ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ СВЯЗИ



Развитие и модернизация сетей связи на основе современного оборудования и технологий обработки, коммутации и передачи инфор­мации, внедрение новых услуг и служб, интеграция в европейское и мировое информационное пространство требуют значительных финан­совых ресурсоа, выступающих в форме инвестиций.

Инвестиции— это долгосрочные вложения средств в создание нового и модернизацию действующего оборудования и сетей связи в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества в сред­ствах и услугах отрасли и получения прибыли. В общем случае к инвести­циям относятся не только средства, авансируемые на капитальное строи­тельство, но и финансовые вложения в ценные бумаги (акции, облигации) и другие долгосрочные цели, но именно первое направление инвести­ционной деятельности имеет приоритетное значение и занимает наиболь­ший удельный вес в структуре инвестиционных средств отрасли и входя­щих в ее состав организаций. Поэтому в данной главе понятие «инвести­ции» отождествляется с капитальными вложениями в развитие связи.

Капитальные вложения— это совокупность затрат на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и их основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Они включают в себя средства, свя­занные с проведением строительно-монтажных работ, приобретением оборудования, кабельной продукции, их транспортировкой и монтажом на месте эксплуатации. При этом учитывается налог на добавленную стоимость по действующим налоговым ставкам.

Процесс определения источников финансирования инвестиций, приоритетных направлений их использования в подотраслевом и тер-


 



Экономика связи


Экономика связи



риториальном аспектах, разработка экономического механизма обес­печения эффективности вложенных в развитие связи средств составля­ют сущность инвестиционной политики в отрасли.

Либерализация телекоммуникационного рынка, приватизация и акционирование организаций связи, эффективное использование ими рыночных методов ведения бизнеса обеспечили в последние годы зна­чительную активизацию инвестиционной деятельности в отрасли, кото­рая стала одной из наиболее привлекательных отраслей экономики страны с точки зрения вложения финансовых средств и их отдачи. Дина­мика обьемов инвестиций в развитие связи приведена в табл. 12.1.

Таблица 12.1 Динамика инвестиции в развитие связи

 

Наименование показателей   2000 год 2005 год Изменение,раз
Обьем отечественных инвестиций, млрд. руб   25,1 140,6 5,6
Объем иностранных инвестиций, млн. долл. США 899,8 3287,0 3,7

За рассматриваемый период объем отечественных инвестиций в развитие связи и информатизации увеличился примерно в 5,6 раза, а иностранных — почти в 3,7 раза, причем ежегодные темпы роста капи­тальных вложений в отрасли были в 3 — 4 раза выше соответствующего показателя по экономике в целом. Соотношение между капитальными вложениями в развитие инфокоммуникационного сектора страны и валовым внутренним продуктом за период с 2000 г. по 2005 г. составило от 0,6 до 0,8 %, что соответствует странам с развитыми сетями теле­коммуникаций. Инвестиции в основной капитал инфокоммуникацион­ного сектора составили в 2005 г. 5,2 % от всех капиталовложений в эко­номику России, что также сопоставимо со странами с развитым рын­ком.

Основными источниками финансирования инвестиционной дея­тельности в связи являются:

собственные средства;

заемные и привлеченные средства;

бюджетные ассигнования;

иностранные инвестиции.

За период либерализации экономики структура инвестиций в развития связи по источникам финансирования претерпела значитель­ные изменения (табл. 12.2).


Наибольший удельный вес в общем объеме капитальных вложений, направляемых на развитие и модернизацию средств и сетей связи занимают собственные средства телекоммуникационных компаний, которые включают в себя амортизацию, прибыль от основной и прочих видов деятельности, остающуюся в распоряжении организаций, сред­ства от продажи акций. Последний источник приобретает все более заметное место среди всех источников финансирования инвестиций, поскольку акции ведущих телекоммуникационных компаний имеют достаточно высокие котировки на отечественном и зарубежных рынках ценных бумаг. В целом же подавляющую часть собственных средств финансирования инвестиций составляют амортизационные отчисления и чистая прибыль операторов связи, доля которых в общем объеме инвестиций составляет почти 50 процентов.

