Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По регионам России в 2005 г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономика связи Экономика связи Постепенная ликвидация диспропорций в развитии связи по регионам страны с учетом состояния их экономики определена в качестве важнейшей задачи развития отрасли «Связь и информатизация» Российской Федерации. Поэтому, прежде всего, нужно определить каким образом должны соотноситься между собой производственные ресурсы связи и потребности регионов в ее услугах во всех секторах экономики и сферах жизнедеятельности. Существует авторитетное мнение ученых о том, что связь должна развиваться более высокими темпами по отношению к развитию экономики в целом. Академик Трапезников В.А. выдвинул гипотезу о том, что связь должна развиваться пропорционально квадрату производительных сил страны. Сформулированный проф. Варакиным Л.Е. информационно-экономический закон определяет зависимость между объемом производственной информации, произведенной в стране за год и валовым национальным продуктом. При этом пропускная способность комплекса связи для передачи этой информации должна опережать рост ВНП, в противном случае наблюдается замедление темпов экономического развития. Эти положения подтверждаются фактическими данными практически всех стран, где развитие связи достигло высокого уровня. Для определения оптимальных пропорций между развитием связи и экономики в целом необходимо, прежде всего, иметь объективную оценку ее современного состояния. Для этой цели могут использоваться как стоимостные, так и натуральные измерители. В качестве стоимостных показателей могут быть использованы фактическая или прогнозируемая величина капитальных вложений и среднегодовая или балансовая стоимость основных производственных фондов. Однако эти показатели по отдельности отражают уровень развития связи лишь косвенно. Объем капитальных вложений не учитывает всего накопленного в отрасли производственного потенциала, то есть уже имеющиеся основные фонды, а стоимость основных производственных фондов не учитывает объема капитальных вложений, необходимого для дальнейшего развития. Можно было бы использовать для оценки уровня развития связи сумму этих показателей. Но в этом случае даже очень большой фактический объем ресурсов (капитальных вложений и основных фондов) не всегда соответствует высокому уровню развития связи и удовлетворению потребностей в услугах отрасли вследствие высокой стоимости оборудования, нерационального использования сети, низкого качества имеющегося производственного потенциала и плохого его использования. Кроме того, рассмотрение абсолютных величин капитальных вложений и основных фондов и их динамики безотносительно к потребностям регионов в средствах передачи и распределения информации с учетом уровня их экономического развития также не позволяет сделать однозначный вывод о пропорциональности и сбалансированности между развитием сети телекоммуникаций и производительных сил обслуживаемых территорий. Эту проблему в определенной мере можно решить, используя коэффициенты сбалансированности, которые дают оценку соответствия уровня развития инфраструктуры и ее отдельных составляющих и экономики в целом, а именно коэффициент насыщенности и коэффициент применения. Коэффициент насыщенности характеризует соотношение удельного веса стоимости основных фондов связи региона (Ф^) в общей стоимости основных фондов региона (Ф^гш) и удельного веса основных фондов связи страны (ФссТд) в общей стоимости основных фондов страны (Ф^Р). то есть: К = фРег ■ фРег / фстР • фетр Коэффициент применения основных фондов связи определяется как отношение удельного веса всей стоимости основных фондов региона в общей стоимости основных фондов страны к удельному весу стоимости основных фондов связи данного региона в общей стоимости основных фондов связи: К = фРвг. фетр / фрег. фетр прим общ ' общ ' ев ев ' При равенстве этих показателей связь в регионе развита пропорционально развитию его производительных сил; при коэффициенте насыщенности меньше коэффициента применения уровень развития связи отстает от потребностей региона в средствах телекоммуникаций. При обратном соотношении между коэффициентами имеет место относительный избыток основных фондов связи по отношению к основным фондам народно-хозяйственного комплекса региона, и они недостаточно полно используются. Данные показатели могут применяться для совершенствования региональной инвестиционной политики, однако их невозможно использовать для оценки уровня сбалансированности между развитием
