Классификационные признаки услуг связи и их характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификационные признаки услуг связи и их характеристики



 

Признаки классификации услуг Классификационные характеристикиуслуг
По характеру создаваемого Услуги в форме передачи единичных сообщений.
потребительского эффекта Предоставление абонентского устройства доступа к
  сети или технических средств в пользование
  (аренду)
По потребительским свойствам Основные
  Дополнительные
По виду передаваемой информации Текст
  Голос
  Изображение
  Мультимедиа
По виду доступа Доступ в течение определенного времени
  Фиксированный доступ
  Подвижный доступ
По территориальному охвату Услуги местной связи
пользователей Услуги внутризоновой связи
  Услуги междугородной связи
  Услуги международной связи
По способу обмена информацией Односторонний
  Двухсторонний (интерактивный)
По скорости обмена Простые
  Срочные
  Низкоскоростные
  Высокоскоростные
По уровню доступности потребителям Общедоступные
  Универсальные
По характеру использования Услуги конечным потребителям
  Услуги доступа и передачи трафика
По стадии (фазе) жизненного цикла Традиционные
  Новые(инновационные)

По используемому механизму Услуги, тарифы на которые регулируются

ценообразования государством

Услуги, тарифы на которые устанавливаются операторами самостоятельно

______________________________ Бесплатные услуги ________________________

В первом случае потребительной стоимостью является эффект от передачи сообщения, во втором — эффект, обеспечиваемый действием


 



Экономика связи


Экономика связи



устройства связи, используемого постоянно или в течение определен­ного времени для передачи информации.

По своим потребительским свойствам услуги в форме предоставле­ния технических средств доступа или сдачи их в аренду являются наи­более удобными и максимально приближенными к пользователям. Они создают значительную экономию времени при обмене информацией, обеспечивают возможность быстрого ее анализа, выработки адекват­ного решения и оперативного ответа на исходное сообщение. В ряде случаев наличие у абонента технического устройства позволяет ему пользоваться услугами различных видов и подотраслей. Например, имея телефонный аппарат, потребитель может не только осуществлять местное телефонное соединение, но и пользоваться междугородной и международной телефонной связью, сделать заказ на передачу теле­граммы, а при соответствующем дооборудовании — передавать факси­мильные сообщения и пользоваться услугами электронной почты. Эти свойства и возможности, которые обеспечиваются при пользовании услугами в форме технических устройств, определяют их очевидные преимущества по сравнению с услугами в форме обмена. Поэтому не случайно во всем мире, в том числе и на отечественном рынке телеком­муникационных услуг наблюдается тенденция к снижению доли услуг в форме обмена и существенному росту удельного веса услуг в форме предоставления технических устройств.

Потребительские свойства услуг учитываются также при их делении на основные и дополнительные. Основные услуги отражают конечную цель процесса передачи информации, а дополнительные придают основным услугам некоторые новые потребительские свой­ства, делающие их более удобными и эффективными при использова­нии. Например, при осуществлении междугородного телефонного раз­говора могут быть оказаны такие дополнительные услуги, как вызов определенного лица, наведение справки о номере телефона абонента другого города, оплата разговора за счет вызываемого абонента и др. По мере совершенствования технико-технологической базы производ­ства, многие основные услуги совершенствуются и дополняются раз­личными потребительскими свойствами. Так, предоставление доступа к сети местной телефонной связи, использующей электронные системы коммутации, дает возможность абоненту осуществлять переадресовку соединения на другой телефон данной сети, сделать запрет на входя­щие соединения от определенных абонентов, использовать телефон «в режиме будильника» и иметь многие виды других дополнительных услуг.


В зависимости от вида передаваемой информации услуги связи могут быть разделены на четыре группы: передача текста (телеграмма, факс, электронная почта), голоса (телефонная связь), изображения (телевидение, Интернет) и услуги мультимедиа (объединение в одной услуге данных, голоса и изображения). Для оказания первых трех групп услуг операторы могут использовать раздельные коммутируемые сети передачи данных, телефонной связи и видеоинформации. В условиях интеграции и конвергенции сетей и служб для передачи всех трех видов информации создается единая коммутируемая сеть, позволяющая ока­зывать гибридные мультимедийные услуги, которые в англоязычной литературе называются «triple-play services». Такие услуги объединяют в себе голос, видеоизображение (текст, графика, анимация, реальные объекты) и данные и имеют необычайно высокий рыночный потенциал с точки зрения роста доходов операторов.

