Вопрос 3.Организационная структура связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3.Организационная структура связи



Связь Российской Федерации не является однородной системой, а включает в себя совокупность сетей, подотраслей и хозяйствующих субъектов, различающихся между собой назначением и выполняемыми функциями, организационно-правовыми формами, формами собственности и рядом других признаков.

В структуре связи страны следует, прежде всего, выделять две главные составляющие: электросвязь, включая радиовещание и телевидение, и почтовую связь. С помощью средств электросвязи осуществляется передача и прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по проводным, радио, оптическим и другим электромагнитным системам. Основной функцией почтовой связи является прием и доставка почтовых отправлений, материальных ценностей и денежных средств.

Электросвязь, являясь наиболее мощной компонентой телекоммуникационного сектора страны, объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. Совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории страны, объединенных общим централизованным управлением составляют Единую сеть электросвязи (ЕСЭ) Российской Федерации.

Все сети электрической и почтовой связи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей, независимо от их принадлежности и форм собственности составляют сеть связи общего пользования (СОП), предназначенную для оказания услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории страны.

Из данных таблицы 1.1 видно, что по всем основным экономическим показателям наибольший удельный вес занимает электросвязь, что она предоставляет наиболее прогрессивные и удобные в пользовании услуги. В будущем такая тенденция сохранится.

Таблица 1.1. Структура основных экономических показателей связи, %

  Отрасли связи   Доходы от услуг связи Расходы по обычным видам деятельности Стоимость основных производственных фондов Численность работников основной деятельности
Почтовая связь 2000 г. 2005 г.   8,6 6,5   21,7 20,4   7,0 7,8   36,4 32,6
Электрическая связь 2000 г. 2005 г.   91,4 93,5   78,3 79,6   93,0 92,2   63,6 66,4

Однако в настоящее время для отечественного рынка связи и информатизации характерен как недостаточный уровень развития традиционных и новых видов услуг, так и крайне неравномерное насыщение средствами связи отдельных территориальных образований страны. Существует авторитетное мнение ученых о том, что связь должна развиваться более высокими темпами по отношению к развитию экономики в целом.

Что касается количественной оценки соотношений между развитием связи и экономическим потенциалом страны или ее регионов, для этой цели используются стоимостные коэффициенты применения и насыщенности, характеризующие сбалансированность развития связи и производительных сил территориальных образований.

Для более объективной оценки уровня развития связи применяются натуральные измерители, которые не только не подвержены ценовым изменениям, но и отражают конечную цель отрасли по удовлетворению потребностей в различных видах услуг связи. Натуральные показатели используются в отрасли для диагностики уровня развития электросвязи по региональным телекоммуникационным компаниям, по регионам в целом и в среднем по стране. Система натуральных показателей соответствует установленным формам федеральной статистической отчетности в связи и насчитывает значительное число показателей. Путем их соизмерения с помощью статистических методов, в частности индексного метода, можно получить объективную комплексную (интегральную) оценку уровня развития связи по регионам страны, которая необходима для формирования оптимальной инвестиционной политики в региональном аспекте.

Не меньшую значимость результаты комплексной оценки уровня развития электросвязи имеют для ОАО «Связьинвест» и входящих в его состав межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК), поскольку они дают наглядное представление о территориальной неравномерности размещения средств и сетей связи по филиалам МРК. Комплексная оценка общего уровня общего уровня развития электросвязи может представлять значительный интерес и для потенциальных инвесторов и производителей средств связи, поскольку она наглядно демонстрирует имеющиеся резервы по наращиванию производственного потенциала телекоммуникационных компаний для удовлетворения спроса и повышения качества обслуживания потребителей.

 

 

Вопрос 4. Современное состояние и перспективы развития телекоммуникационного сектора Российской Федерации.

