Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники отраслевого рынка и принципы их взаимодействия в процессе оказания услуг

Поиск

В условиях товарно-денежных отношений важнейшая фаза процесса воспроизводства, на которой произведенный товар или услуга находит своего покупателя, происходит на рынке. С этой точки зрения его можно охарактеризовать как место купли-продажи товаров или услуг. В то же время в этом процессе продавцы и покупатели вступают в экономические отношения, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Поэтому в широком смысле рынок следует рассматривать как меха­низм формирования и движения воспроизводственных связей, базирую­щийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов.

С учетом рассмотренных определений рынок услуг связи пред­ставляет собой экономическое пространство, на котором производите­ли (компании-операторы) и пользователи (физические и юридические лица) вступают в специфические отношения купли-продажи, в резуль­тате чего осуществляется сбалансированность спроса и предложения, достигаемая действием рыночных саморегуляторов и целенаправлен­ным государственным регулированием.

С практической точки зрения телекоммуникационный рынок может быть охарактеризован как внешняя среда, в которой операторы (про­давцы) реализуют свои коммерческие усилия, продают услуги и получа­ют прибыль, а потребители, покупая услуги, удовлетворяют свои запро­сы в передаче различного рода информации.

Производители (продавцы) телекоммуникационных услуг дифференцируются по видам сетей связи и территориальным сегмен­там обслуживания. Предложение на отраслевом рынке обеспечивают операторы почтовой связи, сетей фиксированной телефонной связи, сетей подвижной связи, сетей передачи данных, теле- и радиосетей, сетей кабельного телевидения и спутниковой связи. С точки зрения обслуживаемой территории выделяются операторы местной связи,


внутризоновой связи и магистральных (междугородной и международ­ной) сетей, что отражается в лицензиях компаний, осуществляющих свою деятельность в области связи.

Конвергенция связи и информатики, приведшая к образованию инфокоммуникационного сектора экономики и соответствующего товарного рынка, способствовала появлению нового участника рыноч­ного процесса — информационных провайдеров. Большинство из них специализируется на определенном виде услуг, например, элек­тронной коммерции, профессиональном консультировании, справоч-но-информационном обслуживании и др. Особое место в данной груп­пе участников инфокоммуникационного рынка занимают провайдеры, обеспечивающие возможность пользования информационными ресур­сами Глобальной сети Интернет. Они организуют обмен Интернет-тра­фиком на всех уровнях иерархии сети электросвязи от местного до магистрального с выходом на зарубежные сети.

Информационные провайдеры являются связующим звеном между владельцами информации и ее конечными потребителями, используя для этого технические средства операторов связи, то есть выступают в качестве потребителей телекоммуникационных услуг, а именно, кана­лов для пропуска информационных потоков.

Необходимо помнить, что связь имеет сложную иерархическую структуру, в которой взаимодействуют производители услуг и контента, обслуживающие различные географические и потребительские сег­менты. Без такого межсетевого взаимодействия услуга конечному потребителю вообще не может быть оказана. Например, если абонент местной телефонной сети хочет осуществить междугородный телефон­ный разговор, то в процессе установления соединения будут задей­ствованы технические средства операторов местной, внутризоновой и междугородной связи. При организации связи между абонентами фик­сированных и подвижных сетей также используются ресурсы несколь­ких телекоммуникационных компаний, являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами.

В этих условиях для обеспечения целостности сети связи общего пользования, ее устойчивого функционирования и предоставления воз­можности потребителям доступа к услугам различной территориальной иерархии должен соблюдаться определенный порядок присоединения сетей различных операторов и их организационно-технического и эко­номического взаимодействия. В соответствии с действующим законо­дательством каждый оператор, имеющий лицензию, имеет право на


 



Экономика связи


Экономика связи



присоединение к сети общего пользования. Для реализации этого права все действующие операторы обязаны организовать точки при­соединения, то есть технические средства, с помощью которых осу­ществляется физическое подключение сетей и обеспечивается воз­можность пропуска трафика между ними. При этом каждый оператор должен обеспечить техническую возможность присоединения других сетей и организовать точки присоединения в соответствии с его поло­жением в иерархической структуре СОП.

