Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика ARPU российских операторов подвижной связи, долл.

Поиск

 

Операторы 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г , 2003 г. 2004 г. Апрель 2005 г.
ВымпелКом       19,4 14,410,9 7,3
МТС       26,7 17 13,35 9,1

В этих условиях телекоммуникационные компании разрабатывают свою тарифную политику, направленную на обеспечение конкурентных


 



Экономика связи


Экономика связи



преимуществ по ценовому фактору, упрочение позиций на соответ­ствующем региональном рынке, нахождение новых каналов сбыта ока­зываемых услуг, достижение высоких конечных результатов деятельно­сти и других долгосрочных и текущих целей.

С учетом размера оплаты услуг тарифы могут быть общими (обыч­ными), срочными и льготными. Общие тарифы охватывают все виды платных услуг установленного качества. Срочные тарифы применяют­ся в тех случаях, когда абоненты предъявляют повышенные требования к скорости передачи сообщений. Срочными, например, могут быть междугородные телефонные разговоры и телеграммы, которые опла­чиваются по повышенным тарифам.

Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг в пони­женном по сравнению с общими (обычными) тарифами размере в целях сглаживания неравномерности нагрузки или стимулирования роста объе­мов потребления услуг отдельными группами пользователей.

Например, большинство операторов междугородной и внутризоно­вой телефонной связи устанавливают пониженные тарифы на разговоры в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, что способствует переносу части нагрузки с дневного рабочего времени и сглаживает ее неравномерность. Аналогичные подходы используют операторы местной телефонной связи при внедрении повременной системы оплаты услуг.

В целях повышения заинтересованности абонентов, особенно кор­поративного сектора, в более интенсивном потреблении услуг при достижении его определенного объема, оплачиваемого по обычным тарифам, все услуги, оказанные оператором данному пользователю сверх этого объема, оплачиваются по пониженным тарифам.

Размеры понижающих коэффициентов к обычным тарифам на регулируемые услуги определяются федеральным регулирующим органом, а по нерегулируемым — самими операторами. Так, в соответ­ствии с приказом ФСТ России операторам дано право применять сле­дующие понижающие коэффициенты к тарифам на услугу предоставле­ния внутризонового телефонного соединения:

• от 0,5 до 0,7 — на предоставление внутризоновых телефонных соединений в выходные и праздничные дни, а также в ночные часы;

• не менее 0,7 — в зависимости от объема потребляемых абонен­тов услуг;

• не менее 0,75 — при предоставлении внутризоновых телефонных соединений с использованием системы предварительной оплаты, в том числе с помощью сервисных телефонных карт.


Принцип дифференциации тарифов для стимулирования объемов потребления и сглаживания нагрузки предусмотрен и при установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. В первом случае тарифы могут различаться в зависимости от количества предо­ставленных оператору точек присоединения, а во втором — цены могут дифференцироваться по времени года, часам суток, дням недели (с учетом выходных и праздничных дней), а также по объему пропущенно­го трафика.

Отдельные виды услуг связи являются бесплатными, то есть не тарифицируются вообще. Их перечень устанавливается Правилами оказания услуг соответствующего вида, утверждаемыми специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, и не может быть сокращен по усмотрению оператора. Например, в соответствии с «Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» операторы местной телефонной связи обязаны обеспечить абонентам и пользователям круглосуточную бесплатную возможность вызова экстренных оперативных служб. К их числу относятся службы пожарной охраны, реагирования в чрезвычай­ных ситуациях, милиции, скорой помощи, аварийной службы газовой сети и службы «Антитеррор». Операторы также должны бесплатно ока­зывать определенный набор информационно-справочных услуг, кото­рый закреплен в правилах их оказания.

Следующим важным классификационным признаком тарифов является сфера применения услуг связи. В настоящее время по ряду позиций номенклатуры (например, в местной телефонной связи) тари­фы на одноименные услуги устанавливаются по двум группам пользователей, население и организации. Основой для такого деле­ния является различие в затратах на оказание одних и тех же услуг раз­личным группам абонентов, а также сложившаяся система тарифика­ции услуг в регулируемом секторе телекоммуникационного рынка, основанная на перекрестном субсидировании.

