Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополизм: экономическая власть и монополистическая деятельность

Поиск

Монополизм как главная проблема несовершенной конку­ренции. Чтобы более осмысленно двигаться вперед, подведем некоторые итоги ранее выполненного анализа.

Мы выяснили, что свободная конкуренция как особый тип рыночной структуры есть своеобразный символ экономичес­кой свободы, гарант обеспечения высокой экономической эф­фективности. Противоположностью выступает несовершенная конкуренция, которая, тем не менее, не лишает возможности обеспечить в отрасли «эффективную» конкуренцию.


В условиях несовершенной конкуренции некоторые хозяй­ствующие субъекты обладают определенными преимущества­ми. Стремясь их сохранить, они доминируют или господству­ют на рынке отраслевого продукта, формируют общие условия реализации продукта.

Заполучить доминирующее положение на рынке хотели бы многие. Но проще всего это сделать крупному хозяйствующе­му субъекту, располагающему современной технологией и поставляющему на рынок основную массу продукта.

Появление крупного хозяйствующего субъекта происхо­дит на основе концентрации производства. Данный процесс во многом имеет объективный характер, отражает эффективный внутренний рост предприятия.

Вместе с тем оказывается, что ситуация доминирования мо­жет возникнуть, если определенная группа предприятий догово­рится об условиях хозяйствования и заключит специальное со­глашение, создаст объединение или монополию. Во многом такая централизация производства также имеет объективный характер. Экономическая интеграция способствует сокращению непроизводительных расходов, улучшает координацию, что осо­бо важно для современного производства. Своеобразным оли­цетворением такой экономической интеграции выступает обра­зование холдингов, финансово-промышленных групп и др.

Возникает вопрос: в чем же тогда проблема? Почему при анализе несовершенной конкуренции всегда проявляются опре­деленная настороженность, ощущение «тупиковости» развития?

Самый общий ответ таков: потому что в условиях несо­вершенной конкуренции, доминирующего положения того или иного предприятия, концентрации и централизации производ­ства, дальнейшего укрупнения предприятий и сокращения об­щего перечня конкурентов складывается монополизм.

Монополизм есть совокупность экономических отноше­ний, при которых крупный хозяйствующий субъект обладает особой рыночной властью, стремится разными способами ее сохранить, использует ее для получения определенных выгод и преимуществ.


Монополизм как комплексное явление охватывает эконо­мические отношения не только в обмене, но и в других сфе­рах национального воспроизводства.

Монополизм — это реальные действия доминирующих на рынке субъектов, которые, используя особую рыночную тех­нологию, эксплуатируют рыночный спрос в собственных ин­тересах и в ущерб интересам общества.

Монополизм есть проявление экономической несправедли­вости, ущербного использования экономической власти в ус­ловиях несовершенной конкуренции.

Монополизм есть признак потенциальной деградации на­циональной экономической системы.

При формировании монополизма как экономического яв­ления следует выделять две основные тенденции (см. рис. 9.7):

а) утверждение несовершенной конкуренции через возник­
новение доминирующего положения на рынке и формирование
потенциала экономической власти;

б) проявление у хозяйствующего субъекта особого эконо­
мического поведения,
направленного на выгодную реализацию


достигнутой экономической власти (монополистическая дея­тельность).

Вывод о двух тенденциях в формировании монополизма имеет особое практическое значение. Если оставить в стороне те некоторые факторы, которые в состоянии лишь ускорить в национальной экономике процессы монополизации (см. нижнюю часть рис. 9.7), то для сдерживания и преодоления монополизма напрашивается достаточно простой рецепт. Необходимо:

1) ограничивать до минимума любые тенденции нараста­
ния доминирующего положения на рынке, формирования у
хозяйствующих субъектов потенциала экономической власти;

2) пресекать деструктивное поведение монополии, направ­
ленное на сохранение и использование имеющейся экономичес­
кой власти исключительно в собственных интересах, т. е. мо­
нополистическую деятельность,
используя государственное
регулирование (см. главу 14).

Следует признать, что при анализе современных тенденций в центре внимания оказывается, в конечном счете, не само до­минирующее положение предприятия (фирмы) на рынке, а имен­но та монополистическая деятельность, которая направлена на закрепление и реализацию имеющейся экономической власти.

Монополистическая деятельность. Монополизм есть фор­ма особо неблагополучного состояния несовершенной конку­ренции, когда доминирующий субъект предпринимает конкрет­ные действия, направленные на использование экономической власти в ущерб интересам конкурентов и потребителей.

Деятельность, которая направлена на использование ры­ночной власти и эксплуатацию спроса в ущерб интересам об­щества, принято называть монополистической (см. рис. 9.7).