По виду доступа различают услуги с доступом в течение опреде­ленного времени (передача почтовых отправлений, телеграмм, услуги, оказываемые с таксофонов и в пунктах коллективного доступа к сети Интернет); услуги фиксированного доступа (услуги фиксированных телефонных сетей, передачи данных, персонального доступа в Интер­нет); услуги подвижного доступа (подвижная радиотелефонная связь, пейджинговая связь).

По способу обмена информацией услуги связи носят односто­ронний или двусторонний характер. К первой группе относятся тради­ционные услуги радиовещания и телевидения. Типичными представи­телями услуг с двусторонним обменом информацией являются теле­фонная и видеотелефонная связь, передача данных и Интернет, видео и аудиоконференции. Внедрение новых технологий в телекоммуникациях обеспечивает придание услугам интерактивных свойств, которые в про­цессе двустороннего обмена информацией обеспечивают пользовате­лям возможность управления отдельными параметрами услуг в режиме реального времени: видео по требованию (фильмы, новости, музыка); интерактивные игры, телепродажа, телемедицина, телеобучение и др.

В зависимости от скорости пересылки отправлений услуги могут быть простыми (обыкновенными) и срочными (срочные телеграм­мы, внутризоновые и междугородные телефонные разговоры) и от ско­рости передачи информации по сети электросвязи — низкоскорост­ные (телефонная связь, низкополосный Интернет, подвижная связь вто­рого поколения — 2G) и высокоскоростные (широкополосный Интернет, подвижная связь третьего поколения — 3G). К широкополосным также


 



Экономика связи


Экономика связи



относятся услуги цифровых сетей с интеграцией служб — ISDN, обеспе­чивающие передачу всех типов информации, включая голос, текст и изображение со скоростью 64 кбит/с и выше. Увеличение скорости пересылки сообщений и передачи информации обеспечивает суще­ственное улучшение потребительских свойств и качественных параметров соответствующих услуг.

По территориальному охвату пользователей все услуги делятся на внутренние и международные. Предоставление потребителям вну­тренних (местных, внутризоновых, междугородных) услуг осуществля­ется в соответствии с правилами оказания конкретного их вида, утвер­ждаемыми Правительством Российской Федерации. Производство и оказание международных усЛуг должно соответствовать нормам и пра­вилам, установленным международными организациями в области связи, в том числе Международным союзом электросвязи и Всемирным почтовым союзом.

По уровню доступности потребителям можно выделить услуги общедоступные, оказываемые операторами сети общего пользования в соответствии с полученной лицензией и в которых они при наличии технической возможности не могут отказать пользователю, и универ­сальные, оказание которых на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания (более подробному рассмотрению универсальных услуг посвящен раз­дел 4.4).

Характер использования услуг определяется целью потребления создаваемого эффекта и этапами их производства. Услуги конечным пользователям охватывают все этапы производственного процесса (исходящий, транзитный и входящий) передачи информации (сообще­ний) между абонентами или пользователями. Они являются закончен­ными, обладают всеми потребительскими свойствами в соответствии с их физическим содержанием и используются для удовлетворения лич­ных, производственных или общественных потребностей. Услуги при­соединения и передачи трафика — это результат деятельности по удо­влетворению потребностей операторов в организации взаимодействия сетей, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Перечень, приведенный в приложении к данной главе, свидетельствует о существенной специфике услуг присоедине­ния и пропуска трафика с точки зрения стадий их производства, кото-


рые охватывают отдельные его этапы: непосредственное физическое соединение взаимодействующих сетей, обслуживание инициированно­го (исходящего) вызова, транзитного вызова и вызова завершения (вхо­дящего) на различных уровнях присоединения сетей. Сфера практическо­го применения данного класса услуг ограничивается системой взаимо­расчетов между операторами, участвующими в создании сетевых услуг.

По стадии (фазе) жизненного цикла все услуги можно разделить на традиционные и новые (инновационные). К традиционным услугам относятся те из них, спрос на которые в основном удовлетворен (кривая спроса находится на стадии насыщения) или снижается (фаза спада) с учетом появления взаимозаменяемых услуг. В числе традиционных услуг следует отметить услуги почтовой связи (за исключением услуг, оказываемых с использованием ИТ-технологий), передачу телеграмм и услуги проводного вещания. К этой же группе относятся услуги местной телефонной связи, уровень развития которых в ряде территориальных сегментов приблизился к насыщению, тем более что с учетом быстрых темпов продвижения в регионы подвижной связи потребность в теле­фонах фиксированных сетей неуклонно сокращается.