Таблица 12.2 Структура инвестиций в развитие связи по источникам

Финансирования

 

Наименованиепоказателей Годы 2000
1. Собственные средства 34,5 60,0 49,6
2. Заемные и привлеченные средства 23,0 18,6 21,2
3. Бюджетные средства 1,0 1,2 1,9
4. Иностранные инвестиции 41,5 20,2 27,3
Итого 100,0 100,0 100.0

В качестве заемных и привлеченных средств в телекоммуника­ционном секторе традиционно используются банковские кредиты, но все более активную роль играют такие формы заимствования как лизинг и продажа облигаций.

Лизинг (финансовая аренда) как источник инвестирования развития имеет существенные преимущества по сравнению с банков­скими кредитами и прямой покупкой оборудования за счет собственных средств, прежде всего, в результате налоговых послаблений в части налога на прибыль и налога на имущество. Данные операторов связи, использующих лизинговые схемы финансирования своего развития, свидетельствуют о том, что расходы компаний на приобретение обору­дования в лизинг на 15 — 20 % меньше по сравнению с вариантом покупки его за счет кредитов банков.

В сфере инфокоммуникаций лизинг оказался значительно более востребованным по сравнению с другими сферами экономики с точки зрения объемов и темпов роста лизинговых сделок. В структуре лизин-


 



Экономика связи


Экономика связи



 


говых активов обьем сделок по оборудованию связи и информатизации занимает второе место после машиностроительного и технологическо­го оборудования, а их доля составляет около одной трети от общей сто­имости лизинговых сделок в стране с ежегодным стабильно высоким ее ростом.

Лизинговые компании отрасли, такие как «РТК-Лизинг», «Пром-связьлизинг», «Райффанзен-Лизинг» входят в число ведущих россий­ских лизинговых компаний, основными партнерами которых являются признанные на международном уровне производители средств связи: Siemens, Nokia Corp., Ericcson NT, Alcatel и другие. Российские произво­дители оборудования также участвуют в сфере лизинговых операций, однако их доля в общем объеме сделок составляет не более 10 %, что объясняется низкой востребованностью их продукции из-за узкого ассортимента и не достаточно высокого качества.

Активизация финансовой аренды обусловливает изменение в структуре инвестиций в развитие инфокоммуникационного сектора в пользу лизинга, на долю которого уже сейчас приходится примерно четверть всех капитальных вложений в основные средства. По мнению экспертов, в ближайшие годы доля лизинга в общих инвестициях стаби­лизируется на уровне 20 — 25 %, при этом объем лизинговых сделок к 2010 г. может достичь 1 млрд. долларов.

Все большую роль в качестве привлеченных средств инвестирова­ния развития связи приобретает такой источник, как выпуск облига­ций телекоммуникационными компаниями. Этот источник инвестиро­вания можно рассматривать в качестве эффективного инструмента получения заемных средств, поскольку, с одной стороны, он позволяет получить инвестиции на долгосрочной основе, а с другой — их выпуск и реализация не требуют передачи части прав на управление компанией, что характерно для эмиссии акций.

До 2000 г. подавляющее большинство облигаций были связаны с телефонными займами, которые осуществляли традиционные операто­ры в рамках программы «Российский народный телефон». Они были ориентированы на физические лица, ожидающие очередь на установку телефона. Объем выпуска их был не велик, а на биржах торговля ими не проводилась.

В последующие годы, особенно после реорганизации ОАО «Связьинвест» и образования крупных межрегиональных компаний, выпуск облигаций значительно активизировался. Так, в 2006 г. МРК ОАО «Связьинввест», а также ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон» осуще-

Экономика связи


ствили выпуск корпоративных облигационных займов на сумму от 1,5 до 5,0 млрд. рублей каждая.

Хорошая репутация операторов связи на фондовом рынке, высо­кие производственные и финансовые показатели, отсутствие прямой зависимости от конъюнктуры мировых сырьевых рынков создают пред­посылки для того, чтобы облигации связи стали одними из самых надежных и пользующихся наибольшим спросом у инвесторов среди долговых бумаг других эмитентов. Существует авторитетное мнение экспертов о том, что потенциальная емкость рынка корпоративных облигаций телекоммуникационных компаний составляет не менее 100 млрд. рублей, что составляет примерно половину общего объема инвестиций в 2005 г. Поэтому данный источник финансирования следу­ет рассматривать в числе перспективного резерва покрытия потребно­стей операторов в капитальных вложениях.

