Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олигополия как особое состояние несовершенной конкуренцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Признаки и виды олигополии. Наиболее типичной ситуацией для рынка продукта выступает наличие не одного продавца, а нескольких крупных предпринимательских фирм. В данном случае речь идет об олигополии. Термин «олигополия» происходит от сочетания двух слов: «олиго» — несколько; «полети» — торговать. Олигополия может трактоваться как крупный хозяйствующий субъект и как состояние рынка отрасли (разновидность несовершенной конкуренции). Олигополия как крупная предпринимательская фирма вступает в конкуренцию с аналогичными хозяйствующими субъектами и стремится реализовать имеющуюся над рынком власть в виде присвоения дополнительной прибыли. Олигополия как состояние несовершенной конкуренции есть такая ситуация на отраслевом рынке, когда складывается экономическая власть нескольких доминирующих хозяйствующих субъектов. Для такой разновидности рыночной Структуры характерны следующие признаки: а) ограниченное количество фирм в отрасли; б) значительная концентрация производства и доминиро в) ограниченный доступ в отрасль; г) конкуренция за объем продаж и представительство на д) особое стратегическое поведение крупных фирм. К олигополии как разновидности несовершенной конкуренции принято относить рынок отрасли с числом продавцов продукции от 2 до 24 включительно (см. рис. 9.15). Если на рынке обнаруживается всего 2 продавца, то это ситуация, характерная для диополии. Рис. 9.15. Олигополия как рыночная структура в условиях несовершенной конкуренции Плотная олигополия характеризуется числом продавцов от 3 до 8 включительно. В условиях плотной олигополии всегда сохраняется вероятность заключения тотального картельного соглашения. Если это произойдет, то на основе плотной олигополии возникнет общенациональный картель. Для разряженной олигополии характерно наличие 9-24 продавцов. С учетом характера продукции выделяют: а) ординарную (чистую) олигополию (речь идет о рынке стан б) дифференцированную олигополию (рынок товаров с раз Следует отметить, что при обнаружении олигополии как особого состояния несовершенной конкуренции в качестве критерия используется не количество предприятий или фирм в конкретной отрасли национальной экономики, а степень концентрации производства в пределах определенного регионального рынка. Пример. Сегодня в Беларуси насчитывается более 120 больших и средних заводов по переработке молока. Формально нет оснований заявлять о том, что якобы имеет место монополизация молочного рынка. Но оказывается, что в границах определенного района каждый молокозавод выступает как чистая монополия, за которой закреплена сырьевая база. Колхозы и совхозы строго расписаны между молокозаводами как поставщики молока. Что касается Минска, то здесь насчитывается 6 крупных производств по переработке молока, которые в совокупности и образуют олигополистичес-кую структуру. Еще раз подчеркнем, что для современного рынка характерна прежде всего олигополия, а не чистая монополия. Но тип экономического поведения при этом сохраняется все тот же — монополистический. Постоянно обнаруживается стремление олигополии реализовать имеющиеся экономические преимущества через присвоения монопольно высокой прибыли. В условиях олигополии высока вероятность заключения соглашения картельного типа. Предпосылки формирования олигополии. Формирование олигополии как крупного хозяйствующего субъекта подчиняется тем же экономическим закономерностям, что и процесс возникновения абсолютной монополии. Олигополию можно рассматривать как результат незавершенного процесса монополизации. Во-первых, положительный эффект масштаба позволяет минимизировать издержки производства и получить значительные конкурентные преимущества. Однако из-за исчерпания положительного эффекта масштаба производства дальнейшая концентрация производства и наращивание производственных мощностей в одной «экономической точке» теряют смысл. В итоге на отраслевом рынке закрепляется не одно, а несколько крупных предприятий (см. рис. 9.16). В длительный период времени кривая средних общих издержек производства (LATC) имеет восходящий участок (см. рис. 9.16). Выявляется зона неоптимальных решений. Это накладывает объективные пределы на процесс концентрации производства. Таким образом, закрепление олигополии в качестве доминирующей рыночной структуры отражает процесс исчерпания положительного эффекта масштаба. И чем быстрее такой эффект исчерпывается, тем большее число предприятий можно насчитать в той или иной отрасли национального производства. Во-вторых, в