Например, в обязанности операторов сети междугородной и меж­дународной телефонной связи вменяется оказание услуг присоедине­ния операторам других аналогичных сетей, а также сетей фиксирован­ной зоновой связи и сетей подвижной связи на основе создания точек присоединения в каждом субъекте Российской Федерации. Оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения опе­раторам междугородной и международной телефонной связи, сетей зоновой телефонной и сетей подвижной связи, сетей местной телефон­ной связи и сетей передачи данных. При этом точки присоединения должны быть созданы в административном центре и в каждом муници­пальном районе субъекта Российской Федерации, на территории кото­рого функционирует эта сеть. Оператор местной телефонной связи на основе организации точек присоединения в каждом муниципальном образовании обслуживаемой территории обязан предоставлять соот­ветствующие услуги другим операторам местной телефонной связи, операторам сетей передачи данных и сетей фиксированной зоновой телефонной связи.

Взаимоотношения операторов в процессе присоединения сетей и дальнейшего взаимодействия при оказании сетевых услуг строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодатель­ством. В договорах о присоединении в обязательном порядке устана­вливаются права и обязанности каждого оператора, а также опреде­ляются существенные условия присоединения сетей и их взаимодей­ствия. В их число входят технические, экономические и информа­ционные условия.

Технические условия определяют следующие характеристики: уровень присоединения; местонахождение точек присоединения и их технические параметры; объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению; порядок пропуска трафика по сетям электросвязи; порядок эксплуатационно-технического обслуживания оборудования и линий связи и некоторые другие.


Экономические условия присоединения содержат перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на них, а также порядок расчетов между операторами за эти услуги. Для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользова­ния, цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика регу­лируются государством. При этом в соответствии с ФЗ «О связи» к дан­ной категории относятся операторы, которые вместе с аффилирован­ными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории страны не менее чем 25 % монтированной емкости либо имеют возможность осуществлять пропуск не менее 25 % трафика. В остальных случаях цены, используемые при межсетевом взаимодействии, устанавливаются операторами на договорной основе. К числу информационных условий относятся состав и порядок передачи операторами друг другу баз данных об абонентах своих сетей, необходимых для осуществления расчетов за услуги связи и рассмо­трения претензий, а также требования о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.

Таким образом, технологические особенности процесса производ­ства сетевых услуг электросвязи обусловливают присутствие на отра­слевом рынке специфического сегмента услуг промежуточного потре­бления, оказываемых операторами друг другу в процессе их взаимо­действия. То есть сами операторы, выступающие на рынке в качестве поставщиков услуг конечным пользователям, являются потребителями услуг присоединения и пропуска трафика и строят межсетевое взаимо­действие на рыночных принципах.

Потенциальная емкость данного сегмента телекоммуникационного рынка весьма значительна. На конкурентных рынках Западной Европы в общем объеме доходов операторов удельный вес доходов от услуг при­соединения достигает 30 процентов. В практике отечественных компа­ний значительно больший удельный вес доходов от данного класса услуг имеют операторы междугородной и международной телефонной связи. Например, в ОАО «Ростелеком» в 2005 г. доходы от услуг присо­единения и пропуска трафика составили свыше 77 % от общего их объе­ма, в то время как в межрегиональных компаниях ОАО «Связьинвест» эта доля не превышала 12 процентов. В дальнейшем по мере полной реализации положений нормативно-законодательных актов по вопро­сам присоединения сетей и их взаимодействия следует ожидать изме­нения структуры доходов в сторону увеличения доли от услуг присоеди­нения и пропуска трафика.


