Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое самоуправлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание самоуправления. Рыночная экономика означает экономическую свободу. Однако стихийное функционирование рыночного механизма неизбежно приводит к нежелатель- ным последствиям. Поэтому возникает необходимость обеспечить синтез экономической свободы и стабильности. Анализ национальных экономических систем показывает, что одним из современных средств, вполне пригодных для решения данной задачи, выступает развитие экономического самоуправления (23, 49). Известно, что рыночная инфраструктура представлена как совокупность институтов и организаций, призванных обслуживать фазу обмена. При возникновении серьезных сбоев в функционировании рыночного механизма есть смысл действовать по следующим направлениям: 1) совершенствовать и обновлять «классическую» рыноч 2) создавать новые институты с соответствующими пол Что касается первого направления, то здесь все более или менее понятно. Второе направление означает, что следует заниматься так называемым «институциональным строительством» и дополнять рыночную инфраструктуру системой экономического самоуправления (см. рис. 14.8). Экономическое самоуправление выступает как совокупность организаций и институтов, созданных хозяйствующими субъектами добровольно на основе делегирования части своей свободы в целях экономической стабилизации и ускорения социального прогресса. Благодаря экономическому самоуправлению вокруг классической рыночной инфраструктуры формируется особая
Рис. 14.8. Трансформация классической рыночной инфраструктуры в современное рыночное хозяйство «культурная сеть». Ее наличие позволяет трансформировать рыночную инфраструктуру в цивилизованное рыночное хозяйство (см. ч. 1, стр. 459). Экономическое самоуправление предстает не как государственная, а как ассоциативная власть добровольно объединившихся хозяйствующих субъектов. На поверхности явлений такая надстройка над рыночным механизмом выглядит как совокупность общественных институтов, организаций и объединений, которым поручается выполнение соответствующих задач. Экономическое самоуправление является отличительной особенностью смешанной экономики, рассматривается как особый принцип ее координации, выступает в роли «встроенного стабилизатора». Такая общественная подсистема обеспечивает институциональную надежность и социальную ориентацию рыночной экономики. За счет самоуправления национальная экономическая система сохраняет способность к непрерывной самонастройке, сочетает динамичность и устойчивость, впитывает и закрепляет прогрессивные формы экономического поведения. Сегодня без экономического самоуправления рыночная экономика приобретает карикатурный вид. «Централизм снизу». Подсистему экономического самоуправления образует совокупность добровольно созданных институтов и организаций, выполняющих конкретные задачи по микрорегулированию экономических процессов. Это — некоммерческие организации, хотя в отдельных случаях членство в них является обязательным. Такие организации сориентированы на выработку общих правил поведения, т. е. культурной экономической среды, выполняют в отдельных случаях роль третейского судьи, поручителя или даже попечителя. За счет экономического самоуправления развитие получают особые формы экономической интеграции, или «централизм снизу». Но такие объединения не связаны с ведением совместной хозяйственной деятельности, не направлены на раздел рынка, хотя опасность появления скрытых картельных соглашений все же существует. Экономическое самоуправление выдвигает новую «философию централизма», зарождающегося снизу. В качестве основных принципов «централизма снизу» выступают: а) добровольность делегирования функций ассоциативному центру; б) демократичность (защита от бюрократизации); в) сохранение в экономике биполярности за счет взаимодействия «уравновешивающих сил»; г) экономичность; д) исключение монополистической деятельности. Формы экономического самоуправления. В качестве таковых в первую очередь выделим ассоциации производителей и хозяйственные ассоциации, научно-промышленные ассоциации, союзы предпринимателей и арендаторов, союзы фермеров, ассоциации потребителей и налогоплательщиков, фонды содействия экономическим преобразованиям, хозяйственные палаты, членские организации (клубы) директорского корпуса, а также систему общественных договоров и соглашений. Интеграция предприятий, выпускающих однородную продукцию, приводит к созданию «ассоциации производителей». Если интеграция охватывает предприятия одного технологического цикла (сырье — подготовка — переработка — продукт — сбыт), то здесь возникает «хозяйственная ассоциация». Данные формирования призваны вырабатывать принципы совместной экономической политики в отрасли и т. п., способны стабилизировать рыночные отношения. Выработка рекомендаций по установлению деловых связей, поиск партнеров, определение возможных направлений интеграции — этим обычно активно занимаются хозяйственные палаты. При необходимости на их основе вполне допустимо создание кризисных комитетов, согласительных комиссий и т. п. Хозяйственные палаты разрабатывают стандарты, контролируют динамику цен, осуществляют тестирование продукции, контролируют подготовку кадров, представляют интересы своих членов в других ассоциациях и правительстве, вплоть до образования лобби в коридорах власти. Пример. Широкий круг проблем всегда обсуждается на заседаниях Международного клуба директоров, который функционирует при содействии Бело- русской научно-промышленной ассоциации, а также Республиканского клуба директоров, который создан под патронатом БСПН им. М. Кунявского. В качестве основной задачи данные формирования рассматривают подготовку для правительственных структур конструктивных предложений, направленных на развитие отечественной экономики Хороший шанс повысить эффективность производства появляется при комплексном развитии территории, где необходимо учитывать наличие кадров, местные традиции, региональные балансы производства и потребления. Чтобы не вступать в противоречие с интересами города или района, важно учитывать экологическую, социально-демографическую и национальную стороны региональной жизни. Поэтому для