Трансформации аграрных отношений в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформации аграрных отношений в Беларуси



Кризис колхозно-совхозного строя. В условиях админист­ративно-командной системы основу аграрных отношений со­ставляла государственная собственность на землю. Домини­ровали крупные хозяйства в виде колхозов (коллективные хозяйства) и совхозов (советские хозяйства). Использовались различные формы внеэкономического принуждения к аграрно­му труду, который во многом имел бесплатный характер.

Колхозы создавались как сельскохозяйственные коопера­тивы путем насильственной коллективизации крестьянских хо­зяйств. При этом сильные фермерские (кулацкие) хозяйства, имеющие товарный вид, ликвидировались как враждебные социалистическому строю.

Совхозы создавались как аграрные государственные пред­приятия. Рассматривались как более совершенная форма орга­низации социалистических аграрных отношений.

Вместе с тем в условиях административно-командной систе­мы колхозы и совхозы были одинаково лишены хозяйственной самостоятельности. Огосударствление колхозов (кооперативная собственность) привело к тому, что исчезла разница между ними и совхозами (государственная собственность). Вопреки уставным нормам председатели колхозов назначались из числа районной партийной номенклатуры. Осуществлялся жесткий административ­ный контроль за внутрихозяйственной деятельностью. Хозяйствам доводились задания по срокам, объему и структуре производства, опять же — задания по срокам сдачи продукции (зерно, мясо, мо­локо, лен и т. п.) в «закрома Родины». Уровень заготовительных (сдаточных) цен устанавливал сам заготовитель — государство.


За 80 лет своего существования административно-коман­дная система оказалась неспособной создать материальную заинтересованность в достижении высоких конечных резуль­татов хозяйствования. Работа за трудодни, по сути дела, оз­начала для крестьянина бесплатный труд. Чтобы прокормить семью, крестьянин вынужден был заниматься подсобным хо­зяйством. Продовольствие, полученное в крестьянском хозяй­стве, являлось основным источником существования семьи.

В течение рабочего дня крестьянин был обязан фактически даром вы­полнять трудовую повинность в коллективном хозяйстве, а чтобы прокор­мить семью в свободное от «социалистического труда» время работать на собственном подворье. Чтобы купить за деньги в магазине соль, спички, са­поги, школьные тетради, отправить письмо, подписаться на обязательный «сталинский займ» и т. п., необходимо было в ближайшем городке на кол­хозном рынке продать что-то из собственных «излишков» продовольствия.

Приусадебный участок, участок земли («сотки») в поле под картофель и т. п., а также сенокос выделялись крестьянину лишь в том случае, если долж­ным образом выполнялась трудовая повинность в коллективном хозяйстве, т. е. в случае лояльного отношения к бесплатному труду. За выделенные уча­стки земли доводилось дополнительное задание, например, по уходу за посе­вами свеклы и т. д. Но и тогда, например, 1/3 или 1/2 от заготовленного сена крестьянская семья была обязана сдавать в колхоз.

По сути дела, под лозунгами социализма в белорусской деревне была реанимирована уже известная система земледе­лия, характерная для крепостного права

Тотальный дефицит продовольствия и реальная угроза голода, бегство крестьян из деревни на заработки в город эпи­зодически усиливали попытки власти реформировать сельское хозяйство. Под лозунгом укрупнения развалившиеся колхозы присоединялись к тем хозяйствам, которые считались благо­получными. За счет преобразования отстающих колхозов, ос­воения земель (мелиорация, подъем целинных земель и т. д.) организовывались новые совхозы. В целях объединения ресур­сов на селе создавались межхозяйственные объединения.

Государство помогало отстающим хозяйствам дотациями, было вынуждено регулярно списывать долги банкам. Значи­тельные бюджетные средства вкладывались в мелиорацию и другие дорогостоящие объекты (откормочные комплексы), но


экономическая эффективность их использования в условиях подневольного труда оставалась низкой.

Время от времени вносились некоторые изменения и во внут­рихозяйственные отношения. Так, вместо трудодней была введена (60-е годы) система гарантированной денежной оплаты труда, и у крестьянина наконец то появились деньги. Уже в период «пе­рестройки» М. Горбачева была предпринята последняя попытка развить на селе арендные отношения, в качестве новой хозяй­ственной формы утвердить «семейные фермы», обновить в кол­хозах и совхозах принципы хозяйственного расчета.

