Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночные методы формирования тарифов на услуги связиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На услуги, не относящиеся к категории регулируемых, телекоммуникационные компании самостоятельно устанавливают тарифы, руководствуясь рыночными методами ценообразования. Наиболее распространенным из них является метод установления тарифов по предельным издержкам. Его считают идеальным для условий свободного конкурентного рынка. В этом случае каждая компания устанавливает тарифы на основе собственных издержек, которые она несет, оказывая услуги потребителям, с включением в него желаемого размера прибыли. Кроме издержек, величина тарифа должна учитывать совокупное влияние объективных и субъективных ценообразующих факторов, в первую очередь, таких как спрос потребителей, наличие конкуренции со стороны других производителей и взаимозаменяемых услуг, жизненный цикл услуги, её потребительские свойства. В этих условиях тариф рассматривается как переменная во времени величина, функционально зависящая от внутренних и внешних факторов, складывающихся под влиянием рыночной конъюнктуры. Себестоимость услуг в каждой организации в целом рассматривается как субъективный фактор, однако на величину индивидуальных издержек оказывают влияние и объективные причины, связанные с проводимой в государстве политикой оплаты труда (повышение гарантированной минимальной зарплаты), переоценкой основных производственных фондов, изменением тарифов на энергоносители, транспорт, налоговых ставок и пр. Изменение указанных параметров во времени должно учитываться путем умножения базовой себестоимости (Сбаз) на средневзвешенный индекс её роста, определяемый на основе структуры издержек и прогнозируемого изменения стоимости отдельных элементов и статей затрат (let). Практически измерить индекс роста себестоимости на прогнозируемый период довольно трудно, поэтому часто его заменяют на индексы инфляции. Этот подход позволяет перейти от статического исчисления себестоимости услуг к динамическому: Ct = Сбаз • let ИЛИ Ct = Сбаз • 1инф t. Более сложную проблему представляет собой определение необходимого размера прибыли, включаемого в тариф. Эта трудность определяется, прежде всего, неоднородностью её целевого назначения и экономического содержания. Часть прибыли необходима для покрытия платежей государству в виде налога по установленным налоговым ставкам (Пиалл). Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, направляется на материальные и социальные выплаты работникам (Пооцл), выплату дивидендов акционерам (Пдивл), инвестиционные нужды (Пмнвл). а также другие цели, например, спонсорство, участие в благотворительных акциях и пр. (flnp.t). Таким образом, размер прибыли, закладываемый в тариф, определяется следующими составляющими: Пн. t = Пнал. t + Псоц. t + Пдив. t + Пинв. t + Ппр. t. При определении составляющей прибыли, учитывающей инвестиционные потребности для развития и модернизации сети, следует учитывать требования инвестора в отношении сроков возврата вложенных средств и необходимость дисконтирования этих вложений: Пинв.1 =(Езбз + Еск dc><) Kt,
Экономика связи Экономика связи
где £з — норма процента по долгосрочному займу; Еск — рентабельность собственного капитала; Kt — общая сумма капитальных вложений, инвестируемая в развитие и модернизацию оборудования и сооружений, участвующих в предоставлении данной услуги; cfe и dot - удельный вес капитальных вложений, осуществляемых за счет заемных и собственных средств. Таким образом, динамическая модель для определения тарифа по предельным издержкам имеет вид: I4t = Сбаэ ЫифЛ + ПнапЛ + ПсоцЛ + ПдивЛ + (ЕзС1з + ЕскС1ск)К1 + ПпрЛ. Установленный на основе предложенного подхода тариф может считаться оптимальным при следующих условиях: а) предлагаемый тариф соответствует спросу (платежеспособной б) расчетный тариф обеспечивает получение максимальной суммы в) величина расчетного тарифа значительно не отклоняется от Если же тариф, с точки зрения потребителей, завышен, а на рынке есть более дешевый аналог, то оператор вынужден под действием естественных рыночных сил скорректировать свои тарифы, чтобы не потерять абонентов. Преимущество остается за теми компаниями, которые устанавливают тарифы в соответствии с текущей рыночной конъюнктурой. Поскольку