предпринимателей особое значение имеет развитие регионального экономического самоуправления, которое позволяет обеспечить завершенность на определенной территории воспроизводственного процесса. Пример. В городе Пинске (Брестская обл) при горисполкоме (В В Шуст) в качестве координатора региональной экономической жизни выступает Совет директоров, который длительный период времени возглавляет генеральный директор ЗАО «Пинскдрев» Л С Аринич На счету данного формирования не один удачно реализованный проект, оказавший положительное воздействие на экономику Полесского региона Социальное партнерство. Особое значение имеет то, что за счет экономического самоуправления формируется система социального партнерства — открывается социальный диалог и достигается взаимопонимание между основными социальными группами. Этому способствует создание системы договоров и соглашений, увязывающих этику и экономику, закрепляющих нормы цивилизованного поведения хозяйствующих субъектов. Такая система общественных договоров сужает в национальной экономике зону стихийности и неопределенности. В белорусское законодательство термин «социальное партнерство» был введен в 1992 г. В Трудовом кодексе (с 1 01.2002 г) отмечено, что в экономической и социальной политике социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками (представляют профсоюзы) и нанимателями на разных уровнях по поводу установления взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. Субъектами социального партнерства на общереспубликанском уровне определены правительство, профсоюзы и союзы предпринимателей, действует Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. В Генеральном соглашении на 2001-2003 гг установлено (п. 38), что правительство при подготовке правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников и нанимателей, их правовое и экономическое положение, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений республиканским объединениям нанимателей и профсоюзам, учитывает их мнение при принятии решений Развитие идеи экономического самоуправления. Идея ассоциативной власти, которая, с одной стороны, преодолевала бы ограниченность рыночного механизма, а с другой — вытесняла бюрократическую машину государства, имеет многовековую историю. Первоначально идея самоуправления развивалась в учениях социалистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), а затем и коммунистов (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), социалистов-ри-кардианцев и т. д. Все такие построения явились прямой реакцией на бесправие и обнищание масс, бюрократизацию буржуазного государства, обострение противоречий между трудом и капиталом. Выход был усмотрен в отмирании государства и общественных классов, ликвидации частной собственности, в развитии самоуправления на всех уровнях социально-экономической системы. На данный исторический момент такие построения признаны утопичными (преждевременными). Что касается классической и неоклассической школы экономической мысли, то ее представители длительное время абсолютизировали идею свободного рыночного хозяйства и были противниками каких бы то ни было общественных договоренностей. Классик английской политэкономии А Смит предупреждал, что если в какой то момент все городские сапожники сбегутся на свое собрание, то завтра вполне можно ожидать повышения рыночной цены на обувь. Для того чтобы конституирующий тезис Римского права «Частная собственность священна» был дополнен в экономической теории христианским обобщением «Частная собственность обязывает», потребовалось почти два века. Лишь эмпирическим путем была выявлена ограниченность системы свободной конкуренции к самонастройке. . 695 Первый шаг по пути новейшего признания идеи экономического самоуправления сделали американские институциона-листы (Т. Веблен), социал-демократы Западной Европы (Э. Бер-нштейн, Р. Гильфердинг), затем английский экономист Дж. М. Кейнс и левые неокейнсианцы. Наконец, возникло новое социально-институциональное направление, которое сделало ставку именно на институциональное строительство (Дж. Гэлбрейт) (см. ч.1, глава 2). Сегодня самоуправление рассматривается уже не как призрак коммунизма, который бродит по Европе, а как признак цивилизованного «сформированного общества», «смешанной экономики» и т. д. Ограничивая деструктивное поведение частного предпринимателя, современное западное общество активно внедряет модели ассоциативного поведения хозяйствующих субъектов, стремясь таким способом ограничить спонтанную монополизацию (централизацию) и бюрократизацию рыночной экономической системы. Механизм саморегулирования непрерывно совершенствуется под воздействием профсоюзов и государства, предпринимателей и политических партий. В качестве особой предпосылки для развития идей экономического самоуправления в 30-60-е годы XX века выступило углубление кризиса административного социализма в СССР и других странах социалистического лагеря. За счет экономического самоуправления одни реформаторы пытались «очеловечить» административный социализм и спасти его от катастрофы. Другие мыслители видели в этом даже своеобразную историческую альтернативу советской модели хозяйствования (И. Б. Тито, Э. Кардель). Все это нашло отражение в многочисленных концепциях «хозяйственной демократии», «самоуправляемого социализма», «конкурентного социализма», «национального коммунизма», в моделях «рыночного социализма». Например, «рыночный социализм» трактовался как третий путь, призванный объединить социальные преимущества социализма и экономическую эффективность капитализма (52). Идея экономического самоуправления получала колоссальное развитие в тех социалистических странах, где пред- принимались реальные усилия по демонтажу административно-командной системы (например, 60-70-е годы XX в. Чехословакия и Венгрия), а так же в Югославии (с начала 50-х годов XX в.), где реализовывалась государственная концепция «ассоциативного социализма». Следует обратить внимание на то, что именно те бывшие социалистические страны, которые первыми начали развивать идеи «рыночного социализма» и т. п, в начале 90-х гг. XX века оказались наиболее подготовленными к широкомасштабным рыночным преобразованиям
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.012 с.) |