 

В Российской Федерации разработана и с 2005 г. реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития, направленная на повышение благосостояния населения, усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, неуклонный рост конкурентоспособности страны. Главным индикато­ром успешного решения поставленных задач является удвоение за бли­жайшие 10 лет валового внутреннего продукта на основе прогрессив­ных структурных сдвигов в российской экономике в пользу ключевых высокотехнологичных и инновационных секторов, имеющих потенциал роста выше 7 % в год.

К этому сектору, несомненно, относится связь и информатизация, которые не только сами развиваются по инновационно-активному сце­нарию, но, как было показано выше, являются катализатором прогрес­са в производственной, социально-экономической и других сферах жизнедеятельности общества.

Из данных таблицы 1А наглядно видны положительные тенденции в динамике объемов услуг связи по сравнению с другими отраслями национальной экономики. Отечественный рынок телекоммуникаций — один из наиболее быстро развивающихся, темпы роста некоторых сег­ментов которого признаны международными экспертами самыми высокими в мире. За последние пять лет отрасль развивалась в 3 раза быстрее чем национальная экономика в целом и почти в 4 раза быстрее чем аналогичные отрасли в США, Восточной Европе и Юго-Восточной Азии,

 

 

Динамика объемов производства а отраслях российской

Экономики

показатели     Темпы роста, *  
  2001/2000 2002/2001 2003/2002 2004/2003 200S/2004
Объем 104,9 103,7 107,0 107,1 107,2
промышленной          
продукции          
Продукция 107,5 101,7 101,7 101,3 102,0
сельского          
хозяйства          
Оборот 110,7 109,1 108,0 112,0 112,0
розничной          
торговли          
Объем услуг 133,6 141,1 144,8 136,6 122,1
связи          

По данным Мининформсвязи России, в 2005 г. доходы отрасли от услуг связи составили около 660 млрд. руб., а от ИТ-услуг — примерно 310 млрд. руб. Неуклонно возрастает вклад инфокоммуникационного комплекса в ВВП страны. Если в 1995 г. доля связи в валовой внутрен­ний продукт составляла всего 1,4 %, в 2000 г. — 2,0 %, то в 2005 г. она достигла 3,0 %, а с учетом услуг информатизации — 4,5 %. Такой суще­ственный рост обусловлен значительно более высокими темпами развития (в 3 — 4 раза) инфокоммуникаций по сравнению с базовыми отраслями производства и экономикой страны в целом.

В то же время динамика развития отдельных подотраслей и видов связи существенно различается траекторией своего роста. Наименее благоприятные условия для развития со времени перехода к рыночным отношениям имела почтовая связь. Снижение платежеспособности основной части потребителей и бурное развитие взаимозаменяемых услуг привело к резкому падению спроса на традиционные виды почто­вых услуг. Например, за последние 15 лет объем письменной коррес­понденции уменьшился более чем в 20 раз, примерно на столько же снизилось число операций по почтовым переводам денежных средств, еще больший спад имел место в сегментах по пересылке посылок и распространению печатных изданий.

Однако и в этих тяжелых условиях почтовая связь сохранила свою сеть, насчитывающую около 41 тыс. объектов и охватывающую все регионы страны. По плотности предприятий и пунктов связи на 10 тыс. жителей почтовая связь России занимает одно из ведущих мест в мире, опережая такие страны, как США, Франция и ФРГ. В то же время душе­вые уровни потребления базовых почтовых услуг в десятки раз ниже, чем в экономически развитых странах, и в 2 — 5 раз меньше, чем в раз­ вивающихся странах с сопоставимым ВВП на душу населения.

Для российского рынка традиционных услуг почтовой связи харак­терен перевес структуры рыночных долей в сторону наименее платеже­способного потребительского сегмента — населения, тогда как в стра­нах с развитой рыночной экономикой имеет место преобладание сферы бизнеса в структуре пользователей письменной корреспонден­ции, посылок и денежных переводов. Сложившаяся на отечественном почтовом рынке ситуация объясняется отсутствием массового корпо­ративного спроса российских компаний на почтовые услуги вследствие их низкого качества, выраженного длительными сроками пересылки почтовых отправлений, что не может удовлетворять деловой сектор потребления в динамично развивающейся рыночной среде.