В условиях переходного к рыночной экономике периода в связи с низкой платежеспособности основной части населения для этой кате­гории потребителей тарифы на большинство традиционных услуг уста­навливались значительно ниже стоимости и даже себестоимости их производства. По своей сути эти тарифы являлись льготными, хотя формально они относились к категории обычных. Убытки от предо­ставления таких услуг компенсировались за счет установления повы­шенных тарифов для абонентов общественного производства, главным


 



Экономика связи


Экономика связи



образом, коммерческих предприятий и организаций. Такой порядок установления тарифов получил название «перекрестное субсидиро­вание». Оно может применяться как в пределах одной подотрасли, так и между отдельными подотраслями электросвязи, когда убытки одной из них покрываются за счет доходов от другой, имеющей высокую рен­табельность.

Примером перекрестного субсидирования в рамках подотрасли местной телефонной связи является компенсация потерь от убыточных тарифов для населения за счет достаточно высоких тарифов для орга­низаций. Доходы от высокорентабельных услуг междугородной и меж­дународной телефонной связи покрывают потери от телеграфной связи, проводного вещания и сельской телефонной связи, которые являются глубоко убыточными.

Органы управления и регулирования в области связи в течение последних лет вели целенаправленную работу по сокращению пере­крестного субсидирования и приближению убыточных тарифов к уровню, по крайней мере, фактических затрат на производство услуг с пропорциональным снижением тарифов на «сверхрентабельные» услуги. Это необходимо для ребалансировки тарифов, придания им объективной экономической основы, улучшения финансового состояния операторов, оказывающих убыточные услуги. Здесь важно учитывать и то, что необоснованно высокое различие между тарифа­ми на одноименные услуги для отдельных групп пользователей, кото­рое в середине 90-х годов прошлого века достигало 3 — 5 и даже более раз, являлось дискриминационным по отношению к пользова­телям услуг, служащих источником перекрестного субсидирования. Поэтому уход от перекрестного субсидирования будет способство­вать установлению социальной справедливости при оплате услуг абонентами соответствующих групп с учетом реальной стоимости услуг и объемов их потребления.

Работа по сокращению перекрестного субсидирования ведется поэтапно для того, чтобы предотвратить резкий рост тарифов на основ­ные услуги и не допустить снижения объемов их потребления пользова­телями с невысокой платежеспособностью. При этом наиболее высоки­ми темпами повышались тарифы на убыточные услуги, не покрывавшие себестоимость, как это имело место в местной телефонной связи при оказании услуг населению, а также в отношении услуг междугородной телефонной связи, оказываемых организациям, финансируемым из бюджетов различных уровней.

 

Экономика связи


Процесс ребалансировки тарифов может быть проиллюстрирован следующими данными. За период с 1999 г. по 2005 г. величина абонент­ской платы за пользование телефоном местной телефонной связи менялась 9 раз. При этом рост абонентской платы для населения соста­вил 4,5 раза, а для организаций — 2,3 раза. Плата за предоставление доступа к сети местной телефонной связи за этот же период пересма­тривалась 8 раз. Она увеличилась для абонентов личного сектора потребления в 2,3 раза, а для организаций только примерно в 1,7 раза. Тарифы на междугородные телефонные разговоры в сторону повыше­ния пересматривались только до 2004 г. с целью их выравнивания по группам пользователей. В результате они выросли для населения толь­ко на 30 %, для потребителей коммерческого сектора всего на 10 %, а для бюджетных организаций примерно в 2,9 раза. В течение трех последних лет рассматриваемые услуги оказываются по единым для всех групп потребителей тарифам на территории всей страны, причем их абсолютная величина ежегодно снижается в среднем на 5 процентов.

Общая динамика тарифов на услуги традиционной телефонной связи по группам потребителей представлена на рис 10.1.

| тарифы для населения | тарифы для организаций

Рис. 10.1. Динамика общих индексов тарифов на услуги телефонной связи в % к предыдущему году

Экономика связи


Процесс исключения перекрестного субсидирования из системы ценообразования, то есть доведения тарифов до уровня, обеспечиваю­щего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли в электросвязи, должен быть завершен к концу 2007 г. в отношении всех услуг, кроме универсальных, а по услугам поч­товой связи — к концу 2008 года. До этого времени убытки от нерента­бельных услуг местной и внутризоновой телефонной связи будут покрываться за счет компенсационной надбавки к тарифам на междуго­родные телефонные разговоры для абонентов сети фиксированной телефонной связи, размер которой устанавливается Федеральной службой по тарифам. При этом, по прогнозам регулирующего органа, среднее повышение тарифов на услуги местной телефонной связи составит: в 2006 г. — 20,5 %, в 2007 г. — 15 % и в 2008 г. — 15 %. Сниже­ние тарифов на междугородные телефонные разговоры по годам рас­сматриваемого периода предполагается соответственно на 7; 12,5 и 16,6 процентов.

