Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформации аграрных отношений в БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кризис колхозно-совхозного строя. В условиях административно-командной системы основу аграрных отношений составляла государственная собственность на землю. Доминировали крупные хозяйства в виде колхозов (коллективные хозяйства) и совхозов (советские хозяйства). Использовались различные формы внеэкономического принуждения к аграрному труду, который во многом имел бесплатный характер. Колхозы создавались как сельскохозяйственные кооперативы путем насильственной коллективизации крестьянских хозяйств. При этом сильные фермерские (кулацкие) хозяйства, имеющие товарный вид, ликвидировались как враждебные социалистическому строю. Совхозы создавались как аграрные государственные предприятия. Рассматривались как более совершенная форма организации социалистических аграрных отношений. Вместе с тем в условиях административно-командной системы колхозы и совхозы были одинаково лишены хозяйственной самостоятельности. Огосударствление колхозов (кооперативная собственность) привело к тому, что исчезла разница между ними и совхозами (государственная собственность). Вопреки уставным нормам председатели колхозов назначались из числа районной партийной номенклатуры. Осуществлялся жесткий административный контроль за внутрихозяйственной деятельностью. Хозяйствам доводились задания по срокам, объему и структуре производства, опять же — задания по срокам сдачи продукции (зерно, мясо, молоко, лен и т. п.) в «закрома Родины». Уровень заготовительных (сдаточных) цен устанавливал сам заготовитель — государство. За 80 лет своего существования административно-командная система оказалась неспособной создать материальную заинтересованность в достижении высоких конечных результатов хозяйствования. Работа за трудодни, по сути дела, означала для крестьянина бесплатный труд. Чтобы прокормить семью, крестьянин вынужден был заниматься подсобным хозяйством. Продовольствие, полученное в крестьянском хозяйстве, являлось основным источником существования семьи. В течение рабочего дня крестьянин был обязан фактически даром выполнять трудовую повинность в коллективном хозяйстве, а чтобы прокормить семью в свободное от «социалистического труда» время работать на собственном подворье. Чтобы купить за деньги в магазине соль, спички, сапоги, школьные тетради, отправить письмо, подписаться на обязательный «сталинский займ» и т. п., необходимо было в ближайшем городке на колхозном рынке продать что-то из собственных «излишков» продовольствия. Приусадебный участок, участок земли («сотки») в поле под картофель и т. п., а также сенокос выделялись крестьянину лишь в том случае, если должным образом выполнялась трудовая повинность в коллективном хозяйстве, т. е. в случае лояльного отношения к бесплатному труду. За выделенные участки земли доводилось дополнительное задание, например, по уходу за посевами свеклы и т. д. Но и тогда, например, 1/3 или 1/2 от заготовленного сена крестьянская семья была обязана сдавать в колхоз. По сути дела, под лозунгами социализма в белорусской деревне была реанимирована уже известная система земледелия, характерная для крепостного права Тотальный дефицит продовольствия и реальная угроза голода, бегство крестьян из деревни на заработки в город эпизодически усиливали попытки власти реформировать сельское хозяйство. Под лозунгом укрупнения развалившиеся колхозы присоединялись к тем хозяйствам, которые считались благополучными. За счет преобразования отстающих колхозов, освоения земель (мелиорация, подъем целинных земель и т. д.) организовывались новые совхозы. В целях объединения ресурсов на селе создавались межхозяйственные объединения. Государство помогало отстающим хозяйствам дотациями, было вынуждено регулярно списывать долги банкам. Значительные бюджетные средства вкладывались в мелиорацию и другие дорогостоящие объекты (откормочные комплексы), но экономическая эффективность их использования в условиях подневольного труда оставалась низкой. Время от времени вносились некоторые изменения и во внутрихозяйственные отношения. Так, вместо трудодней была введена (60-е годы) система гарантированной денежной оплаты труда, и у крестьянина наконец то появились деньги. Уже в период «перестройки» М. Горбачева была предпринята последняя попытка развить на селе арендные отношения, в качестве новой хозяйственной формы утвердить «семейные фермы», обновить в колхозах и совхозах принципы хозяйственного расчета. Но все эти преобразования не привели к желаемому результату. В середине 80-х годов значительно замедлились темпы роста производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство оставалось хронически «ресурсозатратным сектором» социалистической экономики. Заметно стал обостряться продовольственный кризис. Аграрный вопрос в переходный период. В трансформационный период бывшие социалистические страны были вынуждены приступить к широкомасштабному реформированию устаревших аграрных отношений советского типа. В качестве основных задач были обозначены: 1) проведение земельной реформы, закрепление за кресть 2) реорганизация (ликвидация) колхозов и совхозов, вне 3) совершенствование прежней системы государственного Опыт аграрных преобразований, накопленный многими странами в переходный период, показывает, что такие изменения, как правило, протекают медленно. Они болезненно воспринимаются сельским населением и оказываются весьма дорогостоящими. Здесь не обойтись без открытой дискуссии в обществе, а также без нарастания сопротивления со стороны консервативных сил. Современный аграрный вопрос в Беларуси. Официальная доктрина развития сельского хозяйства исключает широкое утверждение частной собственности на землю. По-прежнему отстаивается идея преимуществ коллективного