На устранение указанных недостатков направлена прошедшая в 2002 г. реструктуризация федеральной почтовой связи, результатом которой стало создание ФГУП «Почта России» на базе объединения 82 самостоятельных хозяйствующих субъектов, охватывающих практиче­ски все регионы страны. Имея статус федерального оператора почто­вой связи, ФГУП «Почта России» получило значительно более широкие возможности по совершенствованию своего технологического разви­тия, привлечению крупномасштабных инвестиций и более эффективно­му их использованию для совершенствования и улучшения качества традиционных почтовых услуг, а также внедрения и развития новых их видов.

Однако ожидать быстрого эффекта от реструктуризации феде­ральной почты было бы не обоснованным, поскольку динамика ее развития формируется под влиянием значительного числа факторов, носящих, главным образом, объективный характер.

Самым существенным из них является наличие в зоне обслужива­ния федерального оператора почтовой связи наименее привлекатель­ных географических сегментов, включающих сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатиче­скими условиями, где основным потребителем является население. Хотя в сельской местности проживает всего 25 % граждан России, 72 % Объектов федеральной почты находятся на селе, при этом одним объек­том почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов.

 

Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности в общем их числе составляет соответственно 63 % и 60 %. Таким обра­зом, на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано около двух третей производственных ресурсов федерального операто­ра почтовой связи.

Следует учитывать также, что низкая плотность населения в сель­ской местности, где уровень потребления услуг почтовой связи в 1,5 — 3 раза ниже, чем в городах, а также высокая территориальная разоб­щенность населенных пунктов, обусловливающая большую протяжен­ность почтовых маршрутов, приводят к росту себестоимости оказания услуг в сельском сегменте. В результате около 70 % отделений почто­вой связи являются убыточными, а рентабельность почтовой связи в целом в последние годы составляет всего 3 — 5 процентов.

Обслуживание сельского сегмента рынка является главным факто­ром снижения инвестиционной привлекательности и конкурентоспо­собности ФГУП «Почта России» по сравнению с негосударственными почтовыми операторами, география деятельности которых охватывает города и другие крупные населенные пункты. Эти операторы оказыва­ют, в основном, услуги с устойчивой тенденцией роста потребительско­го спроса, включая выплату пенсий и пособий, доставку печатных изда­ний, переводы денежных средств и услуги экспресс-почты.

Работая в наиболее привлекательных географических и потреби­тельских сегментах, негосударственные операторы могут проводить гибкую тарифную политики, достигая преимущества в ценовой конку­рентной борьбе с ФГУП «Почта России», которому за счет городского сегмента обслуживания необходимо не только покрыть убытки сельских отделений связи, но и осуществлять перекрестное субсидирование нерентабельных услуг, тарифы на которые регулируются государством.

Низкая технико-технологическая база основной части объектов почтовой связи также является одним из негативных факторов, влия­ющих на объемы потребления и качество услуг почтовой связи. По рас­четам экспертов, для повышения технологической оснащенности феде­ральной почтовой связи до мировых стандартов необходимо инвести­ровать более 1 млрд. долл. США в течение ближайших 3 — 5 лет. Соб­ственные инвестиционные ресурсы федерального оператора находятся в пределах 100 млн. долл. США в год, а государственная поддержка почты составляет не более 10 — 15 % от реальных потребностей в капи­тальных вложениях. Нехватка собственных средств и слабая государ­ственная поддержка, безусловно, являются факторами, лимитирующими ускоренное развитие почтовой связи и успешное выполнение ею своей производственной и социальной миссии.

