Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и значение качества работы связи

Поиск

Успешная деятельность организаций в условиях рыночной эконо­мики зависит не только от общего объема выпускаемой продукции и услуг, но и от их ассортимента, соответствия технических и экономических характеристик требованиям, предъявляемым потребителями. Причем, чем более развит рынок, чем насыщеннее он становится, тем большие требования предъявляются к потребительским свойствам товаров и услуг, удобствам их приобретения и использования, экологической безопасности и эстетичности. Эти и другие свойства материальных благ определяют их качество.

Качество выпускаемой продукции для любой фирмы в любой сфере деятельности является ключевым показателем ее работы. Оно во многом определяет условия выживаемости предприятия в условиях рынка, показателем конкурентоспособности и фактором привлечения потребителей. Повышение качества способствует росту темпов научно-технического прогресса, эффективности производства, экономии всех видов ресурсов, применяемых на предприятиях.

В общем смысле под качеством понимается совокупность свойств продукции (услуг), обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Исходя из производственной функции связи, применительно к услугам отрасли качество может быть определено как их способность наиболее полно удовлетворять потребности общественного производства, органов управления, населения и других пользователей в переда­че всех видов информации.

Из приведенных определений видно, что качество — это комплекс­ное понятие, отражающее совокупность свойств, присущих конкретно­му товару или услуге. Эти свойства определяются как их назначением (физической сущностью), так и теми требованиями, которые предъявляют


пользователи к потребительной стоимости, получаемой ими в резуль­тате приобретения и потребления материальных благ.

Требования к качеству работы связи определяются той ролью и теми функциями, которые выполняет отрасль в рамках общественного разделения труда в системе государственного управления, обществен­ного производства, обороноспособности, рыночной инфраструктуры, общественной и личной жизни людей.

Инфраструктурная природа связи, всеобщий характер потребле­ния ее услуг обусловливают особую актуальность проблемы обеспече­ния качества конечного продукта отрасли, связанной со спецификой его производства и потребления. Услуга связи как полезный эффект передачи информации технологически представляет собой перемеще­ние ее во времени и пространстве с помощью различных технических средств. Потребитель выбирает определенный вид связи исходя из характера передаваемого сообщения и срочности его передачи. Невы­полнение этого требования может привести к снижению или полной потере ценности передаваемой информации, как в личном, так и в деловом секторе потребления. Особенно фактор времени важен в сфере бизнеса, где рыночные отношения с их динамизмом и сложными связями требуют высокой оперативности в доставке информации, ее обработке и принятии решений.

Многочисленные рыночные исследования, посвященные выявле­нию запросов абонентов в отношении параметров услуг связи, свиде­тельствуют о том, что в личном секторе качество услуг и качество обслу­живания для подавляющего числа респондентов занимает второе^о значимости место после стоимости услуг среди всех причин, опреде­ляющих выбор оператора и удовлетворенность его работой. Для орга­низаций, особенно коммерческих, показатели качества связи, скорости и надежности передачи информации лидируют в рейтинге факторов, формирующих спрос на услуги отрасли.

Особая роль качества работы связи определяется спецификой производства и потребления услуг. Совпадение во времени процессов создания и использования потребительной стоимости делает невоз­можным изъятие и замену услуг с нарушением качественных параметров. Весь брак в работе связи доходит до потребителей, нанося им мате­риальный и моральный ущерб. Поэтому неотделимость процессов про­изводства и потребления услуг связи выдвигает повышенные требова­ния к сохранности информации в системе связи, обеспечению ее достоверности и неизменности первоначальной формы. Искажение


 



Экономика связи


Экономика связи



смысла передаваемого сообщения может привести к принятию непра­вильного решения, неоправданным затратам, срыву ритмичности про­изводства и другим негативным последствиям.

Особое значение при передаче информации имеет соблюдение ее конфиденциальности. Тайна переписки, телефонных разговоров, поч­товых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, гарантируется Конституцией Российской Федерации. Поэтому тайна связи является неотъемлемым свойством любой услуги, которое обязаны обеспечить все операторские компа­нии, а с развитием таких видов деятельности как электронная коммер­ция конфиденциальность становится для большинства абонентов опре­деляющим параметром процесса обмена информацией.