 



Экономика связи


Экономика связи



Северо-Западный
Уральский
Дальневосточный
Сегменты рынка услуг по видамсвязи
Междугородная телефонная связь
Городская телефонная связь

В подотрасли почтовой связи экономические взаимоотношения национального оператора ФГУП «Почта России» с другими субъектами предпринимательской деятельности с учетом сферы его ответственно­сти, охватывающей всю территорию страны, выходят за рамки отрасле­вых. Для обеспечения доставки почтовых отправлений ФГУП «Почта России» использует средства воздушного, железнодорожного, автомо­бильного и других видов транспорта, принадлежащего организациям соответствующих ведомств. Взаимодействие почтового оператора с этими организациями также осуществляется на основе заключения договоров, в которых устанавливаются виды услуг, оказываемых пере­возчиками почты, цены на них и порядок расчетов за объемы перевози­мых почтовых отправлений с учетом особенностей используемых для этого транспортных средств.

С учетом действующей в инфокоммуникационном секторе системы управления и регулирования, состояние и динамика рыночной среды во многом определяется государством, роль которого следует рассма­тривать в нескольких аспектах.

С одной стороны, государственные органы являются потребителями инфокоммуникационных услуг и субъектами формирования совокупного спроса. С другой стороны, государство является непосредственным соб­ственником значительного числа объектов связи (например, ФГУП «Почта России», ФГУП «Космическая связь») или держателем пакетов акций (например, в ОАО «Связьинвест»). В последнем случае соответствующие органы проводят государственную политику в области технического, эко­номического, инвестиционного развития с целью получения максималь­ного эффекта от производственной и коммерческой деятельности. И, наконец, государственные структуры на всех уровнях управления призва­ны создавать условия для всемерного развития социально-производ­ственной инфраструктуры, включая связь, с целью обеспечения возмож­ности реализации конституционного права доступа к информации всем категориям пользователей. Используя методы прямого и косвенного регулирования, государство создает благоприятные условия для форми­рования и развития рынка связи, способствует достижению его сбаланси­рованности и решению на этой основе важнейших социально-экономиче­ских задач с учетом роли инфокоммуникаций во всех сферах жизнедея­тельности современного общества.

Существенным результатом государственного воздействия на рынок связи через механизмы лицензирования и антимонопольного регулирования является создание в телекоммуникационном секторе


 


конкурентной среды. За период либерализации экономики уполномо­ченными государственными органами выдано свыше 26 тысяч лицен­зий на деятельность в области связи, и в настоящее время нет практи­чески ни одного товарного сегмента отраслевого рынка, где бы услуги оказывались только одной компанией. Бурное развитие конкуренции обусловило устойчивую тенденцию перераспределения рыночных долей между традиционными и новыми операторами, что подтвержда­ется данными, приведенными в таблицах 4.1 и 4.2.

Таблица 4.1
Доли рынка услуг связи традиционных и новых операторов по
____________________ федеральным округам

Федеральные округа

Доли доходов операторов связи, %

2005 г.

Г.

традиционные новые

традиционные новые

48,2
35,2
64,8

51,8

Центральный
38,1
31,6
68,4

61,9

Приволжский
71,0
49,5
50,5

29,0

Южный
68,7
42,9
57,1

31,3

71,0
56,6
43,4

29,0

Сибирский
71,9
48,8
51,2

28,1

79,4
49,1
50,9

20,6

Рыночные

Таблица 4.2 доли традиционных и новых операторов по подотраслевым сегментам

Доли доходов операторов связи,~%~

2001 г.

2005 г.

традиционные новые^

традиционные новые

Почтовая связь
2,9
96,5
3,5
Документальная электросвязь

97,1

73,0
26,3
73,7

27,0

23,6
74,5
25,5

76,4

23,3
73,2
26,8

76,7

Сельская телефонная связь
1,8
97,9

98,2

98,0
2,0

Проводное вещание 98,2

Радиосвязь, радиове­щание, телевидение и спутниковая связь
16,9
70,8
83,1

29,2

97,8
2,6
97,4

Подвижная радиоте-
лефонная связь 2,2


 



Экономика связи


Экономика связи

10 3-907



В большинстве федеральных округов рыночная доля новых опера­торов по доходам от услуг связи превышает 50 %, особенно весомый их вклад имеет место в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Что касается подотраслевых сегментов рынка, то доминирую­щее положение традиционных операторов пока сохраняется при оказа­нии услуг почтовой связи, междугородной и местной (городской и сель­ской) телефонной связи, а также проводного вещания. Новые операто­ры превалируют на сегментах, связанных с предложением инновацион­ных услуг, имеющих высокий потребительский спрос. Быстро реагируя на запросы пользователей и изменение рыночной конъюнктуры, они укрепляются в своем сегменте и быстро растут, затем проникают в дру­гие сектора, в том числе и традиционные.