Несмотря на негативное влияние объективных факторов, в послед­ние годы на отечественном почтовом рынке наметились положитель­ные тенденции активизации потребительского спроса, как в сегменте традиционных услуг, так и услуг, оказываемых с использованием инно­вационных технологий. Эти тенденции определяются, в первую оче­редь, общим оздоровлением экономики, активизацией реального сек­тора производства, повышением платежеспособности населения. Так, исследования, проведенные во многих странах мира, показывают, что прирост ВВП на один процент обеспечивает пропорциональный при­рост объема письменной корреспонденции, денежных переводов и посылок.

Усилия операторов почтовой связи по расширению спектра и улуч­шению качества оказываемых услуг в условиях нарастающей конкурен­ции также способствуют активизации почтового обмена и формирова­нию у клиентов потребностей в новых инновационных услугах с повы­шенными потребительскими свойствами и высокой рентабельностью. В настоящее время и в среднесрочной перспективе ожидается суще­ственный рост таких видов почтовых услуг, как междугородная и вну­тренняя ускоренная почта, курьерская и экспресс-почта, «Товары — почтой». С использованием инфокоммуникационных технологий и сети Интернет ФГУП «Почта России» предлагает клиентам такие иннова­ционные услуги, как «КиберПочт®», «КиберПресс@», «Киберденьги» и другие, относящиеся к сферам электронной торговли, рекламы и т.д.

Постоянно расширяется спектр и объем услуг, не относящихся к сфере основной деятельности объектов почтовой связи. К их числу относятся, например, услуги по реализации ценных бумаг, обслужива­нию потребительских кредитов, прием и инкассация денежной выручки, прием коммунальных платежей, посылочная торговля, адресная и безадресная рассылка рекламной продукции, реализация печатной продукции как по подписке, так и в розницу, автострахование и многие другие. Перечень нетрадиционных услуг в различных филиалах ФГУП «Почта России» колеблется от 10 до 50 наименований, при этом они обеспечивают около четверти всех доходов почтовой связи.

Дальнейшее развитие почтовой связи связано с сохранением ев доли на рынке услуг, улучшением качества обслуживания потребителей и обеспечением финансовой устойчивости организаций подотрасли. С этой целью предусматривается:

 

· повышение эффективности управления почтовой связью на всех уровнях;

· активизация работы по изучению рынка почтовых услуг и выявле­нию перспективных и конкурентоспособных направлений деятельности

· внедрение современных инфокоммуникационных технологий и оборудования для обработки почтовых отправлений, контроля за их качеством и сроками прохождения в сети почтовой связи;

· оптимизация транспортных маршрутов с целью сокращения парал­лельных перевозок и трудозатрат;

· создание автоматизированной информационно-технологической сети почтовой связи для предоставления почтовых и банковских услуг;

· расширение ассортимента и внедрение высокоэффективных нетрадиционных услуг;

· развитие кооперации с операторами электросвязи по предоста­влению услуг телематических служб;

· создание нормативно-законодательной базы и механизмов ее реа­лизации для повышения инвестиционной привлекательности объектов почтовой связи;

· решение вопроса государственной финансовой поддержки на ком­пенсацию убытков по предоставлению универсальных услуг почтовой связи.

 

Решение этих задач будет способствовать превращению подраз­деления федерального оператор» почтовой связи в многофункциональ­ные пункты сервисного обслуживания потребителей, использующие для пересылки почтовых отправлений не только физические, но и элек­тронные телекоммуникационные средства и инфокоммуникационные технологии.

Развитие электрической связи в последнее десятилетие осу­ществлялось стабильно высокими темпами за счет модернизации и расширения сетей с использованием современных технологий обра­ботки, коммутации и передачи информации. Однако темпы развития отдельных видов и услуг электросвязи существенно различались, что, в основном, обусловлено не одинаковыми технико-технологичными воз­можностями для внедрения прогрессивных видов услуг с высокими качественными параметрами.