Новые (инновационные) услуги — это услуги, находящиеся на ста­диях вывода их на рынок и устойчивого роста объемов потребления. В их числе можно выделить услуги подвижной связи и доступа к сети Интернет в территориальных сегментах с низким достигнутым уровнем их потребления, услуги интеллектуальных сетей, услуги мультимедиа. Таким образом, одна и та же услуга в различных территориальных и потребительских сегментах может характеризоваться и как традицион­ная, и как новая. Например, услуги подвижной связи сетей 2G для сто­личных регионов с плотностью 80 и более сотовых телефонов на 100 жителей, то есть с практически полным удовлетворением платежеспо­собного спроса, могут быть отнесены к традиционным, а для регионов страны, не охваченных сетями подвижной связи, или где только начина­ет разворачиваться сотовый бизнес, рассматриваемая услуга является новой.

С точки зрения ценообразования все услуги связи делятся на платные, реализуемые потребителям по регулируемым и нерегулируе­мым тарифам, и бесплатные. Перечень (номенклатура) платных услуг представлен в Прейскурантах тарифов на услуги связи. Перечень услуг, тарифы на которые регулируются государством, определяется уровнем монополизма соответствующего товарного рынка, степенью удовле-


 



Экономика связи


Экономика связи



творения общественных и личных потребностей в услугах конкретного вида, платежеспособностью отдельных категорий пользователей. К услугам данного вида относятся универсальные услуги, услуги обще­доступной почтовой и электрической связи, оказываемые оператора­ми, включенными в реестр субъектов естественных монополий, пере­чень которых утверждается Правительством Российской Федерации (перечень приведен в приложении к данной главе).

К числу услуг, цены на которые регулируются государством, отно­сятся также услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

К так называемым «нерегулируемым» услугам относятся все остальные их виды, тарифы на которые устанавливаются производите­лями в зависимости от соотношения между спросом и предложением, уровня конкуренции, платежеспособности потребителей и других рыночных ценообразующих факторов.

К бесплатным услугам относятся передача служебных сообщений между органами управления и регулирования связи и хозяйствующими субъектами, а также обмен служебной информацией между последни­ми.

Для характеристики объемов услуг связи используются натураль­ный и стоимостной методы измерения. Натуральный измеритель основан на применении показателей, характеризующих физическую (потребительную) сущность услуг. Это, например число писем, теле­грамм, минут переданного речевого трафика, страниц факсимильных сообщений, количество обслуживаемых абонентских линий, трансля­ционных радиоточек и т.д. В отношении услуг мультимедиа, объединяю­щих передачу звуковой, видеоинформации и данных, а также информа­ции, переданной по сети Интернет, в качестве.натуральных единиц измерения установлен Мегабайт (Мбайт) информации. Натуральные измерители всех видов услуг представлены в соответствующих номен­клатурах и прейскурантах платных услуг.

Натуральные показатели должны быть простыми и понятными в применении, как для производителей, так и для потребителей услуг. Они не только характеризуют общий объем услуг, созданных за конкрет­ный промежуток времени, но и отражают производственную мощность компании. На их основе может быть дана оценка уровня потребления услуг каждого вида и степень удовлетворения спроса со стороны або­нентов и пользователей различных категорий. Натуральные показатели объема услуг лежат в основе разработки инвестиционных программ и планов стратегического развития операторов. С учетом натуральных


показателей услуг осуществляется проектирование объектов связи и схем построения сетей связи страны.

Натуральный измеритель имеет большое значение для определе­ния объема работ организаций связи и их филиалов по созданию услуг на отдельных этапах передачи сообщений. Данные о числе исходящих, транзитных, входящих сообщений, объемах переданной информации, количестве обслуживаемого оборудования и каналов связи необходи­мы для расчета численности производственного персонала по профес­сиям и специальностям, для определения потребности в аппаратуре и сооружениях связи, нормирования материальных ресурсов, оценки использования основных фондов и производственных мощностей.