Но все эти преобразования не привели к желаемому резуль­тату. В середине 80-х годов значительно замедлились темпы роста производства сельскохозяйственной продукции. Сель­ское хозяйство оставалось хронически «ресурсозатратным сек­тором» социалистической экономики. Заметно стал обострять­ся продовольственный кризис.

Аграрный вопрос в переходный период. В трансформаци­онный период бывшие социалистические страны были вынуж­дены приступить к широкомасштабному реформированию устаревших аграрных отношений советского типа. В качестве основных задач были обозначены:

1) проведение земельной реформы, закрепление за кресть­
янином прав частной собственности на землю и материальные
ресурсы, введение купли-продажи земли;

2) реорганизация (ликвидация) колхозов и совхозов, вне­
дрение широкой гаммы новых форм хозяйствования;

3) совершенствование прежней системы государственного
регулирования
и поддержки сельскохозяйственного производителя.

Опыт аграрных преобразований, накопленный многими стра­нами в переходный период, показывает, что такие изменения, как правило, протекают медленно. Они болезненно воспринимаются сельским населением и оказываются весьма дорогостоящими. Здесь не обойтись без открытой дискуссии в обществе, а также без нарастания сопротивления со стороны консервативных сил.

Современный аграрный вопрос в Беларуси. Официальная доктрина развития сельского хозяйства исключает широкое


утверждение частной собственности на землю. По-прежнему отстаивается идея преимуществ коллективного труда и самих крупных хозяйств, т. е. существующих колхозов и совхозов как формы организации сельскохозяйственного производства. Выдвигается тезис о невосприятии сельским населением лю­бых радикальных аграрных преобразований.

В соответствии с «Земельным кодексом Республики Беларусь» все земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства Гражданам разрешается иметь в собственности лишь земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или строительства (до 1 га) Еще 3 га земли крестьянское хозяйство может брать в аренду

Сегодня в белорусских условиях проблему частной собствен­ности на землю есть смысл обсуждать в следующих ракурсах:

1 Сквозь призму обеспечения должной экономической эф­фективности использования природных ресурсов.

В рамках колхозно-совхозного строя продолжается исто­щение природных ресурсов. Разрушаются мелиоративные си­стемы. Ухудшается состояние сенокосов и пастбищ. Поэтому государство, делающее ставку на сохранение крупного про­изводства, обязано разработать и внедрить механизм экономи­ческого и административного воздействия, который бы исклю­чил неэффективное использование государственных земель.

Блокирование развития частной собственности на землю и идеализация потенциала колхозно-совхозного строя не осво­бождает от необходимости иметь высокоэффективную систе­му землепользования

Опыт многих стран показывает, что при наличии частной собственности на земельные ресурсы систему высокоэффек­тивного землепользования разрабатывать проще.

2. Сквозь призму развития товарно-денежных отношений в сфере землепользования

При широком введении частной собственности в первую очередь следует позаботиться о недопущении спекуляции зем­лей и теневого оборота земельными ресурсами. Опасность не­гативных последствий свободной купли-продажи земли должна ускорить разработку специального механизма, который блоки­ровал бы появление подобных нежелательных тенденций. Есть


смысл внимательно отнестись к опыту аграрных преобразова­ний, который накоплен в бывших социалистических странах.

Так, целесообразно ввести законодательное положение о праве приоб­ретения сельскохозяйственных угодий только лицами, которые имеют соот­ветствующую профессиональную подготовку и рационально ее используют. За государством должны оставаться право изъятия у собственников неисполь­зуемых земель, «право первого покупателя» и т. д. Следует отметить, что государственная собственность на землю сама по себе не в состоянии исклю­чить ее теневую приватизацию.

Существующее ограничение частной собственности на землю повышает интерес к развитию на селе арендных и ли­зинговых отношений. При доступной ставке аренда позволяет ускорить концентрацию производства, оптимизировать соот­ношение между трудом, капиталом и рабочей силой как фак­торами производства.

Ипотечный кредит, имущественные взносы в уставный фонд в виде прав на земельные участки, а также учет ценно­сти земельных ресурсов при расчете национального богатства в совокупности предполагают денежную оценку земли.