Удельный вес бюджетного финансирования развития связи в последние годы оставался невелик, а его положительная динамика в 2005 г. была связана с реализацией ряда Федеральных целевых ком­плексных программ, например, «Электронная Россия», а также государ­ственной поддержки развития связи в сельской местности, средств космической связи, специальных объектов, призванных обеспечивать устойчивость и гибкость связи в чрезвычайных ситуациях, конверсии радиочастотного спектра.

В то же время государственная поддержка инвестирования разви­тия сектора ИКТ не ограничивается только прямыми бюджетными ассигнованиями. Здесь следует учитывать и общую политику государ­ства по налогообложению прибыли и средств на развертывание систе­мы универсального обслуживания, введению специального инвести­ционного курса рубля и таможенных льгот на покупку средств информа­тизации, коммутационного оборудования и кабельной продукции и ряд других мер. Кроме того, по отдельным особо значимым федеральным программам с привлечением иностранного капитала гарантом креди­тов, предоставленных зарубежными партнерами, является Правитель­ство Российской Федерации. Инвестиционные потребности операто­ров учитываются, как будет показано ниже, и в процессе реализации механизма государственного регулирования тарифов в секторе фикси­рованной связи.

Что касается иностранных инвестиций, то их абсолютная сумма в последние годы значительно увеличилась, особенно в условиях стаби­лизации и роста российской экономики после финансового кризиса

Экономика связи 433


28 3-907


 


1998 г. Следует учитывать, что иностранные инвестиции выступают, в основном, в форме торговых кредитов, кредитов международных финансовых организаций, банковских вкладов и др. При этом крайне низок удельный вес (менее 1 %) прямых, то есть вкладываемых в кон­кретные проекты инвестиций, причем подавляющая часть средств зарубежных инвесторов направляется в развитие высокорентабельных международной и междугородной связи. Поэтому основными источни­ками финансирования развития и модернизации сетей связи следует считать собственные и привлеченные средства телекоммуникационных компаний.

Отраслевая структура капитальных вложений характеризуется пре­обладанием инвестиций, направляемых в развитие электросвязи, прежде всего местной телефонной связи, доля которые составляет свыше 60 % от объема единовременных затрат на расширение и модер­низацию основных средств операторов. В то же время наметилась тен­денция повышения доли подотрасли почтовой связи в общей структуре капитальных вложений в результате внедрения гибридных высокотех­нологичных услуг и развертывания на базе отделений почтовой связи универсального обслуживания в части организации коллективных пунк­тов передачи данных и доступа к сети Интернет. Повышается и объем, а также его доля в общих инвестициях отрасли капитальные вложения в развитие радио, телевидения и космической связи. Это связано с реа­лизацией программы развития спутниковой группировки для обеспече­ния устойчивости функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания, а также планов перехода на цифровое телевизионное вещание.

По мере насыщения отечественного рынка телекоммуникационны­ми услугами существенно меняется воспроизводственная структура капитальных вложений. В условиях низкой телефонной плотности, недостатка внутризоновых и магистральных линий передач, главными направлениями инвестиционной деятельности операторов являлись новое строительство и расширение действующей материально-техни­ческой базы. На эти цели расходовалось свыше 70 % всех капитальных затрат.

В настоящее время, когда телефонная плотность по стране дости­гла почти 30 телефонов на 100 жителей, а число заявок на установку телефонов фиксированной связи составляет не более 5 — 7 % от общей монтированной емкости местных телефонных сетей, можно говорить, что Россия вплотную приблизилась к критической точке насыщения


традиционными услугами. Поэтому главными задачами операторов становятся внедрение новых инновационных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей абонентов в высокоскоростной переда­че информации и получение доступа к разнообразным сервисным при­ложениям, а также улучшение качества базовых услуг за счет замены морально устаревшего аналогового оборудования на цифровое в результате реконструкции и технического перевооружения производ­ства.

Развитие новых услуг является одним из наиболее выгодных направлений инвестиций, поскольку сроки их окупаемости составляют 3 — 4 года, что в 2 — 3 раза меньше окупаемости затрат в расширение традиционных услуг связи. С учетом этого операторы свыше 25 % всех капитальных вложений направляют на развитие технической базы ока­зания услуг данного перспективного сегмента рынка.