Участие в процессе создания услуг связи нескольких операторов придает категории качества связи сетевой характер. Полная потреби­тельная стоимость создается в рамках всей сети, соответственно и качественные характеристики услуги формируются во время прохожде­ния сообщения по отдельным участкам передачи: исходящему, транзит­ному и входящему. В этих условиях важно, чтобы на каждом из них при­менялось технологически совместимое оборудование, эксплуатируем­ое на основе единых технических норм и правил, выполнение которых обеспечивало бы заданные потребительские характеристики услуги в целом.

Сетевое построение отрасли оказывает непосредственное влия­ние на скорость прохождения информации в системе связи и ее досто­верность. Наличие транзитных переприемов не только увеличивает время передачи сообщений, но и повышает вероятность внесения дополнительных искажений, снижает сохранность и достоверность информации. Поэтому схемы построения сетей связи, используемые системы узлообразования должны быть направлены на оптимизацию временных параметров передачи сообщений при одновременном сох­ранении живучести сетей и устойчивости связи.

Важным требованием потребителей к качеству работы связи является ее доступность, то есть возможность пользователей переда­вать информацию в нужное время и в нужном месте. Доступность можно рассматривать с технической и экономической точек зрения. Если потребители не имеют технических средств связи (абонентских пунктов или пунктов связи коллективного пользования) в непосред­ственной близости от их местонахождения, им требуется дополнитель­ное время, а иногда и деньги для того, чтобы добраться до предприятия


связи. Это снижает удобство в пользовании услугами, часто уменьшает их потребительную ценность из-за старения информации во времени, нередко даже приводит к отказу от услуги вообще, а значит и к потере операторами части доходов. Поэтому задачей органов связи является всемерное приближение услуг к потребителям, расширение сети пред­приятий и пунктов связи, совершенствование режимов их работы для повышения доступности и удобства пользователей.

С экономической точки зрения доступность услуг определяется тарифами, по которым они реализуются потребителям. Тарифы выра­жают потребительную стоимость услуг в денежных единицах. При этом должны учитываться не только затраты операторов на производство, но и те потребительские свойства, которые присущи конкретной услуге. В отрасли связи не может быть одноименной продукции разных сортов и разного качества, все услуги должны соответствовать установленным нормам и требованиям. Их обеспечение — сложная и дорогостоящая задача, нацеливающая компании на внедрение современных систем коммутации, передачи и распределения информации. Поэтому улучше­ние качества закономерно сопровождается повышением стоимости услуг, а значит и ростом тарифов. С учетом недостаточной платежеспо­собности основной части потребителей некоторые услуги по стоимости становятся недоступными для многих пользователей. Уменьшить отри­цательное воздействие негативных экономических последствий пере­ходного к рынку периода в отношении пользования услугами связи можно лишь на основе применения гибкой тарифной политики и зако­нодательно закрепленных мер по обеспечению социально значимыми услугами всех абонентов, независимо от их платежеспособности, на что направлено универсальное обслуживание.

Пользование услугами организаций телерадиовещания сопряжено с желанием абонентов принимать звуковые и визуальные программы с высоким качеством аудио и видеоизображения. Для этих видов услуг, наряду с надежностью, немаловажную роль играет эстетичность.

Общим свойством, предъявляемым ко всем видам товаров и услуг, является их экологическая безопасность. Поскольку услуги связи имеют невещественную форму, они сами по себе не могут быть источ­ником вредных воздействий на окружающую среду и непосредственных потребителей. В то же время деятельность организаций связи по соз­данию услуг, безусловно, связана с вероятностью негативного воздей­ствия на природу и человека. Это касается, например, электрических и магнитных излучений приемного и передающего оборудования, антенн


 



Экономика связи


Экономика связи



и др. Поэтому показатели экологической безопасности, не являясь непосредственными качественными характеристиками услуг связи, должны рассматриваться как важные компоненты качества работы связи в целом.