В условиях отсутствия рынка земли и, как следствие, рыночной цены земли широкое распространение получает нор­мативная (кадастровая) оценка земли.

Временная методика кадастровой оценки земель населенных пунктов принята в Беларуси в 1998 году (Госкомзем). Начиная с 2003 года кадастровая стоимость может использоваться при проведении аукционов по продаже права аренды земельных участков субъектам хозяйствования.

Вместе с тем отсутствие полноценной рыночной стоимо­сти земли сегодня создает ряд проблем. В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Респуб­лики Беларусь «О платежах за землю» (2002 г.) ставка плате­жа за землю определяется с учетом базовой величины налога, умноженной на коэффициент, принимаемый в зависимости от плодородности и прочих качественных характеристик почвы в конкретном районе. Получается, что в районах областных центров, где земля имеет более высокую рыночную стоимость, налоговые ставки оказываются более скромными. Чтобы снять такое противоречие, конечная сумма будет определяться ум­ножением на повышающий коэффициент (например, для Мин-


ска — 19,1)- В целом следует ожидать, что в текущем 2003 ^оду налог на землю для физических лиц увеличится в 1,5-2 Ьаза, в 4-5 раз — для юридических лиц.

Доля налога на землю в структуре доходов бюджета со­ставляет лишь 0,8%.

Реформирование колхозов и совхозов. В настоящее время в Беларуси разработано около десяти вариантов реформиро­вания колхозов и совхозов, включая их продажу с аукциона, акционирование, выделение фермерских хозяйств, аренду, пол­ную ликвидацию, присоединение хозяйств к другим предприя­тиям, их объединение и т. д.

В качестве исходного пункта предполагается их разгосудар­ствление, развитие хозяйственной самостоятельности. В отдельных случаях вполне достаточно ограничиться лишь их разукрупнени­ем за счет развития внутренних кооперативов, внутрихозяйствен­ной аренды, упрощения структуры управления (12, 15).

Если безнадежные хозяйства подлежат ликвидации, то в отношении большинства убыточных хозяйств придется приме­нять практику не банкротства, а санации. Дело в том, что на текущий момент долги и кредиторская задолженность коллек­тивных хозяйств во много раз превышают стоимость имеюще­гося имущества, спрос на который крайне ограничен. Санация позволяет подобрать наиболее эффективные варианты реорга­низации колхозов и совхозов, изменить специализацию произ­водства с учетом местных условий. В качестве финансового источника здесь должны использоваться средства централизо­ванного фонда поддержки сельхозпроизводителей.

Фермерские хозяйства. Первый опыт показывает, что в ус­ловиях Беларуси это весьма перспективное направление рефор­мирования аграрных отношений. Вместе с тем данное направле­ние требует больших капитальных вложений, предполагает наличие у фермера соответствующей агрономической подготов­ки, развитие коммерческой смекалки и ответственности. Фермер­ские хозяйства имеют бесспорные преимущества прежде всего там, где есть возможность на небольших земельных участках ис­пользовать интенсивную технологию земледелия.


Фермерское или крестьянское хозяйство — это трудовое объединение лиц или отдельных граждан (семья, родственни­ки), выступающее в качестве самостоятельного товаропроиз­водителя. Целью фермерского хозяйства является обеспечение благосостояния семьи и поддержание на должном уровне соб­ственного производства.

Основными задачами фермерского хозяйства в Беларуси выступают:

— производство, переработка и сбыт продукции, имеющей
рыночный спрос;

— развитие подсобной деятельности, рациональное исполь­
зование земельных угодий, последовательное улучшение пло­
дородия;

— участие трудом или денежными средствами в развитии
местной социальной инфраструктуры, воспитание детей в тра­
дициях трудолюбия;

— обеспечение полной и частичной занятостью членов семьи.

На результаты деятельности фермерского хозяйства оказы­вают влияние разнообразные факторы. Определяющую роль иг­рают специализация, место расположения, интенсивность ведения производства, природные и климатические условия. Многие из них определяют производственную типизацию фермерских хозяйств.

Фермерство, как и любая новая форма организации эко­номических отношений, нуждается в соответствующей поддер­жке со стороны государства. Вновь актуальными становятся вопросы развития кооперативного движения с участием фер­мерских хозяйств, населения в сфере снабжения и сбыта.

