ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РОЛЬ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА



В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, уве­личения обьемов производства, усложнения межпроизводственных связей, расширения сфер взаимодействия между товаропроизводите­лями, повышения масштабов и значимости решаемых обществом социальных проблем все более возрастает роль инфокоммуникаций в


 



Экономика связи


Экономика связи



различных областях жизнедеятельности. Это объясняется тем, что объем информации, возникающей при решении производственных, экономических, социальных и иных задач растет более высокими тем­пами, чем объем производства, выраженный материально-веществен­ными носителями. При этом информация становится важнейшим национальным ресурсом, отличительной чертой которого является то, что он не только не истощается, а, напротив, увеличивается, качествен­но совершенствуется и вместе с тем способствует наиболее рацио­нальному использованию всех остальных видов ресурсов, их сбереже­нию, а в ряде случаев — расширению и созданию новых.

В промышленно развитых странах с середины 80-х годов начался переход на качественно новый уровень технологического развития, который принято называть веком информатизации, а общество, осно­ванное на широком проникновении информационных технологий в социально-политическую, экономическую, научно-образовательную, культурно-просветительскую и иные сферы жизнедеятельности, где постоянно увеличиваются объемы производства, переработки, распро­странения и потребления информации, — информационным. Постро­ение информационного общества неразрывно связано с созданием и развитием информационной индустрии на базе функционирующих и вновь создаваемых сетей различного назначения (вычислительных, управленческих, интеллектуальных и т.д.) и объединением их в форми­рующийся информационно-индустриальный комплекс (ИИК) с помо­щью средств и сетей связи.

Создание ИИК предопределяет необходимость ускоренного разви­тия средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. При этом, чем выше уровень развития производительных сил государства, тем более высокие требования предъявляются к техническим средствам информатизации, поскольку объем информации, возникающей в процес­се макроэкономического кругооборота, пропорционален валовому вну­треннему продукту (ВВП), создаваемому в стране. Вот почему в странах, чьи сети телекоммуникаций по уровню развития занимают ведущие места в мировом сообществе, капитальные вложения в связь по-прежнему зани­мают значительную долю (до 4 — 6 %) в общей сумме инвестиций в разви­тие экономики. При этом считается, что вклад связи в формирование ВВП значительно перекрывает затраты на ее развитие, а каждый доллар, вло­женный в телекоммуникации, приносит три-четыре доллара дохода. По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), двадцать пять операторов общественных сетей элек-


тросвязи стран, входящих в эту организацию, обеспечивают большую прибыль, чем 100 крупнейших банков мира.

В Российской Федерации удельный вес капитальных вложений в развитие инфокоммуникационного сектора в общей сумме капитальных затрат в развитие общественного производства только в последние годы приблизился к уровню стран с развитыми сетями телекоммуника­ций. Увеличилась доля связи в валовом внутреннем продукте, достиг­нув в 2005 г. трех процентов, что почти в 2 раза выше, чем в конце 90-х годов прошлого века. Несмотря на существенный рост вклада телеком­муникаций в ВВП, он еще значительно отстает от уровня экономически развитых стран. Это объясняется многими причинами, среди которых главную роль играют низкая степень удовлетворения спроса на важней­шие виды традиционных и новых услуг и не всегда высокое их качество, слабая материально-техническая база производства в телекоммуника­ционном секторе, невысокая платежеспособность основной массы потребителей, что влияет как на объем, так и на номенклатуру потребляе­мых услуг.

Однако следует иметь в виду, что ВВП, обеспечиваемый отраслью связи, характеризует лишь прямой эффект от ее применения. Для отра­слей инфраструктуры, как было отмечено выше, характерно проявле­ние основной части эффекта за пределами отрасли, то есть у потреби­телей, поэтому, давая оценку роли связи в общественном производстве и в других сферах жизнедеятельности, нельзя ограничиваться рассмо­трением только показателей прямого эффекта. Следует обязательно учитывать тот косвенный (диффузный) эффект, который обеспечивает­ся применением и развитием средств связи в сфере управления эконо­микой, в общественном производстве, в субъектах инфраструктуры рынка, в личной жизни людей. Этот эффект значительно возрастает в условиях конвергенции связи и информатики. Внедрение ИКТ и произ­водство на их основе инфокоммуникационных услуг коренным образом изменяют все сферы жизнедеятельности людей. Они влияют на систе­му взаимодействия гражданского общества и власти, экономические отношения, стиль работы, культуру, образование, духовное развитие людей.