национальной экономике видов производств, для которых характерно достаточно быстрое исчерпание положительного эффекта масштаба, всегда много. В условиях быстрого исчерпания положительного эффекта масштаба обычно не столь высока минимальная граница вложения капитала. Поэтому складываются низкие финансовые барьеры для проникновения в отрасль со стороны других конкурентов. Понятно, что олигополия всячески препятствует такому проникновению на монополизированный рынок. Она стремится получить максимум информации о потенциальном конкуренте и уже имеющихся соперниках, изучает их поведение, пытается прогнозировать их действия. В-третьих, всегда существует вероятность полного вытеснения с отраслевого рынка продукта неперспективных мелких и средних предприятий. Банкротство, или добровольная самоликвидация мелких предпринимательских фирм, выступает как своеобразная расчистка экономического поля для олигополии. Потенциал «догоняющего слияния». Особый вариант развития событий возникает тогда, когда происходит поглощение или слияние в единую организацию мелких и средних предприятий, которые не могут похвастаться наличием высоких технологий. Действительно, в этом случае имеет место централизация производства. Формально возникает достаточно крупный хозяйствующий субъект, претендующий на роль олигополии. Но надо признать, что «на старте» новая олигополия еще не имеет современной технической базы. В момент создания она наследует устарелую технологию производства. В лучшем случае в рамках объединения лишь упрощаются производственные связи, открывается перспектива для проведения в дальнейшем скоординированной реконструкции производства. Вместе с тем надо признать, что «догоняющее слияние», после которого одному крупному производителю противостоят, например, не 24 мелких предприятия, а 3 объединившихся хозяйствующих субъекта, в перспективе в состоянии усилить рыночную конкуренцию. Особенности ценообразования. Каждой олигополии приходится вести борьбу на два фронта: 1) учитывать поведение своих соперников среди произво 2) изучать поведение потребителей. Объектами повышенного внимания для олигополии выступают конкурентное взаимодействие, цена товара, объем продаж и доля фирмы на рынке, дифференциация продукта и его качество, стратегия стимулирования сбыта, дополнительные услуги потребителю, наконец, инновационная деятельность. Обобщение современной практики хозяйствования показывает, что в зависимости от складывающейся экономической ситуации олигополия может использовать разные модели формирования рыночной цены: а) ценовая конкуренция; б) тайный сговор картельного типа о единой цене; в) лидерство в ценообразовании; г) ценовая накидка (лимитирование цены). Ценовая конкуренция характеризуется стремлением олигополии открыто навязать всем участникам отраслевого рынка свои представления о справедливой цене. Практика показывает, что конкуренты обычно спокойно воспринимают взвинчивание олигополией рыночной цены. Дело в том, что при такой ценовой политике «на повышение» они, продолжая продавать товар по более низкой цене, получают хороший шанс перераспределить в свою пользу часть рыночного спроса и повысить индивидуальную долю продаж. Поэтому олигополия, делая ставку на обострение ценовой конкуренции, как правило, не повышает, а снижает цену. Среди ответных мер со стороны других участников рынка можно ожидать лишь адекватное снижение цены. Не исключено, что в результате такой ценовой гонки отдельные предприятия очень скоро окажутся на грани разорения. Есть смысл ожидать, что ответные действия против олигарха конкуренты предпримут по другим направлениям. Все это приведет к эскалации торговой войны. Не случайно в современных условиях ценовая конкуренция, как форма радикального воздействия на ближайших соперников, используется не так уж и часто. Тайный сговор. Означает достижение неофициального картельного соглашения среди олигополии отрасли о совместном контроле над ценой товара. Обычно такие соглашения (ценовой картель) не протоколируются и письменно не оформляются. С одной стороны, установление тайного контроля позволяет сохранить для широкой публики иллюзию свободной конкуренции, а с другой — уменьшить неопределенность, заметно снизить коммерческий риск, создать условия для присвоения сверхприбыли и не допустить появления в отрасли новых конкурентов. Олигополия опасается после повышения цены остаться в одиночестве и, как следствие, потерять часть рынка. Олигополия также опасается, что после снижения цены конкуренты последуют ее примеру, что на длительное время приведет к потере части прибыли. Такая неопределенность относительно реакции