Экономика связи Экономика связи связи и экономикой страны в целом. Кроме того, всем рассмотренным стоимостным показателям присущ общий недостаток, связанный с их денежным выражением - они подвержены инфляционным процессам, которые искажают реальную стоимость накопленного производственного потенциала. С этой точки зрения более объективными являются методы, основанные на натуральных измерителях, которые не только не подвержены ценовым изменениям, но и отражают конечную цель отрасли по удовлетворению потребностей в различных видах услуг связи. Натуральные показатели широко используются в отрасли для сравнительной статической и динамической диагностики уровня развития электросвязи по региональным телекоммуникационным компаниям, по регионам в целом и в среднем по стране. Система натуральных показателей соответствует установленным формам федеральной статистической отчетности в связи и насчитывает значительное число показателей. Каждый из частных натуральных показателей, применяемых для оценки, характеризует уровень развития конкретного вида связи или уровень потребления отдельных услуг в соответствующем регионе, а их динамические ряды дают представление об изменении абсолютной величины показателей во времени. Рейтинговая классификация региональных операторов по отдельным видам единичных показателей оценивает место конкретной компании среди всех хозяйствующих субъектов в отношении уровня развития определенных средств и услуг. Однако, несмотря на достоинства частных натуральных показателей, заключающиеся, прежде всего, в их наглядности и информационной насыщенности, все они анализируются изолированно друг от друга, и их применение становится невозможным для решения задачи комплексной оценки уровня развития связи, а не отдельных ее подотраслей или услуг. Между тем, опыт индустриально развитых стран свидетельствует о все более широком использовании обобщенных интегрированных оценок развития отдельных секторов экономики, особенно инфраструктурных отраслей для получения объективной информации о степени сбалансированности исследуемой сферы и экономики страны в целом. Комплексные (интегральные) показатели развития применяются в качестве индикаторов дискретности экономического пространства по факторам развития при международных и региональных сопоставлениях, а также для определения степени удовлетворения спроса и оптимизации структуры потребления товаров и услуг конкретных отраслей и видов производств. На основе интегральных оценок формируются национальные и отраслевые программы развития, направленные на максимально возможное удовлетворение спроса, снижение территориальной дифференциации в уровнях потребления и достижение сбалансированности экономического развития. Актуальность комплексной оценки развития связи обусловлена не только многономенклатурным характером отраслевого производства, но и все ускоряющейся конвергенцией сетей, когда их ресурсы и технологические возможности объединяются для обслуживания многогранных запросов потребителей. В сфере телекоммуникаций с середины 50-х годов прошлого века в качестве интегрального показателя развития связи для международных сопоставлений используется показатель телефонной плотности, а точнее ее взаимосвязь с душевым валовым внутренним продуктом. Графическая зависимость, отражающая корреляцию между этими показателями, носит название диаграммы Джиппа (по имени автора, впервые установившего эту зависимость). В логарифмическом масштабе зависимость между телефонной плотностью и ВВП в расчете на душу населения является прямой линией, и чем ближе положение конкретной страны на диаграмме Джиппа к прямой линии, тем пропорциональнее уровень развития связи общему состоянию экономики. Однако данный показатель может давать исчерпывающую оценку состояния телекоммуникационного сектора в целом лишь в условиях высокого уровня развития сетей и полного удовлетворения существующего спроса на весь спектр услуг отрасли. В условиях же России потребности по большинству традиционных услуг удовлетворены лишь на 40 — 60 %, а со многими новыми услугами значительная часть абонентов не знакома даже теоретически. Поэтому до насыщения рынка и достижения разумных размеров потребления телекоммуникационных услуг телефонная плотность как интегральный показатель развития электросвязи в целом может быть использована только при международных сопоставлениях. В условиях многоотраслевого и многономенклатурного производства в телекоммуникационном секторе обобщенная оценка развития связи может быть получена на основе сведения с использованием экономико-статистических методов системы частных показателей (индикаторов) развития отдельных видов и услуг в интегральный показатель, позволяющий комплексно оценить состояние отрасли в региональном и подотраслевом аспектах.