Задача замены декадно-шаговых и координатных АТС на цифровые в основном решается за счет направления значительно больших, чем ранее объемов инвестиций на реконструкцию и техническое перево­оружение, доля которых в общей сумме капитальных вложений тради­ционных операторов достигает 40 процентов. Однако из-за недостатка средств этот процесс идет медленными темпами в силу несовершен­ства экономического механизма обеспечения инвестиционной дея­тельности в связи, который не в полной мере позволяет операторам и инвесторам соблюсти свои коммерческие интересы, а потребителям — получить необходимые услуги по приемлемым тарифам.

Вместе с тем, общее оздоровление экономики, рост ее реального сектора, повышение платежеспособности потребителей и их запросов в отношении номенклатуры и качества услуг, а также бурное развитие конкуренции на телекоммуникационном рынке требует от операторов ускоренного развития своих сетей на современной технико-технологи­ческой основе. Это сопряжено с огромными инвестиционными затрата­ми, значительно превышающими собственные возможности нацио­нальных операторов, особенно традиционных, чья деятельность регу­лируется государством.

Наиболее важным в плане удовлетворения инвестиционных потребностей операторов является тарифное регулирование. Несмо­тря на то, что одной из важнейших целей государственного регулирова­ния тарифов на услуги связи является создание условий для привлече­ния инвестиций, в течение многих лет отраслевая система ценообразо­вания имела не рыночную, а преимущественно социальную ориента-


 



Экономика связи


Экономика связи



       
   


цию. В результате этого уровни тарифов на базовые услуги почтовой, телеграфной и местной телефонной связи устанавливались регулирую­щим органом значительно ниже стоимости, и даже себестоимости для обеспечения доступности этих услуг пользователям с низкой платеже­способностью. Система перекрестного субсидирования покрывала убытки от нерентабельных услуг за счет завышения тарифов на те их виды, которые, по мнению регулятора, не имели исключительной социальной значимости, и спрос на которые был неэластичным от цены. Однако такая система не обеспечивала операторам получение достаточных собственных средств для развития и модернизации сетей и не создавала условия, обеспечивающие возврат вложенных средств в принятые в международной практике сроки.

В течение переходного к рыночной экономике периода государ­ственное регулирование инвестиций во взаимосвязи с действующим механизмом государственного регулирования осуществлялась по алго­ритму, представленному на рис. 12.1. В соответствии с ним процесс разработки и согласования инвестиционных программ осуществлялся следующим образом.

Инвестиционные проекты и программы развития сетей связи раз­рабатывались заинтересованными организациями связи исходя из спроса на услуги, фактического состояния материально-технической базы, уровня задействования имеющихся производственных мощно­стей, реальных финансовых возможностей по инвестированию нового строительства и реконструкции действующего оборудования и соору­жений связи.

Спрос на услуги связи определялся на основе маркетинговых исследований рынка телекоммуникационных услуг по конкретным гео­графическим и потребительским сегментам. Исходной базой для про­ведения таких обследований служили как данные, имеющиеся в ста­тистической отчетности операторов, так и информация, полученная в ходе социологических обследований потребителей. В результате осу­ществлялся прогноз спроса по соответствующим услугам связи в кон­кретных территориальных сегментах.

Результаты проведенных исследований являлись исходной инфор­мацией для оценки маркетинговых возможностей организаций связи по удовлетворению прогнозируемого спроса. С этой целью, в первую оче­редь, определялись внутрипроизводственные возможности, связанные с повышением уровня задействования, а также ростом интенсивного и экстенсивного использования действующих производственных мощно-


 

Оценка маркетинговых возмож­ностей оператора по удовлетво­рению прогнозируемого спроса

Маркетинговые исследования по

изучению и прогнозированию

спроса на основные услуги связи

Рис. 12.1. Алгоритм разработки и согласования инвестиционных программ развития связи


 



Экономика связи


Экономика связи



стей. В случае отсутствия внутренних возможностей для полного удо­влетворения прогнозируемого спроса, рассматривались варианты финансирования нового строительства и реконструкции действующего оборудования и сооружений связи за счет привлеченных средств, а также устанавливались возможные источники покрытия требуемых инвестиционных затрат. Иными словами строилась балансовая модель, связывающая прогнозируемый спрос с необходимыми для его удовле­творения производственными ресурсами и затратами, и устанавлива­лись реальные источники их возможного финансирования.