конкурентов приводит к тому, что на олигархических рынках наблюдаются долгие периоды сохранения цен неизменными, несмотря на заметное изменение издержек производства и спроса. Подобная жесткость цен определяется термином «администрируемые цены» (не следует отождествлять с так называемыми административными ценами, т. е. с ценами, установленными государством). Лидерство в ценообразовании. Так как картельные сговоры по цене обычно преследуются со стороны государства, поэтому олигополиям есть резон согласовывать свои действия в неявной форме. Среди участников рынка негласно выделяется фирма-лидер, которая имеет некоторые преимущества, в том числе и неэкономического характера. Например, за счет наличия особо доверительных контактов в органах государственной власти (родственные связи, контакты с бывшими сослуживцами и др.), с прессой (доверительные отношения, собственность и управление СМИ) и т. п. Как правило, роль лидера закрепляется за наиболее эффективной компанией, имеющей в обществе положительный имидж. «Ценовой лидер», получив со стороны других участников рынка санкцию на действия, начинает готовить общественное мнение к мысли о неизбежности повышения цены на продукцию из-за якобы складывающихся объективных обстоятельств. После первой информационной атаки выдерживается небольшая пауза, внимательно изучаются реакция общества и прессы, новые формы приспособления покупателей к ожидаемому повышению цены, а также действия потенциальных конкурентов. Окончательное решение о повышении цены принимается только после изучения всего объема поступившей информации. После состоявшегося повышения цены остальные участники рынка следуют за лидером, ссылаясь на его действия. Единая цена выступает в качестве главного фактора, определяющего дальнейшее развитие отраслевого предложения. Устойчивость модели «ценового лидера» обеспечивается высокой вероятностью применения со стороны фирмы-лидера весьма жестких санкций, а также прямой заинтересованностью самих олигополии иметь в своей среде лидера, принимающего на себя все хлопоты по детальному изучению рынка и выработке оптимальной цены. Ценовая накидка. В ходе специального исследования определяются средние издержки производства, которые признаются в качестве приемлемых для всей отрасли. Рассчитывается допустимая норма прибыли, или ценовая накидка. Через суммирование двух величин (издержки плюс прибыль) определяется верхний лимит единой рыночной цены, соблюдать которую предписывается всем участникам рынка. Скромный размер ценовой накидки (нормы прибыли) доводится до сведения общественности. Этим демонстрируется то, что на данном сегменте национального рынка ситуация находится под контролем института экономического самоуправления и не следует опасаться несанкционированного или необоснованного повышения цен. В сущности, таким способом достигается все то же картельное соглашение об установлении единой цены на товар с конкретными потребительскими свойствами. В современных условиях подобный прием широко используется при установ- лении цен на стандартную продукцию (железнодорожный тариф для внутренних и международных перевозок; цена на энергоносители, зерно, хлопок и т. д.). Если у какого-то участника рынка складываются более высокие индивидуальные издержки производства, то использование единой цены приводит к потере части средней прибыли. Для органов государственного управления величина ценовой накидки всегда составляет объект постоянного интереса. Модель дуополии Курно. Дуополия есть разновидность олигопольной рыночной структуры, когда в отрасли присутствуют лишь две сильные фирмы (см. рис. 9.15). В модели французского экономиста О. Курно, выдвинутой в 1838 г., анализируется ситуация, при которой каждая фирма вынуждена принимать решения с учетом присутствия на рынке продукта единственного и крупного конкурента. При принятии решения олигополия принимает во внимание то решение, которое реализовано единственным конкурентом. Прежде всего учитывается его объем предложения продукции. Предположим, что рыночный спрос представлен линией D, предельный доход линией MR, а предельные издержки (МС) постоянны (см. рис. 9.17 а). Если фирма А считает, что другая фирма В воздержится от выпуска продукции данного рода, то объем предложения, при котором объем прибыли будет максимальным, составит Q = 50, что соответствует перпендикуляру, опущенному из точки А (МС = MR) на ось объема. Теперь допустим, что фирма В решила сама производить 50 единиц продукции. Тогда фирме А в своих расчетах следует учесть смещение кривой спроса на ее продукцию под давлением объема выпуска фирмы В в объеме 50 единиц (см. линию dj на рис. 9.17 а). Фирма А, реагируя на действия единственного конкурента, оптимизирует объем выпуска в точке А, на уровне Q, =25 (см. таблицу 9.2). В дальнейшем любое увеличение предложения фирмой В фирма А будет воспринимать как фактор смещения спроса на свою продукцию (см. линию D2). Решения по объему производства фирмы А представляют собой линию реагирования QA на изменения выпуска фирмой В (см. рис. 9. 