Экономика связи Экономика связи
Объективность комплексной оценки во многом зависит от выбора частных индикаторов, характеризующих развитие и уровень потребления отдельных видов и услуг связи. Система таких показателей должна удовлетворять определенным требованиям, выполнение которых обеспечивает репрезентативность и достоверность обобщенных оценок. Общими требованиями к системе частных отраслевых индикаторов относятся следующие свойства: натуральное измерение, то есть независимость от ценового воздействия; количественная оценка как в целом по стране, так и по отдельным регионам; отражение в установленной системе государственной статистической отчетности; возможность установления нормативных значений индикативных показателей. Последнее требование обусловлено необходимостью определения критериальных значений включенных в систему частных индикаторов для повышения объективности и обоснованности комплексной оценки. Именно сравнение фактических показателей развития с установленными нормативами позволяет дать однозначную характеристику достигнутых качественных и количественных параметров телекоммуникационных сетей по отношению к тем, которые приняты за эталон. Значение нормативов заключается также в том, что они являются для операторов связи важнейшим ориентиром, на достижение которого должны быть направлены все сферы их производственной и коммерческой деятельности для более полного удовлетворения спроса в услугах связи надлежащего качества и повышения эффективности своей деятельности. В зависимости от физического содержания частного индикатора в качестве норматива может быть принято его максимально возможное значение (например, для показателей цифровизации это 100 %) либо конкретное цифровое значение, выбранное исходя из стратегических задач развития конкретных видов и услуг (например, величина телефонной плотности при условии наличия квартирного телефона в каждой семье). В таблице 1.6 в качестве примера приведена система из 14-ти частных индикаторов, сформированная для обобщенной оценки развития электросвязи, которая отвечает вышеперечисленным базовым требованиям и отражает основные тенденции, определяющие развитие инфокоммуникаций не только в текущем периоде, но и в будущем. Таблица 1.6 Междугоро д ная телефонная св язь Xl — Цисх / Чиас
q*cx - исходящий платный
Цифр - протяженность каналов цифровой сети; U6m - общая протяженность каналов
No.n-цифр - число оконечных телефонных каналов, образованных цифровыми системами передачи; Ыо.к.общ - общее число оконечных телефонных каналов
(Np-ццсп + Ыг.цсп) - ЧИСЛО райцентров и городов в непосредственном подчинении субьекта РФ, имеющих связь с его центром по линиям с применением цифровых систем передачи; (Ыр.ц + Nr) - общее число райцентров и городов в непосредственном подчинении субьекта РФ
Документальная электро связь
Объем информации,
Число установок телематики и передачи данных на 100 жителей региона, уст./100 чел. Местная телефонная связь
Доля телефонизированных Х7 = (Nti«j>/ населенных пунктов сельской /No6ui) ■ 1 00
Экономика связи Экономика связи
I местности (имеющих телефоны или таксофоны),( Уровень внедрения универсальных таксофонов, Плотность таксофонов, Телефонная плотность, ТА/100чел. Плотность сотовых телефонов (уровень проникновения сотовой связи), тел./100чел. Уровень цифровизации местной связи, % Монтированная емкость ГТС и СТС, имеющая выход на междугородную телефонную сеть, % Уровень удовлетворения заявлений на установку домашнего телефона (на предоставление доступа к телефонной сети), % Хв = (NyH.TaKc/ /No6u».Ta«c)-100 Х9 = (Ыобщ.такс/ /Ч нас)-1000 XlO=[(Na6.ycT + + Ытакс)/Чнас]"100 X11 = (Nc.cb/ /Чнас)-100 Х12 = (Мэл/ /Мобщ)-100 Х13 = (Ммтс/ /Мобщ)-100 Х14 = [Ыуд.отч/ /(Мнеуд.пр+ + Nhob.ot4)]-100 Продолжение табл. 1.6 населенных пунктов сельской местности; No6u» - общее количество этих населенных пунктов Nyn.Taix - число универ Na6.ycr - число абонентских Nc.ce - число подключенных Мал - монтированная емкость электронных телефонных станций ГТС и СТС; Мобщ - общая монтированная емкость телефонных станций Ммтс - число номеров Nyfl.OT4 - ЧИСЛО удовлетворенных за отчетный год заявлений на установку домашнего телефона по ГТС и СТС; (Мнеуд.пр+ Ынов.отч) - число неудовлетворенных на конец предыдущего года заявлений по ГТС и СТС с учетом поступивших в отчетном году новых заявлений на уста-новку телефона по ГТС и СТС Экономика связи Эти тенденции включают всепроникающую цифровизацию, рост сетей подвижной связи, развитие Интернет, конвергенцию сетей, процессов и услуг, а также развертывание в России системы универсального обслуживания. Эта система характеризует развитие видов электросвязи, которые обеспечивают более 96 % доходов и на долю которых приходится около 97 % основных производственных фондов связи, что позволяет считать ее достаточно репрезентативной. В то же время она без труда может быть дополнена показателями, характеризующими уровень развития новых услуг, таких как, например, интеллектуальные услуги и др. В качестве нормативов частных индикаторов Хг, Хз, Хл, Х7, Хв, Xi2, Xi3 и Х14 установлено максимально возможное значение, равное 100 %, а по остальным показателям нормативные значения были взяты с учетом параметров, установленных концепциями развития соответствующих подотраслей и видов услуг, а также мировых тенденций развития инфокоммуникаций. Комплексная