Несмотря на столь обширную сферу применения натуральных показателей услуг связи, их бывает недостаточно для решения всех аспектов планово-экономической работы. Это объясняется тем, что номенклатура услуг связи очень широка, а натуральный измеритель не дает возможности сведения (соизмерения) различных потребительных стоимостей в один агрегированный показатель. Для этой цели приме­няется стоимостной (денежный) измеритель, универсальность кото­рого состоит в том, что он позволяет всю совокупность разнообразных услуг связи выразить в едином измерителе — денежных единицах.

В качестве стоимостного измерителя общего объема услуг при­нят показатель доходов от услуг связи, который определяется на основе натуральных показателей платных услуг и усредненных тари­фов (средних доходных такс). По аналогии с промышленностью этот показатель характеризует объем произведенной продукции в денеж­ном выражении. Стоимостной измеритель в отраслевой экономике имеет обширную область применения. На его основе определяется объем услуг в целом по организациям связи, акционерным обще­ствам, межрегиональным компаниям и т.п., по каждой подотрасли и по отрасли связи в целом. Он является базой для разработки доход­ной части в рамках бюджетного планирования, а также для расчета важнейших экономических показателей — производительности труда, себестоимости, фондоотдачи, прибыли. Его используют в качестве укрупненного измерителя при определении отдельных составляющих расходов по обычным видам деятельности, которые несут операторы в процессе оказания услуг потребителям и эксплуа­тации средств связи.

Однако денежный измеритель услуг связи, как и любой стоимо­стной показатель, подвержен зависимости от инфляционных процес-


 



Экономика связи


Экономика связи



сов. Поэтому при использовании его или показателей, рассчитанных на основе доходов от услуг связи, для изучения динамики за несколько периодов, построения трендов, определения среднегодовых темпов изменения и других планово-аналитических целей необходимо разно­временные значения стоимостных показателей приводить в сопостави­мые условия с помощью специальных статистических методик.

В филиалах и структурных подразделениях организаций связи для целей внутрипроизводственного планирования, разработки нормиро­ванных заданий, оценки результатов деятельности отдельных цехов, участков и др. используется условно-натуральный измеритель. На его основе можно соизмерить натуральные показатели услуг связи, близкие по своему физическому содержанию, но имеющие различную потребительную стоимость и неодинаковые затраты на создание, например, международные и междугородные телефонные разговоры; телефонные аппараты, установленные в организациях и у населения, индивидуального и коллективного пользования и т.п. Еще одной важной областью применения данного измерителя является соизмерение объемов работ по созданию услуг связи на различных этапах передачи сообщений, выполняемых в рамках одного структурного подразделе­ния. Например, с помощью данного измерителя можно определить общий объем работ цеха сортировки посылок прижелезнодорожного почтамта, где одновременно обрабатываются исходящие, транзитные и входящие посылки, или коммутаторного цеха междугородной телефон­ной станции, в котором осуществляется прием заказов на междугород­ные разговоры и обслуживаются исходящие и входящие соединения. То есть, с одной стороны, условно-натуральный измеритель в определен­ной мере позволяет свести в один комплексный показатель разные виды работ, а с другой, — он не подвержен ценовым колебаниям и его не нужно приводить в сопоставимые условия в случае изучения в дина­мике.

При определении объема услуг (работ) в условно-натуральном выра­жении одна из них принимается за основу, а все другие (однородные) соизмеряются с ней с помощью коэффициентов приведения. Эти коэф­фициенты могут быть рассчитаны на основе сопоставления трудовых зат­рат на выполнение конкретного вида работ и аналогичного показателя по виду работ, принятого за основу приведения. Затем значения натуральных показателей умножаются на соответствующий коэффициент приведения, а сумма этих произведений определяет общий объем работ производ­ственного подразделения в условно-натуральных единицах.

 

Экономика связи


Пример. В аппаратном цехе телеграфа в отчетном периоде было обработано 30 тыс. исходящих, 120 тыс. транзитных и 50 тыс. входящих телеграмм. Нормативные затраты времени на обработку одной теле­граммы на каждом этапе соответственно равны 0,9 мин., 1,7 мин. и 0,4 мин. Если за основу приведения принять обработку исходящих телеграмм, то для остальных видов работ коэффициенты приведения будут равны: для транзитных телеграмм — 1,7: 0,9 = 1,9; для входя­щих — 0,4: 0,9 = 0,4. Объем работ аппаратного цеха в условно-нату­ральном выражении составит 30 ■ 1 + 120 ■ 1,9 + 50 ■ 0,4 = 278 тыс. при­веденных телеграмм.