Следующий этап заключался в разработке бизнес-плана инвести­ционного проекта. В первом его варианте для оценки эффективности про­екта тарифы на основные виды услуг определялись в соответствии с дей­ствующей методикой государственного регулирования ценообразования в отрасли. Далее рассчитывались основные экономические показатели проектируемого объекта, необходимые для определения срока возврата (окупаемости) вкладываемых средств, а именно: выручка (доходы) от про­дажи услуг, расходы по обычным видам деятельности, включая амортиза­цию, прибыль от продаж, налогооблагаемая и чистая прибыль. В соответ­ствии с методикой оценки эффективности бизнес-планов инвестицион­ных проектов (раздел 12.4) определялся срок окупаемости капитальных вложений. Если этот срок устраивал оператора или соответствовал согла­сованному с инвестором, готовились необходимые материалы для согла­сования инвестиционной программы с регулирующим органом. В общем случае проект развития связи должен обеспечивать возврат капитальных вложений в течение 5-7 лет, либо в иные сроки, согласованные с инвесто­ром и регулирующим органом.

Если исходный вариант бизнес-плана инвестиционного проекта не соответствовал требованиям инвесторов в отношении сроков возврата вложенных средств, то разрабатывались новые его варианты с учетом корректировки тарифов для отдельных групп пользователей (организаций и населения). Тот вариант, который обеспечивал требуемую окупаемость проекта, направлялся в регулирующий орган на согласование вместе с данными, обосновывающими необходимость его реализации, включая:

количество заявлений на установку телефонов;

фактические уровни потребления услуг связи в сопоставлении со среднеотраслевыми или нормативами, разработанными проектными и научно-исследовательскими институтами связи;

результаты маркетинговых исследований по оценке текущего и перспективного спроса на услуги связи, подтверждающие платежеспо-


собность потребителей и их заинтересованность в развитии соответ­ствующих видов услуг;

данные о монтированной и задействованной производственной мощности по объектам, соответствующим профилю инвестиционного проекта, в сопоставлении с нормами технологического резерва;

данные об износе основных производственных фондов, прогрес­сивности материально-технической базы с обоснованием объемов физически и морально изношенного оборудования, подлежащего замене и модернизации;

расчеты срока возврата капитальных вложений с указанием средств, идущих на замену оборудования и их объема в процентах от вводимой емкости;

бизнес-план инвестиционного проекта с приложением данных о величине тарифов для каждой группы пользователей, рассчитанных на весь период окупаемости проекта.

Регулирующий орган рассматривал представленные материалы, оценивал соответствие проектируемых тарифов основным принципам тарифного регулирования. При этом в обязательном порядке учитыва­лась платежеспособность потребителей с целью недопущения сниже­ния уровня потребления социально значимых услуг.

Если регулирующий орган считал, что планируемый оператором уровень тарифов завышен, то для обеспечения возврата капитальных вложений в желаемые сроки инвестиционный проект предлагалось скорректировать. При этом менялись показатели объемов ввода обору­дования или сооружений связи, снижалась стоимость единицы вводи­мой производственной мощности за счет закупки более дешевого обо­рудования и предусматривались другие мероприятия, направленные на сокращение стоимости строительно-монтажных работ.

Рассмотренный порядок регулирования инвестиционной деятельно­сти операторов связи, сохраняемый по основным позициям и в настоящее время, ограничивает инвестиционные возможности организаций связи, включенных в реестр естественных монополий, сужает круг потенциаль­ных инвесторов вследствие жесткой взаимосвязи между централизован­ной регламентацией тарифов и возможностью операторов своевременно рассчитываться с кредиторами и другими заемщиками.

Снижению инвестиционного риска будет служить порядок государ­ственного регулирования, предусматривающий установление регули­руемых тарифов на уровне экономически обоснованных затрат с добав­лением объективно необходимого размера прибыли. Отсутствие при


 



Экономика связи


Экономика связи



таком подходе в номенклатуре регулируемых операторов убыточных услуг не только расширит собственные инвестиционные возможности, но и создаст гарантии своевременного возврата средств сторонних инвесторов, обеспечив приток капитальных вложений в развитие инфраструктуры связи.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.013 с.)