рынок со свободной конкуренцией крайне динамичен, никто из его участников не имеет шансов доминировать на нем длительное время, а все ошибки в тарифах быстро и эффективно устраняются. Более простым, хотя и менее точным, является метод целевой прибыли, сущность которого легко понять при рассмотрении графика, представленного на рис. 10.3. На нем в общем виде показано изменение расходов (затрат) оператора в зависимости от обьема продажи услуг в натуральном выражении. Общие затраты разделены на условно-постоянные и переменные. Точка пересечения двух линий на графике носит название точки безубыточности, которая соответствует такому объему производства услуг, при котором нет ни прибыли, ни убытков. Зная условно-постоянные (Злост) и переменные издержки в расчете на одну услугу (Зперем.уд), оператор устанавливает определенный (целевой) размер прибыли (Пцел), которую желательно получить при Экономика связи Денежные единицы Объем продаж S ~"~^г Прибыль >^-**"*""^^ Общие издержки ^^е—0*0^ / Переменные расходы S Условно-постоянные расходы У^ Обьем ^----------------------------- «------------------------------------ ► продаж, Точка безубыточности единиц Рис. 10.3. Определение точки безубыточности производства услуг реализации объема услуг q. Поскольку в общем случае прибыль равна разнице между доходами от услуг связи (Дусл) и общими расходами (Зоб), выразив соответствующие параметры с учетом их экономического содержания, получаем: Пцел ~ Дусл — Зоб = Цт ■ q — (Зпост +3переы. уд ■ q). Из этого уравнения находим тариф: Цт * (Пцел + Зпост)/ q + Зперем. уд. Задаваясь различными значениями целевой прибыли нетрудно рассчитать несколько вариантов тарифов, каждый из которых соответствует текущим или перспективным планам компании. Минимальная прибыль должна находиться в пределах 10 — 20 % от общих затрат, что в международной практике принято называть границей безопасности. Она характеризует риск, связанный с производством конкретной услуги и определяет предел, ниже которого выход на рынок становится не целесообразным. Если на основе рыночных исследований установлено, что потребители готовы пользоваться услугой по более высоким тарифам, то для практического применения выбирается вариант с большей целевой прибылью. Экономика связи 385 25 3-907
На конкурентных рынках могут использоваться договорные тарифы, которые подразумевают, что продавцы и покупатели могут свободно договориться между собой о взаимноприемлемой стоимости услуг. Однако и в этом случае производители всегда стремятся покрыть свои затраты и получить прибыль, а потребители, оплачивая услуги, признают тем самым их объективность. То есть и в случае применения договорных тарифов используется принцип, лежащий в основе установления тарифов по предельным издержкам. Технологические изменения в телекоммуникационном секторе, конвергенция сетей и услуг приводят не только к появлению их новых видов, но и к наделению новыми свойствами традиционных услуг, повышая их потребительскую ценность. Для учета в тарифах улучшенных качественных характеристик услуг может применяться параметрический метод ценообразования, основанный на стоимостной оценке измененных качественных параметров. Тариф в соответствии с этим методом может быть рассчитан по формуле: Цпар = Цбаз + Ц1- К1+Ц2- К2 +... + Цг Kl, где Цбаз — цена базового услуги; Ц/ — цены единицы i-oro улучшенного качественного параметра услуги; /С/ — коэффициент, характеризующий изменение i-oro параметра качества услуги по сравнению с базовым. Практическое применение параметрического метода сопряжено с целым рядом трудностей: часто бывает проблематично разбить качество всей услуги на отдельные параметры; отсутствуют универсальные подходы к стоимостной оценке качества; не всегда улучшение качества одного параметра ведет к улучшению качества всей услуги и, следовательно, повышение тарифа при этом не может быть оправдано. Поэтому чаще всего параметрический метод используется в сочетании с методом экспертных оценок, при котором разработчики новых услуг и специалисты телекоммуникационных компаний, а также сами потребители, выступая в роли экспертов, дают свою стоимостную оценку изменяемым качественным параметрам. Индивидуальные мнения экспертов с помощью специальных статистических методов интегрируются в обобщенный показатель, на основе