Инфокоммуникации оказывают непосредственное положительное влияние на совершенствование управления на всех уровнях и во всех сферах общественного производства. Своевременная и высококачествен­ная передача информации способствует сохранению ее ценности для системы управления, обеспечивает ее гибкость и маневренность, спо-


 



Экономика связи


Экономика связи



собствует оперативной подготовке и своевременному принятию опти­мальных решений.

Средства телекоммуникаций не только обслуживают производ­ство, но и непосредственно проникают в него, являясь необходимым элементом встроенных систем регулирования автоматизированных технологических процессов. Связь и ИКТ обеспечивают определение наиболее эффективной структуры построения технологии производ­ства и организационно-производственной деятельности, способствуют сбережению всех видов ресурсов, улучшению условий труда, снижению физических и психологических нагрузок. Качественная перестройка производства на базе манипуляторов, роботов, микропроцессорной техники с использованием информационных технологий невозможна без участия современных средств связи. При этом они радикальным образом меняют характер труда, превращая значительную часть его видов в преимущественно информационную, существенно увеличива­ют производительность, снижают степень риска и повышают безопас­ность трудовой деятельности. Развитая инфокоммуникационная струк­тура обеспечивает возможность создания так называемых «рабочих мест на дому» («teleworking»), когда специалист, находясь в месте свое­го проживания, связан с офисом телекоммуникационным каналом. Работа на дому не только повышает эффективность трудовой деятель­ности, ликвидирует транспортную усталость, увеличивая тем самым свободное время, но и способствует более равномерному расселению людей в рамках государства и регионов, улучшает ситуацию в инфра­структуре транспорта больших городов. Законодательство ряда инду­стриально развитых стран признало потенциальные возможности инфокоммуникаций в решении проблемы перенаселения городов и перегруженности городских улиц, потребовав, чтобы промышленность, бизнес предусматривали определенный процент рабочих мест для «работы на дому». Например, компания «British Telecom» предполагает, что в 2020 г. до 40 % организаций будут представлять собой «виртуаль­ные учреждения», сотрудники которых будут выполнять свою работу дома и появляться в офисах достаточно редко.

Нельзя недооценить роль телекоммуникаций в непроизводствен­ной сфере, тем более, что в последние годы в экономике страны наблю­дается тенденция к изменению структуры занятости в пользу отраслей, где создаются условия для решения общегосударственных проблем совершенствования политической и экономической систем государ­ства, развития институтов гражданского общества, создаются услуги,

Экономика связи


способствующие формированию новых материальных и духовных потребностей. Возрастание роли этих секторов экономики требует вне­дрения в их деятельность новейших инфокоммуникационных техноло­гий, позволяющих быстро и высококачественно получать необходимую информацию и принимать адекватное ей решение.

В таблице 1.1 в общем виде показаны области проявления эффек­та от использования средств и услуг инфокоммуникаций, а в таблице 1.2* систематизированы требования отдельных секторов экономики к инфокоммуникационным сетям, раскрывающие потенциальный эффект, который может иметь как качественное, так и количественное выражение. Например, информатизация органов государственной вла­сти ведет к повышению их информационной открытости, создает воз­можность контроля над их деятельностью со стороны граждан. Введе­ние электронного документооборота позволяет исключить потери «бумажных» документов, снизить трудозатраты госслужащих и повы­сить эффективность их работы.

Таблица 1.1 Эффект, обеспечиваемый применением инфокоммуникаций, и области его проявления

Формы проявленияэффекта

Области проявления эффекта" непосредственно косвенно

Совершенствование системы управления, В общественном эффективное функционирование рыночных производстве структур

У населения

Экономия рабочего времени, рост производительности труда, ускорение производственных процессов и повышение их ритмичности, экономия производственных ресурсов
Тоже

Тоже

В общественном производстве
У населения

Повышение благосостояния нации,
доступности материальных благ и услуг,
наиболее эффективная связь между
производством и потреблением_____

Тоже
Тоже

Качественное совершенствование и воспроизводство рабочей силы

Тоже
Тоже

Улучшение бытовых условий, уменьшение усталости, сбережение сил и здоровья

Тоже

Тоже

Увеличение и рациональное использование свободного времени, развитие личности, рост духовного потенциала общества

'Использованы материалы из монографии: Васильев ВВ., Кузовкоеа IА Инфокоммуникационные технологии и информациональкая экономика: монография. - М.: ■Палеотиг-, 2005. - с. 64-66.

Экономика связи 23


По оценкам экспертов, автоматизация сбора и учета налоговых документов и создание налоговой информационной системы позволят высвободить для более продуктивной деятельности свыше 1,5 млн. человеко-дней. Внедрение систем электронных закупок для государ­ственных нужд создает условия для экономии до 25 % их стоимости за счет снижения цен.