Таким образом, конкуренция является решающим стимулом быстрого внедрения новых технологий, освоения новых территориаль­ных сегментов, развития базовых сетей, улучшения качества услуг и качества обслуживания потребителей.

Продолжающаяся демонополизация отрасли создает принципи­ально новую рыночную среду в сегментах, традиционно рассматривае­мых как естественная монополия. К началу 2006 г. уполномоченным федеральным органом операторам было выдано 20 лицензий на оказа­ние услуг междугородной телефонной связи, что положило конец моно­полии ОАО «Ростелеком» и создало предпосылки для исключения его из реестра субъектов естественных монополий и применения по отноше­нию к компании адекватных методов государственного регулирования. Что касается межрегиональных компаний ОАО «Связьинвест», то их доминирующее положение на рынках местной телефонной связи сох­ранится, по мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы, как минимум в течение ближайших пяти лет.

Характеризуя тенденции развития отраслевого рынка и оценивая развитие конкуренции в качестве неоспоримого преимущества для повышения объемов предложения услуг, расширения их номенклатуры, роста доступности потребителей к сети связи и удовлетворения плате­жеспособного спроса, следует иметь в виду, что свободный выход на рынок все большего числа новых компаний не всегда является факто­ром эффективного использования телекоммуникационной инфраструк­туры. Подтверждением этому может служить следующий пример. Из нескольких тысяч операторов, имеющих лицензии на оказание услуг электросвязи, 100 наиболее крупных обеспечивают около 97 % доходов отрасли. Это означает, что для основной части лицензиатов характерна


крайне низкая концентрация капитала и, как следствие, отсутствие средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем большое число поставщиков услуг, объединенных в сеть общего пользования, суще­ственно усложняет схему межоператорского взаимодействия и систему расчетов за взаимно предоставляемые технические ресурсы для пропуска трафика.

Наряду с операторскими компаниями в отрасли функционирует порядка 200 провайдеров, которые не имеют своих сетей, а, оперируя различными приложениями, занимаются продвижением услуг и их про­дажей конечным потребителям. Для сравнения, в Японии сеть электро­связи образуют 10 операторов, а число провайдеров превышает 40 тысяч. В странах Западной Европы число провайдеров на порядок ниже, но тенденция роста их числа и сокращения компаний, владеющих сетевыми ресурсами, прослеживается достаточно четко.

Можно предполагать, что рассмотренные тенденции структурных изменений на зарубежных телекоммуникационных рынках будут также характерны в ближайшие годы и для отечественного отраслевого рынка. По мнению специалистов, для России оптимальное число теле­коммуникационных компаний, ответственных за развитие и поддержку инфраструктуры, составляет 200 — 300 крупных операторов, а количе­ство провайдеров может достигать нескольких десятков тысяч.

Еще одной тенденцией развития отраслевого рынка являются более высокие темпы роста и повышение доли в доходах отрасли новых, конвергентных услуг, оказываемых с использованием инфоком-муникационных технологий. Наиболее перспективным и динамичным является российский сегмент Интернет (Рунет), число пользователей которого ежегодно увеличивается на 25 — 30 процентов. Это актуали­зирует проблему подготовки операторами своих сетей для обработки и пропуска трафика, который порождается информационными услугами. В первую очередь, речь идет о внедрении технологий, обеспечивающих широкую полосу пропускания в транспортной сети, а также применение иной, чем коммутация каналов, технологии распределения информа­ции.