труда и самих крупных хозяйств, т. е. существующих колхозов и совхозов как формы организации сельскохозяйственного производства. Выдвигается тезис о невосприятии сельским населением любых радикальных аграрных преобразований. В соответствии с «Земельным кодексом Республики Беларусь» все земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства Гражданам разрешается иметь в собственности лишь земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или строительства (до 1 га) Еще 3 га земли крестьянское хозяйство может брать в аренду Сегодня в белорусских условиях проблему частной собственности на землю есть смысл обсуждать в следующих ракурсах: 1 Сквозь призму обеспечения должной экономической эффективности использования природных ресурсов. В рамках колхозно-совхозного строя продолжается истощение природных ресурсов. Разрушаются мелиоративные системы. Ухудшается состояние сенокосов и пастбищ. Поэтому государство, делающее ставку на сохранение крупного производства, обязано разработать и внедрить механизм экономического и административного воздействия, который бы исключил неэффективное использование государственных земель. Блокирование развития частной собственности на землю и идеализация потенциала колхозно-совхозного строя не освобождает от необходимости иметь высокоэффективную систему землепользования Опыт многих стран показывает, что при наличии частной собственности на земельные ресурсы систему высокоэффективного землепользования разрабатывать проще. 2. Сквозь призму развития товарно-денежных отношений в сфере землепользования При широком введении частной собственности в первую очередь следует позаботиться о недопущении спекуляции землей и теневого оборота земельными ресурсами. Опасность негативных последствий свободной купли-продажи земли должна ускорить разработку специального механизма, который блокировал бы появление подобных нежелательных тенденций. Есть смысл внимательно отнестись к опыту аграрных преобразований, который накоплен в бывших социалистических странах. Так, целесообразно ввести законодательное положение о праве приобретения сельскохозяйственных угодий только лицами, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку и рационально ее используют. За государством должны оставаться право изъятия у собственников неиспользуемых земель, «право первого покупателя» и т. д. Следует отметить, что государственная собственность на землю сама по себе не в состоянии исключить ее теневую приватизацию. Существующее ограничение частной собственности на землю повышает интерес к развитию на селе арендных и лизинговых отношений. При доступной ставке аренда позволяет ускорить концентрацию производства, оптимизировать соотношение между трудом, капиталом и рабочей силой как факторами производства. Ипотечный кредит, имущественные взносы в уставный фонд в виде прав на земельные участки, а также учет ценности земельных ресурсов при расчете национального богатства в совокупности предполагают денежную оценку земли. В условиях отсутствия рынка земли и, как следствие, рыночной цены земли широкое распространение получает нормативная (кадастровая) оценка земли. Временная методика кадастровой оценки земель населенных пунктов принята в Беларуси в 1998 году (Госкомзем). Начиная с 2003 года кадастровая стоимость может использоваться при проведении аукционов по продаже права аренды земельных участков субъектам хозяйствования. Вместе с тем отсутствие полноценной рыночной стоимости земли сегодня создает ряд проблем. В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О платежах за землю» (2002 г.) ставка платежа за землю определяется с учетом базовой величины налога, умноженной на коэффициент, принимаемый в зависимости от плодородности и прочих качественных характеристик почвы в конкретном районе. Получается, что в районах областных центров, где земля имеет более высокую рыночную стоимость, налоговые ставки оказываются более скромными. Чтобы снять такое противоречие, конечная сумма будет определяться умножением на повышающий коэффициент (например, для Мин- ска — 19,1)- В целом следует ожидать, что в текущем 2003 ^оду налог на землю для физических лиц увеличится в 1,5-2 Ьаза, в 4-5 раз — для юридических лиц. Доля налога на землю в структуре доходов бюджета составляет лишь 0,8%. Реформирование колхозов и совхозов. В настоящее время в Беларуси разработано около десяти вариантов реформирования колхозов и совхозов, включая их продажу с аукциона, акционирование, выделение фермерских хозяйств, аренду, полную ликвидацию, присоединение хозяйств к другим предприятиям, их объединение и т. д. В качестве исходного пункта предполагается их разгосударствление, развитие хозяйственной самостоятельности. В отдельных случаях вполне достаточно ограничиться лишь их разукрупнением за счет развития внутренних кооперативов, внутрихозяйственной аренды, упрощения структуры управления (12, 15). Если безнадежные хозяйства подлежат ликвидации, то в отношении большинства убыточных хозяйств придется применять практику не банкротства, а санации. Дело в том, что на текущий момент долги и кредиторская задолженность коллективных хозяйств во много раз превышают стоимость имеющегося имущества, спрос на который крайне ограничен. Санация позволяет подобрать наиболее эффективные варианты реорганизации колхозов и совхозов, изменить специализацию производства с учетом местных условий. В качестве финансового источника здесь должны использоваться средства централизованного фонда поддержки сельхозпроизводителей. Фермерские хозяйства. Первый опыт показывает, что в условиях Беларуси это весьма перспективное направление реформирования аграрных отношений. Вместе с тем данное направление требует больших капитальных вложений, предполагает наличие у фермера соответствующей агрономической подготовки, развитие коммерческой смекалки