При анализе монополистической деятельности в качестве ее основных видов принято выделять (см. рис. 9.8):

1) злоупотребления посредством ограничения, когда круп­
ный хозяйствующий субъект навязывает партнерам условия
поставки и оказания услуг;

2) злоупотребление посредством эксплуатации, когда
контрагентам навязывается экономически необоснованная


Рис. 9.8. Основные виды и формы монополистической деятельности

цена, которая обнаруживается через объективные и простран­ственные сравнения.

При этом самый простой путь для реализации доминиру­ющего положения на рынке — это второй: навязывание соот­ветствующих цен и получение за счет этого сверхприбыли.

Но это не единственная разновидность современной монополистической деятельности. Не столь уж и редко проявляется стремление разными способа­ми ограничить конкуренту доступ к материальным ресурсам или банковским кредитам. Монополистическая деятельность не исключает использование ме­тодов недобросовестной конкуренции.

В качестве основных форм проявления монополистической деятельности выступают (см. рис. 9.8):

а) взвинчивание цен; манипулирование объемами производ­
ства (предложения), изъятие товаров из обращения с целью
создания или поддержания дефицита;

б) инфляция издержек производства; рост непроизводи­
тельных расходов, высокий уровень заработной платы и пре­
мий; нарушение порядка ценообразования, установленного
нормативными актами;

в) снижение рентабельности производства; рост расхо­
дов на рекламу; упрощение маркетинга;

г) торможение технического прогресса;

д) манипулирование условиями поставок продукции в
ущерб интересам покупателей; навязывание контрагенту усло­
вий договора, невыгодных или не относящихся к предмету до­
говора (передача жилья, продажа имущества, передача доли
акций и др.); включение в договор дискриминирующих условий,


которые ставят контрагента в неравное положение по сравне­нию с другими хозяйствующими субъектами (бартер и др.);

е) создание для контрагентов ограничений по доступу на
рынок
(или выходу с рынка);

ж) ограничение конкуренции через привязку цены, когда
производитель в договоре о поставке товара обязывает тор­
говые организации реализовывать продукцию предприятия по
единой цене (привязка «второй руки»);

з) привязка экслюзивности, когда на основе договора одна
из сторон берет на себя обязательство покупать (поставлять)
товар только у (для) другой стороны, что заметно ограничи­
вает вертикальную конкуренцию;

и) снижение качества продукции при сохранении прежней цены;

к) давление на коридоры политической власти с целью получения льгот и субсидий за счет государственной казны, принятия соответствующих законодательных актов и норма­тивных документов;

л) перерастание экономической власти в политическую.

Такие формы монополистической деятельности следует рассматривать как конкретное злоупотребление доминирую­щим положением, что во многих странах (при некоторых ис­ключениях) подпадает под антимонопольное регулирование со стороны государства.

Пределы монополизации. Точно так же как свободная (со­вершенная) конкуренция всегда далека от идеала, так и про­цессы монополизации производства имеют свои сущностные пределы (см. рис. 9.7).

Предположим, в определенный момент времени монопо­лист устанавливает на отраслевом рынке высокую и выгод­ную для себя цену. Но такая цена быстро исчерпывает плате­жеспособный спрос населения, ограничивает его физический объем. Следовательно, можно прогнозировать снижение объе­ма выпуска продукции и ухудшение положения монополиста.

Кроме того, вслед за ростом монопольной цены у мелких фирм возникает соблазн развернуть собственное производство


аналогичной продукции. До этого от подобного шага они воз­держивались из-за высоких индивидуальных издержек произ­водства. Теперь же монопольная цена покрывает такие затра­ты, что стимулирует межотраслевой перелив капитала и усиление конкуренции.

Есть и другие обстоятельства, которые в состоянии серь­езно затруднить монополистическую деятельность. Так, для большинства отраслей национальной экономики все же харак­терно достаточно быстрое исчерпание положительного эффек­та масштаба производства.

Что касается сервисного обслуживания (кафе, рестораны, прачечные и I. п.), то здесь у населения пользуются популярностью не огромные предпри­ятия (фабрики-кухни и т. п.), а наоборот — небольшие, но уютные заведе­ния, которые максимально приближены к клиенту и находятся от его дома в пределах пешеходной доступности.

Монополист может ограничить конкурентам доступ к имеющимся научно-техническим разработкам. Но наука на месте не стоит. Для внедрения в производство постоянно пред­лагаются более совершенные проекты. Это серьезно подрыва­ет монополистическую деятельность на данном направлении.

На крупном предприятии или объединении всегда возника­ют дополнительные сложности в управлении производством.

Постоянно обновляется перечень товаров-субститутов, что затрудняет контроль над рыночным спросом и предложением.

Легализация внешней торговли и повышение степени от­крытости национальной экономики также усиливают конку­ренцию на внутреннем рынке.