Особенно ярко эти тенденции проявляются в документальной связи. На фоне снижения телеграфного обмена сети общего пользова­ния и передачи газетных полос, вызванного, главным образом, разви­тием прогрессивных взаимозаменяемых услуг, высокими темпами растет трафик данных и, соответственно, увеличивается объем сетей и приложений, обеспечивающих его обработку и передачу. Уже в настоя­щее время общий объем трафика данных опережает телефонный тра­фик, и, по оценкам экспертов, его ежегодный прирост в ближайшие 5 — 10 лет будет составлять не менее 50 процентов.

В этих условиях происходит переход от сетей с коммутацией кана­лов к сетям с коммутацией пакетов, не ориентированным на соедине­ния. Технический уровень таких отечественных сетей, использующих цифровые технологии, примерно соответствует уровню аналогичных сетей западных стран.

Наиболее динамично развивающимся и имеющим значительный потенциал роста является российский сегмент Всемирной сети Интер­нет. Объем информации, передаваемой по данной сети, ежегодно удваивается, а количество соединений по сети Интернет с доступом через телефонную сеть общего пользования увеличивается каждый год на 50 — 60 процентов.

Использование современных технологий, таких как ATM (асинхрон­ный режим передачи), ISDN (цифровая сеть с интегральным обслужива­нием) и др., а также конвергенция фиксированных и мобильных сетей обеспечивают широкополосной высокоскоростной доступ к сети Интернет не только для обмена информацией, но и для реализации зна­чительного числа бизнес-приложений.

Российский сегмент Всемирной сети существует сравнительно недавно — с апреля 1994 г., но, по данным аналитиков, по количеству зарегистрированных в нем доменных имен (свыше 300 тысяч) входит в число 30 самых массовых и является одним из 10 наиболее быстроразвивающихся. В то же время в Германии, например, зарегистрировано более 7 млн. доменов, а в Великобритании — более 4 млн., а число пользователей Интернет доходит до 70 % от общей численности насе­ления. В России же число пользователей Всемирной сети составляет всего около 14 %, что обусловлено низкой компьютерной плотностью (только примерно 11 компьютеров на 100 жителей страны) и отсутстви­ем доступа к Интернет в населенных пунктах, удаленных от экономических центров и крупных городов.

Преодолению существенного отставания России в области развития Интернет-услуг будет способствовать создание системы универсального обслуживания, которая предусматривает организацию не менее чем одного пункта коллективного доступа к сети Интернет в поселениях с численностью проживающих более 500 человек. Значительный вклад в развитие отечественного сегмента Всемирной сети Интернет должна вне­сти реализации Федеральных целевых программ по информатизации и Приоритетных национальных проектов, предусматривающих широкое использование инфокоммуникационных услуг и технологий.

Междугородная телефонная связь Российской Федерации, включая международную, представляет собой современный стабильно функционирующий телекоммуникационный комплекс, технический уро­вень которого в основном соответствует предъявляемым к нему требо­ваниям и международным стандартам. В настоящее время абоненты имеют возможность пользоваться автоматической междугородной телефонной связью с более чем 200 странами мира. Если в 1991 г. весь бывший СССР имел только одну международную телефонную станцию (МНТС) емкостью 4 тыс. каналов и 1100 международных каналов связи, то в настоящее время международную связь обеспечивают 10 цифро­вых МНТС общей монтированной емкостью около 110 тыс.каналов, а техническая емкость международных линий, которой располагает стра­на, превышает 70 тыс. цифровых каналов. По оценке специалистов, вопросы доступа абонентов к международной связи полностью решены не только в отношении текущего спроса, но и на ближайшие 10 — 15 лет.

Большие прогрессивные сдвиги произошли в последние годы в междугородной телефонной связи. Это прежде всего проявилось в замене морально устаревших и физически изношенных станций декад- но-шаговой и координатной систем на цифровые, в результате чего удельный вес квазиэлектронных и электронных станций в общей монти­рованной емкости оборудования АМТС достигает 99 %. Уровень вне­дрения цифровой аппаратуры в технике передачи на МТС превышает 90 %. При этом почти 99 % райцентров и городов республиканского, краево­го и областного подчинения обеспечены автоматической междугород­ной телефонной связью, и свыше 96 % междугородного обмена предо­ставляется по каналам автоматики без участия телефонистов.