В рамках рассматриваемой классификационной группы следует учитывать, что при установлении регулируемых тарифов для различных категорий пользователей принят неодинаковый подход к включению в них налога на добавленную стоимость (НДС). В случае оказания услуг связи населению НДС учитывается непосредственно в тарифе. Органи­зации же оплачивают услуги связи по тарифам Прейскуранта № 125, повышенным на величину налога на добавленную стоимость.

В зависимости от характера оказываемых услуг и их принадлежно­сти к определенной классификационной группе операторы выбирают определенную стратегию и тактику ценообразования, позволяющие установить равновесные рыночные цены и достичь сбалансированно­сти спроса и предложения на конкретном товарном и потребительском сегменте отраслевого рынка.

СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ

Ценовая политика операторов связи формируется исходя из их главной миссии — максимально возможного удовлетворения обще­ственных и личных потребностей в традиционных и новых услугах с минимальными затратами на их производство. Эффективное решение этой двуединой задачи возможно лишь при условии выбора оптималь­ной стратегии ценообразования, основанной на исследовании законо-


мерностей влияния на процессы формирования равновесных рыночных цен всей совокупности макро- и микроэкономических факторов. При этом необходимо четкое определение целей и задач оператора при продвижении услуг в определенных потребительских и региональных сегментах, выбор и обоснование методов и моделей ценообразования, практическое использование которых обеспечит выполнение главной миссии организации.

В зависимости от политики компании в области установления тари­фов, уровня конкуренции на рынке, стадии жизненного цикла услуги, степени государственного воздействия на систему ценообразования и других факторов, представленных на рис. 10.2, в телекоммуникацион­ном секторе могут использоваться следующие стратегии:

стратегия снятия сливок, предусматривающая реализацию услуг по тарифам, значительно превышающим затраты на их производство. Ее применение целесообразно при выходе на рынок с новыми услуга­ми, аналоги которых в данный момент времени на конкретном рыноч­ном сегменте отсутствуют. Она может быть эффективной и в случаях предложения традиционных услуг, если отдельный территориальный сегмент ими не охвачен.

Стратегия снятия сливок используется на товарных рынках, где система ценообразования не контролируется государством. Если же оператор действует на неконкурентном рынке и, занимая на нем доми­нирующее положение, устанавливает монопольно высокую цену, то в действие вступает антимонопольное законодательство;

стратегия цен проникновения, при которой производитель услуг устанавливает тарифы с минимальной прибылью или даже ниже затрат на производство. Целью применения такой стратегии является выход на новые рынки сбыта, как с новыми, так и с традиционными услугами, имеющими массовый спрос. Желаемый эффект оператор может полу­чить за счет масштабов производства и вытеснения конкурентов. Однако, как показывает практика, данная стратегия не может приме­няться продолжительное время, поскольку оператор не заинтересован в длительном сохранении цен и потере прибыли в случае достижения прочного положения на интересующем рыночном сегменте. Кроме того, органы регулирования могут признать такие цены монопольно низкими и применить к оператору определенные меры в соответствии с действующим законодательством;

стратегия дифференцированного ценообразования, которая предусматривает установления тарифов на одноименные услуги по


 



Экономика связи


Экономика связи



Максимизация прибыли
Цели внедрения услуг

J

Выход на рынок или укрепление позиций

J

Формирование и стимулирование спроса на услуги

Задачи, вытекающие из целей

Возврат инвестиций в минимальные сроки

Достижение конкурентных преимуществ

Освоение наиболее доходных сегментов

Стадия жизненного цикла услуги

Уровень конкуренции на соответствующем
________ товарном рынке ________

Характеристика потребительских свойств услуги

Факторы, учитываемые при выборе стратегии и метода ценообразования

Величина единовременных затрат на внедрение и развитие услуг

Ориентация на конкретные потребительские сегменты

Особенности технологии оказания услуг

——

Г

Отнесение услуг к категории регулируемых или нерегулируемых

;=

Возможность применения гибких тарифных планов

Рис. 10.2. Цели, задачи и факторы, определяющие выбор стратегии ценообразования на услуги связи

 

Экономика связи


определенным потребительским сегментам и применение скидок в зависимости от времени и интенсивности потребления услуг конкрет­ными абонентами. Эта стратегия широко используется телекоммуника­ционными компаниями при дифференциации тарифов на ряд регулиру­емых услуг, например, местной телефонной связи, по двум группам абонентов — население и организации.

