Олигополия как особое состояние несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия как особое состояние несовершенной конкуренции



Признаки и виды олигополии. Наиболее типичной ситуа­цией для рынка продукта выступает наличие не одного про­давца, а нескольких крупных предпринимательских фирм. В данном случае речь идет об олигополии.

Термин «олигополия» происходит от сочетания двух слов: «олиго» — несколько; «полети» — торговать.

Олигополия может трактоваться как крупный хозяйству­ющий субъект и как состояние рынка отрасли (разновидность несовершенной конкуренции).

Олигополия как крупная предпринимательская фирма вступает в конкуренцию с аналогичными хозяйствующими субъектами и стремится реализовать имеющуюся над рынком власть в виде присвоения дополнительной прибыли.

Олигополия как состояние несовершенной конкуренции есть такая ситуация на отраслевом рынке, когда складывает­ся экономическая власть нескольких доминирующих хозяй­ствующих субъектов. Для такой разновидности рыночной Структуры характерны следующие признаки:

а) ограниченное количество фирм в отрасли;

б) значительная концентрация производства и доминиро­
вание крупных производителей;

в) ограниченный доступ в отрасль;

г) конкуренция за объем продаж и представительство на
рынке;

д) особое стратегическое поведение крупных фирм.

К олигополии как разновидности несовершенной конкурен­ции принято относить рынок отрасли с числом продавцов про­дукции от 2 до 24 включительно (см. рис. 9.15).

Если на рынке обнаруживается всего 2 продавца, то это ситуация, характерная для диополии.


Рис. 9.15. Олигополия как рыночная структура в условиях несовершенной конкуренции

Плотная олигополия характеризуется числом продавцов от 3 до 8 включительно. В условиях плотной олигополии все­гда сохраняется вероятность заключения тотального картель­ного соглашения. Если это произойдет, то на основе плотной олигополии возникнет общенациональный картель.

Для разряженной олигополии характерно наличие 9-24 продавцов.

С учетом характера продукции выделяют:

а) ординарную (чистую) олигополию (речь идет о рынке стан­
дартизированной продукции: стройматериалы, металлы и т. д.);

б) дифференцированную олигополию (рынок товаров с раз­
нообразными моделями: обувь, одежда, бытовая техника и т. д.).

Следует отметить, что при обнаружении олигополии как осо­бого состояния несовершенной конкуренции в качестве критерия используется не количество предприятий или фирм в конкретной отрасли национальной экономики, а степень концентрации про­изводства в пределах определенного регионального рынка.

Пример. Сегодня в Беларуси насчитывается более 120 больших и сред­них заводов по переработке молока. Формально нет оснований заявлять о том, что якобы имеет место монополизация молочного рынка. Но оказывается, что в границах определенного района каждый молокозавод выступает как чис­тая монополия, за которой закреплена сырьевая база. Колхозы и совхозы строго расписаны между молокозаводами как поставщики молока.

Что касается Минска, то здесь насчитывается 6 крупных производств по переработке молока, которые в совокупности и образуют олигополистичес-кую структуру.


Еще раз подчеркнем, что для современного рынка характер­на прежде всего олигополия, а не чистая монополия. Но тип эко­номического поведения при этом сохраняется все тот же — моно­полистический. Постоянно обнаруживается стремление олигополии реализовать имеющиеся экономические преимущества через при­своения монопольно высокой прибыли. В условиях олигополии высока вероятность заключения соглашения картельного типа.

Предпосылки формирования олигополии. Формирование оли­гополии как крупного хозяйствующего субъекта подчиняется тем же экономическим закономерностям, что и процесс возникнове­ния абсолютной монополии. Олигополию можно рассматривать как результат незавершенного процесса монополизации.

Во-первых, положительный эффект масштаба позволяет минимизировать издержки производства и получить значитель­ные конкурентные преимущества. Однако из-за исчерпания положительного эффекта масштаба производства дальнейшая концентрация производства и наращивание производственных мощностей в одной «экономической точке» теряют смысл. В итоге на отраслевом рынке закрепляется не одно, а несколько крупных предприятий (см. рис. 9.16).

В длительный период времени кривая средних общих издер­жек производства (LATC) имеет восходящий участок (см. рис. 9.16).


Выявляется зона неоптимальных решений. Это накладывает объек­тивные пределы на процесс концентрации производства.

Таким образом, закрепление олигополии в качестве доми­нирующей рыночной структуры отражает процесс исчерпания положительного эффекта масштаба. И чем быстрее такой эф­фект исчерпывается, тем большее число предприятий можно насчитать в той или иной отрасли национального производства.