Следует учитывать, что во многих высокоразвитых странах сложились мощные системы антимонопольного регулирования. Государство проводит политику, направленную на ограничение деятельности монополий. Разраба­тываются нормы, ограничивающие процессы монополизации.

Обратим внимание на то, что процесс монополизации ока­зывается не в состоянии полностью вытеснить рыночную кон­куренцию. По сей день сохраняется:

а) конкуренция внутри самих монополистических союзов (за контрольный пакет, управление, распределение инноваци­онных фондов и др.). Поэтому монополистические союзы за-


частую имеют временный характер, сами выступают объек­том торга и соглашений;

б) конкуренция между монополиями одной отрасли или
разных отраслей национальной экономики (за доступ к ссуд­
ному капиталу, за «доллар покупателя», энергоресурсы);

в) между монополиями и аутсайдерами', многочисленны­
ми мелкими свободными участниками рынка;

г) между аутсайдерами.

Устойчивость монополии. С учетом степени возможного ограничения доступа на внутренний рынок других конкурен­тов принято выделять естественную, открытую и закрытую монополию.

Естественная монополия является наиболее устойчивой рыночной структурой. Снижение средних издержек производ­ства (АТС) в таком варианте выглядит как непрерывный и нескончаемый процесс. Следует признать, что наличие в от­расли единственного производителя выступает в качестве важного условия для минимизации средних издержек производ­ства в долговременной перспективе. Поэтому логика такова: так как общество заинтересовано в снижении издержек произ­водства, поэтому оно должно терпеливо относиться к деятель­ности естественной монополии.

Естественные монополии всегда находятся под патронажем государства, которое стремится изъять в казну часть естественной ренты (разновидность избыточной прибыли).

Доминирование в национальной экономике естественных монополий время от времени усиливает актуальность их ре­структуризации с выделением и обособлением основных ста­дий производства, снабжения и сбыта в отдельные хозяйству­ющие субъекты, а также путем их акционирования, изменения доли государства в акционерных обществах и т. д.

Особо актуальными данные процессы становятся в период демонтажа административно-командной экономики и формирования новой экономичес­кой системы рыночного типа. Современное состояние белорусской экономи­ки не является тому исключением.

Открытая монополия формирует и отстаивает свою по­зицию на рынке за счет положительного эффекта масштаба,


новизны предлагаемой продукции и т. д. Здесь непрерывно ощутимы авторские достижения фирмы (новая технология, новый продукт).

Но известно, что с определенного момента положительный эффект масштаба производства все же исчерпывается. В от­расли могут появиться новые отечественные и иностранные фирмы, которые в состоянии значительно поубавить сложив­шиеся там монополистические настроения. Специфика откры­той монополии состоит в том, что в условиях ускорения на­учно-технического прогресса она имеет временный характер. Ряд достижений может быть превзойден или просто скопиро­ван ближайшими конкурентами.

Закрытая монополия основывается на наличии особых за­конодательных актов или правительственных документов, прав по защите интеллектуальной собственности (авторские права, патентное право), а также квотирования, запретительных тамо­женных пошлин. Все это серьезно ограничивает свободную кон­куренцию. Не случайно закрытая монополия представляет со­бой наиболее устойчивую форму монопольной власти.

Вместе с тем подобные решения или правовые легальные барьеры, которые затрудняют конкуренцию, могут быть оп­ротестованы в судебном порядке и отменены в ходе совершен­ствования антимонопольной политики государства. Кроме того, предоставление исключительных прав предприятию (фир­ме) со стороны государства всегда дополняется введением ог­раничений по уровню цены, рентабельности изделий и т. п. Поэтому закрытая монополия сдержанно относится к получе­нию высокой прибыли.

Степень общей монополизации рынка. При исследовании рыночной конкуренции следует обращать внимание не толь­ко на состояние «рынка продавца», но и «рынка покупателя». Только при параллельном анализе состояния конкуренции на двух противоположных полюсах появляется основание сделать корректное заключение о степени развития рыночной конку­ренции (см. рис. 9.9).


Рис. 9.9. Определение степени монополизации с учетом состояния двух полюсов рынка продукта

На рис. 9.9 выделены по три основных состояния «рынка продавца» (вертикаль) и «рынка покупателя» (горизонталь). Из девяти образовавшихся вариантов обратим внимание на два крайних — абсолютную, или двухстороннюю монополию (верхний левый угол), и двухстороннюю открытость, или сво­бодную конкуренцию (нижний правый угол).

Использование подобного варианта градации рыночной конкуренции дает возможность рельефно отразить варианты состояния рынка продукта.

Сегодня принято считать, что на «полюсе продавца» не­совершенная конкуренция обнаруживается как:

а) чистая (абсолютная) монополия;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.216 (0.008 с.)