Применение дифференцированных тарифов по часам суток и дням недели способствует сглаживанию неравномерности нагрузки и более равномерному использованию производственных мощностей. Это также приводит к улучшению качества услуг и повышению их доступно­сти для абонентов с невысокой платежеспособностью, поскольку в часы спада нагрузки основными потребителями услуг являются пользовате­ли частного сектора. Предоставление скидок абонентам, которые потребляют объем услуг, превышающий установленный оператором уровень, стимулирует их более активно обращаться к средствам теле­коммуникаций, снижая при этом свои затраты на оплату единицы пере­данных сообщений. И в первом, и во втором случаях компании-произ­водители не несут потери доходов, поскольку в периоды действия льготных тарифов трафик значительно возрастает.

Стратегию дифференцированного ценообразования успешно при­меняют и операторы, оказывающие новые услуги, например, подвиж­ной связи, предлагающие варианты тарифных планов с пониженными ставками оплаты для ведения разговоров в выходные дни, с определен­ными абонентами сети и др.;

стратегия ассортиментного ценообразования. В этом случае тарифы назначаются не на отдельные услуги, а на их группы. В группу может входить набор из основной услуги и нескольких дополнительных, которые наделяют основную новыми потребительскими свойствами, делая ее более привлекательной и удобной в пользовании.

Примером реализации такой стратегии могут служить тарифы по абонементной плате за пользование телефоном с автоматическим определением номера или продажа комплектов «Би+». в последнее время операторы сетей подвижной связи стали применять стратегию ассортиментного ценообразования при тарификации взаимодополня­емых услуг местной и междугородной телефонной связи, назначая без­лимитный фиксированный месячный тариф, при уплате которого або­нент может пользоваться двумя услугами без всяких ограничений. В этом случае для оператора очень важно установить такой размер опла­ты, при котором «ассортиментный тариф» позволил бы получить дохо-

Экономика связи 369


24 зад?


ды не меньшие, чем при тарификации каждой услуги в условиях сопо­ставимости объемов потребления услуг;

стратегия психологического ценообразования, которая осно­вана на использовании определенных приемов психологического воз­действия, обеспечивающих повышенный интерес к конкретным услугам или создающих у абонентов впечатление получения значительных дополнительных выгод при их потреблении.

Например, цена в 99,9 стоимостных единиц психологически легче воспринимается потребителем, чем назначенная цена в 100 единиц. К психологическим ценам можно отнести и те из них, которые устанавли­ваются на инновационные услуги, предоставляемые с помощью совре­менных технологий, поскольку в данном случае высокие цены служат показателем высокого качества услуг и, в определенной мере, их пре­стижности.

Психологическое воздействие может оказать изменение названия услуги, образно говоря, смена ее «имиджа». Так, многие годы абонентам местной телефонной связи предоставлялась услуга «Установка телефон­ного аппарата». В глазах потребителей процесс ее оказания действитель­но заключался лишь в проведении абонентской проводки в квартире или служебном помещении, установке розетки и включении в нее аппарата. Все остальные действия по созданию технической возможности пользо­ваться всей сетью местной связи и иметь выход на междугородную и меж­дународную телефонную сеть осуществляются работниками городской телефонной сети и абонентам не видны. В настоящее время эта услуга носит название «Предоставление доступа к телефонной сети». Хотя по своей физической сути потребительская стоимость данной услуги оста­лась неизменной, ее имидж для абонента изменился, поскольку само наз­вание ассоциируется с предоставлением широких возможностей пользо­ваться ресурсами телекоммуникационной сети. Следовательно, абоненты более охотно оплачивают данную услугу даже при повышении тарифов, поскольку ее значимость в глазах потребителей возрастает.

К числу аналогичных психологических приемов можно отнести и выделение из состава услуги «Предоставление местного телефонного соединения (разговора)» при абонентской и повременной системе оплаты, отдельной услуги «Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии»;

стратегия конкурентного ценообразования в своем арсенале имеет большое число приемов, использование которых позволяет достичь оператору конкурентные преимущества по сравнению с други-


ми компаниями, оказывающими аналогичные услуги в данном рыноч­ном сегменте. При реализации рассматриваемой стратегии операторы при тарификации услуг могут ориентироваться на цены конкурентов, использовать гибкие тарифные планы, дополнять услуги новыми потре­бительскими свойствами без изменения уровней тарифов, сокращать издержки производства, обеспечивая тем самым условия для снижения тарифов и привлечения дополнительных клиентов.