Система госрегулирования. Безусловно, государство обя­зано оперативно реагировать на реально складывающуюся ситуацию. Но такое вмешательство не должно сводиться к латанию дыр, а иметь стратегический характер. Совершен­ствование системы государственного регулирования и поддер­жки сельскохозяйственного производителя должно быть на­правлено на преодоление аграрного кризиса.

Сегодня сельское хозяйство в Беларуси напрямую финансируется из бюджета (в этих целях расходуется около 10% средств бюджета). При этом


сама отрасль фактически не платит значимых налогов. Использует льготы по ценам на энергоносители, удобрения и т. д. Широко привлекает сезонные государственные товарные кредиты. Непрерывно списываются (реструктури­зируются) долги за энергоносители, по просроченным банковским кредитам. Некоторые конечные итоги такой модели хозяйствования отражены в приве­денной выше таблице 13.4. Экономические расчеты показывают, что в сельс­ком хозяйстве реально образуется отрицательная добавленная стоимость.

Поэтому актуальным является вопрос не столько о масш­табах, сколько об обеспечении высокой экономической отдачи тех средств, которые по разным каналам государство направ­ляет в село. Государственное регулирование аграрных отноше­ний не должно воспроизводить устаревшую административную систему командования и контроля. Необходимо разработать и внедрить принципиально новую систему управления в АПК, экономичную и соответствующую рыночным отношениям.

Такая система должна быть направлена на соблюдение и поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и промышленностью. Необходимо преодолевать монополизм перерабатывающей промышленности, коммерческих банков и других структур и не допускать тотального изымания у зем­лепользователя прибыли. Свободное ценообразование должно быть доминирующим принципом, при жестком ограничении любых тенденций монополизации

За счет проведения обоснованной финансовой и налоговой политики необходимо побуждать сельхозпроизводителя к эффек­тивному использованию земель. Стратегическим направлением в налоговой политике должен стать переход к повышению роли земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков.

Защита отечественного производителя должна стать глав­ным содержанием внешнеэкономического направления системы государственной поддержки АПК. Проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между протекциониз­мом (защита интересов землепользователя; обеспечение продо­вольственной безопасности страны) и открытостью внутрен­него продовольственного рынка (заинтересованность домашних хозяйств иметь дешевое и качественное продовольствие).


С учетом скрытой безработицы на селе и ее неизбежным возрастанием в период реформирования важное значение при­обретает поддержка малого предпринимательства. Такая де­ятельность будет способствовать росту денежных доходов сельского населения, расширению видов занятости и снижению сезонности производства. Более полное использование местных ресурсов предполагает активное развитие традиционных сель­ских промыслов.

Сегодня труд на крестьянском дворе на 70-80% обеспечи­вает деревескую семью источниками существования. Таким способом решается проблема выживания сельского населения, имеющего минимальные денежные доходы.

Примечание. В Беларуси насчитывается 1 млн. 265 тыс. личных подсоб­ных хозяйств. Получается, что в частном аграрном секторе реально задейство­вана едва ли не половина населения Беларуси. В подсобных хозяйствах про­изводится 32% молока, 26% мяса, почти 90% картофеля и 80% овощей, ягод и фруктов. В частном землепользовании находится 1,3 млн. га земли, или 15% от всех пахотных земельных угодий.

Поэтому поддержка подсобных хозяйств — в первую оче­редь хозяйств пенсионеров, престарелых и одиноких сельчан — должна стать важнейшим пунктом неотложной программы преодоления кризиса белорусской деревни.

Следует обратить внимание и на то, что у подавляющей части сельского населения Беларуси (с учетом возраста, уров­ня образования и т. д.) доминируют консервативные настрое­ния. Изменить привычный уклад жизни — это означает отка­заться от низко интенсивного труда, от привычного колхоза или совхоза, выступающих в роли скрытых доноров, а также от других социальных льгот.

Теоретическое обобщение имеющегося опыта позволяет определить параметры реформирования аграрных отношений.

Сегодня нужны не частичные изменения, а радикальные преобразования всей экономической системы сельского хозяй­ства Беларуси.


РАЗДЕЛ 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.026 с.)