Несмотря на существенный технико-технологический прогресс в области оказания услуг междугородной телефонной связи, душевой уровень их потребления в России (30 — 35 разговоров в год на жителя) на порядок ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Это обусловлено относительно высокими тарифами на услуги данного вида, которые относятся к числу регулируемых государством, при низкой платежеспособности основной части потребителей частного сектора, а также недостаточным развитием более дешевых и конкурентоспособ­ных по качественным параметрам услуг голосовой телефонии.

 

Прежде всего, речь идет о передаче речи по сети Интернет, то есть об IP -телефонии, которая обеспечивает значительную независимость стоимости разговоров от расстояния и, как следствие, — снижение тарифов на междугородные телефонные разговоры. Однако на началь­ном этапе внедрения качество телефонных услуг в сетях IP не соответ­ствовало нормам, установленным на традиционных сетях междугород­ной связи, поэтому основными пользователями IP-телефонии являлись клиенты некоммерческого сектора, пользовавшиеся услугами дальней связи по карточкам с предоплатой. По мере внедрения эффективных методов, обеспечивающих достаточно хорошее качество речи, услуги IP -телефонии будут все шире распространяться и среди корпоративных пользователей.

Важнейшим и перспективным направлением развития традицион­ной сети междугородной телефонной связи является создание цифро­вой сети связи общего пользования (ЦСС ОП), наложенной на суще­ствующую телефонную коммутируемую сеть. Она должна обеспечить пользователям разговорные тракты высокого качества для осуществле­ния междугородных и международных разговоров, обмена различными видами документальных сообщений. Совершенствование технико-тех­нологической базы телефонной связи позволяет перейти к качественно новому уровню обслуживания потребителей — созданию интеллекту­альных сетей связи (ИСС). Такие сети образуются в результате добав­ления к сетям электрической связи системы «интеллектуальных» узлов, оборудованных мощными ЭВМ, которые имеют широкие возможности обработки информации. Имея доступ к ИСС, абонент получает возмож­ность пользоваться большим количеством новых услуг, а также сам управлять предоставляемыми услугами, заказывать их на определен­ное время, изменять по своему усмотрению некоторые параметры обслуживания.

Преимущества, заложенные в современных средствах междуго­родной связи, могут быть в полной мере реализованы только в случае достаточного развития местных телефонных сетей. Сеть местной (городской и сельской) телефонной связи Российской Федерации входит в десятку самых крупных в мире. В то же время по телефонной плотности, характеризующейся количеством телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей, она значительно отстает от промышленно разви­тых стран. В настоящее время телефонная плотность в стране с учетом сетей других ведомств, имеющих выход на СОП, составляет около 30 ТА на 100жителей, и только 60 % семей имеют домашние телефоны. В экономически развитых странах телефонная плотность в среднем соста­вляет свыше 40 ТА на 100 жителей (этот показатель принято считать соответствующим полной телефонизации), а в некоторых странах достигает 60 ТА и более.

На фоне общего отставания по уровню развития местной телефон­ной связи для России характерна высокая территориальная дифферен­циация по показателю телефонной плотности. Только около 3 % субъек­тов Федерации имеют данный показатель на уровне или несколько выше, чем в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, а в при­мерно 70 % регионов телефонная плотность составляет лишь половину от уровня, соответствующего полному удовлетворению потребностей в домашних телефонах. При этом на начало 2006 г. в стране насчитыва­лось около 42 тысяч нетелефонизированных населенных пунктов, что составляет почти одну треть всех сельских поселений. Это означает, что значительная часть сельского населения живет в условиях ограничен­ного информационного пространства или вообще находится в инфор­мационной изоляции.