Конкурентное ценообразование более чем другие стратегии пре­допределяет необходимость маркетинговых исследований, в процессе которых оцениваются общие тенденции рыночной конъюнктуры, отно­шение потребителей к предлагаемым услугам, их платежеспособность, запросы и предпочтения, поведение конкурентов, включая объемы ока­зываемых услуг, их качество, уровни тарифов, формы сервисного обслуживания и другие факторы. Их учет позволяет оперативно коррек­тировать ценовую стратегию и сохранить или расширить свои позиции на выбранном рыночном сегменте за счет приближения устанавливае­мых тарифов к уровню равновесной рыночной цены.

Обычно телекоммуникационные компании используют несколько стратегий ценообразования для формирования оптимальной тарифной политики с учетом номенклатуры оказываемых услуг, их жизненного цикла, уровня конкуренции, регулятивных воздействий государствен­ных органов и других факторов, добиваясь тем самым максимального эффекта от реализации услуг.

МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАРИФОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Исторически национальные сети связи развивались как естествен­ные монополии, деятельность которых контролировалась и регулирова­лась правительственными органами. В этой системе важное место при­надлежит регулированию ценообразования как практическому инстру­менту реализации антимонопольного законодательства, которое приз­вано предотвратить возможность использования хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения при установлении таких тарифов на услуги, которые могут сделать их недоступными для значи­тельной части потребителей.

Даже в условиях либерализации рынка правительственный кон­троль над ценами в данном секторе экономики, как правило, сохраняет -


 



Экономика связи


Экономика связи



ся вследствие его особой значимости во всех сферах жизнедеятельно­сти общества и непосредственного влияния на макроэкономические показатели, в частности, на уровень инфляции. Однако степень центра­лизованного воздействия на систему ценообразования в связи зависит от уровня либерализации телекоммуникационного рынка. В условиях, когда средства связи находятся в государственной собственности, ценообразование осуществляется в декретном (директивном) порядке. В этом случае операторы-монополисты устанавливают тари­фы по согласованию с государственными органами, которые определя­ют социальные приоритеты и задачи, связанные, в основном, с предо­ставлением услуг населению по доступным ценам, а также с расшире­нием инфраструктуры сети для нужд государственных органов.

Типичным примером директивного ценообразования был порядок установления тарифов на услуги связи в бывшем СССР, где единые тарифы устанавливались централизованно Министерством связи СССР и утверждались Государственным комитетом по ценам. При разработке тарифов вначале определялись реальные среднеотраслевые затраты на производство конкретных видов услуг, к которым добавлялся мини­мально необходимый размер прибыли. С этой целью расчетным путем устанавливался общий объем прибыли по отрасли в целом, необходи­мый для реализации перспективных планов капитальных вложений, для расчета с госбюджетом, для покрытия затрат на общегосударственные нужды по управлению, обороне, выполнению социальных программ в доле, приходящейся на связь, которая утверждалась правительством страны. Кроме того, к этой сумме добавлялась расчетная величина, предусматривающая образование на предприятиях связи фондов эко­номического стимулирования и покрытия определенных внутрипроиз­водственных нужд, которые строго регламентировались.

Общая сумма расчетной прибыли распределялась вначале по подотраслям связи пропорционально стоимости основных производ­ственных фондов, а затем внутри каждой подотрасли по услугам про­порционально их себестоимости.

Затем осуществлялось, так называемое, «планомерное отклонение тарифов от стоимости» с учетом политических и социальных факторов. В результате этого большинство тарифов на услуги связи для населе­ния устанавливались ниже рассчитанной на первом этапе стоимости и даже ниже себестоимости, а тарифы на отдельные услуги, оказываемые государственным органам (в основном, аренда каналов), имели рента­бельность, превышающую сотни и даже тысячу процентов.


Таким образом, доступность базовых услуг для населения достига­лась перекрестным субсидированием, то есть компенсацией убыт­ков от их реализации по социально низким тарифам за счет повышения тарифов для потребителей государственного сектора.