Поскольку важнейшей целью формирования рыночных отношений является переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», особая роль в процессе производства и потребления услуг принадлежит их конечным потребителям, включающим абонентов и пользователей. Различие между этими двумя категориями состоит в том, что оказание услуг абонентам осуществляется на основе заключенных договоров с


 



Экономика связи


Экономика связи



выделением для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Пользователем же является лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи без заключения постоянного догово­ра на их оказание. Например, потребитель, имеющий дома телефон, является абонентом местной телефонной сети, но он же, осуществляя местное соединение с помощью уличного таксофона, становится поль­зователем этой сети.

Конечными потребителями инфокоммуникационных услуг являются государственные органы, коммерческий сектор и населе­ние. Каждая из перечисленных групп отличается особой мотивацией потребительского поведения, приверженностью к конкретным видам услуг и средств связи, требованиями к качественным параметрам, способам обслуживания и другими характеристиками. Именно конеч­ные потребители определяют спрос на инфокоммуникационном рынке, побуждая операторов внедрять новые технико-технологические решения, расширять сети и спектр предлагаемых услуг, наделяя их новыми потребительскими свойствами. В свою очередь технологиче­ский прогресс в сфере связи и информатики, совершенствование методов обслуживания абонентов, гибкая тарифная политика являются важнейшими факторами формирования потребительского спроса на традиционные и новые услуги. Такое взаимное воздей­ствие поставщиков и потребителей услуг влияет на соотношение спроса и предложения, складывающегося на отраслевом рынке, и определяет тенденции его развития.

Развивающаяся конкуренция, демонополизация рынка дальней связи, совершенствование отраслевого законодательства направлены на повышение доступности услуг абонентам и пользователям, внедре­ние наиболее удобных и эффективных форм их предоставления и опла­ты. Например, с начала 2004 г. абоненты категории «население» имеют возможность оплаты предоставления доступа к сети с рассрочкой пла­тежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем 30 % от установленной платы, если данная услуга предоста­вляется оператором, включенным в реестр субъектов естественных монополий. Абонентам-гражданам также дано право выбора абонент­ской или повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи. Кроме того, все операторы сети общего пользования обязаны предоставлять бесплатно и круглосуточно определенные информа­ционно-справочные услуги, перечень которых устанавливается прави­лами оказания конкретных видов услуг.


С 2006 г. абоненты также имеют право выбора оператора дальней связи при осуществлении междугородных и международных соедине­ний. Этот выбор может быть как постоянным, когда предпочтительная компания указывается в договоре между абонентом и оператором, пре­доставляющим ему доступ к сети, либо выбор осуществляется при каж­дом вызове.

Для практической реализации прав абонентов операторы связи расширяют сферу своего взаимодействия, обеспечивая большие удоб­ства для потребителей при пользовании сетевыми услугами. Так, опе­раторы подвижной связи, несмотря на жесткую конкуренцию в данном сегменте рынка и острую борьбу за клиентов, на основе договоров о межсетевом взаимодействии обеспечивают абонентам своих сетей возможность бесплатного роуминга с подвижными абонентами конку­рирующих компаний. Операторы, имеющие лицензии на оказание услуг местной телефонной связи, выполняют на основе агентских договоров большой объем работ в интересах операторов междугородной и между­народной телефонной связи в части обеспечения биллинга, выставле­ния и доставки абонентам счетов, работы с должниками и др.

Таким образом, отечественный рынок связи отличается большим разнообразием технико-технологических и организационно-экономи­ческих аспектов межсетевого взаимодействия его участников, деятель­ность которых направлена на постоянное совершенствование каче­ственных параметров сетей и потребительских свойств традиционных и новых услуг для наиболее полного удовлетворения спроса на них со стороны потребителей. Важную роль при этом играет система регули­рования взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности отра­слевого рынка, которая постоянно совершенствуется с целью адекват­ного отражения реальных условий, складывающихся в процессе произ­водства и потребления услуг в динамично развивающейся рыночной среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.016 с.)