Еще одной проблемой, остро стоящей перед местной телефонной связью, является наличие в эксплуатации значительного количества морально и физически устаревшего оборудования и аппаратуры, часто выработавших свой срок службы. Высокая доля аналогового оборудо­вания препятствует внедрению новых высокоэффективных услуг, огра­ничивает возможности операторов по повышению доходов за счет нерегулируемого сектора телекоммуникационного рынка. Модернизация сетей местной телефонной связи так же, как и их даль­нейшее развитие, требует огромных капитальных вложений, поскольку сети данного уровня иерархии самые дорогостоящие и на их долю при­ходится до 70 — 80% инвестиционных затрат на организацию всей сети электросвязи. Для полной телефонизации и замены устаревшего обо­рудования, по мнению экспертов, требуются средства в сумме от 15 до 20 млрд. долл. США. Очевидно, что капитальные вложения в таких раз­мерах превышают реальные возможности операторов электросвязи, особенно в условиях, когда в течение многих лет тарифы на услуги местной телефонной связи регулировались государством и устанавли­вались на уровне ниже фактических затрат на обслуживание. Однако, изменившийся с начала 2006 г. порядок государственного регулирова­ния тарифов, предусматривающий повышение тарифов до уровня эко­номически обоснованных затрат с включением нормативной прибыли, внедрение прогрессивных технологий и технических решений (беспроводный доступ, применение оптического волокна, технологии и др.) создают благоприятные условия для решения проблемы обеспечения потребителей услугами фиксированной местной телефонной связи в ближайшее десятилетие.

В качестве одной из задач ближайших лет следует выд ели г ь пере­ход местных телефонных сетей на систему повременного учета стоимо­сти разговоров. Это особенно актуально, поскольку в соответствии с ФЗ «О связи» абоненты-граждане имеют право выбора абонентской или повременной системы оплаты. Преимущества повременного учета про­должительности местных разговоров состоит в том, что эта система позволяет улучшить сетевой контроль качества обслуживания, диагностику оборудования местных телефонных сетей, обеспечить защиту от незаконных подключений, ввести обоснованную и справедливую систе­му расчетов с абонентами с учетом объемов потребления услуг

Дальнейшее развитие получают пункты общего пользования местной телефонной связью — таксофоны. В их числе все больший удельный вес занимают универсальные, с помощью которых предоставляются услуги местной, междугородной и международной связи. Неуклонный рост коли­чества таксофонов будет обеспечиваться в процессе реализации концеп­ции универсального обслуживания, предусматривающей обеспечение ими практически всех населенных пунктов страны.

Особым динамизмом развития отличается российский рынок сото­вой подвижной связи (СПС), темпы роста которого не имеют аналогов в мире. Если на общемировом рынке телекоммуникаций число абонентов СПС достигло числа абонентов фиксированных телефонных сетей при* мерно за 20 лет с момента своего зарождения, то в России этот произо­шло всего за 12 лет. На начало 2006 г. количество абонентов сетей подвижной связи составило 120 млн., а плотность подвижной связи в 3,5 раза превысила аналогичный показатель фиксированных местных телефонных сетей.

Стремительный рост СПС объясняется широким спектром услуг подвижной связи, которые включают телефонную связь, электронную почту, передачу данных с коммутацией каналов, SMS, глобальный роуминг. В сетях, использующих технологии нового поколения (3G), добав­ляются услуги голосовой почты, мобильного Интернета, мобильной видеоконференцсвязи, мобильного телевидения, автомобильной нави­гации, мультимедийных сообщений (MMS) и многие другие.

Высокая конкуренция в рассматриваемом секторе рынка услуг приводит к постоянному снижению тарифов и делает подвижную связь все более доступной для абонентов с невысокими доходами и, в ряд* случаев, заменяет телефон фиксированной связи, что помогает более успешно решать проблему телефонизации.