Аналогичный подход к установлению тарифов используется в настоящее время в ряде стран, где телекоммуникации либо полностью находятся под контролем государства, либо оно жестко контролирует отдельные сегменты отраслевого рынка с целью обеспечения доступ­ности потребителей к определенному набору услуг, например, к универ­сальным услугам связи.

Декретные цены, устанавливаемые правительственными органа­ми, могут основываться на издержках, а могут вообще от них не зави­сеть. Компенсация убытков операторов осуществляется либо за счет бюджетных ассигнований, либо из специально образуемого фонда, либо за счет завышения тарифов на услуги, оказываемые в обществен­ном секторе потребления, либо на услуги, не являющиеся, по мнению регулирующих органов, предметом первой необходимости.

Положительной стороной этого метода является обеспечение доступности базовых услуг практически всем потребителям независи­мо от их платежеспособности. Но применение перекрестного субсиди­рования, как было сказано выше, нарушает экономическую основу ценообразования, поскольку тарифы не отражают реальной стоимости услуг, и происходит дисбаланс тарифной структуры. Кроме того, в усло­виях ценообразования в декретном порядке у телекоммуникационных операторов отсутствует стимул к снижению издержек производства, поскольку практически любая их величина закладывается в директив­ные тарифы, а, следовательно, признается общественно необходимой.

Примером установления тарифов с использованием метода дирек­тивного ценообразования в современных условиях могут служить тари­фы на универсальные услуги связи. Их расчет и утверждение для опера­торов универсального обслуживания осуществляется Федеральным агентством связи в соответствии с утвержденной Правительством РФ методикой.

В соответствии с этой методикой тариф за одну минуту местного телефонного соединения с использованием таксофона рассчитыва­ется как отношение минимального, из установленных Федеральной службой России по тарифам, размера абонентской платы в субъекте Российской Федерации к среднемесячному объему местных теле­фонных соединений абонентов сети местной телефонной связи, учи-


 



Экономика связи


Экономика связи



тываемых при расчете указанной абонентской платы. Тариф за 1 Мегабайт информации рассчитывается исходя из скорости передачи данных 19,2 кбит/с и стоимости 1 минуты местного телефонного сое­динения.

В формализованном виде расчет тарифов на универсальные услу­ги связи можно представить следующим образом.

Для одной минуты местного телефонного соединения:

Тмин = Tamin/VT

и для одного мегабайта информации при оказании услуг по пере­даче данных и доступа к сети Интернет:

Тмв = (Т- 1024 8)/19,260,

где Тмин и Тмв — величины тарифов за одну минуту местного теле­фонного соединения и 1 Мегабайт информации соответственно; Tabmin — минимальный размер месячной абонентской платы в данном субъек­те РФ; Vt — среднемесячный объем местного трафика от 1 абонента телефонной сети (в минутах); 8, 60, 1024 — коэффициенты для перево­да килобит в килобайты, секунд в минуты и килобайт в Мегабайты соот­ветственно.

Несомненным преимуществом предлагаемого порядка опре­деления тарифов является дешевизна универсальных услуги, соответственно их доступность для пользователей, поскольку для расчета используется минимальный размер абонентской платы в субъекте РФ. Низкий уровень директивных тарифов предопреде­ляет их убыточность и необходимость возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг за счет средств резерва универсального обслуживания.

По мере либерализации телекоммуникационного рынка уровень государственного вмешательства в систему ценообразования снижает­ся, и правительство регулирует тарифы на ограниченный набор услуг, имеющих социальную (жизненно важную) значимость для потребите­лей и оказываемых операторами, являющимися субъектами естествен­ных монополий. Таким образом, система тарификации начинает стро­иться на сочетании принципов государственного регулирования и сво­бодного рыночного ценообразования.


Правительственные органы устанавливают либо декретные тари­фы на регулируемые услуги, как это было показано на примере универ­сальных услуг, либо индексы их изменения по отношению к базисному уровню. При этом регулирующий орган, исходя из сложившихся уров­ней тарифов, глубины перекрестного субсидирования, общей экономи­ческой ситуации в стране, уровня удовлетворения спроса на соответ­ствующие виды регулируемых услуг, определяет задачи централизо­ванного воздействия на систему ценообразования в регулируемом сек­торе рынка услуг связи.