Учет и анализ услуг связи с помощью различных способов их выра­жения имеет большое значение не только для оценки достигнутых результатов деятельности операторов связи, но и для целей прогнози­рования и планирования их производственной программы.

ОСНОВЫ ПРОГНОНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ УСЛУГ

Эффективность выполнения отраслью своей производственной и социальной миссии во многом определяется сбалансированностью между уровнем развития сетей и потребностями пользователей в пере­даче конкретных видов информации, обусловленными их платежеспо­собностью. Поэтому определение объемов услуг в разрезе их номен­клатурных позиций на перспективу на основе научного прогноза зани­мает ведущее место при формировании стратегии развития инфоком-муникационного комплекса.

В условиях рыночной экономики прогнозирование рынка услуг, то есть научное предвидение траектории изменения его важнейших характеристик, связано, прежде всего, с оценкой спроса в исследуе­мом будущем периоде. Именно перспективный спрос на конкретные услуги определяет долгосрочную стратегию развития отдельных подотраслей, кладется в основу формирования Концепций развития отдельных видов связи, устанавливает приоритеты производственного развития телекоммуникационных компаний с тем, чтобы номенклатура, количественный и качественный состав предлагаемых услуг в наиболь­шей степени соответствовали запросам потребителей.

При прогнозировании объемов услуг используется значительное число методов, область применения которых зависит от особенностей

Экономика связи 161

11 3-907


объекта прогноза. Так, при определении прогнозных значений объемов традиционных услуг приоритет отдается количественным методам экстраполяции и корреляционно-регрессионного моделирования, в основе которых лежат оценки достигнутого уровня потребления услуг и учет влияния совокупности факторов, определяющих спрос на них в перспективном периоде.

При определении на перспективу объемов новых услуг, только выводимых на рынок, когда спрос на них не сформирован и отсутствует информация о фактическом потреблении, применяются, как правило, качественные методы логического моделирования, экспертных оценок, исторических аналогий и др., которые с достаточной вероятностью позволяют оценить потенциал новых товарных рынков.

Во всех случаях качество прогноза, то есть его точность во многом определяется полнотой учета факторов, влияющих на объемы и дина­мику потребления услуг. Совокупность таких факторов по отношению к производителям услуг можно разделить на внешние и внутренние. Среди внешних факторов, в наибольшей степени влияющих на перс­пективную потребность в средствах и услугах связи, следует выделить макроэкономические, технологические и демографические.

В числе макроэкономических факторов особое значение имеют рост валового внутреннего продукта (ВВП) и душевых доходов потреби­телей, оба из которых играют положительную роль в повышении спроса и росте объема услуг.

Рост валового внутреннего продукта ведет к пропорциональному росту объема произведенной в стране информации. В формализован­ном виде эта закономерность выражается следующим образом:

V = A- ВВП,

где V — объем информации в битах; А — коэффициент пропорцио­нальности, экономический смысл которого состоит в том, что он харак­теризует количество информации, вырабатываемую на одну денежную единицу ВВП.

Согласно расчетам, проведенном в Центральном научно-исследо­вательском институте связи (ЦНИИС), коэффициент А для отечествен­ного рынка телекоммуникаций равен 3,7-10 е. Используя это значение, а также данные Минэкономразвития РФ о прогнозе ВВП, несложно рас­считать объем информации, который будет создан в перспективном периоде и который будет необходимо передать средствами связи. По


данным ЦИИИС, в 2010 г. он будет равен 9,9-10" бит, а в 2015 г. — 24,8-10" бит. С учетом данных о структуре информации (голос, данные, видео) и экстраполируя ее на установленные временные интервалы, можно осуществить прогноз роста объема соответствующего вида информации и конкретных видов услуг.

В мировой и отечественной практике для прогнозирования объе­мов услуг в форме предоставления технических устройств доступа к сети (фиксированной или подвижной связи) используется зависимость между душевым валовым внутренним продуктом (ДВВП) и телефонной плотностью (ТП). Графическое изображение данной зависимости известно как диаграмма Джиппа.