17 б). Действуя аналогично, фирма В будет определять свою линию реагирования QB на поведение фирмы А. Взаимодействие двух линий реагирования позволяет проследить, как в условиях дуополии устанавливается равновесный выпуск. Фирмы достигнут равновесия в точке пересечения их линий реагирования (см точку К на рис. 9.17 б), что даст равновесный уровень объема их производства. В фундаментальной экономической теории такое равновесие называется равновесием Курно, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирмы при заданных действиях конкурента. Равновесие Курно отражает ситуацию, которая в теории игр называется равновесием Нэша: «при заданных действиях оппонентов игрок всегда стремится отыскать лучшее решение». Таблица 9.2. Очередность принятия решений по объему производства в условиях дуополии
Теория игр как инструмент анализа. Олигопольный рынок характеризуется присутствием мощных хозяйствующих субъектов, предпочтения которых не являются заданными и стабильными, а непрерывно изменяются в зависимости от поведения конкурентов. Не случайно при анализе их взаимного поведения и построении соответствующих моделей часто используется теория игр, когда каждый крупный субъект рассматривается как своеобразный игрок. В экономическом анализе теория игр предстает как способ исследования взаимообусловленного поведения, когда решения одного участника рынка оказывают прямое влияние на процесс принятия решений другого участника, и наоборот. Установление цен, манипуляция объемами выпуска, определение уровня оплаты наемного труда, активизация расходов на рекламу рассматриваются как конкретные действия «игрока», на которые следует ожидать ответную реакцию со стороны другого игрока. Выигрыш предстает как максимизация прибыли, укрепление рыночной позиции и т. п. Анализ поведения «экономического игрока» строится на принципе оценки результатов стратегий участников рынка. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собой варианты и оценки результатов решений участников такого рыночного взаимодействия. Игры могут быть кооперативными, когда допускается обмен информацией между участниками, и не кооперативными, когда исключается обмен информацией между участниками. В качестве равновесия в такой игре признается ситуация, когда каждый игрок имеет возможность на действия противоположной стороны ответить самым лучшим способом. Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии. Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от фирмы Б, называется равновесием по Нэшу. Если при наличии только двух игроков выигрышу одного из них в ходе реализации предпринятых действий соответству- ст равный проигрыш другого, то такая олигополистическая игра классифицируется как антагонистическая («равновесие по Парето»; см. 4, стр. 184). Модели теории игр позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить имеющиеся проблемы в функционировании рыночного взаимодействия. В реальной действительности хозяйствующие субъекты находятся в непрерывном взаимодействии, т. е. имеют место повторяющиеся игры. Принимаемые решения основываются на предыдущем опыте. Поэтому очень скоро сама жизнь подсказывает, что скоординированное поведение всегда выгоднее атомизированных решений. Эффективность олигополии. В функционировании олигополии принято выделять положительные и отрицательные стороны. Плюс. У олигополии больше возможностей для самофинан-4 сирования и для того, чтобы получить банковский кредит под реализацию крупного научно-технического проекта. На внутреннем рынке сохраняется достаточно сильная конкуренция среди весьма достойных соперников. У олигополии есть хорошие шансы для того, чтобы удачно закрепиться на внешнем рынке. Минус. Олигополия стремится уйти из-под контроля, заключить картельное соглашение с другими крупными партнерами. Последствия здесь хорошо известны. До тех пор, пока используемый вариант развития производства еще себя не окупил, олигополия будет тормозить научно-технический прогресс. Таким образом, для олигополии присуще монополистическое поведение. Поэтому со стороны общества необходимо осуществлять эффективный контроль за хозяйствующими субъектами, обладающими рыночной властью.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.012 с.) |