Однако в развитии сетей подвижной связи есть проблемы, без решения которых их коммерческая привлекательность будет в значи­тельной степени снижена уже в ближайшие годы. Прежде всего — это неравномерное проникновение СПС в регионы. Достаточно сказать, что число сотовых абонентов в Москве и Санкт-Петербурге почти равно их количеству во всех других регионах страны. Это ставит перед операто­рами подвижной связи задачу продвижения своих услуг в новые терри­ториальные сегменты для расширения бизнеса. Платежеспособность пользователей в регионах значительно ниже, чем в столичных и других крупных городах, что снижает доходность услуг подвижной связи в расчете на одного абонента, так называемый показатель ARPU. Например, компании «Мобильные ТелеСистемы» показатель ARPU снизился с г 54 долл. в 2000 г. до 9 долл. в 2005 г., а в «ВымпелКом» за этот же период с 37 до 7,3 долл. При этом удельный вес доходов от «голосовых* услуг уменьшался примерно на 5 процентных пунктов в год. Основной путь преодоления этих негативных тенденций — внедрение новых техноло­гий, обеспечивающих оказание высокодоходных мультимедийных услуг подвижной связи на основе эволюции существующих цифровых сетей и /развертывания на территории всей страны сетей третьего поколения.

В Российской Федерации создана и бесперебойно функционирует одна из самых крупных в мире радиотелевизионных сетей. Ее техни­ческую базу составляют около 13 тыс. телевизионных передатчиков различной мощности и 1100 радиовещательных передающих станций. Передающая сеть обеспечивает трансляцию государственных про­грамм радиовещания и телевидения на территории, где проживает более 99 % населения страны, что примерно соответствует уровню развитых стран мира.

Наряду с государственными организациями по предоставлению услуг радиовещания и телевидения, успешно развиваются коммер­ческие. Практически во всех крупных городах России работает по пять и более эфирных телевизионных каналов, которые дополняются сетью кабельного телевидения. Охват населения негосударственными теле­визионными программами составляет более 40%, а негосударственными программами радиовещания — около 60 процентов.

Технический прогресс в области телевидения идет в направлении его цифровизации с целью улучшения качества приема видеосигналов.

 

Широкие перспективы имеет многопрограммное телевидение, предусм­атривающее организацию передачи цифровых сигналов нескольких программ ТВ по одному радиоканалу. Планируется также создание интерактивных систем телевидения с обратными каналами для потре­бителей.

В условиях возрастания объемов информации и повышения требо­ваний к скорости и качеству ее передачи увеличивается роль спутнико­вой связи, которая отвечает основополагающим требованиям построения Российской информационной инфраструктуры, включая интеллекту­альность, глобальность и персональность обслуживания пользовате­лей. С помощью средств и сетей спутниковой связи обеспечивается оказание как традиционных услуг (передача речи, факсимильных сооб­щений и данных), так и широкого спектра новых видов услуг с интерак­тивным режимом связи, а именно: высокоскоростной доступ к сети Интернет; видео по запросу; прием изображений газетных полос; прием телевизионных и звуковых программ на компьютер; видеоконфе- ренцсвязь; биологический мониторинг здоровья абонентов; организа­ция домашнего офиса и многие другие.

Таким образом, телекоммуникационный сектор России развивает­ся на основе конвергенции сетей, процессов и услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей в высокока­чественных традиционных и новых услугах, а также повышения эффек­тивности производственной и коммерческой деятельности оператор­ских компаний. Прогноз доходов от услуг в разрезе подотраслей связи, представленный на рис. 1.2, свидетельствует о высоком потенциале отраслевого рынка и особенно его товарных сегментов, развивающих­ся на основе инновационных технологий.

Важные задачи стоят перед отраслью в области информатизации общества. Информатизация — сравнительно новый для России сег­мент инфокоммуникационного рынка. Ее развитие началось в 1995 г. с принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и одобренной Президентом Российской Федера­ции «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информа­ционных ресурсов».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.053 с.)