Во-вторых, в национальной экономике видов производств, для которых характерно достаточно быстрое исчерпание по­ложительного эффекта масштаба, всегда много.

В условиях быстрого исчерпания положительного эффек­та масштаба обычно не столь высока минимальная граница вложения капитала. Поэтому складываются низкие финансо­вые барьеры для проникновения в отрасль со стороны других конкурентов. Понятно, что олигополия всячески препятству­ет такому проникновению на монополизированный рынок. Она стремится получить максимум информации о потенциальном конкуренте и уже имеющихся соперниках, изучает их поведе­ние, пытается прогнозировать их действия.

В-третьих, всегда существует вероятность полного вытес­нения с отраслевого рынка продукта неперспективных мелких и средних предприятий. Банкротство, или добровольная само­ликвидация мелких предпринимательских фирм, выступает как своеобразная расчистка экономического поля для олигополии.

Потенциал «догоняющего слияния». Особый вариант разви­тия событий возникает тогда, когда происходит поглощение или слияние в единую организацию мелких и средних предприятий, которые не могут похвастаться наличием высоких технологий. Действительно, в этом случае имеет место централизация про­изводства. Формально возникает достаточно крупный хозяй­ствующий субъект, претендующий на роль олигополии.

Но надо признать, что «на старте» новая олигополия еще не имеет современной технической базы. В момент создания она наследует устарелую технологию производства. В лучшем случае в рамках объединения лишь упрощаются производ­ственные связи, открывается перспектива для проведения в дальнейшем скоординированной реконструкции производства.


Вместе с тем надо признать, что «догоняющее слияние», после которого одному крупному производителю противостоят, например, не 24 мелких предприятия, а 3 объединившихся хозяйствующих субъекта, в перспективе в состоянии усилить рыночную конкуренцию.

Особенности ценообразования. Каждой олигополии прихо­дится вести борьбу на два фронта:

1) учитывать поведение своих соперников среди произво­
дителей;

2) изучать поведение потребителей.

Объектами повышенного внимания для олигополии высту­пают конкурентное взаимодействие, цена товара, объем про­даж и доля фирмы на рынке, дифференциация продукта и его качество, стратегия стимулирования сбыта, дополнительные услуги потребителю, наконец, инновационная деятельность.

Обобщение современной практики хозяйствования показы­вает, что в зависимости от складывающейся экономической ситуации олигополия может использовать разные модели фор­мирования рыночной цены:

а) ценовая конкуренция;

б) тайный сговор картельного типа о единой цене;

в) лидерство в ценообразовании;

г) ценовая накидка (лимитирование цены).

Ценовая конкуренция характеризуется стремлением олиго­полии открыто навязать всем участникам отраслевого рынка свои представления о справедливой цене.

Практика показывает, что конкуренты обычно спокойно воспринимают взвинчивание олигополией рыночной цены. Дело в том, что при такой ценовой политике «на повышение» они, продолжая продавать товар по более низкой цене, полу­чают хороший шанс перераспределить в свою пользу часть рыночного спроса и повысить индивидуальную долю продаж.

Поэтому олигополия, делая ставку на обострение ценовой конкуренции, как правило, не повышает, а снижает цену. Сре­ди ответных мер со стороны других участников рынка можно ожидать лишь адекватное снижение цены. Не исключено, что в результате такой ценовой гонки отдельные предприятия очень скоро окажутся на грани разорения.


Есть смысл ожидать, что ответные действия против олигарха конкуренты предпримут по другим направлениям. Все это приведет к эскалации торговой вой­ны. Не случайно в современных условиях ценовая конкуренция, как форма ради­кального воздействия на ближайших соперников, используется не так уж и часто.

Тайный сговор. Означает достижение неофициального кар­тельного соглашения среди олигополии отрасли о совместном контроле над ценой товара.

Обычно такие соглашения (ценовой картель) не протоко­лируются и письменно не оформляются. С одной стороны, ус­тановление тайного контроля позволяет сохранить для широ­кой публики иллюзию свободной конкуренции, а с другой — уменьшить неопределенность, заметно снизить коммерческий риск, создать условия для присвоения сверхприбыли и не до­пустить появления в отрасли новых конкурентов.

Олигополия опасается после повышения цены остаться в одиночестве и, как следствие, потерять часть рынка. Олиго­полия также опасается, что после снижения цены конкуренты последуют ее примеру, что на длительное время приведет к потере части прибыли.