которого и определяется тариф на услугу, обладающую улучшенными потребительскими свойствами. Наиболее простым для практического применения в рыночных условиях является ценообразование, ориентированное на цены конку- рентов. Если уровень конкуренции на конкретном рынке достаточно высок, то компания должна предлагать свои услуги по ценам, близким к конкурентам, своевременно реагировать на изменение тарифов, по которым аналогичные услуги предоставляются другими операторами, соответственно изменяя свою ценовую стратегию. Этот метод получил название в литературе «метод текущей цены». В условиях олигополистической конкуренции при тарификации услуг наиболее приемлемым считается метод следования за лидером, то есть установление тарифов на таком же уровне, как и компании, занимающие доминирующее положение на рынке. Этот метод достаточно широко используется в отечественной практике на рынке местной телефонной связи. Новые компании, выходя на рынок, имеют сравнительно небольшой объем предложения по сравнению с традиционными операторами. Как следствие, они имеют более высокие удельные затраты в расчете на единицу услуг, поскольку не могут воспользоваться «эффектом масштаба» для снижения удельных затрат, а значит, следуя логике, должны устанавливать более высокие тарифы. Однако для вхождения на рынок они не могут значительно увеличивать свои тарифы по сравнению с уже действующими операторами. Поэтому новые операторы вынуждены придерживаться среднего сложившегося в регионе уровня тарифов, по крайней мере, до тех пор, пока по каким-либо причинам резко не повысится спрос или уровень качества оказываемых ими услуг будет существенно выше, чем у конкурентов. Важная роль в определении равновесной рыночной цены в телекоммуникационном секторе принадлежит методу, основанному на оценке эластичности спроса от цены. В его основе лежат следующие предпосылки. Если спрос эластичен (коэффициент эластичности по абсолютной величине больше единицы — | Е| > 1), то увеличение тарифа приводит к сокращению объема потребления услуг, которое может привести к большим потерям доходов, чем они возрастут за счет повышения тарифов. Эластичный спрос характерен для большинства услуг, предложение которых на рынке полностью удовлетворяет платежеспособную потребность. К числу таких услуг можно отнести посылочный обмен, телеграфные сообщения, внутризоновые и междугородные телефонные соединения и ряд других. Для услуг с эластичным спросом характерно и обратное соотношение, то есть спрос и потребление возрастают при уменьшении тарифов. Наглядным подтверждением этому служит активизация междугородного телефонного обмена в периоды действия понижающих коэффициен-
Экономика связи Экономика связи
тов к обычным тарифам. По данным выборочного обследования в часы, когда действуют льготные тарифы, осуществляется до 80 % всех внутризоновых, междугородных и международных разговоров, исходящих от населения. За счет более частого обращения потребителей данной группы к средствам дальней связи получаемые доходы не только компенсируют потери от снижения тарифов, но часто перекрывают эти потери, что ведет к общему росту доходов от реализации данного вида услуг. При |Е| = 1 спрос характеризуется как единичный и меняется пропорционально изменению средней стоимости услуги. Если спрос на услуги связи не эластичный (| Е| < 1), то это означает, что изменение потребления несущественно по сравнению с изменением цен. На практике это означает, что при некотором повышении средних тарифов спрос может остаться неизменным, либо возрасти, либо снизиться, но такими темпами, что это не скажется отрицательно на изменении доходов. Иными словами, в условиях неэластичного спроса при росте в определенных пределах цен на услуги доходы операторов возрастают. К услугам связи, спрос на которые не эластичен по отношению к тарифам, относятся в первую очередь те из них, которые являются уникальными по своей природе и не могут быть заменены более дешевыми, имеющими аналогичную потребительную ценность. Неэластичный спрос характерен и для услуг, имеющих большую социальную значимость, потребность в которых удовлетворена далеко не полностью, как это имеет место в местной телефонной связи. И, наконец, ценовая неэластичность присуща инновационным телекоммуникационным услугам, обладающим высокой потребительной