ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ УСЛУГ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ УСЛУГ



Основная задача отрасли связи состоит в удовлетворении потреб­ностей всех сфер общественного производства и населения в передаче различного рода информации (сообщений), поэтому важнейшим пока­зателем деятельности отрасли, ее отдельных подотраслей и хозяй-


 



Экономика связи


Экономика связи



 


ствующих субъектов является объем предоставляемых услуг. Именно объем услуг отражает конечные результаты работы операторов и подотраслей связи и характеризует степень удовлетворения производ­ственных, общественных и личных потребностей в передаче информа­ции. На основе этого показателя определяются необходимые произ­водственные ресурсы — численность работников, величина основных фондов и оборотных средств, он же, в конечном итоге, непосредствен­но влияет на объем получаемых доходов, прибыль и рентабельность компаний. Таким образом, значение показателя объема услуг состоит в том, что он, с одной стороны, является исходной базой для планирова­ния всей производственной программы организаций связи и характе­ристики эффективности их деятельности, с другой — служит индикато­ром выполнения социально-производственной миссии связи по удо­влетворению спроса в услугах и средствах передачи и распределения информации.

Услуга связи— это результат деятельности по приему, обработке, хранению, передаче и доставке различного рода сообщений электро­связи или почтовых отправлений. Экономическая характеристика и осо­бенности услуг связи определяются спецификой отрасли, которая была рассмотрена в разделе 1.1. Основными из них, оказывающими наи­большее влияние на экономику и организацию деятельности операто­ров связи и отрасли в целом, являются невещественный характер соз­даваемого продукта, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг, участие в их создании, как правило, нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Невещественный характер конечного продукта производственной деятельности организаций связи обусловил применение для его харак­теристики термина «услуга». Понятие «услуга», в отличие от понятий «товар», «изделие», возникает и применяется тогда, когда потребитель­ная стоимость выступает не в виде вещи, имеющей материальную обо­лочку, а в форме деятельности, итогом которой является полезный результат (эффект). Полезный результат от передачи различного рода сообщений для потребителей является услугой и имеет соответствую­щую потребительную стоимость и стоимость.

Вследствие неотделимости процессов производства и потребле­ния услуг связи, они не могут существовать вне сферы производства, храниться на складе, поступать в сферу обращения. В отношении их информационно-содержательной сущности предъявляются жесткие критерии, требующие абсолютной точности при обработке, передаче и


воспроизведении. Обеспечиваются эти требования с помощью систе­мы оценки и контроля качества услуг связи, а также разработки и реа­лизации мероприятий по его улучшению.

Участие в передаче многих видов информации нескольких само­стоятельных хозяйствующих субъектов или их филиалов приводит к тому, что процесс создания услуги состоит из совокупности взаимосвя­занных этапов: исходящего, транзитного и входящего. На каждом их них отдельный оператор связи выполняет конкретные производственные функции, обусловленные технологией создания сетевых услуг, к числу которых относятся услуги почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи, телематические услуги и некоторые другие.

Например, в процессе передачи междугородного телефонного сообщения по автоматической связи между абонентами двух феде­ральных округов участвуют по крайней мере три самостоятельных теле­коммуникационных оператора: две межрегиональные компании ОАО «Связьинвест» на исходящем и входящем концах и оператор, имеющий лицензию на оказание услуг междугородной телефонной связи (ОАО «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» или другой). Схема прохождения междугородного сообщения может быть намного сложнее, если в оконечных пунктах функционируют выделенные город­ские телефонные сети и междугородные телефонные станции, либо между населенными пунктами отсутствует прямая связь и требуется участие транзитных операторов.

В процессе передачи почтовых отправлений участвуют региональ­ные филиалы ФГУП «Почта России» — почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты, а также организации других ведомств, осуществляющие перевозку почты различными видами транспорта.

Таким образом, услуги связи создаются в масштабе подотрасли связи, отдельные операторы и их филиалы выполняют определенный объем работ по передаче информации (сообщений) на соответствую­щем этапе. В конкретных организациях связи и их филиалах осущест­вляется учет объема работ (обмена) по передаче исходящих, транзит­ных, входящих сообщений, обслуживанию различного вида оборудова­ния и каналов связи. Это необходимо для определения требуемых тру­довых и материальных ресурсов в целях бесперебойного функциониро­вания средств связи и создания высококачественных услуг.

На сети связи общего пользования потребителям оказываются только лицензируемые услуги, перечень которых утверждается Пра-


 



Экономика связи


Экономика связи



I


I


 


вительством Российской Федерации. В настоящее время в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, включено 20 групп, представленных в приложении к данной главе. Операторы, помимо услуг, отраженных в перечне, могут оказывать и другие услуги, если они технологически неразрывно связаны с указанными в перечне и напра­влены на повышение потребительской ценности услуг, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Перечень оказываемых услуг составляет их отраслевую номен­клатуру, в которой отражены конечные, с точки зрения потребителей, результаты деятельности операторов по передаче информации соот­ветствующего вида или предоставление потребителям технических устройств доступа к сети или каналов связи в аренду. Такая номенклату­ра формируется каждым оператором в соответствии с полученной лицензией (или лицензиями), и ее позиции, как правило, совпадают с перечнем платных услуг.

В практической деятельности организаций связи позиции отрасле­вой номенклатуры конкретизируются с учетом разновидностей и типов услуг на промежуточных этапах производства или работ по выполнению производственного цикла. Например, услуга отраслевой номенклатуры «Письма и бандероли с объявленной ценностью» в номенклатуре органи­заций почтовой связи имеет три позиции: «Письма и бандероли собъявленной ценностью: исходящие, входящие, транзитные». Аналогич­ным образом услуга для конечных пользователей «Междугородное теле­фонное соединение» в номенклатуре оператора электросвязи учитывает­ся по этапам установления соединения, то есть исходящему, входящему и транзитному. Такой порядок характерен для всех сетевых услуг, в процес­се оказания которых участвует несколько операторов связи.

Услуги связи классифицируются по различным признакам, кото­рые в наибольшей степени отражают особенности процессов их произ­водства и потребления. Наиболее часто встречающиеся классифика­ционные признаки и соответствующие им характеристики услуг пред­ставлены в таблице 4.3.

В зависимости от характера создаваемого потребительского эффекта услуги связи выступают в двух формах:

в форме передачи (пересылки) единичных сообщений (отправле­ний), например, телеграмм, телефонных разговоров, писем, посылок и т.п. или, как условно принято называть, в форме обмена;

в форме предоставления потребителям абонентского устройства доступа к сети (абонентских линий, таксофонов, радиоточек, установок


абонентского телеграфа и других) или технических средств в аренду, которые используются абонентами для передачи и приема различных видов информации.

Таблица 4.3





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.015 с.)