Таким образом, исходя из требований, которые предъявляют поль­зователи, можно сформулировать следующие общие свойства, харак­теризующие качество конечного продукта связи:

скорость передачи информации или пересылки сообщений;

точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохран­ность сообщений;

конфиденциальность передачи информации, тайна связи;

надежность и устойчивость действия технических средств и систем связи;

доступность средств и услуг связи;

удобство пользования, эстетичность и экологическая безопас­ность.

Несоблюдение любого из вышеперечисленных свойств означает потерю потребительной стоимости и ценности услуги для пользовате­ля. В этом случае высокий эффект, обеспечиваемый телекоммуника­ционными средствами в управлении, бизнесе, личной жизни, может обернуться прямыми потерями и нанести потребителям ущерб, много­кратно превышающий его затраты на оплату предоставленных услуг.

Рассмотренные положения определяют важность категории каче­ства с точки зрения потребления услуг. Однако проблема улучшения качества является не менее важной и для их производителей — органи­заций связи. Обязанность операторов предоставлять услуги связи над­лежащего качества, соответствующего установленным стандартам, техническим нормам, сертификатам, определена Федеральным зако­ном «О связи». За нарушение качественных показателей и правил обслуживания абонентов организации связи несут административную и юридическую ответственность в соответствии с действующим законо­дательством, в частности, с Гражданским кодексом Российской Феде­рации и ФЗ «О защите прав потребителей». В Законе, в частности, уста­новлена материальная ответственность производителей за оказание услуг, не обладающих установленными потребительскими свойствами. За нарушение качества услуг предприятие обязано в полном объеме возместить затраты пользователя на их оплату. Если производители не выполняют это требование добровольно, клиент имеет право обратить­ся в суд с иском о возмещении материального и морального вреда,


причиненного некачественной услугой связи. В случае признания судом правомерности иска, на организацию может быть дополнительно нало­жен штраф в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Штрафы взимаются либо в федеральный бюджет, либо могут быть в равных пропорциях поделены между бюджетом и общественными органами (обществен­ным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзами и т.п.), выступающим в суде от имени потребителя.

Все денежные выплаты — штрафы, пени, неустойки, средства воз­мещения потребителям за причиненный материальный и моральный вред — осуществляются из собственных средств организаций связи. Тем самым уменьшается размер прибыли, направляемой на материаль­ное поощрение работников, производственное и социальное развитие коллективов.

Следует также иметь в виду и то, что для телекоммуникационных компаний качество услуг часто непосредственно связано с их количе­ством. Например, при внедрении скорой системы обслуживания на междугородных телефонных станциях число разговоров может увели­читься в 2,25 — 3 раза, что соответственно увеличивает доходы за дан­ный вид услуг. Если же абонент отказывается от передачи сообщений из-за длительного времени ожидания или отсутствия связи, то это рав­носильно потере доходов. Поэтому каждый оператор связи заинтересо­ван в обеспечении необходимых потребительных свойств создаваемых услуг, наиболее полно отвечающих запросам абонентов.

Особенно проблема качества актуализируется с развитием конку­ренции, когда одну и ту же услугу или заменяющий ее аналог предлага­ют несколько компаний, а пользователь отдает предпочтение той из них, которая, на их взгляд, обеспечивает наилучшее сочетание цены и качества. Если оператор не уделяет должного внимания улучшению потребительских свойств услуг, внедрению прогрессивных форм сер­висного обслуживания, он закономерно снизит свою рыночную долю за счет оттока абонентов к конкурирующим компаниям. Подтверждением этому может служить пример европейских операторов фиксированных сетей, которые вследствие бурного развития подвижной связи, услуги которой сопоставимы по тарифам, но более привлекательны по каче­ству сервиса, потеряли более 650 тыс. абонентов.

В то же время существует авторитетное мнение о том, что привле­чение нового клиента обходится компании в 10 раз дороже, чем удер­жание старого, а возврат ушедшего стоит в 100 раз больше. Если


 



Экономика связи


Экономика связи



учесть, что Россия стоит на пороге вступления в ВТО, когда отечествен­ный рынок станет еще более открытым, а конкуренция резко усилится, то становится понятным возрастающее значение улучшения качества работы связи как приоритетного направления деятельности российских операторов для сохранения и упрочнения своих позиций на националь­ном телекоммуникационном рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.009 с.)