Таблица 1.2 Требования к инфокоммуникациям со стороны отдельных секторов экономики

Сектора экономики

Требования к инфокоммуникационным сетям и технологиям

1. Государственные и административные структуры_______

Предоставление оперативной связи, видеоконтактов с фиксацией принятых решений, телеконференций, формирование автоматизированной системы «Электронное правительство»

2. Производство

3. Транспорт

Оперативность и быстродействие электронных средств, применяемых на всех этапах производства, включая снабжение, сбыт, финансовые операции, транспортировку; переход на электронные документы и контракты с юридическим обеспечением Создание единой автоматизированной системы планирования перевозок, управления потоками, бронирования билетов,

___________________ отслеживания местонахождения транспортных средств и грузов

4. Торговля__________ Обеспечение движения товарных потоков на основе логистических
___________________ ИКГ, оперативности информации о товарах, заказах, предоплате

5. Банковские системы

Обеспечение оперативности расчетов «операционного дня»; создание расчетно-аналитических комплексов для кредитных, лизинговых, факторинговых, трастовых операций; введение безналичных расчетов на основе высокоскоростной и доступной системы телекоммуникаций, обеспечивающей информационную

безопасность_______________________________________

6. Биржевые технологии

Оперативность обработки сведений о товарах, ценных бумагах, участниках, организации сделок, биржевых операциях; расширение сферы деятельности по регионам, ускорение движения денежных средств, массовость биржевого процесса;

организация электронных торгов________________________

7. Налоговые информационные системы

Эффективные технологии сбора и обработки информации о налогоплательщиках, создание единой информационно-аналити­ческой системы и коммуникативной сети с внутренним и внешним информационным обменом, системы налогового контроля над

доходами физических и юридических лиц_________________

8. Наука

Обеспечение доступа к научной и специальной информации на основе электронных систем связи и компьютерного редактирования


В целом по России граждане тратят на обращение в государственные службы 3 — 4 млрд. человеко-часов в год. Создание «Электронного прави­тельства» приведет к сокращению этих затрат белее чем на 20 % и позво­лит обществу ежегодно экономить не менее 40 — 50 млрд. рублей.

Использование связи на предприятиях промышленности на 20 — 25 % сокращает количество командировок, обеспечивая при этом боль­шую экономию командировочных расходов. Связь на транспорте в 1,5 — 2 раза увеличивает его пропускную способность. В сельском хозяй­стве оснащение средствами связи машинного парка и полевых бригад повышает эффективность использования машин на 25 % иснижает потери рабочего времени на 20 — 40 %, а создаваемые телекоммуника­ционные системы спутникового позиционирования для целей управле­ния машинотракторным парком и логистики обеспечивают оптимиза­цию сроков складирования, хранения и транспортировки сельскохозяй­ственной продукции. Хорошо организованная связь в системе управле­ния строительством позволяет повысить производительность труда и сократить сроки ввода объектов в эксплуатацию не менее чем на 15 процентов.

Введение безналичных расчетов на базе высокоскоростной и доступ­ной системы телекоммуникаций в банковской сфере на 80 — 90 % умень­шает потребность в наличных деньгах. С помощью средств связи и инфор­матизации можно снизить затраты на оформление сделок, потери из-за задержек и нестыковок, отсутствия оперативности и несвоевременного реагирования на ситуацию с 15 — 30 % от получаемых доходов до 5 %. В этом же секторе в результате применения ИКТ можно на 70 — 75 % сокра­тить затраты времени руководства на работу с деловыми бумагами и при­мерно на столько же уменьшить объем «реактивных» денег, связанных с медленным денежным оборотом и задержкой выплат.

Велико значение инфокоммуникаций в личной жизни людей. Они помогают преодолеть территориальную разобщенность, создают усло­вия для межсемейных и дружеских контактов, экономят время при решении бытовых проблем и увеличивают свободное время, необходи­мое для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Эко­номия времени за счет использования средств связи и информатиза­ции в быту снижает транспортную усталость, высвобождает время на самообразование, повышение культурного уровня, воспитание детей, дружеское общение. С помощью инфокоммуникаций пользователи могут, не выходя из дома, приобщиться к богатствам мировой цивили­зации через систему Интернет, получить образование или повысить


 



Экономика связи


Экономика связи



 


свою квалификацию по системе дистанционного обучения, узнать деловые и культурные новости с помощью средств телевидения, радио­вещания и периодической печати, сделать нужные покупки и решить другие бытовые проблемы. Развитие средств связи и информатизации, повышение их доступности для населения создают значительный социальный эффект, проявляющийся в улучшении условий жизни людей, повышении ее комфортности, росте информированности и ком­муникабельности общества.