Такая неопределенность относительно реакции конкурентов приводит к тому, что на олигархических рынках наблюдаются долгие периоды сохранения цен неизменными, несмотря на замет­ное изменение издержек производства и спроса. Подобная жест­кость цен определяется термином «администрируемые цены» (не следует отождествлять с так называемыми административными ценами, т. е. с ценами, установленными государством).

Лидерство в ценообразовании. Так как картельные сгово­ры по цене обычно преследуются со стороны государства, поэтому олигополиям есть резон согласовывать свои действия в неявной форме.

Среди участников рынка негласно выделяется фирма-ли­дер, которая имеет некоторые преимущества, в том числе и неэкономического характера.

Например, за счет наличия особо доверительных контактов в органах государственной власти (родственные связи, контакты с бывшими сослужив­цами и др.), с прессой (доверительные отношения, собственность и управле­ние СМИ) и т. п. Как правило, роль лидера закрепляется за наиболее эффек­тивной компанией, имеющей в обществе положительный имидж.


«Ценовой лидер», получив со стороны других участников рынка санкцию на действия, начинает готовить общественное мнение к мысли о неизбежности повышения цены на продук­цию из-за якобы складывающихся объективных обстоятельств. После первой информационной атаки выдерживается неболь­шая пауза, внимательно изучаются реакция общества и прес­сы, новые формы приспособления покупателей к ожидаемому повышению цены, а также действия потенциальных конкурен­тов. Окончательное решение о повышении цены принимается только после изучения всего объема поступившей информации.

После состоявшегося повышения цены остальные участ­ники рынка следуют за лидером, ссылаясь на его действия. Единая цена выступает в качестве главного фактора, опреде­ляющего дальнейшее развитие отраслевого предложения.

Устойчивость модели «ценового лидера» обеспечивается высокой вероятностью применения со стороны фирмы-лидера весьма жестких санкций, а также прямой заинтересованностью самих олигополии иметь в своей среде лидера, принимающего на себя все хлопоты по детальному изучению рынка и выра­ботке оптимальной цены.

Ценовая накидка. В ходе специального исследования опре­деляются средние издержки производства, которые признаются в качестве приемлемых для всей отрасли. Рассчитывается допустимая норма прибыли, или ценовая накидка. Через сум­мирование двух величин (издержки плюс прибыль) определя­ется верхний лимит единой рыночной цены, соблюдать кото­рую предписывается всем участникам рынка.

Скромный размер ценовой накидки (нормы прибыли) до­водится до сведения общественности. Этим демонстрируется то, что на данном сегменте национального рынка ситуация находится под контролем института экономического самоуп­равления и не следует опасаться несанкционированного или необоснованного повышения цен.

В сущности, таким способом достигается все то же кар­тельное соглашение об установлении единой цены на товар с конкретными потребительскими свойствами. В современных условиях подобный прием широко используется при установ-


лении цен на стандартную продукцию (железнодорожный та­риф для внутренних и международных перевозок; цена на энер­гоносители, зерно, хлопок и т. д.).

Если у какого-то участника рынка складываются более высокие индиви­дуальные издержки производства, то использование единой цены приводит к потере части средней прибыли.

Для органов государственного управления величина ценовой накидки всегда составляет объект постоянного интереса.

Модель дуополии Курно. Дуополия есть разновидность олигопольной рыночной структуры, когда в отрасли присут­ствуют лишь две сильные фирмы (см. рис. 9.15).

В модели французского экономиста О. Курно, выдвину­той в 1838 г., анализируется ситуация, при которой каждая фирма вынуждена принимать решения с учетом присутствия на рынке продукта единственного и крупного конкурента. При принятии решения олигополия принимает во внимание то ре­шение, которое реализовано единственным конкурентом. Прежде всего учитывается его объем предложения продукции.

Предположим, что рыночный спрос представлен линией D, предельный доход линией MR, а предельные издержки (МС) по­стоянны (см. рис. 9.17 а).

Если фирма А считает, что другая фирма В воздержится от выпуска продукции данного рода, то объем предложения, при котором объем прибыли будет максимальным, составит Q = 50,


что соответствует перпендикуляру, опущенному из точки А (МС = MR) на ось объема.

Теперь допустим, что фирма В решила сама производить 50 единиц продукции. Тогда фирме А в своих расчетах следу­ет учесть смещение кривой спроса на ее продукцию под дав­лением объема выпуска фирмы В в объеме 50 единиц (см. ли­нию dj на рис. 9.17 а). Фирма А, реагируя на действия единственного конкурента, оптимизирует объем выпуска в точке А, на уровне Q, =25 (см. таблицу 9.2).