оценка уровня развития электросвязи на основе выбранной системы показателей осуществляется в подотраслевом и региональном аспектах по следующему алгоритму. Вначале производится расчет относительных индикативных показателей уровня развития электросвязи в /-ом регионе Оотн) по формуле: ioTH,j= Xj /Xj где: Х& - фактическое значение j-ro частного индикативного показателя, характеризующего развитие конкретного вида или услуги электросвязи в i-ом регионе в анализируемом году; XJ1 - нормативное значение j-ro частного индикативного показателя, характеризующего развитие конкретного вида или услуги электросвязи. По каждой группе индикативных показателей, характеризующих уровень развития отдельной подотрасли электросвязи (междугородной телефонной, документальной и местной телефонной связи), рассчитывается обобщающий подотраслевой показатель уровня развития электросвязи по каждому региону (1подотр1к) как средняя геометрическая из произведений относительных индикативных показателей развития соответствующей подотрасли: 1подотр1к -Won,, ''оти,г '-■'omm - Экономика связи где: к - количество подотраслей электросвязи в i-ом регионе; т -количество показателей, характеризующих развитие отдельной подотрасли электросвязи в i-ом регионе (в соответствии с приведенной в таблице 1.6 системой показателей к = 3; для подотрасли междугородной телефонной связи m = 4, для документальной связи m = 2, для местной телефонной связи m = 8). На основе обобщающих подотраслевых показателей уровня развития электросвязи рассчитывается интегральный показатель, характеризующий уровень развития электросвязи в регионе в целом (Ыитегр.): 'интегр1к -\1подотр„ /подотр,-, • ■■■■ Iподотрл. Рассмотренный методический аппарат позволяет обработать на ПЭВМ и получить компактную информацию об уровне развития электросвязи, доведенную до числовых значений и удобную для графического изображения, которая пригодна для передачи в систему поддержки принятия управленческих решений. Периодичность оценки сложившихся уровней развития телекоммуникаций в регионах и в целом по отрасли в рамках осуществления мониторинга регионального развития электросвязи должна составлять 1 раз в год по мере представления необходимых исходных данных в формах ста-тотчетности Министерства информационных технологий и связи РФ. Результаты расчета интегрального показателя развития электросвязи в соответствии с рассмотренным алгоритмом по федеральным округам Российской Федерации показаны на рис. 1.4. Они свидетельствуют об устойчивой тенденции роста общего уровня развития телекоммуникаций за период 2000 — 2003 гг. В то же время по всем федеральным округам фактические значения интегрального показателя значительно ниже нормативного. Даже в самом благополучном с точки зрения развития электросвязи Приволжском федеральном округе он в 2003 г. не достиг и половины норматива. Анализ интегрального показателя развития электросвязи по 78 регионам страны (таблица 1.7) свидетельствует о необоснованно высокой территориальной дифференциации рассматриваемого показателя и необходимости сглаживания неравномерности регионального развития телекоммуникаций в отдельных субъектах Федерации. Таким образом, комплексная оценка развития связи позволяет оценить достигнутое состояние и тенденции, складывающиеся в отрасли и сравнить результаты деятельности региональных операторов по расширению сетей и улучшению качества обслуживания потребителей в статике и динамике. Рис. 1.4. Динамика интегрального показателя развития электросвязи по федеральным округам РФ в 2000 — 2003 гг. Значение интегральной оценки развития связи не ограничивается диагностированием сложившегося положения по удовлетворению потребностей в средствах и услугах связи в подотраслевом и региональном аспектах. Она также обеспечивает отраслевые органы управления и регулирования необходимой информацией для выработки оптимальных управленческих решений в области: совершенствования концепций, программ и схем развития и размещения конкретных видов связи на территории страны; формирования рациональной инвестиционной стратегии в отрасли с учетом потребностей операторов в расширении и модернизации телекоммуникационных сетей и их инновационного обновления; обоснования необходимости государственной поддержки отраслевых и межрегиональных программ развития и совершенствования средств связи как важнейшей составляющей социально-производственной и рыночной инфраструктуры. Не меньшую значимость результаты комплексной оценки уровня развития электросвязи имеют для ОАО «Связьинвест» и входящих в его состав межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК), поскольку они дают наглядное представление о территориальной неравномерности размещения средств и сетей связи по филиалам МРК. Полученные данные должны использоваться при разработке инвестиционных планов и программ, направленных на снижение региональной дифференциации уровня развития электросвязи в рамках
Экономика связи Экономика связи
объединенных компаний и общее повышение объемных и качественных показаI''леи, харнк 1еризующих Состояние телекоммуникаций на обслуживаемой территории, а также для корректировки тарифной политики и маркетинговой стратегии в подотраслевом и региональном аспектах. Таблица 1.7 Распределение регионов РФ по величине интегрального
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.013 с.) |