При прогнозировании числа телефонных аппаратов на основе зави­симости роста телефонной плотности от ДВВП следует учитывать, что в странах с высоким уровнем рассматриваемого макроэкономического показателя и высоким значением ТП дальнейший рост душевого ВВП не ведет к пропорциональному повышению телефонной плотности. Это про­исходит как за счет полного удовлетворения спроса на данную услугу, так и вследствие появления взаимозаменяемых услуг с повышенными потре­бительными свойствами (в данном случае — это развитие подвижной связи). Именно на эти услуги переключаются пользователи при росте их душевых доходов, который не только стимулирует потребление тради­ционных услуг, но и формирует спрос на новые их виды. Существуют дан­ные, что в наиболее благополучных трех процентах стран (с душевыми доходами населения в 100 раз выше среднего уровня) расходы на услуги связи в несколько сот раз выше, чем в среднем по странам мира. Таким образом, рост душевых доходов потребителей следует рассматривать в качестве ключевого макроэкономического фактора, стимулирующего развитие отраслевого рынка с точки зрения расширения номенклатуры услуг и повышения объемов их потребления.

Существенное влияние на динамику объемов услуг оказывает тех­нологический прогресс в области микропроцессорной и компьютерной техники. Ее внедрение во всех сферах жизнедеятельности способству­ет росту производительности труда, повышению уровня информатиза­ции общества и, как следствие, ведет к увеличению объемов информа­ции. По расчетам ЦНИИС, а это подтверждают международные тенден­ции развития инфокоммуникаций, прирост числа персональных ком­пьютеров на 60 % обеспечивает рост объема информации не менее чем в 16 раз. Наибольший потенциал роста имеет информация, передавае­мая по сети Интернет, а также нетелефонный трафик.


 



Экономика связи


Экономика связи



Демографическая ситуация в стране, а именно, изменение численно­сти населения, уровня его образования, возрастного состава и др. также влияет на объем, динамику и структуру потребления услуг. С ростом числа потенциальных пользователей, особенно их активной части с высоким образовательным уровнем, закономерно увеличивается спрос на теле­коммуникационные услуги, а возраст потребителей обусловливает при­верженность к определенному их виду. Так, проведенный в Великобрита­нии в конце 90-х годов прошлого века опрос показал, что 60 % населения вполне довольствуются услугами телефонной связи, тогда как для 90 % школьников в возрасте от 11 до 18 лет важен персональный компьютер. Таким образом, по мере омоложения клиентской базы возрастает потреб­ность в новых инфокоммуникационных услугах.

Среди внутренних отраслевых факторов, влияющих на текущее и прогнозируемое потребление услуг, следует выделить рост сетей, обеспечивающих повышение доступности пользователей к средствам связи; улучшение качества услуг; совершенствование форм обслужива­ния клиентов; изменения в политике регулирования ценообразования; развитие взаимодополняемых и взаимозаменяемых услуг; уровень кон­куренции и др.

Конкретный набор факторов и степень их количественного влияния в прогнозируемом периоде различаются по видам услуг и зависят от фазы их жизненного цикла, уровня удовлетворения спроса, эластично­сти спроса от цены и др. Наиболее значимые факторы устанавливаются в процессе корреляционного анализа, а их количественные значения определяются при разработке прогнозных моделей с помощью эконо­мико-статистических методов. При этом уровень потребления в прог­нозируемом периоде представляется в виде функции от наиболее зна­чимых факторов спроса:

q„=<tfF,v •■■ '■ %= ору,- -; <*„, * a<FJr

где q.. — прогнозируемый объем i-го вида услуг, обусловленный влиянием соответствующего фактора; F — важнейшие факторы, опре­деляющие объем i-ro вида услуг в прогнозируемом периоде; п — число учитываемых факторов.

Вид зависимости прогнозируемого объема традиционных и новых услуг связи от величины влияющих факторов определяется при аппрок­симации их соответствующих значений. Характер зависимости может быть линейным и нелинейным.


Если прогнозируется объем традиционных услуг, то аналитическое выражение его значения имеет вид:

апРогГ%а„ + ^(р^

где Япрог1 прогнозируемый объем i-ro вида услуг; q. — объем i-ro вида услуг в году, предшествующему прогнозируемому периоду; 2Aq(FJ. — изменение объема i-ro вида услуг в прогнозируемом перио­де в зависимости от значения j-ro фактора.

В случае, когда осуществляется прогнозирование объема новых услуг, его величина может быть определена на основе следующего выражения:

где qnporj — потенциальный прогнозируемый объем, i-ro вида услуг формирующийся под влиянием n-го числа факторов; q(F) — потенциаль­ная потребность, сформированная под влиянием j-ro фактора.