Основной целью тарифного регулирования в этих условиях является создание условий, обеспечивающих операторам связи ком­пенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг, тарифы на которые регулируются государством. Эта цель реализуется за счет увеличения тарифов на убыточные и низкорентабельные услуги и соответствующего пониже­ния тарифов на услуги, являющиеся источниками перекрестного субси­дирования. В конечном итоге тарифы на регулируемые услуги устана­вливаются с учетом их реальной стоимости. В общем виде формула расчета тарифа в соответствии с данным методом имеет вид:

Цт1 = ЭОЗ/ + Пнорм.1 + НДС,

где 303i — экономически обоснованные затраты на производство i-ro вида услуг; Пнорм.1 — нормативная прибыль, включаемая в тариф на i-й вид услуг; НДС — налог на добавленную стоимость, включаемый в тарифы для населения (с организаций данный налог взимается сверх установленного тарифа).

Нормативная прибыль, как и экономически обоснованные затраты, определяется в соответствии с утвержденной регулирующим органом методикой. При этом методика расчета рассматриваемых показателей для формирования регулируемых тарифов на услуги связи утверждает­ся Федеральной службой по тарифам, а для целей определения цен на услуги присоединения, услуги по пропуску трафика и универсальные услуги связи — Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.

Установление тарифов на основе данного метода является пред­почтительным для производителей услуг, поскольку тарифы полностью учитывают издержки производства, а включенная в них прибыль гаран-


 



Экономика связи


Экономика связи



тирует возврат инвестиций и возможность реализации программ, направленных на повышение социальной защищенности работников.

На монопольных рынках, где ценообразование регулируется госу­дарством, основными задачами регулирующего органа являются уста­новление порядка расчета себестоимости услуг и определение норма­тивной прибыли. Для получения максимального эффекта у производи­телей может возникнуть соблазн завышения своих издержек, включе­ние в них издержек, непосредственно не связанных с процессом созда­ния конкретных услуг. Чтобы этого не произошло, правительственные органы используют два подхода. Первый состоит в централизованном определении средних издержек на каждую услугу, на основе которых и формируется тариф. В этом случае потребитель оплачивает услуги независимо от реальных расходов операторов, которые эти услуги ока­зывает. Для получения дополнительной прибыли производители дол­жны стремиться к снижению индивидуальных издержек, что в перспек­тиве создает основу для сокращения средних издержек, поскольку они периодически пересматриваются регулирующим органом.

Трудность реализации данного подхода в нашей стране заключает­ся в том, что с учетом ее огромной территории существуют объектив­ные различия в индивидуальной себестоимости услуг операторов, работающих в конкретных регионах. Поэтому при определении тарифов на регулируемые услуги и представление их в регулирующий орган на утверждение, телекоммуникационные компании учитывают свою инди­видуальную себестоимость, определяемую по результатам ведения раздельного учета расходов.

Второй функцией регулирующего органа при использовании рассма­триваемого метода является определение нормы прибыли, включаемой в тариф. Эта норма, с одной стороны, должна стимулировать приток инвестиций в развитие традиционных и новых услуг, обеспечивать реали­зацию социальных программ операторов, а, с другой — не увеличивать тарифы до такого уровня, чтобы базовые услуги стали недоступными для потребителей с невысокой платежеспособностью. В реальных условиях она устанавливается не на основе расчетов по определенным методикам, а с учетом общей экономической ситуации в стране, политики государства в отношении темпов развития и модернизации телекоммуникационных сетей и необходимости решения социальных задач как в сфере производ­ства, так и в сфере потребления услуг связи.

Нетрудно заметить, что метод, основанный на полном учете затрат с включением в тариф нормативной прибыли, достаточно трудоемкий в


практической реализации и ориентирован на высокий уровень платеже­способности потребителей. Однако тарифы, установленные с его использованием, имеют высокую экономическую обоснованность, что выражается в сбалансированности тарифной структуры и отсутствии перекрестного субсидирования. Это создает возможность применения более прогрессивных методов ценообразования, которые даже в усло­виях государственного регулирования более полно соответствуют идеологии рыночных отношений.

Наиболее распространенным в настоящее время в странах с развитыми сетями телекоммуникаций является регулирование тари­фов по методу предельного ценообразования. Например, он при­меняется почти во всех странах Европейского союза, в США и Канаде и в ряде стран СНГ. При его использовании регулирующий орган устана­вливает для операторов индексы предельного изменения тарифов (ИПИТ) на определенный календарный период. В наиболее общем виде этот индекс определяется по формуле:

ИПИТ= /инф- Л1зф,

где 1инф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.012 с.)