СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ



Для того, чтобы оценить эффективность производства, необходи­мо сопоставить полученный эффект с теми затратами или ресурсами, которые были использованы для получения данной величины эффекта. Отсюда следует, что повышение эффективности означает получение максимального эффекта при неизменных затратах, либо заданного эффекта при минимальных затратах, либо максимального эффекта при минимальных затратах.

Объемы и темпы получаемого эффекта зависят от объемов приме­няемых ресурсов (трудовых, материальных и денежных) и осуществляе­мых затрат живого и овеществленного труда. При этом ресурсы и зат­раты различаются по их экономическому содержанию и роли в процес­се формирования вновь создаваемой стоимости.

В производственном процессе участвуют рабочая сила и средства производства, являющиеся ресурсами, а в образовании стоимости — лишь потребленная их часть в виде заработной платы, амортизацион-


 



Экономика связи


Экономика связи



ных отчислений, материальных и других затрат, включаемых в расходы по обычным видам деятельности.

Особенностями ресурсов являются длительность их функциониро­вания и многократность использования в создании потребительных стоимостей в течение ряда производственных циклов. Ресурсы обычно выражаются средними величинами во времени: среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость основных произ­водственных фондов и оборотных средств. Этим они отличаются от текущих затрат на производство, которые полностью включаются в сто­имость созданного продукта, учитывают величину потребленных ресур­сов лишь в размере их годового расхода и полностью возмещаются из выручки за продукцию (услуги), произведенную за один производствен­ный цикл.

Таким образом, ресурсы являются определяющим фактором результатов производства, а текущие затраты — отражением использо­ванных ресурсов, обеспечивших получение определенного эффекта.

Значение повышения эффективности всех аспектов деятельности организаций связи, как и других сфер деятельности, в условиях рыноч­ной экономики значительно возрастает. В этом заинтересованы члены производственных коллективов, поскольку эффективная работа пред­приятия обеспечивает стабильность положения работников, ликвиди­рует угрозу безработицы, гарантирует повышение заработной платы и пользование социальными льготами.

Для операторов (акционерных обществ) повышение эффективно­сти деятельности является залогом устойчивого финансового положе­ния, своевременного и в полном объеме выполнения обязательств перед государством и деловыми партнерами, дальнейшего производ­ственного и социального развития.

Для акционеров важность эффективной работы АО заключается в возможности увеличения размеров дивидендов и повышения kowipob-ки принадлежащих им акций на рынке ценных бумаг. Особое значение результативность деятельности операторов, характеризующаяся их эффективностью, имеет для инвесторов, вкладывающих свои средства в их развитие, поскольку при этом снижается риск неполучения аванси­рованного капитала в желаемые сроки.

В масштабе государства в целом повышение эффективности рабо­ты производителей означает возможность формирования здорового бюджета страны и пополнения внебюджетных фондов для успешного решения социальных проблем. Очевидно, что при этом остаются в


выигрыше и потребители, поскольку эффективно работающая органи­зация имеет все предпосылки для снижения цен и тарифов за счет эко­номии производственных затрат, а значит пользователи могут приобре­сти больше товаров и услуг и более полно удовлетворить свою плате­жеспособную потребность.

Увеличение результатов производства, повышение объемов выпу­скаемых материальных благ можно добиться двумя путями:

строительством новых предприятий, созданием новых рабочих мест, вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных трудовых, материальных и денежных ресурсов. Такой путь развития является экстенсивным, он связан с привлечением больших объемов финансо­вых средств и может считаться экономически оправданным лишь в тех секторах экономики, где спрос на товары и услуги удовлетворен далеко не полностью, а отраслевые и региональные особенности производите­лей не позволяют увеличить объем их выпуска на имеющихся производ­ственных мощностях. Такая ситуация объективно существует в местной телефонной связи, где имеющиеся свободные емкости телефонных станций в одних районах не позволяют удовлетворить заявленный спрос на установку телефонов в других населенных пунктах;

рациональным использованием созданного экономического потенциала, увеличением отдачи с каждой единицы средств, вложен­ных в трудовые и материальные ресурсы, перевооружением и совер­шенствованием производства на новой технико-технологической и организационной основе. Это интенсивный путь развития, который позволяет без увеличения ресурсного потенциала, то есть при неиз­менных производственных затратах получить дополнительный выпуск продукции и услуг. Естественно, что в условиях рыночной экономики именно интенсивный путь ее развития во всех отраслях и сферах дея­тельности является приоритетным и наиболее полно отвечающим запросам всех субъектов рынка: потребителей, производителей и общества в целом.

Реальными условиями для повышения эффективности производства на основе его интенсификации в отрасли связи является накопленный научно-технический потенциал, открывшиеся возможности использова­ния передовых достижений в технике и технологии, накопленных во всем мире. Вместе с тем в телекоммуникационном секторе имеются значитель­ные резервы повышения эффективности производства, связанные с устранением недостатков в создании и освоении производственных мощ­ностей, сокращением длительности сроков и уменьшением стоимости


 



Экономика связи


Экономика связи



строительства объектов, ликвидацией непроизводительных затрат и потерь рабочего времени, простоев оборудования и др.

С учетом неоднородности задействованных в создании услуг связи ресурсов и затрат, атакже возможности выражения получаемого эффекта различными стоимостными и натуральными показателями для комплексной оценки экономической эффективности работы операто­ров должна использоваться система показателей, позволяющая полу­чить количественные характеристики процессов интенсификации раз­личных сторон производственной и коммерческой деятельности орга­низаций связи. В таблице 11.1 представлены наиболее общие показа­тели оценки экономической эффективности деятельности организаций связи, большинство из которых могут быть рассчитаны как в целом по организации связи, так и по отдельным филиалам в соответствии с про­изводственной спецификой их деятельности.