В дальнейшем любое увеличение предложения фирмой В фирма А будет воспринимать как фактор смещения спроса на свою продукцию (см. линию D2).

Решения по объему производства фирмы А представляют собой линию реагирования QA на изменения выпуска фирмой В (см. рис. 9. 17 б).

Действуя аналогично, фирма В будет определять свою линию реагирования QB на поведение фирмы А. Взаимодей­ствие двух линий реагирования позволяет проследить, как в условиях дуополии устанавливается равновесный выпуск. Фирмы достигнут равновесия в точке пересечения их линий реагирования (см точку К на рис. 9.17 б), что даст равновес­ный уровень объема их производства.

В фундаментальной экономической теории такое равнове­сие называется равновесием Курно, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положе­нии фирмы при заданных действиях конкурента.

Равновесие Курно отражает ситуацию, которая в теории игр называет­ся равновесием Нэша: «при заданных действиях оппонентов игрок всегда стре­мится отыскать лучшее решение».

Таблица 9.2. Очередность принятия решений по объему производства в

условиях дуополии

 

 

  Объем выпуска
Фирма А Фирма В
Ситуация 1  
Ситуация 2    
Ситуация 3 12,5  
Ситуация 4    

Теория игр как инструмент анализа. Олигопольный рынок ха­рактеризуется присутствием мощных хозяйствующих субъектов, предпочтения которых не являются заданными и стабильными, а непрерывно изменяются в зависимости от поведения конкурентов.

Не случайно при анализе их взаимного поведения и пост­роении соответствующих моделей часто используется теория игр, когда каждый крупный субъект рассматривается как сво­еобразный игрок.

В экономическом анализе теория игр предстает как способ исследования вза­имообусловленного поведения, когда решения одного участника рынка оказыва­ют прямое влияние на процесс принятия решений другого участника, и наоборот.

Установление цен, манипуляция объемами выпуска, опре­деление уровня оплаты наемного труда, активизация расходов на рекламу рассматриваются как конкретные действия «иг­рока», на которые следует ожидать ответную реакцию со сто­роны другого игрока. Выигрыш предстает как максимизация прибыли, укрепление рыночной позиции и т. п.

Анализ поведения «экономического игрока» строится на принципе оценки результатов стратегий участников рынка. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собой варианты и оценки результатов решений участников такого рыночного взаимодействия. Игры могут быть коопе­ративными, когда допускается обмен информацией между участниками, и не кооперативными, когда исключается обмен информацией между участниками.

В качестве равновесия в такой игре признается ситуация, когда каждый игрок имеет возможность на действия противо­положной стороны ответить самым лучшим способом.

Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии.

Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от фирмы Б, называ­ется равновесием по Нэшу.

Если при наличии только двух игроков выигрышу одного из них в ходе реализации предпринятых действий соответству-


ст равный проигрыш другого, то такая олигополистическая игра классифицируется как антагонистическая («равновесие по Парето»; см. 4, стр. 184).

Модели теории игр позволяют не только проанализиро­вать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить имеющиеся проблемы в функционировании ры­ночного взаимодействия. В реальной действительности хозяй­ствующие субъекты находятся в непрерывном взаимодей­ствии, т. е. имеют место повторяющиеся игры. Принимаемые решения основываются на предыдущем опыте. Поэтому очень скоро сама жизнь подсказывает, что скоординированное пове­дение всегда выгоднее атомизированных решений.

Эффективность олигополии. В функционировании олигополии принято выделять положительные и отрицательные стороны.

Плюс. У олигополии больше возможностей для самофинан-4 сирования и для того, чтобы получить банковский кредит под реализацию крупного научно-технического проекта. На внутрен­нем рынке сохраняется достаточно сильная конкуренция среди весьма достойных соперников. У олигополии есть хорошие шан­сы для того, чтобы удачно закрепиться на внешнем рынке.

Минус. Олигополия стремится уйти из-под контроля, зак­лючить картельное соглашение с другими крупными партнера­ми. Последствия здесь хорошо известны. До тех пор, пока ис­пользуемый вариант развития производства еще себя не окупил, олигополия будет тормозить научно-технический прогресс.

Таким образом, для олигополии присуще монополистичес­кое поведение. Поэтому со стороны общества необходимо осуществлять эффективный контроль за хозяйствующими субъектами, обладающими рыночной властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.031 с.)