и ответственности. Фермерские хозяйства имеют бесспорные преимущества прежде всего там, где есть возможность на небольших земельных участках использовать интенсивную технологию земледелия. Фермерское или крестьянское хозяйство — это трудовое объединение лиц или отдельных граждан (семья, родственники), выступающее в качестве самостоятельного товаропроизводителя. Целью фермерского хозяйства является обеспечение благосостояния семьи и поддержание на должном уровне собственного производства. Основными задачами фермерского хозяйства в Беларуси выступают: — производство, переработка и сбыт продукции, имеющей — развитие подсобной деятельности, рациональное исполь — участие трудом или денежными средствами в развитии — обеспечение полной и частичной занятостью членов семьи. На результаты деятельности фермерского хозяйства оказывают влияние разнообразные факторы. Определяющую роль играют специализация, место расположения, интенсивность ведения производства, природные и климатические условия. Многие из них определяют производственную типизацию фермерских хозяйств. Фермерство, как и любая новая форма организации экономических отношений, нуждается в соответствующей поддержке со стороны государства. Вновь актуальными становятся вопросы развития кооперативного движения с участием фермерских хозяйств, населения в сфере снабжения и сбыта. Система госрегулирования. Безусловно, государство обязано оперативно реагировать на реально складывающуюся ситуацию. Но такое вмешательство не должно сводиться к латанию дыр, а иметь стратегический характер. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производителя должно быть направлено на преодоление аграрного кризиса. Сегодня сельское хозяйство в Беларуси напрямую финансируется из бюджета (в этих целях расходуется около 10% средств бюджета). При этом сама отрасль фактически не платит значимых налогов. Использует льготы по ценам на энергоносители, удобрения и т. д. Широко привлекает сезонные государственные товарные кредиты. Непрерывно списываются (реструктуризируются) долги за энергоносители, по просроченным банковским кредитам. Некоторые конечные итоги такой модели хозяйствования отражены в приведенной выше таблице 13.4. Экономические расчеты показывают, что в сельском хозяйстве реально образуется отрицательная добавленная стоимость. Поэтому актуальным является вопрос не столько о масштабах, сколько об обеспечении высокой экономической отдачи тех средств, которые по разным каналам государство направляет в село. Государственное регулирование аграрных отношений не должно воспроизводить устаревшую административную систему командования и контроля. Необходимо разработать и внедрить принципиально новую систему управления в АПК, экономичную и соответствующую рыночным отношениям. Такая система должна быть направлена на соблюдение и поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и промышленностью. Необходимо преодолевать монополизм перерабатывающей промышленности, коммерческих банков и других структур и не допускать тотального изымания у землепользователя прибыли. Свободное ценообразование должно быть доминирующим принципом, при жестком ограничении любых тенденций монополизации За счет проведения обоснованной финансовой и налоговой политики необходимо побуждать сельхозпроизводителя к эффективному использованию земель. Стратегическим направлением в налоговой политике должен стать переход к повышению роли земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. Защита отечественного производителя должна стать главным содержанием внешнеэкономического направления системы государственной поддержки АПК. Проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между протекционизмом (защита интересов землепользователя; обеспечение продовольственной безопасности страны) и открытостью внутреннего продовольственного рынка (заинтересованность домашних хозяйств иметь дешевое и качественное продовольствие). С учетом скрытой безработицы на селе и ее неизбежным возрастанием в период реформирования важное значение приобретает поддержка малого предпринимательства. Такая деятельность будет способствовать росту денежных доходов сельского населения, расширению видов занятости и снижению сезонности производства. Более полное использование местных ресурсов предполагает активное развитие традиционных сельских промыслов. Сегодня труд на крестьянском дворе на 70-80% обеспечивает деревескую семью источниками существования. Таким способом решается проблема выживания сельского населения, имеющего минимальные денежные доходы. Примечание. В Беларуси насчитывается 1 млн. 265 тыс. личных подсобных хозяйств. Получается, что в частном аграрном секторе реально задействована едва ли не половина населения Беларуси. В подсобных хозяйствах производится 32% молока, 26% мяса, почти 90% картофеля и 80% овощей, ягод и фруктов. В частном землепользовании находится 1,3 млн. га земли, или 15% от всех пахотных земельных угодий. Поэтому поддержка подсобных хозяйств — в первую очередь хозяйств пенсионеров, престарелых и одиноких сельчан — должна стать важнейшим пунктом неотложной программы преодоления кризиса белорусской деревни. Следует обратить внимание и на то, что у подавляющей части сельского населения Беларуси (с учетом возраста, уровня образования и т. д.) доминируют консервативные настроения. Изменить привычный уклад жизни — это означает отказаться от низко интенсивного труда, от привычного колхоза или совхоза, выступающих в роли скрытых доноров, а также от других социальных льгот. Теоретическое обобщение имеющегося опыта позволяет определить параметры реформирования аграрных отношений. Сегодня нужны не частичные изменения, а радикальные преобразования всей экономической системы сельского хозяйства Беларуси. РАЗДЕЛ 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.034 с.) |