Таблица 11.1
Система показателей оценки экономической эффективности
деятельности организаций связи
Группы показателей Наименование показателей эффективности ~

1. Показатели эффективности 1.1. Производительность труда (Доходы (выручка) на
использования отдельных видов 1 работника), тыс. руб. на 1 работника

ресурсов и затрат 1.2. Фондоотдача, руб. на 100 руб. ОПФ
___________________________ 1.3. Себестоимость 100 руб. выручки, руб.__________

2. Показатели эффективности 2.1. Количество линий на 1 работника, штук
использования отдельных видов 2.2. Выручка на 1 линию, руб.

ресурсов и производственных 2.3. Расходы по обычным видам деятельности на

мощностей 1 линию, руб.

2.4. Отдача на персонал, руб.
___________________________ 2.5. Средние расходы на персонал на 1 работника, руб.

3. Показатели эффективности 3.1. Доля доходов от инновационных услуг в общей
перспективных сегментов рынка выручке от продаж, %

3.2. Темпы роста доходов от инновационных услуг, %

3.3. ARPU (средний доход от одного абонента за
___________________________ отчетный период), руб.________________________

4. Обобщающие показатели 4.1. Операционная маржа, %
эффективности деятельности 4.2, EBITDA, тыс. руб.

4.3. Рентабельность производственных затрат, %

___________________________ 4.4. Рентабельность собственного капитала, %______

В первую группу вошли традиционные показатели экономической эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов и затрат, экономическая сущность и методика расчета кото­рых были рассмотрены в соответствующих разделах учебника и не тре-

Экономика связи


буют дополнительных пояснений. Большинство же показателей осталь­ных групп стали применяться в отечественной практике сравнительно недавно, хотя в телекоммуникационных компаниях стран с развитой рыночной экономикой они широко используются для анализа и оценки отдельных сторон бизнеса операторов.

Показатель «Количество линий на 1 работника» (Клин) по своей сути характеризует производительность труда персонала организаций электросвязи в натуральном выражении и рассчитывается по формуле:

Клин = N лин /Ч,

где N лин — среднее за период оценки (месяц, квартал, год) коли­чество линий; Ч — среднегодовая численность работников основной деятельности за соответствующий период.

Среднее количество линий включает в себя общее число основных абонентских устройств ГТС и СТС; таксофонов ГТС и СТС; универсаль­ных таксофонов ГТС и СТС; междугородных таксофонов и абонентских устройств, включенных воборудование автоматизированных перего­ворных пунктов; абонентских терминалов, подключенных к сетям сото­вой подвижной связи и абонентских терминалов, подключенных к сетям подвижной радиосвязи.

Таким образом, количество линий является наиболее активной частью производственных мощностей, обеспечивающих доходы опера­торов электросвязи, а их число в расчете на одного работника основной деятельности определяет эффективность использования трудовых ресурсов по натуральному показателю выработки.

Выручка на линию дает представление о финансовой отдаче еди­ницы производственной мощности и рассчитывается по формуле:

Влин = Впрод/ N лин .

Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию характе­ризуют общие затраты операторов на обслуживание единицы произ­водственной мощности, то есть:

Зоб. лин = Зоб/N лин .

Этот показатель может рассчитываться не по общим расходам компаний, а с учетом только тех статей, которые непосредственно свя-

Экономика связи 423


I


заны с эксплуатационно-техническим обслуживанием средств, учиты­ваемых при определении общего количества линий.

Отдача на персонал показывает, какую выручку приносит каждый рубль расходов на содержание работников основной деятельности, то есть характеризует эффективность использования потребленных в про­изводственном процессе трудовых ресурсов. Расходы на персонал включают в себя:

затраты на оплату труда (Зпл);

отчисления по единому социальному налогу (Оесн);

прочие затраты по персоналу, связанные с негосударственным пенсионным страхованием, добровольным медицинским страховани­ем, а также выплаты в соответствии с коллективными договорами и тру­довыми контрактами, не учтенные в затратах на оплату труда (3"|"°ч).

Формула расчета рассматриваемого показателя имеет вид:

ОП Впрод / (Зпл + Оесн + 3^°") .

Показатель «Средние расходы на персонал на 1 работника"

призван оценить эффективность управления соответствующими вида­ми затрат и дает количественную оценку затрат организации на содер­жание одного работника. Данный показатель рассчитывается по фор­муле:

Зпер = (Зпл + Оесн + 3"%°Ч)/Ч.

Третья группа показателей характеризует интенсивность иннова­ционных процессов в организациях связи как важнейшего фактора роста их доходов, улучшения финансового состояния и укрепления конкурент­ных позиций на соответствующих рыночных сегментах. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к числу высокорентабельных услуг относятся такие их виды, как услуги передачи данных, Интернет, IP-телефонии, услуги интеллектуальных сетей связи, гибридные почтовые услуги «Кибер-Почт@», «КиберПресс@» и некоторые другие, тарифы на которые не регу­лируются государством, а, следовательно, операторы могут ими варьиро­вать, привлекая клиентов и расширяя доходную базу. Кроме того, новизна большинства из перечисленных услуг и неразвитый потребительский спрос на них обеспечивают значительную потенциальную емкость соот­ветствующих товарных рынков и делают их перспективными для расшире­ния операторами соответствующих направлений бизнеса.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.012 с.)