его варианте для оценки эффективности проекта тарифы на основные виды услуг определялись в соответствии с действующей методикой государственного регулирования ценообразования в отрасли. Далее рассчитывались основные экономические показатели проектируемого объекта, необходимые для определения срока возврата (окупаемости) вкладываемых средств, а именно: выручка (доходы) от продажи услуг, расходы по обычным видам деятельности, включая амортизацию, прибыль от продаж, налогооблагаемая и чистая прибыль. В соответствии с методикой оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов (раздел 12.4) определялся срок окупаемости капитальных вложений. Если этот срок устраивал оператора или соответствовал согласованному с инвестором, готовились необходимые материалы для согласования инвестиционной программы с регулирующим органом. В общем случае проект развития связи должен обеспечивать возврат капитальных вложений в течение 5-7 лет, либо в иные сроки, согласованные с инвестором и регулирующим органом. Если исходный вариант бизнес-плана инвестиционного проекта не соответствовал требованиям инвесторов в отношении сроков возврата вложенных средств, то разрабатывались новые его варианты с учетом корректировки тарифов для отдельных групп пользователей (организаций и населения). Тот вариант, который обеспечивал требуемую окупаемость проекта, направлялся в регулирующий орган на согласование вместе с данными, обосновывающими необходимость его реализации, включая: количество заявлений на установку телефонов; фактические уровни потребления услуг связи в сопоставлении со среднеотраслевыми или нормативами, разработанными проектными и научно-исследовательскими институтами связи; результаты маркетинговых исследований по оценке текущего и перспективного спроса на услуги связи, подтверждающие платежеспо- собность потребителей и их заинтересованность в развитии соответствующих видов услуг; данные о монтированной и задействованной производственной мощности по объектам, соответствующим профилю инвестиционного проекта, в сопоставлении с нормами технологического резерва; данные об износе основных производственных фондов, прогрессивности материально-технической базы с обоснованием объемов физически и морально изношенного оборудования, подлежащего замене и модернизации; расчеты срока возврата капитальных вложений с указанием средств, идущих на замену оборудования и их объема в процентах от вводимой емкости; бизнес-план инвестиционного проекта с приложением данных о величине тарифов для каждой группы пользователей, рассчитанных на весь период окупаемости проекта. Регулирующий орган рассматривал представленные материалы, оценивал соответствие проектируемых тарифов основным принципам тарифного регулирования. При этом в обязательном порядке учитывалась платежеспособность потребителей с целью недопущения снижения уровня потребления социально значимых услуг. Если регулирующий орган считал, что планируемый оператором уровень тарифов завышен, то для обеспечения возврата капитальных вложений в желаемые сроки инвестиционный проект предлагалось скорректировать. При этом менялись показатели объемов ввода оборудования или сооружений связи, снижалась стоимость единицы вводимой производственной мощности за счет закупки более дешевого оборудования и предусматривались другие мероприятия, направленные на сокращение стоимости строительно-монтажных работ. Рассмотренный порядок регулирования инвестиционной деятельности операторов связи, сохраняемый по основным позициям и в настоящее время, ограничивает инвестиционные возможности организаций связи, включенных в реестр естественных монополий, сужает круг потенциальных инвесторов вследствие жесткой взаимосвязи между централизованной регламентацией тарифов и возможностью операторов своевременно рассчитываться с кредиторами и другими заемщиками. Снижению инвестиционного риска будет служить порядок государственного регулирования, предусматривающий установление регулируемых тарифов на уровне экономически обоснованных затрат с добавлением объективно необходимого размера прибыли. Отсутствие при
Экономика связи Экономика связи таком подходе в номенклатуре регулируемых операторов убыточных услуг не только расширит собственные инвестиционные возможности, но и создаст гарантии своевременного возврата средств сторонних инвесторов, обеспечив приток капитальных вложений в развитие инфраструктуры связи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.016 с.) |