Горизонты прогнозирования могут быть краткосрочными, среднесроч­ными и долгосрочными. При краткосрочном прогнозе (квартал, полуго­дие) необходимо учитывать все факторы, влияющие на объем услуг, — от временных и случайных, до постоянных и циклических.

При среднесрочном прогнозе (год, два года) можно пренебречь сезонными, временными и случайными воздействиями. Наибольшее вни­мание при этом следует уделять внутренним факторам, которые должны согласовываться с изменением внешних условий развития отрасли. При этом особое внимание следует уделять прогнозируемой динамике взаи­мозаменяемых и взаимодополняемых услуг и уровню насыщения отдель­ных сегментов рынка. Так, поскольку услуги местной и внутризоновой, а также междугородной телефонной связи являются взаимодополняемы­ми, то рост телефонной плотности ГТС и СТС приведет к повышению спро­са и росту объема услуг внутризоновой и междугородной телефонной связи. По мере насыщения рынка услуг местной телефонной связи поло­жительное влияние роста телефонной плотности на прогнозируемый объем услуг внутризоновой и междугородной телефонной связи будет уменьшаться. При прогнозировании таких взаимозаменяемых услуг как телеграммы, услуги телефакса, телекса, электронной почты следует иметь в виду, что положительная динамика каждой их них, например, за счет снижения тарифов, влечет за собой замедление темпов роста других.


 



Экономика связи


Экономика связи



При прогнозе на срок более двух лет потребуется отказаться от учета циклических факторов, уделив особое внимание лишь наиболее общим, усредненным, относительно устойчивым во всем прогнозируе­мом периоде.

Данные, полученные в результате прогнозирования объема услуг, используются при проектировании сетей связи с учетом требуемой их пропускной способности, определении производственных ресурсов для своевременной и качественной передачи информации, а также кла­дутся в основу определения объема услуг в годовых бизнес-планах.

Бизнес-планирование, как было показано в предыдущей главе, представляет собой процесс разработки и реализации развернутой программы деятельности организации, в которой уточняются и конкре­тизируются долговременные тенденции и перспективы его развития. Бизнес-план разрабатывается с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры, реальных инвестиционных возможностей оператора, конкретных условий воспроизводства, уточненного значения внешних и внутренних факторов, определяющих спрос и предложение на рынке услуг связи.

План объема услуг является важнейшим разделом бизнес-плана. Его значение состоит в том, что показатели объема услуг определяют виды и объемы подлежащей передачи информации (сообщений) для удовлетворения нужд общественного производства, сферы обслужива­ния и населения, являются основой для расчета потребностей в разви­тии сети связи и производственных ресурсах — материальных, трудо­вых, финансовых. В конечном итоге объективный план объема услуг позволяет установить равновесие между спросом и предложением в конкретном временном интервале.

На этапе разработки бизнес-плана данные о прогнозируемом объеме услуг на плановый год уточняются, исходя из объективных условий работы оператора в рыночной среде. При этом используют­ся определенные методические подходы в зависимости от вида пре­доставляемых услуг — обмена, технических устройств доступа к сети, каналов и др.

Процесс планирования объема услуг в форме обмена начинает­ся с определения исходящего платного обмена по всем позициям номенклатуры платных услуг. Именно этот вид обмена характеризует спрос на соответствующие услуги, он является источником доходов операторов, на основе его величины осуществляется позиционирова­нии компании на рынке среди других конкурирующих фирм.


Основой планирования исходящего платного обмена являются достигнутые душевые уровни потребления каждого вида услуг, которые определяются делением общей величины исходящего платного обмена в текущем (базисном) году на число потенциальных потребителей. Поскольку бизнес-план разрабатывается, по крайней мере, за квартал до начала планового года, у операторов отсутствуют данные о факти­ческом объеме услуг за весь текущий год. Это приводит к необходимо­сти оценки ожидаемого объема услуг за последний квартал текущего года и за год в целом. Обычно такая оценка проводится на основе изу­чения соотношения между исходящим платным обменом четвертого квартала и общей величиной исходящего обмена за два-три предыду­щих года. Затем это соотношение переносится на текущий год и опре­деляется ожидаемая величина обмена в целом за год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 6082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.061 с.)