стоимостью, на этапах их выведения на рынок, роста и зрелости, то есть до полного насыщения рынка и появления более прогрессивных услуг. Следует отметить, что влияние изменения тарифов на спрос и потребление одноименных услуг связи существенно различается по потребительским сегментам рынка. Например, спрос на междугородные телефонные разговоры в сегменте «Организации» является не эластичным. В то же время в личном секторе потребления при обычных тарифах он эластичен, а с учетом широкого применения льготных тарифов он приближается к единичному. Таким образом, эластичность спроса является важным фактором регулирования объемов денежных средств, поступающих от потребителей за реализацию услуг. Многие зарубежные телекоммуникационные Экономика связи компании с помощью специальной маркетинговой политики поддерживают неэластичный спрос (например, строго соблюдая пропорции в развитии взаимозаменяемых услуг) с тем, чтобы обеспечить получение более высоких доходов. При этом, как показывают статистические данные, оптимальная величина коэффициента эластичности должна быть |0,5| и ниже. Однако при прогнозировании доходов следует учитывать, что ценовая эластичность является важным, но не единственным фактором, влияющим на уровень потребления услуг. Существенную роль здесь играют уровень доходов потребителей, качество оказываемых услуг, степень развития их взаимодополняемых и взаимозаменяемых видов, наличие конкуренции на рынке и другие. Объективный учет этих факторов возможен при построении моделей спроса и прогнозировании доходов с использованием экономико-статистических методов. Для обоснования оптимальной средней стоимости услуги на перспективный период, при которой бы сохранялся неэластичный спрос, а, следовательно, увеличивались бы доходы оператора без существенного снижения потребления услуг, может быть использован следующий алгоритм. Вначале в разработанную модель спроса на конкретный вид услуг, которая в общем виде имеет вид qcn = ao + Zaj • Xj, подставляются фактические значения всех факторов, кроме тарифа (средней доходной таксы) по данным оператора на последнюю отчетную дату. После преобразований, которые заключаются в арифметическом вычислении значений всех факторов и добавлении этой величины к свободному члену, получается модель вида: qcn =ao — aj-Xj, где Xj = Lit— прогнозируемый тариф (средняя доходная такса); а/ — коэффициент регрессии. С учетом полученных данных строится модель для расчета коэффициента эластичности. Поскольку по определению он равен отношению приращений спроса и цены, используя формулу производной, после преобразований получаем следующее аналитическое выражение коэффициента эластичности спроса на услуги связи от среднего тарифа: |£| = (-ац,Ц0/(ао-ац,Ц0- Из данного выражение следует, что Ц, = а0\Е\/(\1+Е\ацд. Задаваясь определенными значениями коэффициентов эластичности (Е<|0,5| сшагом, например, 0,1), можно рассчитать несколько значений прогнозируемых тарифов. При этом расчеты должны вестись на основе моделей спроса, разработанных для конкретных групп абонентов, что позволит учесть наиболее значимые факторы формирования тарифов в каждом потребительском сегменте рынка. В окончательном варианте принимается то значение тарифа, которое обеспечивает наибольшие доходы за предоставление услуг данной группе потребителей. Основными достоинствами метода определения оптимального тарифа на основе эмпирически установленных пределов коэффициентов эластичности спроса от цены являются учет в тарифе платежеспособности потребителей и обеспечение при их практическом внедрении максимально возможных доходов от реализации услуг. Это, в свою очередь, ведет к росту прибыли и рентабельности телекоммуникационной компании и повышению эффективности производства в целом. Рассматривая различные методы установления тарифов, следует иметь в виду, что ни в одной стране мира на телекоммуникационных рынках нет чистой конкуренции, а системы тарификации услуг строятся, как правило, на комплексном использовании рассмотренных методов государственного регулирования и свободного ценообразования. Причем, действующий механизм государственного регулирования тарифов во много определяет выбор стратегий и методов установления размеров оплаты услуг, оказываемых по свободным ценам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.009 с.) |