По расчетным данным, телекоммуникации обеспечивают эконо­мию времени во всех сферах применения в размере не менее 1 млрд. часов, в том числе примерно 860 млн. часов рабочего времени, что эквивалентно ежегодной условной экономии работников, занятых в общественном производстве, в количестве около 500 тыс. человек.

В то же время из-за недостаточного развития связи общество несет огромные материальные потери, выражающиеся в первую оче­редь в замедлении темпов экономического развития. Расчеты показа­ли, что размеры потерь всех сфер экономики и населения от недоста­точного уровня потребления услуг, обусловленного как неудовлетвори­тельным уровнем развития телекоммуникаций, так и низкой платеже­способностью потребителей, ежегодно достигают 14 млрд. часов рабо­чего и внерабочего времени, в том числе около 11 млрд. часов в отра­слях основного производства, В пересчете на условную экономию штата это составляет примерно 5,5 млн. человек дополнительного штата или 8,4 % всех занятых в общественном производстве.

Очевидно, что в условиях рынка с его динамизмом и конкуренцией роль связи и ИКТ будет возрастать, ибо в деловой сфере надежный парт­нер — это быстрореагирующий партнер, владеющий всей необходимой информацией, хорошо ориентирующийся в спросе и предложении, про­изводстве и сбыте товаров и услуг, положении на товарных и фондовых биржах. Созданные электронные банковские системы и биржи, объеди­ненные в глобальные сети с помощью трансконтинентальных линий связи, позволяют осуществлять финансовые операции, сделки с ценными бума­гами, материальными ценностями, недвижимостью и т.д. без непосред­ственного присутствия субъектов этих сделок в местах расположения ука­занных рыночных институтов. Находясь в разных городах и странах, биз­несмены имеют возможность получения оперативной информации о состоянии и тенденции интересующих их рынков, котировке ценных бумаг, принимать определенные решения и, передав его по каналам связи, осу­ществлять желаемые операции и сделки.


Высококачественная связь, таким образом, является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной инфраструкту­ры, мощным катализатором рыночных отношений, залогом коммерче­ского успеха. И, наоборот, недостаточный объем информации, ее иска­жение или несвоевременность приводят к нарушению связей между производителями и потребителями, возникновению диспропорций, большим финансовым потерям, общему снижению темпов экономическо­го развития.

Нетрудно заметить, что эффект от применения и развития инфо-коммуникаций в сфере общественного производства и у населения самым тесным образом взаимосвязаны. Так, рост производительности труда и экономия производственных ресурсов в отраслях общественно­го производства непосредственно влияют на повышение благосостоя­ния людей, увеличение их доступности к материальным благам и услу­гам. Экономия свободного времени, улучшение бытовых условий, развитие личности в результате пользования связью в частном секторе потребления создают условия для повышения общеобразовательного и квалификационного уровня людей, что, несомненно, оказывает поло­жительное воздействие на совершенствование производства и рост его эффективности. Развитие рыночной инфраструктуры с широким использованием новейших инфокоммуникационных технологий обес­печивает общее оздоровление экономики, повышение благосостояния общества, создает условия для более полного удовлетворения мате­риальных и духовных потребностей его членов.

Учитывая большую значимость связи во всех сферах жизнедея­тельности, Международный валютный фонд для характеристики эконо­мического уровня развития государств и их конкурентоспособности при международных сопоставлениях использует в числе важнейших показа­телей такие, как доля вложений в телекоммуникации в общей сумме капитальных вложений, телефонная плотность на 100 жителей, число факсов на 1000 жителей, время исходящих телексных сообщений в минутах на одного жителя, степень удовлетворения потребностей в телекоммуникациях.

Таким образом, в современном обществе связь и ИКТ рассматри­ваются как важнейший фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности производства и процветания нации. По мнению Независимой международной комиссии по развитию всемирной связи при Международном союзе электросвязи, программа экономического развития любой страны не может рассматриваться как сбалансирован-


 



Экономика связи


Экономика связи



ная и эффективная, пока в ней не будет уделено должного внимания роли средств связи в развитии национальной экономики, и пока опре­деленный приоритет не будет предоставлен развитию национальных систем связи.

Очевидно, что для России, с ее пока еще невысокими уровнем развития сети телекоммуникаций и масштабами внедрения ИКТ, про­блема расширения как традиционных, так и новых видов инфокоммуни-кационных услуг должна рассматриваться в качестве важного фактора повышения эффективности общественного производства и решения социальных задач.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.01 с.)